Научная статья на тему 'О вращающемся срыве в лопаточных машинах'

О вращающемся срыве в лопаточных машинах Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кукинов А. Г.

Делается попытка распространения линейной теории вращающегося срыва на лопаточную машину, состоящую из нескольких решеток, и учета течения в пространстве за решетками. Предполагается, что высота лопаток мала по сравнению с радиусом лопаточной машины. Это позволяет рассматривать течение на развертке цилиндрической поверхности, проходящей через середину высоты лопаток. Для описания течения в пространстве перед решеткой и за ней используются уравнения гидродинамики идеальной несжимаемой жидкости; течение в межлопаточных каналах решеток считается одномерным и описывается уравнениями гидравлики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О вращающемся срыве в лопаточных машинах»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Том VI

197 5

№5

УДК 629.7.03

О ВРАЩАЮЩЕМСЯ СРЫВЕ В ЛОПАТОЧНЫХ

МАШИНАХ

А. Г. Кукинов

Делается попытка распространения линейной теории вращающегося срыва на лопаточную машину, состоящую из нескольких решеток, и учета течения в пространстве за решетками. Предполагается, что высота лопаток мала по сравнению с радиусом лопаточной машины. Это позволяет рассматривать течение на развертке цилиндрической поверхности, проходящей через середину высоты лопаток. Для описания течения в пространстве перед решеткой и за ней используются уравнения гидродинамики идеальной несжимаемой жидкости; течение в межлопаточных каналах решеток считается одномерным и описывается уравнениями гидравлики.

Явление вращающегося срыва считается одним из проявлений неустойчивости течения в лопаточных машинах. Оно заключается в том, что в лопаточной машине возникают зоны пониженных скоростей, которые вращаются вокруг ее оси с постоянной угловой скоростью [1]. Опубликовано большое количество теоретических работ с попытками найти условия, при которых может существовать вращающийся срыв, и определить скорость его вращения. Значительная часть этих работ базируется на линеаризированных уравнениях гидродинамики (например, [2, 3]). Рассматривалась изолированная решетка с бесконечно большим числом лопаток и использовались точные решения уравнений для течения в пространстве перед решеткой. Течение за решеткой не рассматривалось, а для замыкания системы уравнений делались различного рода предположения об условиях на выходе из межлопаточных каналов решетки.

Рассмотрим сначала течение перед лопаточной машиной и за ней. Уравнения для малых возмущений течения, записанные в безразмерном виде, будут

(1)

здесь vx, г»е — возмущения осевой и тангенциальной составляющих скорости, отнесенные к осевой составляющей скорости ]/х невозмущенного потока; р — возмущение давления, отнесенное к р]/1; 5 = х/Я — безразмерная осевая координата (ось х направлена вниз по потоку), 8 =у/Я — безразмерная окружная координата (полярный угол), фиг. 1; x = tVx|R — безразмерное время; а — угол между вектором скорости невозмущенного потока и осью лопаточной машины = Ув/Ух).

Решение уравнений (1) ищется в виде показательных функций:

чзх = щ = ; |

(2)

Подстановка выражений (2) в уравнения (1) дает следующую систему уравнений для произвольных постоянных:

(ш + Х — гretga)5 - тС = 0; [ (3)

Ы — тВ =0. ]

Приравнивая нулю ее определитель, получаем (X + _ ¿п а) (X2 _ п2) = 0. Это уравнение имеет корни:

Х<°>= ~ ¿(ш-^а), Х0)=/г, Х(2) = — п.

Каждому корню соответствует решение вида (2), причем две из постоянных А, В и С выражаются через третью с помощью уравнений (3). В силу линейности системы (1) сумма решений, соответствующих разным значениям X, также является решением. Поэтому искомое решение запишем в виде:

^ _ Д (1) £/<»т— (я8 + я? Д(2) ¿1о>т—1яв-л£ Д(0) (т—п «) — _ /Д (1) ¿¿ют—гя8 + пЕ ¿Д (2) ^¡ш-—¡пЬ—пЬ _

(4)

.— Д(0) __^ aj /яв-г (т—п 1г а) 5.

