Научная статья на тему 'О взаимодействии преподавателей разноуровневых учебных заведений в составе университетского комплекса'

О взаимодействии преподавателей разноуровневых учебных заведений в составе университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / UNIVERSITY COMPLEX / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER AND SECONDARY EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Н.О.

В статье рассматриваются направления, формы взаимодействия преподавателей учреждений высшего и среднего образования в составе университетского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INTERACTION OF TEACHERS OF DIFFERENT LEVELS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE UNIVERSITY COMPLEX

The article considers the directions and forms of teachers interaction of higher and secondary education institutions in the University complex.

Текст научной работы на тему «О взаимодействии преподавателей разноуровневых учебных заведений в составе университетского комплекса»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.112-057.85

Н.О. Ваганова

заместитель директора по учебной работе, Новосибирский техникум железнодорожного транспорта -филиал ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения»

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОСТАВЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. В статье рассматриваются направления, формы взаимодействия преподавателей учреждений высшего и среднего образования в составе университетского комплекса.

Ключевые слова: университетский комплекс, преподаватели, среднее образование, высшее образование.

N.O. Vaganova, Deputy Director of educational work of the Novosibirsk Technical School of the Railway transport

ABOUT THE INTERACTION OF TEACHERS OF DIFFERENT LEVELS OF EDUCATIONAL

INSTITUTIONS IN THE UNIVERSITY COMPLEX

Abstract. The article considers the directions and forms of teachers interaction of higher and secondary education institutions in the University complex.

Keywords: university complex, teachers, higher and secondary education.

Программный документ «Национальная доктрина образования в России» определил направление развития российского образования до 2025 года как «важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества», поставив перед профессиональным образованием цель «удовлетворить потребность государства в высококвалифицированных кадрах, создать условия для их профессионального роста» [1].

Для достижения поставленной цели в 2001 году Министерством образования РФ было принято Постановление «Об университетских комплексах», в котором указывалось, что на базе университета (академии) может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке создан университетский комплекс, объединяющий профессиональные образовательные учреждения различных уровней [2].

Создание университетских комплексов было вызвано несколькими причинами: необходимостью сохранения позиций университета как лидера рынка качественных образовательных услуг, потребностью повышения статуса среднего профессионального образования (СПО), возросшими требованиями работодателей к качеству профессионального образования, эволюционным характером современного образовательного процесса.

Возникновение и функционирование университетских комплексов дает возможность достичь многообразия типов и видов образовательных учреждений, использовать вариативные образовательные программы; обеспечить преемственность уровней

профессионального образования; модернизировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, интеграцию различных уровней образования, непрерывность образовательного процесса; удовлетворить потребности работодателей в квалифицированных кадрах.

Вопросы создания университетских комплексов, разнообразие их моделей рассмотрены в научных трудах С.В. Арженовского, Н.В. Казаковой, В.В. Ленченко, А.В. Су-воринова, А.Н. Ткачева, А.Я. Третьяка, В.М. Филиппова, В.Е. Шукшунова и др.

Ученые предлагают следующие определения университетского комплекса: двухуровневая организационная система (С. В. Аржановский); образовательно-научно-производственный кластер (О.В. Буреш, М.А. Жук); центр развития региональной системы непрерывного образования (В.Н. Васильев, А.В. Воронин); образовательная сеть (дошкольные образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации), встроенная в экономику региона для обеспечения роста его конкурентоспособности (П.Н. Захаров и др.). В исследованиях отмечается, что отличительной чертой университетского комплекса является наличие многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего, послевузовского).

По нашему мнению, наиболее точным является определение университетского комплекса как учебно-научно-производственного пространства (А. В. Киричек, А. В. Морозова и др.), в котором на разных уровнях происходит профессиональное становление будущих специалистов с использованием материальных, интеллектуальных ресурсов, создателями которых являются преподаватели университетского комплекса.

Примером эффективного управления являются университетские комплексы железнодорожного транспорта, которых были образованы по решению руководства Министерства транспорта РФ с целью сохранения отраслевой принадлежности образовательных учреждений в период реформирования государственного управления. В настоящее время существуют и успешно выполняют поставленные железнодорожной отраслью задачи девятнадцать крупных университетских комплексов железнодорожного транспорта, призванные обеспечить отрасль квалифицированными кадрами, причем «потребность ОАО «РЖД» в специалистах со средним профессиональным образованием на 15% выше, чем с высшим профессиональным образованием» [3].

В научных исследованиях, посвященных университетским комплексам, основное внимание уделяется вопросам организации деятельности университетского комплекса и управления его структурными подразделениями (А.Л. Гавриков, В.П. Ковалевский, Л.К. Корецкая и др.).

