Научная статья на тему 'О возможностях развития цифровой экономики в России'

О возможностях развития цифровой экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика и ее возможности / глобализация / технологии блокчейна / высокотехнологичная продукция / НИОКР / digital economy and its capabilities / globalization / blockchain technology / high-tech products / R&D.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Регент Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях развития цифровой экономики в России»

Регент Т.М.1

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Ключевые слова: цифровая экономика и ее возможности, глобализация, технологии блокчейна, высокотехнологичная продукция, НИОКР.

Keywords: digital economy and its capabilities, globalization, blockchain technology, high-tech products, R&D.

Введение

С конца второй половины ХХ века локомотивом экономического развития ведущих стран мира стали отрасли наукоемких и высоких технологий, «знаниеемких», отличительными характеристиками которых были высокая инвестиционная привлекательность, высокий уровень инвестиционного риска, использование передовых научных технологий, высокий потенциал роста и ожидаемые доходы.

В мировой литературе появился термин «цифровая экономика». Его впервые начал широко использовать Дон Тапскотт, автор книги «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта», изданной в 1994 г.2 Во Всемирном банке считают, что нужно очень широко понимать это явление, которое не просто касается отрасли ИКТ, а глубоко трансформирует всю экономику. Эксперты банка предлагают такое определение: «Цифровая экономика - это новая парадигма ускоренного экономического развития». Можно предполагать, что будущее жизнеустройство человечества будет опираться на экономику, основанную на децентрализованных локальных эффективных ресурсах и энергосберегающих технологиях с интеллектуальными системами контроля и управления (умные системы).

Возможности развития цифровой экономики в РФ

Основателем и идеологом новой цифровой реальности является организатор Давосского форума Клаус Мартин Шваб, который считает, что «мы стоим у истоков четвертой промышленной революции. Она началась на рубеже нового тысячелетия и опирается на цифровую революцию. Ее основные черты - «вездесущий и мобильный Интернет, миниатюрные производственные устройства (которые постоянно дешевеют), искусственный интеллект и обучающиеся машины»3. Эксперты Давосского форума обозначили контуры желаемого и планируемого будущего, выделив 21 переломный момент, который ожидается до 2025 года. Среди них: «10% носят одежду, подключенную к сети Интернет; 1 трлн. датчиков, подключенных к сети Интернет; первый имеющийся в продаже имплантируемый мобильный телефон; правительство впервые собирает налоги с помощью цепочки блоков (технологии блокчейна); первый робот с искусственным интеллектом в составе совета директоров...».

Говоря о цифровой экономике, прежде всего, как правило, имеют в виду:

- интеллектуальные киберфизические производства, которые позволяют быстро переключаться с одной номенклатуры на другую;

- интеллектуальную логистику - быстрое и энергоэффективное перемещение производимых объектов;

- энергетику, основанную в перспективе на альтернативных источниках;

- цифровые интеллектуальные финансовые технологии;

- инфраструктуру жизнеобеспечения в самом широком смысле4. При этом основой цифровой экономики является информационная инфраструктура - «Интернет всего».

Россия также пытается или декларирует попытки найти свой утраченный экономический ресурс в виде цифровой экономики. После периода инновационной экономики наступает период цифровой как возможности экономического роста.

Согласно докладу «Глобальный инновационный индекс», опубликованному в 2016 году Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности возглавляют рейтинг Швейцария, Швеция, Великобритания, США, Финляндия и Сингапур, Китай вошел в число 25 ведущих стран-новаторов в мире. Россия занимает 38-е место между Турцией и Чили.

1 Регент Татьяна Михайловна - д.э.н., профессор кафедры менеджмента Российского нового университета, Москва.

2Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с англ. И. Дубинского, под ред. С. Писарева. - Киев: 1"Ш Пресс; М.: Рефл-бук, 1999. - 403 с.

Шваб К. Четвертая промышленная революция.- М., 2017. - С. 16.

4 Шеремет И. А. Цифровая экономика и кибербезопасность ее финансового сегмента // Труды Вольного экономического общества. Т. 210. - М., 2018. - С. 23-34.

В нашей стране имеется масса научных разработок, но процесс внедрения чрезвычайно неповоротлив. Новинки не внедрены, тем более - не экспортируются. Так получилось с нанотехнологиями: в 2010 г. их было 354, в 2016 г. -1116. Рост в три с лишним раза, однако, доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции - 0,30,4%. Доля предприятий, которые внедряют технологические инновации - 8%. Более того, с 1992 года в России нет спроса на технологии кроме ВПК, который может простимулировать экономику, но это не его главная задача в современных условиях1.

