Научная статья на тему 'О возможностях рационально-эмотивно-поведенческой терапии в коррекции стратегий совладающего поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы'

О возможностях рационально-эмотивно-поведенческой терапии в коррекции стратегий совладающего поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / КОПИНГ / РАЦИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / COPING STRATEGIES / COPING / RATIONAL SETTING / RATIONAL-EMOTIVE-BEHAVIORAL THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобанова Елена Сергеевна, Фукалов Дмитрий Павлович

В статье на основании результатов эмпирического исследования взаисмосвязи стратегий совладающего поведения и иррациональных/рациональных установок сотрудников уголовно-исполнительной системы обоснована возможность применения методов рационально-эмотивно-поведенческой терапии в формировании копинг-стратегий, наиболее полезных с точки зрения эффективности выполнения тренований их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITIES OF RATIONAL-EMOTIVE BEHAVIORAL THERAPY IN CORRECTION OF STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR OF EMPLOYEES OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

In the article on the basis of the results of an empirical study of the relationship between coping strategies and irrational/rational attitudes of employees of the penitentiary system the possibility of using the methods of rational-emotive-behavioral therapy in the formation of coping strategies, the most useful in terms of the effectiveness of their professional activities.

Текст научной работы на тему «О возможностях рационально-эмотивно-поведенческой терапии в коррекции стратегий совладающего поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы»

мотивацию, облегчают перенос получаемых знаний на практику.

Кроме того, анализ фрагментов из фильмов используется нами и в качестве метода контроля знаний. Например, курсантам предлагается выявить, иллюстрацию какого социально-психологического феномена содержат предлагаемые видеофрагменты, пояснить какие особенности общения героев сюжета они видят, проанализировать возможные трудности в общении и их последствия. Таким способом оценивается не только наличие теоретических знаний, но и возможность переноса их на реальные ситуации, видение изучаемых феноменов в жизни.

Выводы. Таким образом, использование различных вариаций кинотерапии в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности является, на наш взгляд, одним из актуальных направлений включения арт-терапии в реабилитационный и образовательный процесс. Наряду с традиционным использованием просмотров фильмов и их анализа возможно включение других форм работы с киносюжетами, что позволяет расширить возможности традиционного метода. Включение анализа видеофрагментов в образовательную деятельность позволяет повысить ее эффективность, в том числе при переносе изучаемого материала в практическую деятельность. Поэтому актуальным направлением нашей деятельности становится расширение арсенала используемых средств и поиск новых методов их использования.

Литература:

1. Баканова, А.А. Кинотерапия / А.А.Баканова // Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П.Кораблиной. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - С. 118-131.

2. Березин, С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников / С.В. Березин. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012. - 122 с.

3. Быстрицкий, О.А. Терапия Киноискусством. Методы повышения психологической компетенции педагогов / О.А. Быстрицкий // Школьный психолог. - 2007. - № 3. - С. 18-21.

4. Шевченко, С.И. Использование видеоматериалов в работе с подростками / С.И. Шевченко // Материалы VIII Всероссийской Недели психологии образования. http://www.tochkapsy.ru

Психология

УДК: 159.9.072.432

кандидат педагогических наук, доцент Лобанова Елена Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда);

младший инспектор отдела режима ФКУ СИЗО -1

УФСИН России по Костромской области Фукалов Дмитрий Павлович

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1

Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» (г. Кострома)

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье на основании результатов эмпирического исследования взаисмосвязи стратегий совладающего поведения и иррациональных/рациональных установок сотрудников уголовно-исполнительной системы обоснована возможность применения методов рационально-эмотивно-поведенческой терапии в формировании копинг-стратегий, наиболее полезных с точки зрения эффективности выполнения тренований их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: стратегии совладающего поведения, копинг, рациональная установка, рационально-эмотивно-поведенческая терапия.

Annоtation. In the article on the basis of the results of an empirical study of the relationship between coping strategies and irrational/rational attitudes of employees of the penitentiary system the possibility of using the methods of rational-emotive-behavioral therapy in the formation of coping strategies, the most useful in terms of the effectiveness of their professional activities.

Keywords: coping strategies, coping, rational setting, rational-emotive-behavioral therapy.

