Н. В. КИНД, Л. Д. СУЛЕРЖИЦКИИ, В. С. ФОРОВА, С. Н. ВИНОГРАДОВА, А. Л. РЯБИНИН
О ВОЗРАСТЕ ОЛЕДЕНЕНИЙ ТАЙМЫРСКОЙ ДЕПРЕССИИ. ПЕРВЫЕ РАДИОУГЛЕРОДНЫЕ ДАТЫ
Летом 197'1 г. авторы проводили полевые маршрутные исследования в бассейне р. Хатанга, в пределах Таймырской депрессии. Изучались разрезы четвертичных отложений, с отбором проб на С14, по долинам р. Хета и ее правых притоков — рек Ледяная, Большая Романиха, Боярка, Маймеча, берущих начало со Средне-Сибирского плоскогорья, окаймляющего депрессию с юга.
В течение четвертичного периода описываемая территория была ареной неоднократных оледенений, при этом ледники спускались в депрессию как с севера — с Таймырской возвышенности, так и с юга — со стороны плато Путорана. Следы их запечатлелись в виде нескольких горизонтов морен и флювиогляциальных отложений. Наиболее молодые позднеплейстоценовые ледниковые подвижки оставили после себя прекрасно выраженные конечноморенные дуги, камы, озы и другие краевые образования, а также обширные зандровые равнины, определяющие основные черты рельефа междуречий.
Вторая особенность четвертичной истории района, определяемая близостью Полярного бассейна, заключается в неоднократных морских трансгрессиях, которые достигали подножий горных возвышенностей — бортов Таймырской депрессии.
Долины рек, таким образом, формировались в сильно изменчивой палеогеографической обстановке. Наступание ледников нередко приводило к подпруживанию водотоков и к изменению конфигурации речной сети. При подъеме уровня моря долины оказывались затопленными, а соответствующие аллювиальные отложения — погребенными под три-брежно-морскими осадками. Все это определило крайне сложные взаимоотношения развитых в районе аллювиальных, озерных и морских образований и трудность воссоздания полной колонки четвертичных отложений, вскрытых современными реками очень фрагментарно. Значительную помощь в этом отношении оказали полученные С14-даты.
В предварительном виде фациально-стратиграфический разрез и взаимоотношение отдельных толщ представлены на рисунке.
Ниже дается краткая характеристика выделенных девяти толщ сводного разреза и приводятся полученные для них С14-даты.
I — континентальные и морские отложения нижнего и верхнего мела, составляющие основание четвертичного покрова.
II — нижняя морена максимального самаровского оледенения; встречена в основании береговых разрезов по рекам Б. Романиха и Хета.
III—нерасчлененная толща межморенных отложений, представленная внизу преимущественно песками и супесями, вверху морскими темно-серыми алевритами с фау-ьой, содержащими местами гальку и мелкие валуны. Участками алевриты сцементированы в плотные конкреции, в которых встречены створки Portlandia arctica, Macoma calcarea, Hiatella arctica Первые содержатся в алевритах в виде целых колоний. В верхней части разреза встречаются линзы косослоистых гравелистых песков с раковинами Macoma colcarea.
Эта толща условно сопоставляется с «межледниковыми отложениями» В. Н. Сакса (1953). Нижние песчаные слои, возможно, соответствуют мессовскому, верхние алевритовые— санчуговскому и казанцевскому горизонтам в бассейне Енисея. Для межморенных осадков получены три С14-даты:
1) >49 000 (ГИН-660),
1 Определения С. Л. Троицкого. Полные списки фауны не приводятся.
Схема соотношения четвертичных отложений правобережья р. Хета
I—IX —номера выделенных толщ (описание в тексте). Арабскими цифрами около кружков с крестиком показаны номера Сн-дат, полученных для данной толщи и приведенных в тексте
2) >49 000 (ГИН-653), верховья р. Хета, обнажения 4,5;
3) >46 ООО (ГИН-675), р. Б. Романиха, обнажение 41.
IV — маломощная средняя морена и связанные с ней флювиогляциальные косо-слоистые галечники, относимые к зырянскому оледенению. Встречены в нескольких разрезах в верховьях Хеты и ее правых притоков.
