Научная статья на тему 'О встрече буланой совки otus brucei в национальном парке «Алтын-Эмель» и новом представлении о распространении вида на севере и северо-востоке ареала'

О встрече буланой совки otus brucei в национальном парке «Алтын-Эмель» и новом представлении о распространении вида на севере и северо-востоке ареала Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О встрече буланой совки otus brucei в национальном парке «Алтын-Эмель» и новом представлении о распространении вида на севере и северо-востоке ареала»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1457: 2411-2417

О встрече буланой совки Otus brucei в национальном парке «Алтын-Эмель» и новом представлении о распространении вида на севере и северо-востоке ареала

О.В.Белялов

Олег Вячеславович Белялов. Мензбировское орнитологическое общество, Союз охраны птиц Казахстана. Ул. Ч. Валиханова 25-5, Алматы, 050016, Республика Казахстан. E-mail: belyalov@mail.ru

Поступила в редакцию 9 июня 2017

Недавно мной был подготовлен аннотированный список из 298 видов птиц, встречающихся в национальном парке «Алтын-Эмель», расположенном в Илийской котловине, в 150 км северо-восточнее Алматы (Белялов 2016). Буланую совку здесь никогда не отмечали, а ближайшие места встреч находятся в 150 км западнее, в пойме реки Или, у окончания хребта Малай-Сары (Гаврилов 2002). При посещении территории национального парка в период с 25 апреля по 1 июня 2017 я встретил этих птиц в гнездовой обстановке. Токование наблюдалось на кардоне Мынбулак, представляющим небольшой оазис на пустынной равнине, в виде небольшой рощи возле родника, где основными породами являются старые деревья ивы и джиды (лоха). Рядом имеется заброшенный сад с посадками яблонь и урюка (рис. 1). Река Или с пойменными зарослями находится в 15 км от кордона.

Первый раз характерный голос, похожий на ускоренное далёкое «уханье» филина - «кух-кух-кух-кух...», был услышан в предрассветных сумерках 31 мая. Из группы деревьев джиды, растущих возле кордона в 4 ч 10 мин был слышен голос одной птицы. Потом совка перелетела на большие ивы, растущие над родником, и крик раздавался в радиусе 20-50 м, перемещаясь в роще. Птица откликалась на запись голоса буланой совки, сделанную с помощью смартфона на Сырдарье, хотя звук был очень слабым. Подлетала на 7 м, не пугаясь луча света от карманного фонарика. В какой-то момент появилась вторая птица, которую удалось сфотографировать с применением вспышки. На фотографии видно, что концы рулевых перьев заметно согнуты и рассучены, что указывает на пребывание птицы в дупле (рис. 2). Вечером этого дня несколько криков были слышны в 23 ч, а на следующее утро, 1 июня — в 4 ч 30 мин. Хотя гнездо найти не удалось, наблюдения явно указывают на гнездование. Из других птиц здесь постоянно держались две пары майн Acridotheres tristis, выводок большой синицы Parus major и постоянно пели 5 южных соловьёв Luscinia megarhynchos.

Рис. 1. Кордон Мынбулак в национальном парк Алтын-Эмель. 25 апреля 2017.

Рис. 2. Буланая совка Ътее1 Национальный парк Алтын-Эмель, кордон Мынбулак. 31 мая 2017. Фото автора.

Считалось, что в Казахстане область гнездования буланой совки занимает только пойменные тугайные леса реки Сырдарьи и близлежащие области пустыни Кызылкум (Гаврин 1962). Пойма Сырдарьи

указывается как северная граница распространения вида (Дементьев 1936; Иванов и др. 1953; Пукинский 1977, 1993). Восточнее гнездовые находки были известны только в Киргизии (Янушевич и др. 1960) и в Кашгарии (Степанян 2003). Поэтому достаточно неожиданным оказалось нахождение вида на гнездовании в низовьях реки Или, в 600 км северо-восточнее сырдарьинских местообитаний. Здесь, в устье реки Курты, 28 июня 1996 были встречены 4 слётка (Березовиков, Панов 1999), а в середине июля в тугае у посёлка Аралтобе был отмечен лётный выводок. В конце мая 1999 года токующих птиц отметили в туран-говой роще восточнее посёлка Жельтуранга (Березовиков и др. 1999). Здесь буланая совка оказалась достаточно обычна и каждый год десятки бёрдвочеров и сопровождающие их казахстанские гиды встречают её в этих местах. Также не представляет редкости буланая совка и в пойменном лесу по реке Или в районе посёлка Акжар, где её фотографировали 25 мая 2014, 13 и 21 мая 2016 (А.Исабеков, Г.Дякин, М. Дюсебаева, В.Федоренко, www.birds.kz). Самой восточной на сегодняшний день была встреча 24 мая 2002 в пойме реки Или у окончания хребта Малай-Сары, где отмечены голоса пары (Гаврилов 2002).