Введение. Стратегии совладающего поведения, или копинг-стратегии, позволяют человеку справиться со стрессовыми факторами, это те реакции, которые позволяет чувствовать себя более благоприятно в ситуациях, вызывающих психическое напряжение. Однако при этом не все стратегии совладающего поведения можно оценить как полезные, эффективные с точки зрения требований, предъявляемых содержанием определенной деятельности.

Целесообразно обращать внимание на способы совладающего поведения в служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), так как правильный в конкретной ситуации выбор копинг-поведения может помочь с минимальными потерями выйти из стрессовой ситуации [2]. Условно копинги можно разделить на адаптивные (полезные) и дезадаптивные с точки зрения определенной ситуации, в данном случае - с точки зрения содержания профессиональной деятельности сотрудников УИС. Сами по себе любые копинги направлены на адаптацию человека к стрессовым ситуациям. Скорее всего, дезадаптивными в этом случае можно назвать те стратегии, которые противоречат эффективному выполнению задач профессиональной деятельности. Так, например, стратегия избегания, дистанцирования ставят под вопрос эффективность выбранного поведения в случаях, когда требуется активность и самостоятельность в принятии решения и взятии ответственности за него. В рамках психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников УИС становится уместным вопрос о формировании у них стратегий совладающего поведения, которые с одной стороны помогали бы им адаптироваться к стрессу, с другой - успешно выполнять профессиональные задачи.

Стратегии совладающего поведения формируются в течение жизни и являются относительно динамическими образованиями, следовательно, их можно корректировать. Из чего возникает вопрос о

способах реализации коррекции копинг-стратегий у сотрудников УИС. В этой связи представляется возможным использование методов рационально-эмотивно-поведенческой терапии (РЭПТ), в частности для изменения иррациональных установок, которые могут определять ведущие способы совладающего поведения. Для оценки этой возможности целесообразно выяснить, как именно связаны конкретные рациональные/иррациональные установки сотрудников УИС и их ведущие копинг-стратегии. Ответу на поставленный вопрос было посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. Деятельность сотрудников УИС предполагает наличие большого количества стрессогенных факторов, что может провоцировать проявление психологического напряжения, синдрома эмоционального выгорания, психосоматических расстройств. Кроме названных Г. Селье стрессоров, одним из наиболее мощных являются изменения, даже положительные, поскольку они заставляют приспосабливаться к новым обстоятельствам, при этом действие стрессоров накапливается и суммируется [5, с. 101]. Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового руководителя или перемещение по должности, может оказать положительное воздействие, поскольку стимулирует работника мобилизоваться для самоутверждения и организации эффективной деятельности в новых условиях [9].

В деятельности сотрудников УИС можно выделить различные группы стрессоров; 1) общие стрессоры, присущие данной деятельности в целом; 2) специфические стрессоры, присущие деятельности отдельных служб и отделов (отрядов специального назначения, служб охраны, безопасности, конвоирования и т.д.) [8]. Есть группы стрессоров, возникающих при выполнении различных особых видов деятельности, например, при освобождении заложников, захваченных преступниками в местах лишения свободы. В качестве конкретных источников стресса в профессиональной деятельности сотрудников УИС особое место занимают несение службы с оружием, взаимодействие с различными категориями лиц, осужденных к лишению свободы, значительные физические нагрузки, высокая вероятность возникновения чрезвычайных происшествий, повышенная ответственность за принимаемые решения, угроза здоровью и жизни.

В психологии существует понятие совладающего поведения, или копинга, предложенное Р. Лазарусом. Понимание совладающего поведения связано с исследованиями психологического стресса, где копинг рассматривался как центральное звено стресса, которое способствует психосоциальной адаптации человека в период воздействия стрессового фактора. Р. Лазарус обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Уточняя понятие копинга, Т.Л. Крюкова пишет, что это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [4, с. 132]. В работах В.М. Ялтонского копинг понимается как «индивидуальный способ совладания субъекта с затруднительной ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека» [12, с. 78]. С точки зрения Е.И. Чехлатого и Н.В. Веселовой, понятие копинг-стратегии следует рассматривать как «активные усилия личности, направленные на овладение ситуацией или проблемой; как стратегия действий, предпринимаемых человеком в ситуации психологической угрозы, в условиях угрозы физическому, личностному и социальному благополучию» [3, с. 176].

