УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И
Том VI
197 5
№5
УДК 629.7.03
О ВРАЩАЮЩЕМСЯ СРЫВЕ В ЛОПАТОЧНЫХ
МАШИНАХ
А. Г. Кукинов
Делается попытка распространения линейной теории вращающегося срыва на лопаточную машину, состоящую из нескольких решеток, и учета течения в пространстве за решетками. Предполагается, что высота лопаток мала по сравнению с радиусом лопаточной машины. Это позволяет рассматривать течение на развертке цилиндрической поверхности, проходящей через середину высоты лопаток. Для описания течения в пространстве перед решеткой и за ней используются уравнения гидродинамики идеальной несжимаемой жидкости; течение в межлопаточных каналах решеток считается одномерным и описывается уравнениями гидравлики.
Явление вращающегося срыва считается одним из проявлений неустойчивости течения в лопаточных машинах. Оно заключается в том, что в лопаточной машине возникают зоны пониженных скоростей, которые вращаются вокруг ее оси с постоянной угловой скоростью [1]. Опубликовано большое количество теоретических работ с попытками найти условия, при которых может существовать вращающийся срыв, и определить скорость его вращения. Значительная часть этих работ базируется на линеаризированных уравнениях гидродинамики (например, [2, 3]). Рассматривалась изолированная решетка с бесконечно большим числом лопаток и использовались точные решения уравнений для течения в пространстве перед решеткой. Течение за решеткой не рассматривалось, а для замыкания системы уравнений делались различного рода предположения об условиях на выходе из межлопаточных каналов решетки.
Рассмотрим сначала течение перед лопаточной машиной и за ней. Уравнения для малых возмущений течения, записанные в безразмерном виде, будут
(1)
здесь vx, г»е — возмущения осевой и тангенциальной составляющих скорости, отнесенные к осевой составляющей скорости ]/х невозмущенного потока; р — возмущение давления, отнесенное к р]/1; 5 = х/Я — безразмерная осевая координата (ось х направлена вниз по потоку), 8 =у/Я — безразмерная окружная координата (полярный угол), фиг. 1; x = tVx|R — безразмерное время; а — угол между вектором скорости невозмущенного потока и осью лопаточной машины = Ув/Ух).
Решение уравнений (1) ищется в виде показательных функций:
чзх = щ = ; |
(2)
Подстановка выражений (2) в уравнения (1) дает следующую систему уравнений для произвольных постоянных:
(ш + Х — гretga)5 - тС = 0; [ (3)
Ы — тВ =0. ]
Приравнивая нулю ее определитель, получаем (X + _ ¿п а) (X2 _ п2) = 0. Это уравнение имеет корни:
Х<°>= ~ ¿(ш-^а), Х0)=/г, Х(2) = — п.
Каждому корню соответствует решение вида (2), причем две из постоянных А, В и С выражаются через третью с помощью уравнений (3). В силу линейности системы (1) сумма решений, соответствующих разным значениям X, также является решением. Поэтому искомое решение запишем в виде:
^ _ Д (1) £/<»т— (я8 + я? Д(2) ¿1о>т—1яв-л£ Д(0) (т—п «) — _ /Д (1) ¿¿ют—гя8 + пЕ ¿Д (2) ^¡ш-—¡пЬ—пЬ _
(4)
.— Д(0) __^ aj /яв-г (т—п 1г а) 5.
р = — А(» г — 4-1 +
+ Д(2) ^ — 1 -л5
п
Полученное решение содержит три произвольных постоянных, для определения которых должны быть заданы граничные условия. Рассмотрим сначала условия на бесконечности вверх и вниз по потоку от лопаточной машины. Если потребовать, чтобы возмущения имели конечную величину, то перед лопаточной машиной следует положить (в силу принятого направления оси V) Л(2) = 0, а за ней Л(1) = 0. Слагаемые, содержащие А(0), описывают вихревые возмущения течения, переносимые без изменения невозмущенным потоком. Так как на лопаточную машину не производится внешнего воздействия, то в пространстве перед лопаточной машиной
их следует считать равными нулю. Таким образом, возмущения течения окончательно запишутся в виде: перед лопаточной машиной:
ъх = А1 е1шг-1п9+п^, ов = — /Л! ,
р = — А, [г — а) + 1 ;
штчцпищ"' ""////">/>•
1
(5)
I
1 2 3
Фиг. I
за лопаточной машиной:
У — Д 3 (>1<>'~—1пЬ—п(. £,¿0)"—1п8— I (о>—и ^ а) ^
= ¿Аз е1тт~__ / ю _^ а | (>1оп-¡ГА—г (ш—я tg а) ^
•06 =
^7 = Л3 [г — а) — 1
£>/а>т—<л9 —л$
(6)
Получим теперь соотношения, связывающие возмущения течения перед лопаточной машиной и за ней. Будем считать решетки состоящими из бесконечно большого числа лопаток.