Появление вида в низовьях реки Или рассматривалось как расширение ареала на восток. Это, в общем, и понятно: долина реки и дельта исследованы очень хорошо - здесь стационарно годами работали такие известные орнитологи как В.Н.Шнитников, И.А.Долгушин, Б.К.Штег-ман, В.А.Грачёв и многие другие. Но даже в этом случае возможны пропуски видов, особенно таких скрытных, как буланая совка, которую чаще отмечают по голосу. Не случайно птицы были здесь обнаружены с появлением в этих местах западных орнитологов, которые часто находят птиц по голосу, после чего подманивают их на запись. Во всяком случае, нельзя быть полностью уверенным, что появление рассматриваемого вида на реке Или произошло лишь недавно.

Сталкиваясь с такими случаями, я всегда вспоминаю замечание А.М.Чельцова-Бебутова (1978), который совершенно справедливо считал, что такие находки не обязательно могут быть следствием расширения ареала, а попросту вызваны отсутствием у орнитологов данных из конкретных мест. На такую мысль меня наводят следующие факты. Например, известен один экземпляр буланой совки, добытый 14 апреля 1905 Н.Е.Недзвецким в окрестностях Алма-Аты (Гаврин 1962). Конечно, его рассматривали как залёт, но ведь это могла быть и мигрирующая птица. Тут также стоит отметить, что кроме пойменных лесов Сырдарьи и прилегающих районов Кызылкумов, рассматривалась вероятность гнездования этой совки в Сырдарьинском Каратау и хребтах Западного Тянь-Шаня (Гаврин 1962; Гаврилов 1999; Митропольский, Рустамов 2007). Эти предположения делались на основании двух давних встреч в 1939 и 1941 годах.

Первая из этих встреч произошла в посёлке Новониколаевка, в предгорьях Таласского Алатау, где самец добыт 4 мая 1939 (Шевченко 1948). Вторая встреча зарегистрирована в горах Улькен Бурултау, в окрестностях Джамбула (ныне Тараз), где 31 апреля 1941 И.А.Долгушин (1951) добыл самца.

На сегодня известно достаточно много встреч буланой совки из этого района. Проанализировав их, можно увидеть, что все они относятся к периоду миграций. Кроме упомянутой выше находки 1939 года, в заповеднике «Аксу-Джабаглы» птиц отметили ещё дважды: 17 марта 1971 добыли в посёлке Новониколаевка и 6 сентября 1972 — поймали в урочище Кши-Каинды (Губин 2012). За полувековой период наблюдений на Чокпакском перевале буланую совку наблюдали и отлавливали также только во время миграции. В весенний период одну добыли 23 апреля 1968, вторую окольцевали 12 апреля 1975 (Гаврилов, Гисцов 1985) и трёх отловили 28 апреля и 4 мая 2005 (Гаврилов и др. 2016). Осенью птицы отмечены по голосу 24-27 августа и 9 сентября 2002 и одна поймана 4 октября (Гаврилов и др. 2002), а всего за период с 1982 по 2016 год здесь в сентябре-октябре отловлено 6 птиц (Гаврилов и др. 2016).