Существуют разнообразные копинги, которые не только перечислены, но и классифицированы. Так, Р. Лазарус и С. Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий); эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинга). При этом Р. Лазарус отмечал, что в копинговом процессе представлены как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспекты. Р. Моос и Д. Шеффер выделяют три стратегии: сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации); сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия) [1, с. 88]. Л. Перлин и С. Шулер предлагают похожую на предыдущую классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы и стратегия управления эмоциональным дистрессом [7].

Несмотря на разнообразие поведения людей в стрессовой ситуации, по мнению ученых, копинг обозначается в двух формах: 1) активной (проблемно-ориентированный стиль копинга, при котором человек непосредственно обращается к трудной стрессовой ситуации, чтобы устранить или изменить ее влияние, снизить эмоциональное напряжение); 2) пассивной (эмоционально-ориентированный стиль, когда личность старается приглушить или минимизировать свое эмоциональное состояние, вызванное стрессовой ситуацией, с использованием различных механизмов психологической защиты, которые направлены на редукцию эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации) [6, с. 143].

В зарубежной психологии выделяют следующие подходы к раскрытию феномена копинг-поведения: диспозиционный (к данному подходу относят психоаналитическую модель З. Фрейда) [4, с. 120], ситуационный или динамический (теория стресса и копинга Р. Лазаруса и С. Фолкмана) [10, с. 201] и интегративный (Р. Моос и Дж. Шеффер). Представители ситуационного подхода считают, что не столько личность, сколько сама стрессовая ситуация определяет стиль совладания со стрессом, а стратегии совладания реализуется в виде широкого диапазона динамических реакций на различные стрессовые ситуации. Они же выделяют восемь основных копинг-стратегий: 1) планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы; 2) конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску); 3) принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения); 4) самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий); 5) положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел); 6) поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих); 7) дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость); 8) бегство/избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).

Возвращаясь к условной оценке копинг-стратегий с точки зрения требований профессиональной деятельности сотрудников УИС, можно предположить, что к наименее эффективным в этой связи можно

отнести конфронтационный, бегство/избегание, дистанцирование. В этой связи интересны результаты исследования Г.Е. Шибаевой, согласно которым среди когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий сотрудников УИС преобладает избегание [11].

Согласно теории А. Эллиса эмоциональные и поведенческие реакции человека определяются мыслями, а именно степенью рациональности установок. Рациональность мышления определяется характером оценок, результатом интерпретации событий и явлений, степенью их соответствия реальным фактам. Рациональные установки оказывают влияние на поведение человека в различных сферах деятельности, в том числе и профессиональной. Цели и способы коррекции иррациональных установок описаны А. Эллисом в его модели рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ).

Можно предположить, что стратегии совладающего поведения также определяются характером установок человека. Следовательно, знание того, как связаны иррациональные установки и копинг-стратегии поможет учитывать эту информацию в психологическом сопровождении деятельности сотрудников УИС: за счет повышения рациональности мышления можно формировать стратегии совладающего поведения, наиболее эффективные с точки зрения требований деятельности в УИС.

Для проверки предположения о связи рациональных установок и стратегий совладающего поведения нами было проведено эмпирическое исследование на базе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области. В исследовании принимали участие сотрудники отдела режима, воспитательного и оперативного отделов не зависимо от занимаемой должности и звания. Общий объем выборки составил 60 человек. В выборку были взяты сотрудники, стаж работы которых был не менее 5 лет, а возраст - не более 40 лет, половые различия не учитывались. В качестве психодиагностического инструмента применялись методика Р. Лазаруса, позволяющий выявить восемь из ранее перечисленных копингов, и методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса.

Результаты корреляционного анализа при помощи критерия Пирсона позволяют констатировать факт наличия статистически значимой связи между следующими иррациональными установками и стратегиями совладающего поведения респондентов: оценочной установкой и положительной переоценкой (г= - 0.429(р— 0,01)), бегством/избеганием (г= - 0.422(р— 0,01)), поиском социальной поддержки (г= - 0,352(р— 0,01)); долженствованием в отношении себя и бегством/избеганием (г = 0,285(р— 0,05)); долженствованием в отношении других и бегством/избеганием (г= 0,273(р— 0,05)), а также выявлена связь между шкалой «фрустрационная толерантность» и копингом «бегство/избегание» (г = - 0,355(р— 0,01)).

