Научная статья на тему 'О возврате к экономическому учению К. Маркса'

О возврате к экономическому учению К. Маркса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ КУРС "ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ" / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. МАРКСА / SCHOOL COURSE "SOCIAL SCIENCE" / KARL MARX'S ECONOMIC LEGACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелепухин Юрий Валентинович, Шакирова Гузель Рашитовна

В статье обосновывается необходимость использования экономического наследия К. Маркса при преподавании экономических тем школьного курса «Обществознание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RETURN TO ECONOMIC DOCTRINE K. MARX

The article justifies the necessity of appealing to Karl Marx’s works when teaching economic units of the school course «Social Science».

Текст научной работы на тему «О возврате к экономическому учению К. Маркса»

Ю.В. Зелепухин

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

Учеба - это всегда сложный, нелегкий процесс, но это и одно из самых увлекательных занятий. На факультете учиться трудно, но очень интересно. Здесь есть у кого поучиться, перенять любовь к знаниям, подготовиться к будущей профессиональной деятельности - наши преподаватели всегда готовы помочь словом и делом, поделиться практическим опытом. Здесь есть чем заняться в свободное время: студенческое научное общество, команда эрудитов, прекрасные спортивные команды. Студенты факультета с удовольствием участвуют в работе творческих коллективов академии, вместе с кураторами групп выезжают на экскурсии, принимают участие в благотворительных акциях. Внеучебная работа - это тоже путь к профессиональной деятельности: студенты факультета ищут применение своим талантам, учатся работать в команде, нести ответственность за порученное дело [7; 8].

Набор изучаемых дисциплин и методика их преподавания, продуманное сочетание теоретической подготовки и практического опыта обеспечивают:

- системность экономического образования;

- фундаментальный характер и универсальность получаемых знаний;

- способность свободно ориентироваться в экономических проблемах самого разного уровня и содержания;

- хорошую подготовленность, как к аналитической, так и к практической работе в различных областях;

- способность адекватно реагировать на любые изменения в экономике и учитывать их в своей деятельности;

- базу для последующего самообразования как условия непрерывного профессионального роста.

Таким образом, эффективное формирование профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА возможно, если:

1) формирование профессиональных компетенций является частью учебного процесса;

2) при определении содержания, форм, методов и средств работы со студентами учтены их возрастные и индивидуальные особенности;

3) оптимально использованы индивидуальные,

групповые и коллективные формы обучения студентов при увеличении доли самостоятельной практической работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (приказ от 21.12.2009 № 747) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97653/

2. Шагимуллин А.Р. Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 75-78.

3. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержание образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 292-295.

4. Данилова С.В. Социально-экономическая эффективность образования и система оценки качества образовательных услуг с участием потребителей // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 99-102.

5. Ходырев П.М., Ходырева Е.А. Качество образования и вопросы ответственности вуза перед студентом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2012. № 3. С. 66-69.

6. Сысоева Ю.Ю. Рейтинг эффективности работы вузов как показатель их конкурентоспособности // Вестник НГИЭИ. 2013. № 11 (30). С. 98-102.

7. Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 250-252.

8. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Повышение качества обучения путем совершенствования самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 145-150.

DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCES IN TEACHING FUTURE BACHELORS

OF ECONOMICS

© 2014

J.V. Zelepukhin, Candidate of technical sciences, head of Department of Economic Education

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: the article dwells upon developing professional competences in teaching future bachelors of Economics. Keywords: professional competence; a bachelor of Economics.

УДК 330.88

О ВОЗВРАТЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ К. МАРКСА

© 2014

Ю.В. Зелепухин, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономического образования Г.Р. Шакирова, студентка 4 курса факультета экономики, управления и сервиса

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования экономического наследия К. Маркса при преподавании экономических тем школьного курса «Обществознание».

Ключевые слова: школьный курс «Обществознания»; экономическое наследие К. Маркса.