Рассмотрим сначалу решетку рабочего колеса. Из уравнения неразрывности следует, что осевая составляющая скорости на входе в межлопаточный канал и на выходе из него имеет одну и ту же величину. Тогда перед решеткой и за ней в точках, расположенных на концах межлопаточного канала, имеем
(7)
V,
-1 X 1 -
Уравнение движения жидкости в межлопаточном канале решетки имеет вид
д' дь
№
д1
1 др , ^ р д1 5 20 '
где I — длина дуги межлопаточного канала; — гидравлический диаметр межлопаточного канала (который принимается равным его значению для реального канала); \—коэффициент гидравлического
д' д , и д
сопротивления; — -щ + -щ'— производная по времени в системе координат, связанной с решеткой; значок относится к параметрам возмущенного течения (например, ХР •= ИР+ Интегрируя это равенство по длине канала, имеем;
р р 1 2 2 1 ] 20 ' д( J
1 1
Интеграл, описывающий гидравлическое сопротивление канала, 2
запишем в виде \ в интеграле, выражающем инер-
1
ционное сопротивление, положим вес р. Пользуясь уравне-
нием неразрывности, получим: 2 2
где Ъ — осевая проекция хорды лопатки; 7 — относительное уменьшение проходного сечения межлопаточного канала за счет толщины лопаток.
Заменяя относительную скорость с помощью соотношения
будем иметь:
р, V? ~ ~ р2 V 9
+ = (8)
Нам осталось записать равенство (8) в малых отклонениях. Поясним вычисления, связанные с записью в малых отклонениях последнего члена этого равенства. Считаем, что величина С, как и при стационарном обтекании, зависит только от направления вектора скорости перед решеткой. Поэтому с точностью до малых второго порядка
где ри р, — углы между вектором относительной скорости перед решеткой и осью лопаточной машины соответственно в возмущенном и невозмущенном потоке.
Выражая — ^ через возмущения скорости
р; -р, « т, - tg ро с082 р,=- с082 р,
—/ 2
и записывая в линеаризированном виде получим
-1- с = 4 ¡Ж +4- шЩ^ (Р, - Р0 + сг, = V,, (а, г/,, + а2 ггв1),
где ^
Теперь соотношение (8) легко может быть записано для малых возмущений течения.
В качестве третьего условия принимается, что направление потока за решеткой не зависит от возмущений течения перед решеткой. Таким образом, система уравнений для решетки рабочего колеса, записанная в безразмерном виде,
х 2>
Л2 —
и (г»е 2 -- кхЬх
а2 vы
ду,
+ и
т, д и
0 )'
(9)
д1 1 дЬ «вгН-«Ра vx2 = 0. Здесь ^—р + ^ + ^^е —безразмерное возмущение полного напора; и = и/Ух — обратная величина коэффициента расхода, Ь1 = Ь\И — относительная величина осевой проекции хорды лопатки.
Соотношения, связывающие возмущения течения перед решеткой направляющего аппарата и за ней, получаются аналогично:
Ч>хЗ — Ъх2\
где
Л, = Л,
1
ааг>
х 2
aive 2 — з = tg а3 г>г3,
ь Ь дих3-
«2 °2 А- '
(10)
а,=
(К
да2
Лё а,.
3 ~~ 2 иа 2
Соотношения вида (9) и (10) можно написааъ и для лопаточной машины, состоящей из нескольких решеток, предполагая, что зазоры между решетками равны нулю. (Расчеты показывают, что величина осевого зазора, даже при значениях, в несколько раз превышающих его реальные значения, практически не влияет на распределение скоростей в лопаточной машине). В этом случае из соотношений (9) и (10) можно исключить величины, относящиеся к зазорам между решетками. Из первых соотношений следует
Второе соотношение запишем сначала для ступени, состоящей из двух решеток, рабочего колеса и спрямляющего аппарата:
= К — + ах + а3 — а4 tg$,)vx 1 — (й+а2)ъ»1 —
■.(¿А + Мг)-^.