Российские программы развития цифровой экономики в значительной степени следуют логике давосского проекта.

Агентством стратегических исследований после послания президента В.В. Путина Федеральному собранию (декабрь 2016)2 была разработана и утверждена правительством Российской Федерации программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой определены цели, направления, задачи и сроки реализации основных мер государственной политики в области цифровой экономики, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.

Программа, ориентируясь на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, исходит из определения, что «цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме»3.

Она способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.

В программе выделены базовые направления на период до 2024 г.:

- нормативное регулирование;

- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

- информационная инфраструктура;

- информационная безопасность.

В числе базовых положений программы «Цифровая экономика»: прогноз развития цифровой экономики, цифровых технологий, основные направления развития, мониторинг, контроль результатов программы и системы управления программой. Но в программе нет четкого определения, что же такое цифровая экономика? Кто и как будет ею заниматься? «Управлять» цифровой экономикой будет Минкомсвязи. Отдельные направления будут разрабатывать базовые госкорпорации, Минэкономразвития, без участия Министерств труда и образования, хотя социальных вопросов и проблем развития человеческого капитала предостаточно. Это вопрос очень серьезный, потому что программа предусматривает огромные деньги в будущем, большие полномочия и т.д. Хотя, отметим, в бюджете на 2018 г. цифровая экономика не представлена.

Цифровизация, понимаемая как повсеместное тотальное внедрение информационных цифровых технологий в жизнь, перевод на цифру всего и вся - это то, что российские власти провозглашают как способ ускорения возврата утраченных экономических позиций. Остается понять, что мы будем ускорять? Какую экономику? После первоначального анализа озвученных «цифровых» инициатив российские экономисты высказали ряд важнейших замечаний о том, что же в самой идее, и тем более в ее реализации, может оказаться голословным.

Данные по скорости роста мультифакторной (труда и капитала) производительности экономики США показывают, что по сравнению с «золотым десятилетием» 1958-1968 гг. она уменьшилась примерно в 10 раз, несмотря на тотальное внедрение компьютеров. Кроме того, глобальный валовой продукт в 2015 г. и в 2016 г. вырос на 2,3-2,5%. В то же время мировой сегмент цифровой экономики, составляющий 5% мирового продукта и более 3.4 трлн. долларов, не вырос вообще. В 2015 г. он сократился на 5,8%, а в 2016 г. уменьшился на 0,6%4. Очевидна связь давосских проектов не с экономикой, а с решением социальных, гуманитарных и политических проблем.

В настоящее время страны-лидеры входят в 6-й технологический уклад, среди локомотивных отраслей которого биотехнология, робототехника, высокие гуманитарные технологии5. И в этом контексте микроэлектроника, Интернет, компьютеры с экономической точки зрения - не будущее и не настоящее, а скорее, недавнее прошлое. Развивая отрасли, связанные с цифровой экономикой, мы скорее «подтягиваем тылы» и восполняем пробелы, чем прорываемся вперед.

Можно ли при темпах роста в 2% решить главные, по сути, современные проблемы России - рост уровня жизни населения и поддержание комплекса национальных интересов в мире (в бюджете предусмотрены на оборону 18%)? Полагаем, что нет, тем более, что и вложения в человеческий капитал оставляют желать лучшего.

1 Регент Т.М. Проблемы и возможности человеческого капитала для цифровой экономики России» // Человеческий капитал в формате цифровой экономики. Международная научная конференция, посвященная 90-летию С.П. Капицы: сборник докладов. -М., 2018. - С. 183-189.

2 Путин В.В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

3 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - http://government.ru

4 Кудрин А.Л. Выступление перед депутатами Государственной Думы РФ 26.09.2018г. // Коммерсант. - М., 2018. - 27 сентября. - http://www.ach.gov.ru/

5 Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность возможности / Препринт Российской академии наук. - М., 2017. - 62 с.

Современная информационная экономика, и развитые страны это доказали, требует глобального обновления производства, переобучения кадров всех уровней от рабочих до управленцев самого высокого уровня, оперативного внедрения современных методов управления. Для такой экономики необходимы высококвалифицированные и высокооплачиваемые кадры, которые имеют возможность вкладывать свой человеческий капитал и развиваться. Российская же экономика заточена на высококвалифицированные и низкооплачиваемые кадры, что само по себе противоречит техническому прогрессу1.

