Научная статья на тему 'О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИИ'

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА / ПСИХОАНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чжао Жуньфэн, Рябкова Гина Валерьевна

В статье рассматривается взаимодействие между психологией и литературой, которое является двусторонним и основываются на том, что душа человека и ее состояние непосредственно отражается в литературе, а литература питает душу человека. Установлено, что психические рецепции человека принимают во внимание перспективы человеческой и естественной жизни и дают ссылки на литературные произведения, а, с другой стороны, литература также принимает во внимание жизненные истины, чтобы прояснить перспективы развития души человека. Литература и психология обращают внимание на фантазии, мысли, чувства, ощущения и психические проблемы души. В статье делается попытка рассмотреть связь между литературой и психологией с помощью психологической критики в таких категориях, как психоанализ автора, читателя и текста. Обосновывается, что литература является важным источником вдохновения для психологии, которая пытается объяснить человеческие эмоции, поведение и психические процессы с научной точки зрения. Автором предложено проводить уроки литературной психологии в вузах на факультетах литературы и психологии с целью более «глубокого» и детального изучение предмета вопросов, связанных с понятием личности, ее свободой и эмоциональным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INTERACTION OF LITERATURE AND PSYCHOLOGY

The article discusses the interaction between psychology and literature, which is two-way and based on the fact that the human soul and its state is directly reflected in literature, and literature nourishes the human soul. It has been established that human mental receptions take into account the perspectives of human and natural life and give references to literary works, and, on the other hand, literature also takes into account life truths in order to clarify the prospects for the development of the human soul. Literature and psychology pay attention to fantasies, thoughts, feelings, sensations and mental problems of the soul. The article attempts to examine the relationship between literature and psychology through psychological criticism in categories such as psychoanalysis of the author, reader and text. It is substantiated that literature is an important source of inspiration for psychology, which tries to explain human emotions, behavior and mental processes from a scientific point of view. The author proposes to conduct literary psychology lessons in universities at the faculties of literature and psychology with the aim of a more “deep” and detailed study of the subject of issues related to the concept of personality, its freedom and emotional world.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ПСИХОЛОГИИ»

О взаимодействии литературы и психологии

Чжао Жуньфэн,

студент филологического факультета, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина E-mail: runfengzhao1864@gmail.com

Рябкова Гина Валерьевна,

кандидат педагогических наук, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) E-mail: ginaborisova97@mail.ru

В статье рассматривается взаимодействие между психологией и литературой, которое является двусторонним и основываются на том, что душа человека и ее состояние непосредственно отражается в литературе, а литература питает душу человека. Установлено, что психические рецепции человека принимают во внимание перспективы человеческой и естественной жизни и дают ссылки на литературные произведения, а, с другой стороны, литература также принимает во внимание жизненные истины, чтобы прояснить перспективы развития души человека. Литература и психология обращают внимание на фантазии, мысли, чувства, ощущения и психические проблемы души. В статье делается попытка рассмотреть связь между литературой и психологией с помощью психологической критики в таких категориях, как психоанализ автора, читателя и текста. Обосновывается, что литература является важным источником вдохновения для психологии, которая пытается объяснить человеческие эмоции, поведение и психические процессы с научной точки зрения. Автором предложено проводить уроки литературной психологии в вузах на факультетах литературы и психологии с целью более «глубокого» и детального изучение предмета вопросов, связанных с понятием личности, ее свободой и эмоциональным миром.

Ключевые слова: литература, психология, психологическая критика, психоанализ.

о с

CJ

см см

Общеизвестно, что литература занимается внутренним миром человека, что писатели и поэты открывают нам глубины нашей душевной жизни. Душевная жизнь человека - общий предмет литературы и психологии, и в этом смысле большой писатель всегда является и большим психологом [5, с. 15].

Стремление к развитию понимание литературы и культуры в сравнительном контексте обеспечивает богатую среду для развитие проницательного, всестороннего читателя, писателя и мыслителя. Литература имеет целью научиться интерпретировать и оценивать литературные и культурные продукты различного происхождения и на языках, отличных от их родного.

