ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 153-163 --- ♦ ----
УДК 373.2 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_153
Александра Максимовна Петрова г. Иркутск
О возможностях применения аудирования в обучении детей дошкольного
возраста иностранному языку
Статья посвящена актуальной в настоящее время теме раннего изучения иностранных языков. Автор приводит рекомендации исследователей по обучению детей дошкольного возраста, а также рассматривает наиболее популярные методики обучения иностранным языкам. Более подробно автором представлены возможности применения аудирования в обучении детей данной возрастной группы иностранному языку. В статье приведен фрагмент учебной программы с содержанием курса обучения английскому языку детей дошкольного возраста, ранее не изучавших английский язык, с описанием схемы урока. Обучение по данному курсу предполагает применение аудирования в той или иной форме на каждом занятии. Результаты наблюдений, проведенных автором в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, подтверждают эффективность применения аудирования как методики, значительно повышающей интерес к самим занятиям и к изучению иностранного языка в целом. Цель данного исследования состоит в реализации методики обучения детей дошкольного возраста английскому языку с регулярным применением аудирования. Данный опыт может быть интересен как начинающим, так и опытным педагогам и методистам.
Ключевые слова: рекомендации по обучению детей дошкольного возраста, раннее обучение иностранным языкам, методики преподавания иностранных языков, аудирование, английский язык.
Aleksandra Maksimovna Petrova
Irkutsk
On the possibilities of using listening in teaching preschool children a foreign language
The article is devoted to the trending topic of early study of foreign languages. The author provides the researchers' recommendations on teaching preschool children and considers the most popular methods of teaching foreign languages. The author presents the possibilities of using listening in teaching preschool children a foreign language. The article contains a fragment of the study program consisting of the English language course with the lesson's plan description. The course is for preschool children who have not previously studied English. Learning the course involves using of listening in one form or another at each lesson. The results of the study prove the effectiveness of using listening as a technique that significantly increases pupils' interest in the classes and in learning a foreign language in general. The purpose of the study is the implementation of a methodology for teaching English to preschool children using listening regularly. This experience can be interesting to both beginners and experienced teachers and methodologists.
Keywords: recommendations for teaching preschool children, early learning foreign languages, methods of teaching foreign languages, listening, English.
Введение. Современные школьники начинают изучать английский язык уже во втором классе, при этом к окончанию начальной школы ученики должны владеть довольно обширным словарным запасом не менее 600 лексических единиц, иметь правильное произношение, соблюдать интонацию, различать речь на слух, обладать навыками диалога, знать основные грамматические правила, читать вслух и про себя, кратко высказываться на определенные темы, писать небольшие тексты и освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка [13]. Учитывая общую насыщенность школьной программы в начальных классах, все больше родителей интересуются возможностью изучения детьми английского языка в дошкольном возрасте. В свою очередь, многие детские сады, центры изучения иностранных языков, центры раннего развития, репетиторы, онлайн-школы предлагают образовательные услуги по обучению иностранным языкам -выбор огромен, но для принятия правильного решения следует подойти к вопросу системно и понять, что в действительности может дать
раннее изучение иностранного языка и как сделать его более эффективным и интересным для детей.
Начинать знакомство с английским и любым другим иностранным языком в раннем возрасте не только практично с точки зрения подготовки ребенка к школьной программе, но и полезно для общего развития его личности, а также позволяет раскрыть языковые способности с самого детства. При этом не стоит переживать по поводу существующих «мифов» о вреде раннего изучения иностранных языков. Как известно, в возрасте с рождения до трех лет у детей наблюдается очень высокая степень мыслительной деятельности и они максимально расположены к изучению второго языка, поскольку мозг находится на наиболее гибкой стадии своего развития. Отмечено, что младенцы, растущие в билингвальных семьях, обладают распознаванием другого языка уже в полугодовалом возрасте, что подтверждает тот факт, что человек с самого раннего детства способен осваивать различные языки [19].
Оптимальный период для
целенаправленного изучения иностранного
языка варьируется в возрастном диапазоне от четырех до девяти лет. Как отмечает Е.Н. Протасова, в этом возрасте у детей уже достаточно хорошо сформирована система родного языка и изучение нового языка происходит более осознанно. К тому же, после девяти лет у ребенка постепенно снижается гибкость речевого механизма [10, С. 72-85].
В пользу изучения иностранных языков именно в дошкольном возрасте исследователи приводят следующие аргументы:
- природная любознательность детей дошкольного возраста, они сами по себе более открыты для изучения всего нового и тянутся к знаниям;
- в этом возрасте у детей еще много свободного времени, что позволяет оптимально спланировать учебную нагрузку, ведь важно не переусердствовать с процессом обучения;
- отсутствие у дошкольников так называемого «языкового барьера», что позволяет легко воспроизводить слова и даже небольшие фразы в процессе спонтанного общения;
- изучение иностранного языка положительно влияет на изучение родного языка;
- обучение иностранному языку в целом способствует развитию всех высших психических функций: мышление, восприятие, память, речь, воображение [16].