V — толща монотонных озерно-аллювиальных горизонтальнослоистых песчано-але-вритистых осадков с тонкими прослоями растительного детрита и намывного торфа (Va). Встречается почти повсеместно в средних отрезках правых притоков Хеты, где эта толща ложится либо на зырянскую морену, либо на морские алевриты Qii-ш и перекрывается флювиогляциальными отложениями последнего оледенения. Ниже она фациально замещается прибрежно-морскими песчано-алевритовыми осадками с фауной Astarte montagui, A. borealis, Macoma calcarea, Mya truncatayoldiella intermedia и других, преимущественно бореально-арктических и арктических видов.
Эти отложения относятся нами к каргинскому межледниковью, что подтверждается и радиоуглеродными данными. Для континентальных разностей получены следующие См-даты:
4) 38 000± 1000 (ГИН-667), р. Боярка (обн. 23);
5) 39 400±в00 (ГИН-672), р. Боярка, среднее течение (обн. 31);
6) 41 OOOddlOOO (ГИН-676), р. Б. Романиха, верхнее течение (обн. 42);
7) 43 100±1200 (ГИН-678)\
8) 31 800±300 (ГИН-683), } р. Б. Романиха, среднее течение (обн. 44, 46);
9) 24900±700 (ГИН-725), р. Хета, верховья (обн. 3).
Для морских разностей получены:
10) 42 600+1500 (ГИН-673), р. Боярка, нижнее течение (обн. 34);
И) 43 000±1200 (ГИН-696))
12) 42 500± 1000 (ГИН-697), / р. Хатанга у пос. Хатанга (обн. I, И).
VI — ледниковые и флювиогляциальные отложения последнего сартанского оледенения — наиболее распространенные в районе. Конечно-моренные дуги и камовые отложения опоясывают с севера подножья Средне-Сибирской возвышенности. Обширные зандровые равнины, сложенные песчаными и песчано-галечными отложениями, сплошным плащом покрывают междуречья правых притоков Хеты. Для них получены следующие С14-даты:
13) 20250±(Ш0 (ГИН-657))
14) 17 570 ± 170 (ГИН-649), / верховья р. Хеты (обн. 8, 4).
VII — поздне-послеледн'иковые аллювиальные, преимущественно песчаные отложения, слагающие I транзитную надпойменную террасу Хеты и ее притоков высотой от 7 до 15 м. Формирование этой толщи, по-видимому, началось после отступания ледников во время позднесартанских интерстадиальных потеплений, что находит подтверждение в С14-датах, полученных для этих отложений: ,
15) И 200±50 (ГИН-671), р. Боярка, нижнее течение (обн. 30);
16) 10 800±80 (ГИН-674), р. Хета у устья р. Боярка (обн. 38);
17) 9б00±80 (ГИН-655)\
18) 9300+80 (ГИН-654), ) р. Хета у пос. Волочанка (обн. 13).
VIII <— песчано-глинистые осадки высокой поймы, высотой 3—5 м.
IX — отложения термокарстовых озер — супеси, торфяники с ледяными жилами и псевдоморфозами по ним. Накопление этих осадков продолжается местами до настоящего времени; часть озер полностью заросла. Образование термокарстовых Озер наиболее интенсивно происходило, по-видимому, в самом начале голоцена и было связано с наступлением в это время резкого потепления. В песчано-глинйстых аласных отложениях, как правило, наблюдаются псевдоморфозы по крупным ледяным жилам. Образование их привело к смятию осадков, а последующее вытаивание — к еще большей их деформации. Система древних ледяных жил срезается горизонтально залегающими ненарушенными торфянистыми отложениями мощностью до 5 м, которые венчают разрез древних термокарстовых западин. Эти осадки разбиты ледяными жилами наиболее молодой генерации. Суммарная мощность аласных отложений достигает иногда 15— 20 м. Подобный разрез описан нами в среднем течении р. Боярка (обн. 44). Радиоуглеродное датирование озерных и озерно-болотных отложений в этом разрезе проливает свет на историю формирования термокарстовых озер, составляющих одну из самых характерных черт ландшафта территории.