Границы между литературой и другими изобразительного искусства (музыка, живопись, танцы, кино и т.д.), так и разными дисциплинами (литература и психология, философия, наука, история, архитектура, социология, политика и др.) давно стерты. Иначе говоря, литература так или иначе взаимодействует с другими науками и видами искусств. Особенно актуальным представляет вопрос о взаимодействии литературы и психологии, о том какая связь между литературой и психологией.

Представляется, что литература и психология выступают в качестве двух отраслей науки, изучающие человеческую душу. Психология исследует человеческое поведение и его причины, в то время как литература изображает человеческое поведение через вымысел. Эти две науки, изучающие поведение человека, взаимосвязаны и взаимовыгодны в некоторых аспектах. В проникновении во внутренний мир человека, в тайны его психики в искусстве приоритетное значение «принадлежит художественной литературе [2].

Основным строительным блоком соотношения литературы и психологии является литературная работа. Литературные произведения изучают человека и описывают его внутренний мир во всех его аспектах. Причина в том, что литературное произведение есть в то же время продукт известного психологического состояния, а само литературное произведение поддерживает психологию с точки зрения изображения психологических состояний человека, как мы может видеть на примере героев Достоевского. В то же время, отмечает Юнг, психология также дает представление о литературе, исследуя психические процессы.

Исследования науки психологии, направленные на литературу, литературные произведения и писателей, которые были введены Фрейдом, продолжили другие выдающиеся теоретики психологии. Точно так же писатели и литературоведы,

такие как Лев Толстой, Федор Достоевский и другие внесли свой вклад в психологию литературы.

Как верно отмечает Е.А. Корсунский, «психологические знания в художественной литературе имеют образный характер, в силу чего литературные образы у писателей-психологов являются наглядными образцами описания психологии людей» [3, с. 55]. Литературное произведение выигрывает от психологии с точки зрения успешного представления персонажей, выражая свое настроение и вводя читателя в психологическое измерение человеческой реальности.

Психология и литературоведение сходятся в своем фокусе на фантазиях, эмоциях и человеческих переживаниях души. Это подчеркивается тем, что «исследование бессознательного в человеке начинается с раскрепощения и выявления этого бессознательного, с выведения его в сознание в виде снов, фантазий, оговорок, потока неконтролируемой речи» [4, с. 39].

Таким образом, можно утверждать, что существуют двусторонние отношения, основанные на взаимодействии литературы и психологии, в виде оценки художественного произведения средствами психологии и получения психологических истин из литературного произведения.

Психологическое содержание проявляется в самых разных литературных формах, от стихов до рассказов, пьес и романов. Однако наиболее явное упоминание о человеческом разуме можно найти в психологических романах, которые имеют дело с внутренними переживаниями, мыслями, чувствами, эмоциями людей.

Стоит отметить, что еще столетия назад Аристотель придумал термин, который позволяет сопоставить литературу и психологию: катарсис (психологическое или психическое очищение чувств). С тех пор литературу и человеческую психику соотносили разные писатели, философы, критики с помощью различных техник или движений.

Писатели и поэты прошлого, обнаруживая психическую «невольную совесть», не желая отражать многие психические разногласия, нашли смысл выражения этой проблемы в своих работах. Соединив элементы психологии с литературным произведением, получаются очень трогательные и вызывающие сильные чувства у читателей романы, поэзия, рассказы и даже некоторые психоаналитические теории, которые объединяют в себе психологические моменты и литературу.

Можно дать такое объяснение связи между двумя рассматриваемыми науками: кроме литературы и психологии нет другой отрасли науки, которая так много занимается изучением отношений между человеческим телом и душой с ее противоречия и дилеммами, прилагая усилия, чтобы определить отношения с точки зрения определенных правил, познать таинственные аспекты человеческой души и ее подсознательных областей посредством долгого и подробного путешествия: в то же время обе ветви боролись за свое существование между искусством и наукой около века.