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе. В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, призванному сформировать современное экономическое мышление и подготовить подрастающие поколения к эффективной практической деятельности. Однако школьное экономическое

образование не заостряет внимание на изучении наследия исторических личностей экономической науки. В то же время трудно представить себе современное образование, которое бы не использовало при обучении экономике идей К. Маркса. Печален тот факт, что на протяжении последнего десятилетия учение К. Маркса было абсолютно исключено из учебной программы в

Ю.В. Зелепухин, Г.Р. Шакирова

О ВОЗВРАТЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ .

российских школах. Каждый профессионал, в какой бы области он ни работал, согласится с тем, что утрата преемственности приводит к невосполнимым потерям.

К. Маркс - одна из самых величайших фигур в истории человечества. Он был гениальным экономистом, который оказал большое влияние на развитие экономической теории. Значимость его учения признают и в настоящее время: регулярные опросы общественного мнения в западных странах ставят К. Маркса на первые позиции. Доказательством этому могут быть результаты голосования в Интернете, которое было проведено компанией «Би-би-си» в конце 1999 года, по итогам которого К. Маркс встал во главе десяти наиболее гениальных мыслителей XX века. А в июне 2013 года ЮНЕСКО включила «Капитал» К. Маркса в список мирового наследия.

Целью статьи является разработка рекомендаций по использованию наследия К. Маркса при изучении экономических тем школьного курса «Обществознание».

Анализ особенностей и закономерностей экономической науки позволяет сделать вывод о специфике ее нынешнего этапа развития: сейчас значительно более остро стоит проблема не дальнейшего наращивания потенциала экономической науки, а повышения искусства по ее применению к конкретным ситуациям. Только в этом случае возникшее неравновесие между общественными потребностями в науке и ее возможностями будет уменьшено.

Большой вклад в развитие классической экономической теории, основы которой заложены А. Смитом, внес К. Маркс, основатель марксизма. Марксизм - это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места.

Для того чтобы дать объективную оценку места и роли марксизма необходимо опираться на результаты комплексного историко-экономического исследования вопросов, которые в реальной действительности затрагивает эта теория.

Возникновение марксизма как стройной теоретической системы было подготовлено всем ходом развития общества, предшествующим развитием капитализма. Идеи К. Маркса распространились на всех континентах.

В эволюции марксизма можно отметить несколько тенденций. Одна из них - полное отрицание марксизма, объявление утопичности его идей. Другая связана с его защитой и признанием безальтернативности. Третья - неомарксизм, призывающий очистить от искажений теорию К. Маркса.

В последнее время возросший интерес к марксизму вполне закономерен. В основе интереса к экономической теории К. Маркса лежат изменения в общественной жизни:

- всемирный экономический кризис 2008 года, показавший правомерность прогнозов неомарксистов;

- экономическая теория К. Маркса востребована теми общественными силами, которые более всего страдают от кризиса, порожденного спекуляциями номенклатуры финансового капитала;

- сейчас есть основания ставить под сомнение научную состоятельность той неоклассической теории, на базе которой проводились российские реформы и которая навязана в качестве единственного верного экономического учения. Она связывает кризисы не с внутренней природой капитализма, а с воздействием внешних и случайных сил. Очевидно, что тяжесть положения российской экономики необъяснима с этих позиций.

При использовании неоклассического подхода к анализу современной российской экономики всплывает слишком много вопросов, остающихся без ответов:

- Почему капиталы бегут из страны туда, где процентная ставка низка?

- Почему проведенная приватизация не выдвинула эффективных собственников?

- Почему в ходе реформ выросла безработица при одновременном снижении оплаты труда?

- Почему наблюдается рост доходов олигархов при технической деградации российской экономики?

Следовательно, у интереса к экономической теории К. Маркса есть объективные основания, и этот интерес будет расти.

Сегодня в оценках марксизма присутствует сознание того, что он нужен для осмысления современных проблем. Ниже приведены мнения о наследии К. Маркса некоторых выдающихся экономистов.