р = — А(» г — 4-1 +

+ Д(2) ^ — 1 -л5

п

Полученное решение содержит три произвольных постоянных, для определения которых должны быть заданы граничные условия. Рассмотрим сначала условия на бесконечности вверх и вниз по потоку от лопаточной машины. Если потребовать, чтобы возмущения имели конечную величину, то перед лопаточной машиной следует положить (в силу принятого направления оси V) Л(2) = 0, а за ней Л(1) = 0. Слагаемые, содержащие А(0), описывают вихревые возмущения течения, переносимые без изменения невозмущенным потоком. Так как на лопаточную машину не производится внешнего воздействия, то в пространстве перед лопаточной машиной

их следует считать равными нулю. Таким образом, возмущения течения окончательно запишутся в виде: перед лопаточной машиной:

ъх = А1 е1шг-1п9+п^, ов = — /Л! ,

р = — А, [г — а) + 1 ;

штчцпищ"' ""////">/>•

1

(5)

I

1 2 3

Фиг. I

за лопаточной машиной:

У — Д 3 (>1<>'~—1пЬ—п(. £,¿0)"—1п8— I (о>—и ^ а) ^

= ¿Аз е1тт~__ / ю _^ а | (>1оп-¡ГА—г (ш—я tg а) ^

•06 =

^7 = Л3 [г — а) — 1

£>/а>т—<л9 —л$

(6)

Получим теперь соотношения, связывающие возмущения течения перед лопаточной машиной и за ней. Будем считать решетки состоящими из бесконечно большого числа лопаток.

Рассмотрим сначалу решетку рабочего колеса. Из уравнения неразрывности следует, что осевая составляющая скорости на входе в межлопаточный канал и на выходе из него имеет одну и ту же величину. Тогда перед решеткой и за ней в точках, расположенных на концах межлопаточного канала, имеем

(7)

V,

-1 X 1 -

Уравнение движения жидкости в межлопаточном канале решетки имеет вид

д' дь

д1

1 др , ^ р д1 5 20 '

где I — длина дуги межлопаточного канала; — гидравлический диаметр межлопаточного канала (который принимается равным его значению для реального канала); \—коэффициент гидравлического

д' д , и д

сопротивления; — -щ + -щ'— производная по времени в системе координат, связанной с решеткой; значок относится к параметрам возмущенного течения (например, ХР •= ИР+ Интегрируя это равенство по длине канала, имеем;

р р 1 2 2 1 ] 20 ' д( J

1 1

Интеграл, описывающий гидравлическое сопротивление канала, 2

запишем в виде \ в интеграле, выражающем инер-

1

ционное сопротивление, положим вес р. Пользуясь уравне-

нием неразрывности, получим: 2 2

где Ъ — осевая проекция хорды лопатки; 7 — относительное уменьшение проходного сечения межлопаточного канала за счет толщины лопаток.

Заменяя относительную скорость с помощью соотношения

будем иметь:

р, V? ~ ~ р2 V 9

+ = (8)

Нам осталось записать равенство (8) в малых отклонениях. Поясним вычисления, связанные с записью в малых отклонениях последнего члена этого равенства. Считаем, что величина С, как и при стационарном обтекании, зависит только от направления вектора скорости перед решеткой. Поэтому с точностью до малых второго порядка

где ри р, — углы между вектором относительной скорости перед решеткой и осью лопаточной машины соответственно в возмущенном и невозмущенном потоке.

Выражая — ^ через возмущения скорости

р; -р, « т, - tg ро с082 р,=- с082 р,

—/ 2

и записывая в линеаризированном виде получим

-1- с = 4 ¡Ж +4- шЩ^ (Р, - Р0 + сг, = V,, (а, г/,, + а2 ггв1),

где ^

Теперь соотношение (8) легко может быть записано для малых возмущений течения.

В качестве третьего условия принимается, что направление потока за решеткой не зависит от возмущений течения перед решеткой. Таким образом, система уравнений для решетки рабочего колеса, записанная в безразмерном виде,

х 2>

Л2 —

и (г»е 2 -- кхЬх

а2 vы

ду,

+ и

т, д и

0 )'

(9)

д1 1 дЬ «вгН-«Ра vx2 = 0. Здесь ^—р + ^ + ^^е —безразмерное возмущение полного напора; и = и/Ух — обратная величина коэффициента расхода, Ь1 = Ь\И — относительная величина осевой проекции хорды лопатки.

Соотношения, связывающие возмущения течения перед решеткой направляющего аппарата и за ней, получаются аналогично:

Ч>хЗ — Ъх2\

где

Л, = Л,

1

ааг>

х 2

aive 2 — з = tg а3 г>г3,

ь Ь дих3-

«2 °2 А- '

(10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а,=

да2

Лё а,.