Однако в практике функционирования университетских комплексов остаются не в полной мере исследованными «факторы, определяющие состояние системы образования, постановка целей и задач развития ... системы образования и ее отдельных элементов, включая создаваемые формы образовательных организаций» [4].

Недостаточно исследованы механизмы взаимодействия элементов образовательного пространства университетского комплекса, остается нерешенной проблема интеграции различных типов учебных заведений. Также не сформированы подходы к содержанию, направлениям, формам сотрудничества преподавателей учреждения среднего профессионального образования и профессорско-преподавательского состава учреждения высшего профессионального образования (ВПО), не решена проблема

совместной деятельности преподавателей ссузов и вузов в составе университетского комплекса.

Об этом свидетельствуют следующие факторы: несогласованность образовательных программ СПО и ВПО; отсутствие реальных возможностей у студентов СПО для получения непрерывного образования; существование типовых положений отдельно для учреждений среднего и высшего образования; предъявление различных требований к деятельности преподавателей СПО и ВПО; различный статус преподавателей ссузов и вузов.

Мы отмечаем, что в университетском комплексе преподаватели в учреждениях среднего и высшего образования осуществляют процесс подготовки специалистов обособленно, их взаимодействие в учебно-научно-производственном пространстве ограничивается разовым проведением учебных занятий педагогическими работниками ВПО в учреждении СПО в связи с наличием вакантных часов; участием студентов и преподавателей СПО в научно-исследовательских конференциях ВПО; использованием учебных кабинетов, лабораторий, информационных ресурсов в отдельных случаях, вызванных производственной необходимостью.

Приведенные примеры представляют собой единичные явления, свидетельствующие об отсутствии признаков системности и интегративности во взаимодействии преподавателей учреждений СПО и ВПО и о том, что одна из целей «Рекомендаций по созданию университетских комплексов» - «вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся» через решение задачи «обеспечения интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей между образовательными... учреждениями». не решена [5].

Мы считаем, что обеспечение интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса обусловливается взаимодействием педагогических работников образовательных учреждений различных уровней в составе университетского комплекса в следующих направлениях: внедрение современных педагогических технологий; диагностика качества подготовки специалистов; повышение квалификации педагогических работников; соответствие содержания деятельности преподавателей социальному заказу.

Для осуществления взаимодействия преподавателей разноуровневых образовательных учреждений в университетском комплексе необходимо разработать единые критерии оценки качества работы профессорско-преподавательского состава, организовать научно-исследовательскую работу преподавателей ссузов, внедрить новые научные знания и технологии в образовательную деятельность учреждения СПО, расширять существующие научные подразделения и лаборатории, укреплять учебно-лабораторную базу.

В рамках указанных направлений мы предлагаем использовать взаимопосещения учебных занятий преподавателями СПО и ВПО; проведение бинарных занятий в образовательных учреждениях различного уровня; совместное использование материальных, учебно-методических и материальных ресурсов университетского комплекса в процессе подготовки специалистов среднего и высшего звена; организацию ускорен-

ной подготовки бакалавров из выпускников учреждений СПО; предоставление возможности студентам техникума набирать зачетные единицы в учреждении ВПО с последующим зачислением для обучения в учреждение ВПО.

Для планирования и координации взаимодействия преподавателей в составе университетского комплекса мы предлагаем корректировку функций структурных подразделений университетского комплекса, разработку единых планов по направлениям деятельности образовательных учреждений, выработку требований к результатам взаимодействия преподавателей, конкретизацию форм и видов совместной деятельности.

На наш взгляд, интегративное взаимодействие преподавателей учреждений СПО и ВПО в составе университетского комплекса будет способствовать появлению нового качества образовательного процесса всего университетского комплекса.

Список литературы:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 4 октября 2000г № 751, СЗ РФ, 2000. № 41. ст.4089.

2. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 676 "Об университетских комплексах".

3. Университетский комплекс: проблемы и решения // Железнодорожный транспорт. №4.2011.

4. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. Москва. Макс Пресс. 2009.

5. Рекомендации по созданию университетских комплексов. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 17.09.2001 № 676 "Об университетских комплексах".

List of references:

1. «National doctrine of education in the Russian Federation». The Decree of the Government of RF dated October, 2000, N 751, SZ RF, 2000, N 41, st.4089.

2. The Decree of the Government of RF dated by the seventeenth of September 2001, N 676 «About the University Complex».

3. The University Complex: the problems and the decisions // Railway transport. N4. 2011.

4. Beliakov S.A. Modernization of education in Russia: improvement of the management. Moscow. Max Press, 2009.

5. «Recommendations about the Creations of the University Complexes». Enclosure for The Decree of the Government of RF dated by the fourth of October, 2001, N 676 «About the university complex».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.