Кроме того, раннее изучение иностранного языка позволяет проработать правильное произношение звуков и слов, что в дальнейшем способствует минимизации акцента. Помимо этого, у детей будет сформирована определенная база знаний, которая пригодится во время обучения в школе и даже в более старшем возрасте, ведь «сформированные однажды психофизиологические механизмы трудно поддаются угасанию и могут вновь и вновь проявляться при возникновении условий, которым они соответствовали» [5].
Во избежание возможных трудностей при занятии иностранным языком с детьми дошкольного возраста обязательно учитывают их возрастные особенности и соблюдают рекомендации. В данном возрасте детям свойственны: непроизвольное запоминание, преобладание механической памяти над смысловой, наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание и чрезмерная двигательная активность. Доминирование наглядно-образной памяти над логической проявляется в процессе запоминания - дети лучше запоминают конкретные предметы и понятия, именно по этой причине у них хорошо «работают» ассоциации [1].
С учетом психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста на базе проведенного анализа существующей
литературы и практического опыта работы с детьми были выделены следующие рекомендации при обучении их иностранному языку:
1. В первую очередь, продолжительность учебного занятия не должна превышать норму, соответствующую возрасту ребенка. К примеру, с детьми от 3 до 4 лет рекомендовано заниматься не более 15 минут, от 4 до 5 лет - не более 20 минут, от 5 до 6 лет - не более 25 минут, от 6 до 7 лет - не более 30 минут [12, табл. 6.6].
2. Деление на группы следует проводить по возрасту: соответственно 3-4 года, 4-5 лет, 56 лет, 6-7 лет. Также возможно деление по уровню знакомства с иностранным языком: дети, не изучавшие язык, и те, кто ранее уже имел опыт изучения.
3. Языковые группы любого возраста должны быть небольшими для того, чтобы преподаватель мог уделить внимание и время каждому обучающемуся, оптимальное количество человек в группе - не более восьми.
4. Во время занятия нужно соблюдать частую смену деятельности и смену локаций: за столом/на коврике, сидя/стоя, по парам/все вместе и так далее. Это необходимо ввиду того, что обучающимся дошкольного возраста сложно удерживать внимание на чем-либо одном в течение длительного времени. К тому же, смена деятельности вносит разнообразие в занятие, и оно будет интересным для обучающихся, при этом сами занятия должны быть активными и подвижными.
5. Не менее важным является создание благоприятной и дружеской обстановки во время проведения занятия. От того, как ребенок будет воспринимать новую деятельность и ощущать себя, зависит его отношение к предмету и прогресс в изучении иностранного языка в будущем.
6. Поскольку у детей дошкольного возраста еще не развито абстрактное мышление не стоит заставлять их учить слова и запоминать правила. Обучение иностранному языку должно быть максимально доступным, понятным и наглядным.
7. Обучение следует проводить в разговорной форме с применением повторений и запоминаний отдельных слов и фраз. Изучение алфавита, чтения и письма нужно начинать в более старшем возрасте после освоения данных навыков на родном языке.
8. Ведущей деятельностью на занятиях должна быть игра. Именно в процессе игры происходит «мягкое» усвоение материала, создаются прочные ассоциации и формируется положительное представление об учебной дисциплине.
9. С учетом принципа наглядности все учебные материалы, а именно, книги, тетради,
карточки, плакаты должны быть яркими и запоминающимися, чтобы детям нравилось с ними работать.
10. Обучение иностранному языку эффективнее проводить с применением творческих видов деятельности. Это может быть рисование, аппликация, лепка, конструирование - главное, чтобы данную деятельность сопровождал иностранный язык.
11. Для детей проще, чтобы структура занятия была привычной, то есть они запоминают определенную схему урока и сами следуют ей, это дополнительно способствует дисциплине на занятиях.
12. При работе с детьми дошкольного возраста очень важна обратная связь с родителями. Это могут быть не только их пожелания или вопросы, но и небольшие домашние задания для детей, например, раскраска с новым словом или список слов для повторения в домашней обстановке. Таким образом, родители могут не только отслеживать прогресс, но и непосредственно принимать участие в обучении.
В процессе обучения важно учитывать и индивидуальные особенности детей: скорость усвоения материала, особенности восприятия нового, интерес к тем или иным видам деятельности, предрасположенность к определенным учебным предметам. На результаты может оказывать влияние и состояние здоровья обучающихся, о чем также следует знать. Немаловажным фактором является заинтересованность родителей, это не обязательно строгое выполнение домашних заданий, но скорее мягкая поддержка ребенка и выделение его успехов в изучении иностранного языка.