3 ~~ 2 иа 2

Соотношения вида (9) и (10) можно написааъ и для лопаточной машины, состоящей из нескольких решеток, предполагая, что зазоры между решетками равны нулю. (Расчеты показывают, что величина осевого зазора, даже при значениях, в несколько раз превышающих его реальные значения, практически не влияет на распределение скоростей в лопаточной машине). В этом случае из соотношений (9) и (10) можно исключить величины, относящиеся к зазорам между решетками. Из первых соотношений следует

Второе соотношение запишем сначала для ступени, состоящей из двух решеток, рабочего колеса и спрямляющего аппарата:

= К — + ах + а3 — а4 tg$,)vx 1 — (й+а2)ъ»1 —

■.(¿А + Мг)-^.

к,ь,и дХ)х-'-

¿6

Если ступень имеет входной направляющий аппарат (ВНА), то в этом равенстве нужно положить =tga1vxl. Окончательно соотношения для ступени запишутся в виде:

V

X 1

Ля

А,-

гv

х1

• 8г»в 1 - X, и-^р — (*! + *г)

VII 3 :

дух 1

дх

«3

Здесь для ступени без ВНА

Ъ = и+а2,

(И)

3— Ученые записки № 5

33

для ступени, имеющей ВНА,

8 = и2 (1 — 77т) + а, — а2 ^ а1 + а3 — а4 ф р2;

5 = 0;

//х= 1 — (¿У)-1 ^оч 4- р2) — коэффициент теоретического напора _ _ ступени;

>4 = Ьи х2 — к2Ь2 — коэффициенты, характеризующие инерционность жидкости в межлопаточных каналах решетки. Коэффициенты в правых частях (11) имеют простой физический смысл. Величины е и 8 представляют взятые с обратным знаком частные производные от повышения напора ступени в равномерном потоке соответственно по осевой и тангенциальной составляющим скорости перед ступенью. Члены, обусловленные нестационарностью обтекания решеток, представляют производные по времени от ки- . нетической энергии жидкости, заключенной в межлопаточных каналах, отнесенные к шагу решетки.

В случае нескольких ступеней из соотношений (11) нужно исключить величины в зазорах между ступенями. При этом вид соотношений (11) не изменится, только г и х будут равны

г=1 г=1 ¡=1

где г — номер ступени; г—число ступеней в лопаточной машине. Подставляя в (11) выражения (5) и (6), получаем

Л, _Л3_4°> = 0;

Л3 -И АГ = 0

и

(13)

(для простоты в последнем равенстве (11) полагаем а3 = 0, так как обычно невозмущенный поток за машиной имеет осевое направление).

Приравнивая нулю определитель системы (13) и разделяя в нем действительную и мнимую части, получаем:

[2 + п (х, + х2)] (8 + пиЪ) ^- + 2 + 1=0;

[1-е + л(х1 + ха)]^-(8+-/1*7х1)==0.

(14)

Эта система определяет частоту колебаний ю и величину е, характеризующую режим работы машины. После определения этих величин можно выразить две из постоянных Аи А3 и Лз0) через третью из системы (13) и рассчитать все течение.

Единственное значение е, удовлетворяющее системе (14), есть

е=-1. (15)

Таким образом, самопроизвольные возмущения течения могут существовать только при положительной производной напора лопаточной машины как функции осевой скорости. Этот вывод согласуется с результатами экспериментов, проведенных с изолированными ступенями.

Отметим, что наклон напорной кривой многоступенчатой машины равен сумме наклонов кривых отдельных ступеней [см. (12)]. Поэтому условия для возникновения вращающегося срыва в многоступенчатой машине определяются свойствами всех ее ступеней. Например, в изолированной ступени может иметься вращающийся срыв, а при работе ее в той же точке напорной кривой совместно с другой ступенью, имеющей отрицательный наклон напорной кривой, он существовать не может. Этот вывод также подтверждается экспериментальными данными.

Для частоты колебаний имеем выражение

ш 8 + пЦ-*.1

п 2 + л (*, + *2) •

Выражения (5) и (6) показывают, что возмущения течения в лопаточной машине, не изменяя своей величины, вращаются вокруг оси машины с постоянной угловой скоростью. При этом величина

~ является безразмерной угловой скоростью вращения возмущений.

Размерная угловая скорость вращения возмущений равна = Для относительной угловой скорости 2 = 2 / (~7г)

несенной к угловой скорости ротора) получим: в машине с ВНА

г

п 2 ¿11 ь

а =-5-ы-; (17)

2 + п 2 (¿1 1Ъх I + ¿2 / ¿2 № + &о/Я /=1

в машине без ВНА

8/и+ ЬцЬцЩ а в---«-- . (18)

«=1

Сравним величины угловой скорости вращения, даваемые формулами (17) и (18), с измеряемыми в эксперименте.