Хотя, подходя к литературным произведениям с научных позиций психологии есть результат позитивизма 19 века, отношения между двумя упомянутыми дисциплинами восходят к древним грекам. И мы можем с уверенностью утверждать, что Фрейд является наиболее очевидным примером связи между литературой и психологией. Он не только цитировал литературу, в том числе и греческую, в своих гипотезах, но и сейчас - много лет спустя он умер, а многие писатели и поэты до сих пор вдохновляются его идеями.

Учитывая сказанное, можно говорить о том, что писателей возбуждают желания, их желания бессознательно обогащаются, начиная с детства, и оформляются в литературную форму, способную убедить аудиторию. Хорошо известно, что литература является важным источником вдохновения для науки психологии, которая пытается объяснить человеческие эмоции, поведение и психические процессы с научной точки зрения.

Многие литературные эффекты используются авторами для того, чтобы подчеркнуть наблюдаемые явления, связанные с психологией и производительностью, проследить смену психических состояний человека, а также влияние этих состояний на развитие и функционирование как отдельных индивидов, так и общества в целом. Так, в произведении «Лолита» Владимира Набокова психотравма, полученная главной героиней, имела затяжной характер и привела к невротическому развитию девочки, тормозя её психологическое и сексуальное становление, став центральным моментов в произведении, повлиявшим на рождение комплексов Лолиты. Также в произведении Достоевского «Преступление и наказание», Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Однако, после признания о содеянном Соне Мармеладовой, по мысли автора только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Следовательно, литература имеет значение отражать психологическое состояние в этом реальном мире. Психологическое содержание литературных произведений охватывало широкую область жанра от поэзии до рассказа, от романа до драмы, однако самое открытое изложение человеческого разума можно увидеть в романах.

Психология искусства затрагивает множество проблем. Это и вопрос о художественных способностях, и психодиагностика творчества и исполнительного мастерства, и проблема воспитания художественного мировосприятия и т.п. [1, с. 6]. Таким образом, во взаимосвязи литературы и психологии решающая роль отводится психоанализу, который оказывает важную помощь трем аспектам литературоведения: 1) критике со стороны себя, 2) к изучению творческого процесса в литературе и 3) к написанию биографии. Кроме того, это помогает пролить свет на второстепенную литературную проблему, которая по существу относится к области эстетики, отношения читателя к произведению.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Разберем влияние каждого из отдельных аспектов психоанализа в литературе. Первый - это психоанализ автора. Психологическое состояние автора влияет на его работу, потому что целью искусства часто является тайна, удовлетворение запретного детского желания. Второй этап - психоанализа читателя. Это связано с тем, что чтение воссоздает личность читателя, следовательно, процесс чтения влечет ожидания, фрустрацию и трансформации, воссоздаваемые в образах. Третий этап был посвящен языку и тексту. Это связано с восприятием и интерпретацией на индивидуальном уровне текста, поскольку литература есть продукт языка.

Писатели, художники и другие творцы уже давно утверждают, что вдохновение является ключевым мотиватором творчества. За последнее десятилетие ученые проверили и обнаружили мощную поддержку и обоснование этих утверждений.

В то же время, вдохновение способно произвести изменения не только для отдельных людей, но и для общества. Трудно переоценить важность определения творческих идей для решения насущных социальных проблем, которые приводят в некоторые различные душевные состояния и переживания человека.

Многие биографии писателей были написаны с позиции профессионального психоанализа, которые более клинические, чем литературоведческие исследования, занятые выводом работы бессознательного для сочинений и биографические свидетельства. Литературные биографы, используя психоаналитические теории, склонны интересоваться моментами приобретения определенных идей, способных быть ассимилированными внутри авторов. Таким образом, использование психоаналитических концепций в биографии может позволить биографу вырваться из паутины раци-онализаций своего субъекта; и это может помочь объяснить его пристрастие к определенным предметам и темам. Психологически ориентированный биограф также может уловить маленькую и, казалось бы, незначительную деталь, которая в прошлом были отброшены, и использовать их для освещения личности писателя.