Проинтерпретировать выявленные корреляционные связи можно следующим образом. Отсутствие высокой оценочной установки связано с преодолением негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления. Скорее всего, сотрудник, который не может оценить личность или поведение человека комплексно, а судит о нем по одному качеству или поступку, редко способен переосмыслить какую-либо трудную жизненную ситуацию и не «застопориться» на ней, он реже прибегает к способам нахождения положительных моментов в трудных ситуациях.

Отсутствие высокой оценочной установки также может повлиять на мысленные и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. Возможно, выраженная оценочная установка связана со спецификой деятельности сотрудников, которая подразумевает работу с большим количеством людей, а в связи с ограниченностью времени и нарастающей нагрузке довольно сложно уделять каждому должное внимание и соответственно развивать умение оценивать человека комплексно, а не стереотипно. Но даже в этих условиях, согласно результатам исследования, работники редко прибегают к уклонению от проблемных ситуаций, потому что понимают негативную перспективу нерешенных вопросов.

Как было отмечено ранее, оценочная установка имеет отрицательную корреляционную связь со стратегией поиска социальной поддержки. Следовательно, чем чаще сотрудники ориентированы на оценочную установку, тем меньше ориентируется на привлечение внешних социальных ресурсов, поиск информационной, эмоциональной и действенной помощи других людей.

Проанализируем связь между установкой долженствования в отношении себя и стратегией «бегство/избегание». Несомненно, на сотрудника УИС возлагается большая ответственность, которую ему необходимо принять, поэтому чувство долга здесь является важным условием для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей. Долженствование в отношении себя становится иррациональной установкой в том случае, когда человек не соизмеряет свои реальные возможности, способности со стремлением соответствовать определенным стандартам, шаблонам, которые он либо создал сам, либо не критично принял в отношении себя от других людей. Поэтому убежденность человека в существовании определенных универсальных принципов, которые в обязательном порядке должны быть реализованы по отношению к себе, независимо от того, что происходит в окружающем мире, далеко не всегда приводит к желаемому результату. В этом случае может возникнуть такая ситуация, когда сотрудник вместо поиска альтернативных, оптимальных или нестандартных вариантов решения проблемной ситуации выберет стратегию бегства от нее, что в рамках профессиональной деятельности можно расценивать как малоэффективный способ реакции, имеющий высокую вероятность проявления негативных последствий.

Интересен и тот факт, что неадаптивная стратегия бегства/избегания связана и с иррациональной установкой долженствования в отношении других людей. В рамках служебной деятельности это может быть связано со строгой иерархией в пенитенциарной системе, которая зачастую не поощряет автономность и самостоятельное принятие решений. Следовательно, у работника появляется веское основание снять груз ответственности с себя и переложить его других. Это с одной стороны снижает уровень тревожности, но с другой возрастает повышенная требовательность к принятию грамотных решений другими. Не стоит забывать и о том, что большинство иррациональных установок формируется у человека в течение жизни с детского возраста. Усвоенная привычка предъявления высоких требований к другим провоцирует ожидание принятия решений от них и одновременно снятие ответственности с себя. При этом неоправданные ожидания по поводу поведения других людей могут стать причиной конфликтов во взаимоотношениях, негативных эмоциональных переживаний.

Необходимо отметить, что по шкале «фрустрационная толерантность» респонденты набирали наибольшее количество баллов, и, скорее всего, потому что она входит в структуру такого профессионально важного качества как стрессоустойчивость, наличие которого является одним из главных при отборе кандидатов на службу в УИС. Сотрудники, обладающие фрустрационной толерантностью, редко применяют

тактику совладающего поведения «бегство/избегание».

Интересно, что в отношении иррациональной установки «катастрофизация», которая у респондентов стоит на втором месте по уровню выраженности, не выявилось не одной корреляционной связи со стратегиями совладающего поведения. Копинг-стратегии «самоконтроль», «дистанцирование», «конфронтационный копинг» также оказались не связанными с иррациональными установками. Скорее всего, в целях их формирования или изменения не целесообразно применять коррекцию иррациональных установок.