В работе [4] приведены результаты испытаний ступени № 12 с ВНА и без него. Необходимая для расчета скорости вращения срывной зоны в ступени без ВНА зависимость = (Р1) определялась на основании зависимостей /7ад ={У^Ц) и Нт =/2 (У^Щ

2 (Н — // ]

для рабочего колеса по формулам: С, = ; Pl = arctg(£^/l/1).

Результаты расчета сравниваются с экспериментальными значениями на фиг. 2 [так как величина С определялась неточно, для ступени без ВНА показана дорожка, соответствующая крайним значениям аг в формуле (18)]. Из графика видно, что при наличии ВНА скорость вращения зоны имеет меньшую величину, чем без ВНА. В обоих случаях расчетные значения 2 близки к экспериментальным.

Скорость вращения срывной зоны согласно формулам (17) и (18) возрастает при увеличении ширины лопаток. На фиг. 3 показаны результаты расчета 2 для ступени № 10, имеющей более

широкие лопатки, чем ступень № 12 (величина а2 взята такой же, как для ступени № 12). Ступень № 10 испытывалась без ВНА. Из графиков видно, что как расчетные, так и экспериментальные значения О в этой ступени выше, чем в ступени № 12.

Учитывая физический смысл величин, входящих в формулы (17) и (18), можно объяснить механизм, поддерживающий вращение срывных зон.

Пусть в лопаточной машине возникло возмущение осевой составляющей скорости, пропорциональное собя6 (начало отсчета угла безразлично). При этом на

входе в лопаточную машину _ СтупеньМЮ

Ступень №12 ¿вяг0,88; bp.^OJi, Ьиа_=0,10

я 0J

0,2 0

ш ш ш Ш У/Уа

_o_J а п ПО« о с», О о { о

zzazz без ВНА - с ВНА i .

0,08

0,16

Я 6

0,3

0,1 о

О. 1 н.а.

'//// V/A у/< ■////

у// У/У /У/ ш УУА

тттттт БезВНА -- с ВНА

i

0,16

0,24

0,32 VJU

Фиг. 2

Фиг. 3

вследствие торможения потока перед зоной пониженных скоростей возникнут тангенциальные составляющие скорости, пропорциональные sin /г 0 [формулы (5)]. Эти составляющие в лопаточной машине без ВНА повлияют на повышение напора в первой ступени. Именно: в тех частях окружности, где направление тангенциальной составляющей скорости совпадает с направлением вращения рабочего колеса, повышение напора уменьшится, а в тех частях окружности, где эти направления противоположны, увеличится. Изменение напора по обе стороны зоны пониженных скоростей вызовет перестроение поля осевых составляющих скорости, в результате которого зона пониженных скоростей сместится в сторону вращения рабочего колеса. Так как возмущение никак не зафиксировано в каком-либо месте окружности, это смещение превращается в непрерывное вращение зон пониженной и повышенной скоростей.

Другая причина, заставляющая перемещаться зону пониженных скоростей, заключается в нестационарности обтекания решетки рабочего колеса при неравномерном распределении осевых скоростей в лопаточной машине. Пусть лопатки рабочего колеса, пройдя зону пониженных скоростей, движутся в сторону увеличения осевой скорости. При этом относительная скорость течения в межлопаточных каналах рабочего колеса увеличивается, что приводит вследствие влияния нестационарности к уменьшению повышения давления в решетке. Последнее вызывает соответствующее уменьшение осевой составляющей скорости, вследствие чего зона пониженных скоростей смещается в сторону вращения рабочего колеса.

В этом заключается причина вращения возмущений в случае лопаточной машины, имеющей ВНА, •

В заключение отметим, что аналогичные (17) и (18) выражения для скорости вращения срывной зоны легко могут быть получены и для изолированной решетки (рабочего колеса или направляющего аппарата), если использовать граничные соотношения (9) или (10).

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Hup pert М., Benser W. Some stall and surge phenomena In axial-flow compressors. Journ. Aeron. Sci., vol. 20, N 12, 1953.

2. S t e n n 1 n g A. H. Stall propagation in cascades of airfoils. Journ. Aeron. Sci., vol. 21, N 10, 1954.

3. Emmons H. W., Pearson С. E. and Grant H. P. Compressor surge and stall propagation Trans. ASME, vol. 77, N 4, 1955.

4. Борисов Г. А., Локштанов E. А., Ольштейн Л. E. Вращающийся срыв в осевом компрессоре. Сб. „Промышленная аэродинамика", вып. 24, Оборонгиз, 1962.

Рукопись поступила /8) VI 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.