П. Самуэльсон: «Смит, Маркс и Кейнс - трое из многих мыслителей, которые сформировали экономическую теорию и сделали ее жизнеспособной и для нашего сегодняшнего дня» [1, с. 135].

И. Валлерстайн: «Прежде чем окончательно «похоронить Маркса», его «стоит хотя бы перечитать вновь в контексте современных реалий» [2, с. 35].

М. Блауг: «Экономика была единственной общественной наукой, все аспекты которой он профессионально освоил. И пусть не будет сомнений в том, что он был действительно великим экономистом... и надо признать, что три тома «Капитала», а особенно два последних, содержат множество замечательных образцов анализа, из которых современные экономисты могут на-учиться»[3, с. 240].

Все вышесказанное говорит о необходимости использования наследия К. Маркса при преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях, в частности старшеклассникам - экономических тем школьного курса «Обществознание». В таблице представлены экономические разделы школьного курса «Обществознание», при преподавании которых целесообразно было бы использовать теоретические положения экономического учения К. Марса.

Таблица 1 - Использование теоретических положений экономического учения К. Маркса при преподавании экономических разделов школьного курса «Обществознание»

На именование экономических разделов школьного курса «Обществочнанне» Теоретические положения экономического учения К. Маркса

Экономика и ее роль в жизни современного общества: типы экономических систем Концепция базиса и надстройки. Теория экономических кризисов.

Человек в системе экономических отношений Теория заработной платы.

Экономика и ее роль в жизни современного общества: распределительные отношения Теория стоимости. Теория прибавочной стоимости.

Рыночные отношения в современной экономике Концепция нормы прибыли. Теория капитала. Теория воспроизводства.

Экономика и ее роль в жизни современного общества: собственность Теория ренты.

В процессе преподавания экономических тем школьного курса «Обществознание» следует:

Во-первых, обратить внимание старшеклассников на то обстоятельство, что марксизм, как и любая другая научная теория, находится в развитии. Он представляет собой лишь этап эволюции общественной мысли. Поэтому вряд ли надо навязывать марксизму трактовку проблем и ситуаций, с которыми мы сталкиваемся сегодня в общественной жизни.

Во-вторых, принципиально важно подчеркнуть, что самым существенным вкладом К. Маркса в развитие классической теории является открытие им материалистического понимания истории, распространение диалектико-материалистической методологии на развитие социально-экономической жизни человека. Диалектический подход К. Маркса:

- показывает, что любая экономическая система подвержена постоянному изменению, не может быть вечной, как это доказывали его предшественники. Мы видим, как изменился капитализм во второй половине ХХ века и сколько новых открытий в социально-экономическом развитии современного общества несут с собой процессы глобализации, информационно-технологическая революция, концепция человеческого капитала и др. Следовательно, вместе с изменением экономики (базиса) необходимо вносить изменения в систему экономических интересов, в социально-экономическую политику государства (надстройку);

Ю.В. Зелепухин, Г.Р. Шакирова О ВОЗВРАТЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ ...

- помогает сделать вывод о наличии объективно действующих «с железной необходимостью» экономических законов, знание и понимание которых поможет человеку избежать излишних потерь времени, трудовых материальных затрат. События, произошедшие с экономикой СССР, - свидетельство того, насколько трагично пренебрежение необходимостью следования требованиям объективно действующих экономических законов. Принимая хозяйственные решения вне зависимости с фактическими затратами и экономической отдачей этих затрат, советское правительство на всех организационных уровнях неизбежно вело экономику к социально-экономическому и политическому кризису.