Выводы. Результаты исследования показали, что существует связь между некоторыми стратегиями совладающего поведения и рациональными установками сотрудников УИС, что дает возможность рекомендовать применение методов РЭПТ в процессе психологического сопровождения сотрудников УИС с целью формирования копингов, эффективных с точки зрения содержания их профессиональной деятельности. На основании результатов эмпирического исследования в этой связи можно учитывать следующие моменты.

Повышение рациональности установки «долженствование в отношении себя» может способствовать более редкому использованию дезадаптивной копинг-стратегии «бегство/избегание», но одновременно и адаптивного копинга «поиск социальной поддержки». Скорее всего, сочетание этих стратегий способствует развитию самостоятельности и повышению ответственности при принятии и реализации решений.

При снижении иррациональной установки долженствования в отношении других может проявиться более редкое использование дезадаптивной копинг-стратегии «бегство/избегание» и адаптивного копинга «положительная переоценка», а также повышение адаптивной стратегии совладающего поведения «принятие ответственности».

Снижение уровня оценочной установки может создать условия для более частого использования адаптивных стратегий совладающего поведения «положительная переоценка» и «поиск социальной поддержки», но одновременно и дезадаптивной копинг-стратегии «бегство/избегание», поэтому здесь вопрос о выборе остается открытым и предполагает учет приоритетов в содержании конкретной деятельности сотрудников. Повышение фрустрациональной толерантности становится полезным для отказа от стратегии бегства.

Преобразование иррациональных установок в рациональные представляет собой достаточно трудоемкий и долгий процесс. Главная цель коррекции с помощью методов РЭПТ предполагает оказание помощи человеку в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Задача психолога заключается в том, чтобы помочь человеку отыскать искажения в его мышлении и научить его более рациональным способам интерпретации своего опыта. РЭПТ использует различные техники, которые направлены на то, чтобы логически опровергать иррациональные убеждения человека и показать ему их неадекватность. К основным техникам, используемым в процессе коррекции иррациональных установок, относят обсуждение и опровержение иррациональных взглядов, когнитивное домашнее задание, основанное на самоанализе, рационально-эмотивное воображение, ролевую игру, поведенческие техники, оперантное обусловливание, внушение, поддержку и т.д. Некоторые из перечисленных техник подходят для применения в работе с сотрудниками УИС, поскольку предполагают возможность применения в рамках психологического просвещения с привлечением большого количества участников и выполнения самостоятельных заданий в свободное от служебной деятельности время, что становится актуальным в связи с жестким распорядком дня сотрудников УИС.

Литература:

1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2011.

2. Грязнов С.А. Профессиональная подготовка сотрудников УИС как условие пенитенциарной безопасности // Вестник Самарского юридического института. - 2013. - № 3 (11). - С. 145-146.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2011.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Авантитул, 2009.

5. Крюкова Т.Л. Стили совладания с жизненными трудностями // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. - Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. - С. 101-102.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - СПБ.: Питер, 2011.

7. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2013. - № 2. - С. 69-70.

8. Распопин Е.В. Исследование стрессоустойчивости сотрудников УИС // Ведомости уголовно -исполнительной системы. - 2013. - №4. - С. 23-24.

9. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. - 2011. - № 3. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.12.2017).

10. Реан А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

11. Шибаева Г.Е. Копинг-стратегии как механизм профессиональной адаптации сотрудников УИС // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». - Рязань, 2017. -С. 105-106.

12. Ялтонский В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы.- М., 2012. С. 78.

Психология

УДК 316.61

кандидат педагогических наук, доцент Луговая Ольга Михайловна

Северо-Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент Черникова Ирина Владимировна

Северо-Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования компьютерно-игровой зависимости у подрастающего поколения. Проведен анализ основных факторов развития данного вида зависимости у молодежи. Авторами представлены проблемы и основные направления совершенствования системы профилактики современных видов зависимого поведения у молодежи.

Ключевые слова: компьютерно-игровая зависимость; молодежь, социализация молодежи; социальная дезадаптация; профилактика зависимого поведения.

