Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАСШИРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ РФ'

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАСШИРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / МИНФИН / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершов Михаил Владимирович

В статье рассматривается механизм привлечения средств для финансирования госрасходов. Подчеркивается, что в кризисных условиях при масштабных размещениях гособлигаций на внутреннем рынке условия финансирования для частного сектора могут в значительной мере ухудшится. Обосновывается необходимость участия центрального банка в покупке гособлигаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT POSSIBILITIES EXIST TO BACK UP THE MECHANISMS WHICH SUPPORT ECONOMY IN RUSSIA

The growth of state spending should rely on appropriate mechanisms of financing. In the crisis environment the large scale emission of state bonds in domestic market may cause worsening of finance conditions for private sector. The article outlines the reasons why domestic central bank should play more active role, purchasing state bonds as is the case in other countries.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАСШИРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ РФ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2021-227-1-152-160

о возможностях

РАСШИРЕНИЯ механизмов

поддержки экономики РФ

WHAT POSSIBILITIES EXIST TO BACK UP THE MECHANISMS WHICH SUPPORT ECONOMY in russia

ершов михаил Владимирович

Член Президиума ВЭО России, главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н.

MIKHAIL V. ERSHOV

Member of the Presidium of VEO of Russia, Director of financial research, Institute for Energy and Finance, Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics Sciences

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается механизм привлечения средств для финансирования госрасходов. Подчеркивается, что в кризисных условиях при масштабных размещениях гособлигаций на внутреннем рынке условия

финансирования для частного сектора могут в значительной мере ухудшится. Обосновывается необходимость участия центрального банка в покупке гособлигаций. ABSTRACT

The growth of state spending should rely on appropriate mechanisms of financing. In the crisis environment the large scale emission of state bonds in domestic market may cause worsening of finance conditions for private sector. The article outlines the reasons why domestic central bank should play more active role, purchasing state bonds as is the case in other countries.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государственный долг, облигации федерального займа, центральный банк, минфин, меры поддержки экономики, государственные расходы. KEYWORDS

Government debt, government bonds, central bank, ministry of finance, measures to support economic, government expenditures.

Российская экономика в кризисный 2020 г. по предварительным оценкам продемонстрировала динамику лучше, чем многие другие страны (рис.1) [1]. В этой связи важно использовать все имеющиеся механизмы и рычаги, чтобы обеспечить более высокий рост при выходе из пандемии. Однако говорить о более успешных перспективах дальнейшего роста пока не приходится. Неопределенность с эпидемиологической ситуацией способствует сохранению слабой экономической активности и внутреннего спроса. При этом расходы федерального бюджета в 2021 г. будут ниже, чем в 2020 г., а дефицит бюджета будет сокращаться в ближайшие три года (с 3,9% ВВП в 2020 г. до 1,1% ВВП в 2023 г. [2]).

154

Рисунок 1. Оценки динамики ВВП в 2020 г., г/г, % Источник: [1]

Также важно почеркнуть, что в сложившихся кризисных условиях принципиальным должна быть не оптимизация бюджета и перераспределение расходов между секторами экономики (как это происходит сейчас), а именно увеличение ресурсов для экономики, которые будут направлены на расширение финансирования экономической активности.

Принципиально новые условия, возникшие в 2020 г. в экономике и в финансовой сфере вследствие пандемии и кризиса, предполагают необходимость использования новых инструментов, новых подходов и нового финансирования. К сожалению, Россия не очень активно или практически не использует механизмы, которые мы могли бы быть эффек-

тивно использованы для того, чтобы серьезно расширить свои текущие возможности и ускорить выход из кризиса.

Объем госрасходов на поддержание экономики во многом финансировался повышением государственного долга. Объем размещения ОФЗ в 2020 г. вырос более чем на 150% по сравнению с 2019 г. В 2021-2023 гг. на внутреннем рынке планируется размещение ОФЗ в объеме почти 10 трлн руб. Ежегодное размещение будет меньше, чем было в 2020 г., однако оно будет существенно больше, чем в период до текущего кризиса. Среднегодовой объем чистых размещений в 2021-2023 гг. ожидается в 2,5 выше, чем в 2016-2019 гг. (рис. 2).

Рисунок 2. Размещение ОФЗ и сальдо размещения и погашения гособлигаций в 2016-2023 гг., Россия, трлн руб.

Источник: [3]

Значительные объемы размещения госдолга на внутреннем рынке будут оттягивать ресурсы с частного сектора в госсектор (эффект, известный под названием crowding out). Такой механизм при значительных масштабах сократит возможности корпоративного сектора привлекать средства через эмиссию своих облигаций. Кроме того, это может также сократить склонность банков к кредитованию реального сектора, т.к. вложения в ОФЗ могут быть более привлекательными.

Масштабные размещения госдолга в 2020 г. уже способствовали сокращению профицита ликвидности в банковском секторе, т.к. банки являются ключевыми покупателями госдолга. В результате в середине декабря 2020 г. профицит, который наблюдался в течение трех лет, сменился на дефицит.