Несмотря на то, что Каратау и Западный Тянь-Шань очень хорошо изучены орнитологами (например, в заповеднике «Аксу-Джабаглы» исследования проводили практически без перерыва более 50 лет — А.Ф.Ковшарь, Б.М.Губин, А.А.Иващенко, Е.С.Чаликова), никаких сведений о гнездовании отсюда так и не появилось. Возможно, что в данном случае имеет место такое же явление, какое было описано мной в связи со встречами на Чокпаке в период миграции белоусых славок Sylvia mystacea, которые тоже, как считалось, гнездились только на Сырдарье, не проникая дальше на восток. Но поскольку одна встреча, пусть и не подтверждённая, на реке Или была, я рискнул предположить, что белоусые славки, возможно, гнездятся где-то восточнее Каратау (Белялов 2004). Позже это подтвердилось - в гнездовое время птицы были обнаружены и сфотографированы: 9 мая 2014 в пойме реки Чу северо-западнее посёлка Мойынкум, бывшая Фурмановка (А.Коваленко, www.birds.kz) и 26 мая 2014 в пойме реки Или, в районе посёлка Акжар (А.Исабеков, www.birds.kz). Стоит заметить, что белоусая славка, наряду с буланой совкой, входит в комплекс видов, характерных для пойменных лесов рек Средней Азии. Но если первые упоминания о встречах белоусой славки восточнее Сырдарьи появились только недавно, то о буланой совке этого сказать нельзя - в промежутке между находками на Сырдарье и Или, были известно гнездование на подгорной долине Киргизского Алатау, где в городе Фрунзе (ныне Бишкек) птица отмечена 16 апреля 1950, а в 1957 и 1958 годах в городском парке жила пара (Янушевич и др. 1960).

Позже появились данные, которые позволили А.Н.Остащенко и Б.К.Кумушалиеву (2004) предположить гнездование буланой совки и в Чуйской долине. Здесь, на границе с Казахстаном возле посёлка Тюлек 26 апреля 1971 добыта самка и 29 сентября 1976 - молодая самка, а с 1 по 17 апреля 2003 брачные крики слышали в пойме реки Ак-Су. Хотя все находки по времени больше согласуются с периодом миграции, всё же вероятность гнездования здесь кажется очень большой, и стоит искать гнездящиеся популяции в пойме реки Чу на казахстанской территории.

В связи с тем, что в ареал буланой совки входит изолированный участок в китайской Кашгарии (Судиловская 1936; Степанян 2003), а это южнее рассматриваемого района, нельзя было исключать, что где -то рядом есть и другие, неизвестные места гнездования, ведь распространение вида не всегда сплошное и часто представляет собой очень замысловатую мозаику. Например, буланая совка сфотографирована 23 мая 2013 северо-восточнее города Карамай, на равнине южнее Тар-багатая (Old Wolf, www. birds of Xinjiang, China), а это уже Джунгария, и точка отстоит от илийских находок почти на 800 км на северо-восток. Но самое важное, что в относительно недавней работе по животным Синьцзяна (By Gao Xing-yi 2005), буланая совка указана не только в Кашгарии, но и совсем рядом — в китайской части Илийской котловины, за Жаркентом, в верховьях реки Или.

Это сильно меняет картину наших прежних представлений об ареале вида. Поскольку в низовьях и верховьях Или буланая совка уже известна, логичным было искать её и в среднем течении. Описываемая выше встреча в национальном парке «Алтын-Эмель» как раз частично закрывает этот вопрос. Но, видимо, это не последняя находка. Как известно, самые большие тугайные леса Илийской котловины в начале 1970-х годов попали под затопление и оказались на дне Капчагайского водохранилища. Места обитания вида очень хорошо описаны в очерке монографии «Птицы Средней Азии»: «Буланые совки встречаются в достаточно однотипных местообитаниях — в лиственных древесных насаждениях с хорошо выраженным опушечным эффектом. Предпочитаются ленточные насаждения — приречные тугаи, лесополосы, посадки шелковицы. Благоприятны и отдельные группы старых деревьев типа садов и парков, особенно наличие дуплистых деревьев или заросли со старыми гнёздами сорок. А в период гнездования охотно поселяются в антропогенном ландшафте, не избегая и крупных городов» (Мит-ропольский, Рустамов 2007). На сегодня пригодные для гнездования буланой совки места сохранились в основном выше авандельты, вверх по течению реки Или начиная от района Калканов, а этот участок не такой уж и маленький, он составляет примерно 150 км до границы с Китаем. Также возможные места гнездования вида есть на левобере-

жье Капчагая, в низовьях рек Каскелен, Талгар, Иссык, Тургень, Чи-лик и Чарын, где сохранились участки тугайного леса. Есть надежда, что специальные поиски в Илийской котловине подтвердят предположения и обнаружатся новые места гнездования этого своеобразного вида тугайных лесов.

Литератур а

Белялов О.В. 2004. О белоусых славках с Чокпакского перевала // Каз. орнитол. бюл.-2003: 189.