В бюджете на 2019 год те статьи, за счет которых может расти экономика, сокращаются по доле. Повышается доля статей, которые не имеют отношения к развитию.

По расходам на здравоохранение мы занимаем 90 место в мире. Продолжительность жизни сейчас 72 года, развитые страны прошли эту отметку на 45 лет раньше. При этом современная «оптимизация» здравоохранения не приводит к снижению смертности в стране.

Средняя продолжительность жизни российских мужчин - 66,9 лет, женщин - 77,5. При этом до пенсии в России не доживают 40% мужчин. Эту цифру подтверждают данные Росстата за первое полугодие 2018 года. 157 тыс. представителей сильного пола умерли, не достигнув 60 лет2.

Если посмотреть статистику с 2008 г. то доля образования в ВВП сократилась на 15%, также как и инвестиции в образование и научные исследования. Доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,1%, и в дальнейшем будет расти очень медленно, в то время как в процентном выражении расходов ВВП на НИОКР лидируют Израиль и Южная Корея с 4,25%, США (2,7%) стоят на 10-м месте в мире. Россия такого уровня достигнет примерно через 20 лет, хотя исторический рекорд принадлежит СССР, который обогнал США в 1960 г. на том же уровне - 2,7%, а в 1980 г. преодолел высочайшую планку - 5%. Еще более сложная ситуация складывается с доходами населения.

Некоторые эксперты выступают с предложениями о «заморозке» оплаты труда, индексации пенсий и т. п. в качестве средства для ускорения роста. Реальные доходы населения РФ в этом году вырастут впервые с 2013 года, но уровень бедности в стране по-прежнему высок, считает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Выступая на заседании Госдумы, он подчеркнул, что в стране 19,3 млн чел., (13,2%) имеют доход ниже прожиточного минимума.

При этом господин Кудрин рассказал, что в этом году впервые поднимутся реальные доходы населения, «за восемь месяцев они выросли на 2,6%». За последние 4 года доходы снизились на 11%. Господин Кудрин добавил, что в прошлом году рост размера пенсий стал положительным на 3,6% после 2-х лет, когда пенсионеры потеряли в доходах 3,7%. Он объяснил это тем, что «в прошлом году произошел положительный разворот в российской экономике, начали набирать темпы роста»3.

Сценарии Минэкономразвития предполагают, что в 2019 г. реальная заработная плата и средний размер страховой пенсии окажутся ниже, чем в 2014 г., накопительная часть пенсий заморожена. Восстановление уровня реальной заработной платы 1990 года произошло только в 2007 г. Ныне средняя реальная заработная плата лишь чуть более чем на 20% выше уровня 1990 г., а разрыв в доходах богатых и бедных составляет почти 16 раз. Кроме этого, предлагается поднимать производительность труда, снижая зарплату. В 2016 г. при сокращении реальной заработной платы на 9,3% производительность труда сократилась на 3,3%.

Как сократив реальную заработную плату к 2019 г. на 7,2% по сравнению с 2014 г. по базовому сценарию или на 6,2% - по целевому, Минэкономразвития собирается за тот же период поднять производительность труда на 2,8% или на 5,6% соответственно - непонятно. Может быть, за счет миллионов новых высокотехнологичных мест? Однако низкая оплата труда - и это известно из всех учебников - враг научно-технического прогресса.

Заключение

Таким образом, современная информационная экономика требует глобального обновления производства, переобучения кадров всех уровней от рабочих до управленцев самого высокого уровня, оперативного внедрения современных методов управления. Для такой экономики необходимы высококвалифицированные и высокооплачиваемые кадры, которые имеют возможность вкладывать свой человеческий капитал и развиваться.

1 Glinkina O.V., Regent T.M., Maslennikova A.V., Novikova M.M., Sokolova E.N. Boosting a region's investment attractiveness via the use of information communications tools for regional public administration // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. - N 9 (13). - P. 104-112.

2 Официальный сайт Росстата. - http://www.gks.ru

3 Кудрин А. Л. Выступление перед депутатами Государственной Думы РФ 26.09.2018 г. // Коммерсант. - М., 2018. - 27 сентября. - http://www.ach.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.