к,ь,и дХ)х-'-
¿6
Если ступень имеет входной направляющий аппарат (ВНА), то в этом равенстве нужно положить =tga1vxl. Окончательно соотношения для ступени запишутся в виде:
V
X 1
Ля
А,-
гv
х1
• 8г»в 1 - X, и-^р — (*! + *г)
VII 3 :
дух 1
дх
«3
Здесь для ступени без ВНА
Ъ = и+а2,
(И)
3— Ученые записки № 5
33
для ступени, имеющей ВНА,
8 = и2 (1 — 77т) + а, — а2 ^ а1 + а3 — а4 ф р2;
5 = 0;
//х= 1 — (¿У)-1 ^оч 4- р2) — коэффициент теоретического напора _ _ ступени;
>4 = Ьи х2 — к2Ь2 — коэффициенты, характеризующие инерционность жидкости в межлопаточных каналах решетки. Коэффициенты в правых частях (11) имеют простой физический смысл. Величины е и 8 представляют взятые с обратным знаком частные производные от повышения напора ступени в равномерном потоке соответственно по осевой и тангенциальной составляющим скорости перед ступенью. Члены, обусловленные нестационарностью обтекания решеток, представляют производные по времени от ки- . нетической энергии жидкости, заключенной в межлопаточных каналах, отнесенные к шагу решетки.
В случае нескольких ступеней из соотношений (11) нужно исключить величины в зазорах между ступенями. При этом вид соотношений (11) не изменится, только г и х будут равны
г=1 г=1 ¡=1
где г — номер ступени; г—число ступеней в лопаточной машине. Подставляя в (11) выражения (5) и (6), получаем
Л, _Л3_4°> = 0;
Л3 -И АГ = 0
и
(13)
(для простоты в последнем равенстве (11) полагаем а3 = 0, так как обычно невозмущенный поток за машиной имеет осевое направление).
Приравнивая нулю определитель системы (13) и разделяя в нем действительную и мнимую части, получаем:
[2 + п (х, + х2)] (8 + пиЪ) ^- + 2 + 1=0;
[1-е + л(х1 + ха)]^-(8+-/1*7х1)==0.
(14)
Эта система определяет частоту колебаний ю и величину е, характеризующую режим работы машины. После определения этих величин можно выразить две из постоянных Аи А3 и Лз0) через третью из системы (13) и рассчитать все течение.
Единственное значение е, удовлетворяющее системе (14), есть
е=-1. (15)
Таким образом, самопроизвольные возмущения течения могут существовать только при положительной производной напора лопаточной машины как функции осевой скорости. Этот вывод согласуется с результатами экспериментов, проведенных с изолированными ступенями.
Отметим, что наклон напорной кривой многоступенчатой машины равен сумме наклонов кривых отдельных ступеней [см. (12)]. Поэтому условия для возникновения вращающегося срыва в многоступенчатой машине определяются свойствами всех ее ступеней. Например, в изолированной ступени может иметься вращающийся срыв, а при работе ее в той же точке напорной кривой совместно с другой ступенью, имеющей отрицательный наклон напорной кривой, он существовать не может. Этот вывод также подтверждается экспериментальными данными.
Для частоты колебаний имеем выражение
ш 8 + пЦ-*.1
п 2 + л (*, + *2) •
Выражения (5) и (6) показывают, что возмущения течения в лопаточной машине, не изменяя своей величины, вращаются вокруг оси машины с постоянной угловой скоростью. При этом величина
~ является безразмерной угловой скоростью вращения возмущений.
Размерная угловая скорость вращения возмущений равна = Для относительной угловой скорости 2 = 2 / (~7г)
несенной к угловой скорости ротора) получим: в машине с ВНА
г
п 2 ¿11 ь
а =-5-ы-; (17)
2 + п 2 (¿1 1Ъх I + ¿2 / ¿2 № + &о/Я /=1
в машине без ВНА
8/и+ ЬцЬцЩ а в---«-- . (18)
«=1
Сравним величины угловой скорости вращения, даваемые формулами (17) и (18), с измеряемыми в эксперименте.
В работе [4] приведены результаты испытаний ступени № 12 с ВНА и без него. Необходимая для расчета скорости вращения срывной зоны в ступени без ВНА зависимость = (Р1) определялась на основании зависимостей /7ад ={У^Ц) и Нт =/2 (У^Щ
2 (Н — // ]
для рабочего колеса по формулам: С, = ; Pl = arctg(£^/l/1).