Белялов О.В. 2016. Аннотированный список птиц национального парка «Алтын-Эмель» // Тр. государственного национального природного парка «Алтын-Эмель». Алматы: 183-235.

Березовиков Н.Н., Панов А.В. 1999. О расширении ареала буланой совки (Otus brucei)

в Юго-Восточном Казахстане // Орнитол. вестн. <&егтш» 2: 40. Березовиков Н.Н., Губин Б.М., Ерохов С.Н., Карпов Ф.Ф., Коваленко А.В. 1999. Птицы пустыни Таукумы и равнины Жусандала (южное Прибалхашье). Часть 1 // Рус. орнитол. журн. 8 (73): 3-22. Гаврилов А.Э., Абаев А.Ж., Зарипова С.Х. 2016. Материалы по срокам пролёта и численности мигрантов на Чокпакском перевале (предгорья Западного Тянь-Шаня) в период 1982-2016 гг. // Selevinia 24: 201-208. Гаврилов Э.И. 1999. Фауна и распространение птиц Казахстана. Алматы: 1-198. Гаврилов Э.И. 2002. Некоторые встречи птиц на юго-востоке Казахстана в 2002 г. // Каз.

орнитол. бюл.-2002: 43. Гаврилов Э.И., Гаврилов А.Э., Коваленко А.В., Диханбаев А.Н., Сарсекова К.А. 2002.

Экспедиции - Чокпакский перевал // Каз. орнитол. бюл.-2002: 18-19. Гаврилов Э.И., Гисцов А.П. 1985. Сезонные перелёты птиц в предгорьях Западного

Тянь-Шаня. Алма-Ата: 1-223. Гаврин В.Ф. 1962. Отряд совы // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 3: 708-779. Губин Б.М. 2012. Орнитологические наблюдения в северной части заповедника Аксу-

Джабаглы // Тр. Аксу-Джабаглинского заповедника 10: 1-248. Дементьев Г.П. 1936. Подотряд совы // Полный определитель птиц СССР. М., 3: 101129.

Долгушин И.А. 1951. К фауне птиц Каратау // Изв. АНКазССР. Сер. зоол. 10: 72-117. Иванов А.И., Козлова Е.В., Портенко Л.А., Тугаринов А.Я. 1953. Птицы СССР. М.; Л., 2: 1-344.

Митропольский О.В., Рустамов А.К. 2007. Буланая совка // Птицы Средней Азии. Ал-маты, 1: 449-453.

Остащенко А.Н., Кумушалиев Б.К. 2004. О возможности гнездования буланой совки в

Чуйской долине // Каз. орнитол. бюл.-2003: 174-175. Пукинский Ю.Б. 1977. Жизнь сов. Л.: 1-240.

Пукинский Ю.Б. 1993. Отряд сообразные // Птицы России и сопредельных регионов. М.: 249-366.

Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Судиловская А.М. 1936. Птицы Кашгарии. М.; Л.: 1-124.

Чельцов-Бебутов А.М. 1978. О северной границе распространения пустынной и рыже-хвостой славок в Приаральских Каракумах // Биология птиц в Казахстане. Алма-Ата: 155-156.

Шевченко В.В. 1948. Птицы государственного заповедника Аксу-Джабаглы // Тр. заповедника Аксу-Джабаглы 1: 36-70.

Янушевич А.И., Тюрин П.С., Яковлева И.Д., Кыдыралиев А., Семенова Н.И. 1960.

Птицы Киргизии. Фрунзе, 2: 1-273. By Gao Xing-yi 2005. A checklist on the classification and distribution of vertebrate species and subspecies in Xinjiang. Xinjiang: 1-332

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1457: 2417-2419

Зимовка и гнездование ушастой совы

Asio otus в Ботаническом саду города Бишкека

И.Р.Романовская

Ирина Рашитовна Романовская. Бульвар Эркиндик, 20, школа-гимназия № 6, г. Бишкек, Кыргызстан

Поступила в редакцию 8 июня 2017

В городе Бишкек - столице Кыргызстана ушастая сова Asio otus до последнего времени считалась только зимующей птицей (Торопова, Командиров 1995).

Рис. 2. Ушастые совы А$ю оШз, отдыхающие в заснеженных зарослях туи. Ботанический сад. Бишкек. 27 ноября 2016. Фото автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.