Тем самым, можно заключить что литература -это уникальный инструмент для читателей, ученых или исследователей, которые испытывают любопытство, любят читать и анализировать, причем каждый по-своему.

Литература не есть что-то вне психологии. Язык можно сказать, выступает способом говорения с читателем. И таким образом, скажем, литературного психоанализа.

Главным образом литературная психология нужна для лучшего анализа литературного произведения. Несмотря на очевидную потреб-5 ность, за исключением некоторых ограниченных § работ, область психологии имеет место в лите-Я ратуре. Психологические знания в художественен ной литературе имеют образный характер, в си-ав лу чего литературные образы у становятся на-

глядными образцами описания психологии людей [3, с. 55].

Однако, данная мысль в методическом отношении еще не разработана и пока остается на терминологическом уровне. Однако, считаем целесообразным проводить уроки литературной психологии в вузах на факультетах литературы и психологии для подготовки специалистов в данной области. Одной из задач подобных заданий будет более «глубокое» и детальное изучение предмета вопросов, связанных с понятием личности, свободой личности, ее эмоциональным миров и т.п. Это будет важным шагом к цели заполнения существующего пробела в литературе и психологии, исследования модели их взаимодействия, которое безусловно существует.

Таким образом, можно констатировать, что взаимодействие между психологией и литературой является двусторонним и основываются на том, что душа человека и ее состояние непосредственно отражается в литературе, а литература питает душу человека. Литература и психология обращают внимание на фантазии, мысли, чувства, ощущения и психические проблемы души, поэтому их связь основывается с помощью психологической критики с помощью таких категорий как психоанализ автора,читателя и текста.

Литература

1. Артамонов Д.Г. Психологическое значение исторических концепций литературоведения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. № 1. С. 5-8.

2. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию психолога. М., 2003.

3. Корсунский Е.А. О роликах художественной литературы в познании психологии человека // Вестник ТГУ. 2013. № 6 (122). С. 55-59.

4. Попов Д.А. Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие искусства XX века // Известия Саратовского университета Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 3-1. С. 38-42.

5. Психология и литература в диалоге о человеке / под редакцией Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. 368 с.

ON THE INTERACTION OF LITERATURE AND PSYCHOLOGY

Zhao Runfeng, Ryabkova G.V.

Pushkin State Institute of the Russian Language; Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article discusses the interaction between psychology and literature, which is two-way and based on the fact that the human soul and its state is directly reflected in literature, and literature nourishes the human soul. It has been established that human mental receptions take into account the perspectives of human and natural life and give references to literary works, and, on the other hand, literature also takes into account life truths in order to clarify the prospects for the development of the human soul. Literature and psychology pay attention to fantasies, thoughts, feelings, sensations

and mental problems of the soul. The article attempts to examine the relationship between literature and psychology through psychological criticism in categories such as psychoanalysis of the author, reader and text. It is substantiated that literature is an important source of inspiration for psychology, which tries to explain human emotions, behavior and mental processes from a scientific point of view. The author proposes to conduct literary psychology lessons in universities at the faculties of literature and psychology with the aim of a more "deep" and detailed study of the subject of issues related to the concept of personality, its freedom and emotional world.

Keywords: literature, psychology, psychological criticism, psychoanalysis.

References

1. Artamonov D.G. Psychological significance of historical concepts of literary criticism // North Caucasian Psychological Bulletin. 2013. No.1. pp. 5-8.

2. Karandashev V.N. Psychology: introduction to the profession of a psychologist. M., 2003.

3. Korsunsky E.A. About the rollers of fiction in the knowledge of human psychology // Bulletin of TSU. 2013. No. 6 (122). pp. 5559.

4. Popov D.A. The influence of psychoanalytic ideas about a person on the development of art of the XX century // Proceedings of the Saratov University Nov. ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2014. No.3-1. pp. 38-42.

5. Psychology and literature in the dialogue about man / edited by N.A. Borisenko, N.L. Karpova, S.F. Dmitrenko. M.: Association of School Librarians of the Russian World (RSHBA), 2016. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.