В-третьих, целесообразно подчеркнуть, что проведенный анализ содержания основных понятий теории трудовой стоимости А. Смита привел К. Маркса к выводу, что прибыль является результатом экономических взаимоотношений между трудом и капиталом. При этом взаимоотношения осуществляются в соответствии с требованиями теории трудовой стоимости. Суть решения проблемы состоит в том, что собственник производства покупает на рынке не труд наемного работника, а товар - рабочую силу, способную в процессе рабочего времени производить большую стоимость по сравнению с выплачиваемой ему заработной платой. Неравенство в имущественном положении наемных работников и предпринимателей позволяет последним присваивать неоплаченный труд работника, величина которого и образует прибыль. К. Маркс не только заострил внимание на эксплуатации наемного труда капиталом, но и доказал участие в этих процессах государственной власти, состоящей, по существу, из представителей крупного капитала. Суть проблемы прибавочной стоимости, прибыли и эксплуатации состоит в том, что, в отличие от экономистов прошлого и настоящего, К. Марксу удалось говорить правду о том обществе, в котором он жил и которое объективно исследовал. К. Маркс был прав, оценивая капитализм как эксплуататорскую систему, несущую народам несчастья и страдания: две мировые войны, Великая депрессия, кризисы, фашизм, экологическая катастрофа. Никакая другая теория не объясняет эти негативные явления современной капиталистической действительности с такой глубиной и полнотой как марксизм. Не случайно, что при неформальной оценке учения К. Маркса о прибавочной стоимости, прибыли и заработной плате наиболее здравомыслящая часть круп-

ного капитала «обвиняет» К. Маркса в том, что он был правдив в своем анализе капитализма, предав, таким образом, интересы буржуазии, к которой по своему социальному положению и принадлежал.

В-четвертых, довести до внимания старшеклассников положение о том, что своим объективным исследованием противоречий капитализма К. Маркс стремился предостеречь капиталистическую элиту от тех конфликтов, которые возникают в результате несвоевременной реакции на обострившиеся в обществе конфликты.

Разумным подходом к разрешению экономических противоречий рыночной экономики капиталистического типа следует признать осознание всеми субъектами хозяйствования взаимосвязи и взаимодействия их экономических интересов, их системной общности.

В-пятых, обратить внимание старшеклассников на то, что жизнь сложнее любых теорий и концепций и ни одна из них, какой бы совершенной и логичной она ни казалась первоначально, в полном объеме никогда не подтверждается ходом истории. Это относится и к марксизму:

- Не подтвердился прогноз эволюции развитых стран: они не встали в авангарде социального прогресса. Вопреки классическому марксизму социалистические революции победили в отсталых странах. Несмотря на успехи, они не стали образцом подражания для более развитых стран, а по части прав и свобод человека послужили дурным примером;

- Капитализм нашел резервы обновления, которые исключались марксовой теорией капиталистического накопления;

- Не наблюдалось такого обнищания населения в развитых странах, которое по К. Марксу могло бы стать источником революционного взрыва.

Таким образом, непредвзятое, академическое изучение экономического наследия К. Маркса позволит старшеклассникам использовать его потенциал для анализа проблем современной российской экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самуэльсон П., Нордхаус В. Economics. М.: «Вильямс», 2006. 1360 с.

2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М. : Логос, 2004. 368 с.

3. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / под ред. А.А. Фофонова. Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2005. 352 с.

ON THE RETURN TO ECONOMIC DOCTRINE K. MARX

© 2014

J.V. Zelepukhin, Candidate of technical sciences, head of Department of Economic Education G.R. Shakirov, 4th year student of the Faculty of Economics, Management and Service

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article justifies the necessity of appealing to Karl Marx's works when teaching economic units of the school course «Social Science».

Keywords: school course «Social science»; Karl Marx's economic legacy.

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

©2014

Е.С. Знакова, учитель географии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МБОУ «Лицей философии планетарного гуманизма», Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются игровые технологии как средство формирования творческих способностей у учащихся, а также представлена разработка дидактической игры по географии «Путешествие в страну планов и карт» для учащихся 5-х классов.

Ключевые слова: игровые технологии; творческие способности; дидактические игры; преподавание химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.