Научная статья на тему 'О выставке «Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура Русского Севера»'

О выставке «Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура Русского Севера» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О выставке «Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура Русского Севера»»

Ю.В. Ратомская

179

О выставке «Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура Русского Севера»

Научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева является хранителем архива выдающегося исследователя русского деревянного зодчества доктора архитектуры, профессора Юрия Сергеевича Ушакова (1928-1996). Юбилей ученого стал поводом для подготовки посвященной ему выставки, которая прошла в музее Кижи весной 2018 г. В феврале 2019 г. в Музее архитектуры в залах внутренней анфилады главного дома усадьбы Талызиных на Воздвиженке открылась развернутая экспозиция в честь Ю.С. Ушакова.

Юрий Сергеевич Ушаков — выпускник Ленинградского инженерно-строительного института. В 1970 г. он вернулся в институт преподавателем, вначале в качестве доцента кафедры проектирования (1970-1972), затем заведовал кафедрой истории и теории архитектуры. Ряд его научных публикаций составил важный этап в изучении русского деревянного зодчества.

Главной темой научных изысканий Ю.С. Ушакова стало исследование особенностей композиционных построений деревянных архитектурных ансамблей. Наиболее важной в его научном наследии представляется монография «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» [Ушаков, 1982]. Ю.С. Ушаков предложил новые методологические подходы к исследованию северных деревянных ансамблей. Ученый выяснил, что в зависимости от особенностей географического положения можно выделить несколько типов заселения северных территорий: речные, озерные, сележно-озерные, сележные, селения на возвышенностях, приморские [Там же. С. 19]. Выявленные примеры центрической, линейной, фронтальной и многоцентровой планировки, встречающиеся в поселениях разных типов на Русском Севере, Ю.С. Ушаков исследовал с учетом природно-географических условий, вариантов зрительского восприятия и других факторов [Там же. С. 40-41]. В связи с тем что деревянные ансамбли северных погостов со временем изменялись, благодаря новому строительству, связанному с пожарами или вкладами на строительство новых храмов, Ю.С. Ушаков изучал не только сохранившиеся памятники, он исследовал летописные сообщения и исторические планы, иконы с архитектурными фонами, а также фотографии, обмеры и графические зарисовки утраченных в разное время сооружений [Мильчик, Ушаков, 1981].

Главным материалом для научных изысканий ученого было натурное исследование памятников деревянной архитектуры, сохранившихся северных деревянных поселений, ансамблей погостов.

Для осуществления натурных исследований Ю.С. Ушаков проводил ежегодные экспедиции к памятникам деревянного зодчества в составе небольших групп единомышленников и учеников. В связи с отсутствием дорог, транспорта,

исследователям приходилось передвигаться по рекам и озерам на лодках, при- 180

надлежавшим случайным попутчикам. Проводились тщательные обмеры деревянных сооружений, фотофиксация построек, анализ планировки комплексов, а также исследование взаимоотношений различных составляющих архитектурных ансамблей, изучение исторического ландшафта, поиски видовых точек.

Материалы этих экспедиций стали основой выставки Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Так как выставка направлена на посетителей с разной подготовкой, выразительные фотографии Ю.С. Ушакова (в музее хранится более 10 тысяч кадров черно-белой фотопленки, относящихся к экспедициям 1960-1970-х гг.) стали основой рассказа о композиционных и объемно-пространственных решениях в деревянной церковной и жилой архитектуре. Этот принцип показа подсказан самим Ю.С. Ушаковым, написанной им главой для знаменитого, многократно переизданного учебника «История русской архитектуры» В.И. Пилявского, А.А. Тица, Ю.С. Ушакова, по которой в течение нескольких десятилетий российские архитекторы изучают русское деревянное зодчество. В этом тексте, в отличие от своих предшественников, Ю.С. Ушаков избрал не исторический, а типологический принцип изложения, что позволило акцентировать многие проблемы изучения конструктивных принципов, композиционных приемов, стилистики деревянных сооружений разного времени.

Рассказ о специфике деревянных построек, начинавшийся во вступительном тексте выставки с объяснения особенностей дерева как строительного материала и специфических конструктивных приемов деревянной архитектуры с цитатами из текста Ю.С. Ушакова, продолжали фотографии экспедиций, а также макеты разных типов церковных построек, жилых домов, мельниц.

Репортажная съемка Ю.С. Ушакова запечатлела и традиционный быт жителей северных поселений, которые во второй половине XX в., в эпоху телевидения и космических полетов, сохраняли обычаи своих предков, продолжали существовать в мире расписных прялок, колесных самопрялок, деревянных ткацких станков, деревянных вил и граблей.

На выставке были впервые представлены иллюстрации к монографии Ю.С. Ушакова «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера». Опираясь на натурные исследования и изучение исторических источников, ученый создает научные реконструкции, выполняя виды одного и того же ансамбля в соответствии с разработанной им методикой исследования с определенных видовых точек, обозначаемых на специальном плане. Исследователю удалось создать изображения, которые по качеству исполнения и художественной образности становятся истинными произведениями графического искусства. Выполняя научные задачи, Ю.С. Ушаков создает не просто пространственные построения с памятниками архитектуры. Ему удается воплотить новую реальность с уходящим в глубь изображения пространством, в котором на мгновения замерли давно исчезнувшие образы. Композиции проникнуты искренним авторским переживанием.

В своих монографиях и статьях Ю.С. Ушаков писал о частичном или полном исчезновении многих памятников деревянного зодчества. Сегодня,

Выставки

спустя несколько десятилетий, можно констатировать, что утраты последне- 181

го времени громадны. Трагическая тема сохранения памятников деревянного зодчества является сквозной на выставке «Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура русского Севера». Об исчезновении памятников сообщают этикетки и сопровождающие тексты к великолепным фотографиям и графическим работам Ю.С. Ушакова. Своеобразным памятником всем трагическим потерям архитектурного деревянного наследия на выставке стал макет [Автор макета В.И. Садовников, 1980 г] сгоревшей летом 2018 г. Успенской церкви в Кондапоге, чьи графические виды, созданные Ю.С. Ушаковым для его монографии, включены в круг его графических произведений на выставке.

Литература

Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л.: Стройиздат, 1981.

Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Пространственная организация. Композиционные приемы. Восприятие. Л.: «Стройиздат», 1982.

References

Mil'chik M.I., Ushakov Iu.S. Dereviannaia arkhitektura russkogo Severa. Stranitsy istorii (Wooden Architecture of the Russian North. History Pages). Leningrad, Stroiizdat Publ., 1981 (in Russian).

Ushakov Iu.S. Ansambl' v narodnom zodchestve russkogo Severa. Prostranstvennaia organizatsiia. Kom-pozitsionnye priemy. Vospriiatie (The Ensemble in the Folk Architecture of the Russian North. Spatial Organization. Compositional Techniques. Perception). Leningrad, Stroiizdat Publ., 1982 (in Russian).

Сведения об авторе

Ю.В. Ратомская — ГНИМА им. А.В. Щусева, Москва. ratomskaya@inbox.ru

Author

Iuliia V. Ratomskaia — Schusev State Museum of Architecture, Moscow

Т М. Кольцова

Выставка «Ошевенское. История одного храма». Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). 27 марта — 26 мая 2019 года

Ошевенское сельское поселение (Ошевенск) — муниципальное образование в Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой группу деревень; наиболее крупными и известными из них являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост. Главные достопримечательности села Ошевенское — Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь и церковь Богоявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.