Annotation. The article considers the problem of the formation of computer-game dependence in the younger génération. The analysis of the main factors of the development of this type of dependence in young people is carried out. The authors presented the problems and main directions of improving the prevention of contemporary types of dependent behavior among young people.

Keywords: computer-game addiction; youth, socialization of youth; social disadaptation; prevention of dependent behavior.

Введение. В настоящее время в связи с развитием и возрастающим влиянием информационных технологий на повседневную жизнь человека, появились новые виды аддикций. Одной из наиболее острых проблем современного общества становится распространение различных форм компьютерной зависимости среди молодого поколения, в частности от компьютерных игр.

Именно молодежь может потерять своё «я», так и не вступив во взрослую жизнь, в силу своей уязвимости и малой защищенности от поступающего переизбытка новой информации, в том числе компьютерных игр. Компьютерно-игровая зависимость способна привести к деградации личности, утрате полезных социальных связей, социального статуса. Молодой человек становится социально дезадаптированым и не приспособленным к эффективному социальному функционированию. Все мысли и желания игрозависимого индивида сводятся лишь к удовлетворению главной потребности - осуществлению игрового процесса. Указанные факты свидетельствуют о необходимости тщательного изучения психологии компьютерной аддикции молодежи, особенностей ее проявления, факторов возникновения и динамики развития.

В нашем исследовании под компьютерно-игровой зависимостью мы понимаем одну из форм психологической зависимости, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.

Многообразие компьютерных игр стимулирует интерес молодого поколения, для которых многопользовательские, однопользовательские и онлайн игры являются привлекательными и интересными. Факторы привлекательности компьютерных игр имеют широкий спектр проявлений: прохождение «квестовой» сюжетной линии; убийство «боссов» и «мобов»; распутывание хитросплетенных детективных и остросюжетных историй; яркая визуальная картинка, четко прорисованные графические структуры; относительно достоверное преобразование реального или выдуманного мира в виртуальный, посредством наложения кинематографического эффекта с использованием современного передового аппаратно-технического оборудования. Поэтому важным элементом изучения психологических механизмов формирования компьютерно-игровой зависимости является анализ различных жанров компьютерных игр, факторов их привлекательности для геймеров.

Проведенное нами исследование позволило классифицировать и охарактеризовать наиболее популярные компьютерные игры по жарам:

1. MMORPG («массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра») - жанр игр, представляющий собой гибрид ролевой и массовой онлайн-игры. Отличительной особенностью MMORPG является наличие общего виртуального мира, разнообразные формы развития и социальное взаимодействие с другими игроками. Это делает данный вид компьютерных игр очень популярным среди молодежи. Развитие персонажа игрока, новые знакомства, реализация своего творческого потенциала, посредством создания уникального, собственного имиджа персонажа, выбора вариантов прокачки персонажа, составления «билдов», умений, навыков и характеристик, возможность самоутвердиться в значимой среде. Данный жанр предоставляет игрокам уникальную возможность взаимодействия с другими людьми-игроками. Например, человек, который в реальной жизни вынужден подавлять в себе социально не одобряемое поведение, в игре не обязан этого делать и следовать моральным установкам, вследствие чего и игровой процесс такого молодого человека будет выстраиваться в определенном направлении, и иметь свои социальные последствия взаимодействия с другими игроками. По мнению многих геймеров игра освобождает от границ и установок, которые навязывает общество и дает возможность апробировать различные варианты социального взаимодействия и поведения. Примерами подобных игр являются: World of Warcraft; Аллоды-Онлайн, ArcheAge, Aion, Newerwinter, Tera, Lineage м т.д.

2. Шутеры от первого лица (Actionshooter) - это многопользовательские кооперативные шутеры, с наличием квестовой сюжетной линии и игры по сети, с использованием различных игровых героев, персонажей, подразделяющиеся в свою очередь по классам: поддержка, штурмовик, защитники, танки и т.д., в зависимости от тематики конкретной компьютерной игры. Такие игры характеризуются социальным взаимодействием между членами команды, которые образуются случайным или организованным способом. Суть игры заключается в победе одной команды над другой (в среднем численность одной команды 6-12 человек), в различных игровых режимах (захват флага, ликвидация противника, сопровождение груза, захват точки и др.) и локациях, виды которых варьируются от конкретной компьютерной игры (Overwatch, Counter-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.