Здесь были получены следующие С14-даты. Для песчано-алевритистых озерных осадков, вмещающих псевдоморфозы по крупным ледяным жилам:
20) 9200+40 (ГИН-679), торфянистый прослой с глубины 14 м;
21) 9000±150 (ГИН-680), крупный ствол лиственницы, «погребенный» в озерных осадках на глубине 10 м.
Для торфяников, залегающих выше горизонта древних ледяных жил:
22) 6120±70 (ГИН-682), древесина на глубине 3 м\
23) 4420±б0 (ГИН-681), торф с глубины 1,5 м.
Приведенные даты свидетельствуют, что образование крупных ледяных жил произошло в первой половине голоцена — между 9000 и 6000 лет назад. Условно его можно связать с похолоданием около 8500 лет назад, зафиксированным по спорово-
10 Заказ № 5722
пыльцевым спектрам в низовьях Енисея (Кинд, 1972). Вытаивание жил и заполнение их вмещающими осадками произошло, по-видимому, во время климатического оптимума голоцена, вскоре после 8000 лет назад.
Близкие соотношения осадков термокарстовых озер наблюдались и в верховьях р. Хета (обн. 4), где для верхнего горизонта озерно-болотных торфянистых отложений с глубины 5 м получена С14-дата:
24) ШООгЬБО (ГИН-648).
Приведенные материалы по стратиграфии четвертичных отложений Таймырской депрессии следует рассматривать как предварительные, исследования эти продолжаются. Но и имеющиеся геологические и радиоуглеродные данные указывают на сходство четвертичной истории этого района и прилегающих территорий Севера Сибири, в первую очередь— бассейна Нижнего Енисея. Примечательно, что в обоих регионах оказались следы каргирской трансгрессии в виде соответствующих морских отложений, фациально замещающихся континентальными осадками. Радиоуглеродный возраст их очень близок (Чердынцев и др., 1969; Кинд и др., 1969; Кинд, 1969). Ледниковый рельеф междуречий обеих территорий связан с деятельностью последнего сартанского ледникового покрова. Интересно отметить также сходство в истории формирования речных долин Таймырской депрессии и Приверхоянья. И тут и там первые транзитные надпойменные террасы рек, берущих начало с горных возвышенностей — центров питания четвертичных ледников,— имеют поздне-по-слеледниковый возраст (Кинд, Колпаков, Сулержицкий, 1971). Можно указать и на другие палеогеографические особенности рассматриваемой территории, в частности на четко выраженное похолодание в первой половине голоцена, зафиксированное в смежных районах и т. д. Следует надеяться, что дальнейшие исследования и накопление новых радиоуглеродных дат позволят произвести более детальное стратиграфическое расчленение четвертичных отложений Таймыра и провести более тонкие геологические и палеогеографические корреляции.
ЛИТЕРАТУРА
Кинд Н. В. Синхронизация геологических событий и колебания климата в верхнем антропогене.— В кн. Основные проблемы геологии антропогена Северной Евразии. М., «Наука», 1969.
Кинд Н. В. Позднечетвертичные изменения климата и оледенения на территории Старого и Нового Света (радиоуглеродная хронология).— В кн. Стратиграфия, седимен-тология и геология четвертичного периода. М., «Наука», 1969.
Кинд Н. В., Завельский Ф. С., Крюков В. Д., Сулержицкий Л. Д., Троицкий С. Л., Форова В. С. Новые материалы по абсолютной хронологии верхнеплейстоценовых оледенений Сибири (по данным С14).— Докл. АН СССР, 1969, 184, № 6.
Кинд Н. В., Колпаков В. В., Сулержицкий Л. Д. О возрасте оледенений Верхоянья.— Изв. АН СССР, сер. геол., 1971, № 10.
Сакс В. Н. Четвертичный период в Советской Арктике.— Тр. Ин-та геол. Арктика, 77, 1953.
Чердынцев В. В., Завельский Ф. С., Кинд Н. В., Сулержицкий Л. Д., Форова В. С. Радиоуглеродные даты ГИН АН СССР. Сообщение IV. Бюлл. Комис. по изуч. чет-вертичн. периода, № 36. М., «Наука», 1969.