Недавно Центральный банк РФ заявил, что он не будет покупать ОФЗ (облигации федерального займа) [4]. Следовательно, основными покупателями ОФЗ останутся банки, бизнес-компании, население и т.д. Значит, средства будут перетекать из одних сегментов в другие. Если банк купил ОФЗ, значит, его деньги ушли от него на цели финансирования расходов бюджета. Бюджет получил средства, а банк средств лишился. По сути, об этих же концептуальных подходах говорится и в различных формах и механизмах бюджетной оптимизации, во всех квазиоптимизирующих механизмах, когда одним налоги снижают, другим повышают, одним льготы вводят, у других сокращают и т.д. Но ведь тогда получается, что кому-то создаются на этом этапе более благоприятные условия, а кому-то — более жесткие, что соответственно затрудняет их развитие. Эффект для экономики в целом становится уже не так однозначно явным. При этом представляется, что формирование таких перекосов

для участников рынка можно было бы обойти, создав благоприятные условия для всех участников, тем самым стимулируя больший экономически рост в экономике.

В ряде ведущих стран, когда возникает проблема расширения госрасходов, в действие включается их центральный банк, который фактически кредитует бюджет своей страны. Это позволяет сохранить уже имеющиеся финансовые ресурсы в экономике, да еще добавить к ним те, которые поступают от центрального банка. Приведем ряд цифр. В настоящее время свыше 50% казначейских облигаций, выпущенных в Японии, находятся на балансе Банка Японии. Это огромная величина. Это в значительной части долгосрочные бумаги — сроком до 40 лет. То есть в ответ на эмиссию таких бумаг и при их покупке центральным банком Японии экономика получает соответствующие целевые длинные ресурсы. Аналогичный подход применяется и в ряде других ведущих центральных банков (и США, и Великобритания), которые покупают большие объемы своих национальных гособлигаций и держат их на своем балансе. В России для сравнения Банк России имеет в своем балансе меньше 3% всех российских гособлигаций. Это не просто про статистические различия. Это по сути принципиально разные системные подходы к экономической политике. Принципиально разные, поскольку в результате создаются благоприятные условия уже для всего бизнеса, то есть не кому-то за счет кого-то, а для всех. Естественно, возникают благоприятные условия для роста экономики. Экономика насыщается необходимыми длинными деньгами, потому что часто эти бумаги длинные или сверхдлинные — до 3-40 лет. Сейчас применяются уже и столетние облигации в ряде стран. Снижаются ставки, потому что деньги притекли на сегмент рынка, на длинный

158

сегмент. Соответственно, там больше денег, дешевле цена. Ставки пошли вниз, как это и было в ряде случаев с ипотекой в ряде стран.

В текущий кризис указанные подходы стали еще более рельефными — возрос объем выпущенных гособлигаций, который покупался национальными центральными банками. Причем такой механизм применялся не только в развитых странах, но и даже в странах с формирующимися рынками (рис. 3).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рисунок 3. Доля центральных банков в национальных гособлигациях и долгах, выпущенных с февраля 2020 г., %

Источник: [1]

Мы должны быть готовы перейти к новым подходам, которые раньше у себя не использовали. Тем более что у нас есть очевидные возможности для этого. Наши конкуренты в схожих ситуациях активно применяют подобные меры. Глобальные вызовы для всех одинаковы, и проблемы, которые возникают, также в немалой степени схожи. И необходимо тщательно проработать механизмы реализации имеющихся возможностей, что существенно увеличит конечный эффект для экономики. Это позволит и расширить целевое финансирование госрасходов, не сократив при этом общий уровень ресурсообеспеченности в экономике в целом, и сформировать адекватный объем длинных денег, и запустить инвестиционный процесс.

С учетом необходимости финансирования государственных расходов, объем которых может возрасти, нельзя исключать повышения масштабов размещения ОФЗ. Для того, чтобы это не затормозилось недостатком ликвидности на рынке, и для ее более сбалансированного перераспределения важно быстрее рассмотреть возможность применения данного механизма.

Еще раз подчеркнем, что важно быть готовыми к тому, чтобы использовать весь тот потенциал, который есть у российских регуляторов и который пока ими не применяется. Если такие возможности правильно встроить в экономическую политику, то потенциал расширения экономического роста в РФ будет значительным.

Библиографический список

1. World Bank. Global Economic Prospects, January 2021.

2. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

3. Счетная палата РФ. Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

4. ЦБ не планирует покупать ОФЗ у Минфина или фондировать банки для этих целей. ТАСС. 23.10.2020. https://tass.ru/ekonomika/9802071

References

1. World Bank. Global Economic Prospects, January 2021.

2. Federal law 08.12.2020 № 385 «On Federal budget for 2021 год and 2022-2023».

3. Accounts Chamber of the Russian Federation. Resolution of Accounts Chamber of the Russian Federation on the draft of Federal law «On Federal budget for 2021-2023 year».

4. Central Bank does not plan to purchase state bonds of Russia or finance banks for such purposes. TASS. 23.10.2020. https://tass.ru/ ekonomika/9802071

Контактная информация / Contact information

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., 49.

Financial University under the Government of the Russian Federation

49, Leningradsky prospekt, GSP-3, Moscow, 125993, Russia.

Ершов Михаил Владимирович / Mikhail V. Ershov

+7 (495) 787-74-51, lupandina@fief.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.