Результаты расчета сравниваются с экспериментальными значениями на фиг. 2 [так как величина С определялась неточно, для ступени без ВНА показана дорожка, соответствующая крайним значениям аг в формуле (18)]. Из графика видно, что при наличии ВНА скорость вращения зоны имеет меньшую величину, чем без ВНА. В обоих случаях расчетные значения 2 близки к экспериментальным.
Скорость вращения срывной зоны согласно формулам (17) и (18) возрастает при увеличении ширины лопаток. На фиг. 3 показаны результаты расчета 2 для ступени № 10, имеющей более
широкие лопатки, чем ступень № 12 (величина а2 взята такой же, как для ступени № 12). Ступень № 10 испытывалась без ВНА. Из графиков видно, что как расчетные, так и экспериментальные значения О в этой ступени выше, чем в ступени № 12.
Учитывая физический смысл величин, входящих в формулы (17) и (18), можно объяснить механизм, поддерживающий вращение срывных зон.
Пусть в лопаточной машине возникло возмущение осевой составляющей скорости, пропорциональное собя6 (начало отсчета угла безразлично). При этом на
входе в лопаточную машину _ СтупеньМЮ
Ступень №12 ¿вяг0,88; bp.^OJi, Ьиа_=0,10
я 0J
0,2 0
ш ш ш Ш У/Уа
_o_J а п ПО« о с», О о { о
zzazz без ВНА - с ВНА i .
0,08
0,16
Я 6
0,3
0,1 о
О. 1 н.а.
'//// V/A у/< ■////
у// У/У /У/ ш УУА
тттттт БезВНА -- с ВНА
i
0,16
0,24
0,32 VJU
Фиг. 2
Фиг. 3
вследствие торможения потока перед зоной пониженных скоростей возникнут тангенциальные составляющие скорости, пропорциональные sin /г 0 [формулы (5)]. Эти составляющие в лопаточной машине без ВНА повлияют на повышение напора в первой ступени. Именно: в тех частях окружности, где направление тангенциальной составляющей скорости совпадает с направлением вращения рабочего колеса, повышение напора уменьшится, а в тех частях окружности, где эти направления противоположны, увеличится. Изменение напора по обе стороны зоны пониженных скоростей вызовет перестроение поля осевых составляющих скорости, в результате которого зона пониженных скоростей сместится в сторону вращения рабочего колеса. Так как возмущение никак не зафиксировано в каком-либо месте окружности, это смещение превращается в непрерывное вращение зон пониженной и повышенной скоростей.
Другая причина, заставляющая перемещаться зону пониженных скоростей, заключается в нестационарности обтекания решетки рабочего колеса при неравномерном распределении осевых скоростей в лопаточной машине. Пусть лопатки рабочего колеса, пройдя зону пониженных скоростей, движутся в сторону увеличения осевой скорости. При этом относительная скорость течения в межлопаточных каналах рабочего колеса увеличивается, что приводит вследствие влияния нестационарности к уменьшению повышения давления в решетке. Последнее вызывает соответствующее уменьшение осевой составляющей скорости, вследствие чего зона пониженных скоростей смещается в сторону вращения рабочего колеса.
В этом заключается причина вращения возмущений в случае лопаточной машины, имеющей ВНА, •
В заключение отметим, что аналогичные (17) и (18) выражения для скорости вращения срывной зоны легко могут быть получены и для изолированной решетки (рабочего колеса или направляющего аппарата), если использовать граничные соотношения (9) или (10).
ЛИТЕРАТУРА
1. Hup pert М., Benser W. Some stall and surge phenomena In axial-flow compressors. Journ. Aeron. Sci., vol. 20, N 12, 1953.
2. S t e n n 1 n g A. H. Stall propagation in cascades of airfoils. Journ. Aeron. Sci., vol. 21, N 10, 1954.
3. Emmons H. W., Pearson С. E. and Grant H. P. Compressor surge and stall propagation Trans. ASME, vol. 77, N 4, 1955.
4. Борисов Г. А., Локштанов E. А., Ольштейн Л. E. Вращающийся срыв в осевом компрессоре. Сб. „Промышленная аэродинамика", вып. 24, Оборонгиз, 1962.
Рукопись поступила /8) VI 1974 г.