Обзор методик обучения иностранному языку детей дошкольного возраста и рассмотрение аудирования как наиболее подходящей методики. Успешность усвоения иностранного языка детьми дошкольного возраста во многом зависит от применения эффективных методик их обучения. Одной из наиболее подходящих для дошкольников методик, сочетающей в себе игровую деятельность и принцип наглядности, является использование игрушки на занятиях по иностранному языку. Такая игрушка представляется детям «живой», и она «разговаривает» с ними только на иностранном языке: приветствует, прощается, задает вопросы, поет, называет новые слова и рассказывает о своей стране. Дети и педагог тоже должны разговаривать с игрушкой только на иностранном языке. Обучающимся нравится данная методика, поскольку для них это, в первую очередь, игра, поэтому они легче идут на контакт и с удовольствием повторяют
учебный материал. Они запоминают и любят эту игрушку, ждут новой встречи с ней [6; 15].
Другой популярной методикой обучения иностранным языкам в настоящее время является коммуникативная методика, суть которой заключается в проведении занятий исключительно на иностранном языке. Данную методику особенно рекомендуют применять в обучении взрослых, но она применима и к детям [3]. Методика действительно эффективна, так как позволяет создать языковую среду и полностью в нее погрузиться. Однако, не следует забывать, что детям дошкольного возраста легче постепенно погружаться в иностранный язык и поэтому первые занятия все-таки предполагают применение родного языка в небольшом количестве для объяснения ключевых моментов.
Ассоциативный метод хорошо подходит детям дошкольного возраста с их развитым воображением. Основной принцип в связывании слова или фразы с определенным ярким образом. Впоследствии яркий образ позволяет легко найти в памяти нужное слово или фразу. Ассоциации могут быть фонетическими или лексическими [14]. Примеры ассоциаций: английское слово «tree» созвучно цифре «три» на русском языке, английское слово «boy» звучит как русское «бой». Обучающиеся сами легко находят подобные ассоциации и им так легче запоминать новые слова. Ассоциации могут основываться и на созвучии английских слов: «monkey - donkey», «plane - train».
Говоря о применении аудирования на занятиях по иностранному языку с детьми дошкольного возраста, следует отметить, что как методика аудирование соответствует рекомендациям о проведении занятий без использования письменных навыков, ведь их развитие предполагается в более старшем возрасте, а также позволяет наполнить занятия игровой деятельностью и активностью. Будучи рецептивным видом речевой деятельности, связанным с восприятием и пониманием устного сообщения, аудирование составляет основу общения на любом языке и способствует овладению навыками устной коммуникации. Оно развивает умение узнавать звуки и слова, удерживать услышанное в памяти, правильно повторять и в дальнейшем воспроизводить материал. «Аудирование является активным процессом, во время которого происходит напряженная работа всех психических и умственных процессов, происходит восприятие получаемой информации в виде звуковой формы, ее переработка и сличение с эталонами, хранящимися в долговременной памяти учащихся, узнавание и понимание мысли» [8].
Обладая несомненной важностью для изучения языка, аудирование является достаточно сложным видом речевой
деятельности. Трудности в аудировании могут быть связаны с особенностями самого языкового материала, с языковой формой общения, со смысловым наполнением и с источниками информации. При правильном подходе подобные трудности можно минимизировать и сделать процесс аудирования не только полезным, но и увлекательным для обучающихся.
Особенности языкового материала, можно поделить на фонетические, лексические и грамматические. Фонетические представляют собой сложность разделения слов при прослушивании, расхождение между письменной формой и звучанием, отличие интонации. К лексическим трудностям относят присутствие омофонов, их примеры в английском языке: hour/our, tale/tail. С точки зрения грамматики трудности вызывают служебные части речи такие, как артикли, предлоги, союзы, частицы, которые при аудировании могут быть не услышаны. Чтобы избежать данных рисков, материалы следует подбирать таким образом, чтобы с точки зрения фонетики обучающиеся могли легко узнавать знакомые слова и повторять их.
В языковой форме общения трудности могут быть вызваны самим содержанием языкового материала. Слова должны быть максимально простыми и доступными для восприятия. Следует помнить, что у детей дошкольного возраста так называемый «объем» памяти ограничен пятью-шестью словами, поэтому длина фразы должна укладываться в данный диапазон. Длинные предложения не рекомендованы для прослушивания, либо их необходимо «дробить» на составные элементы.
Трудности, обусловленные смысловым наполнением, подразумевают снижение либо отсутствие интереса у обучающихся к самому материалу. Материал может показаться им слишком сложным, непонятным или неинтересным. Поэтому крайне важно, чтобы само содержание соответствовало их увлечениям и возрасту. Это могут быть считалочки, песни, стихи, загадки, рифмовки и истории об уже знакомых и любимых, либо новых персонажах. Необходимо подкреплять аудирование визуально-изобразительной опорой в виде карт, картинок, фотографий, схем, предметов. Подобная опора разгружает память и помогает вычленять в речевом потоке слова и фразы. Опора может быть вербальной в виде ключевых слов и фраз, которые уже хорошо знакомы обучающимся.
Говоря об источниках информации, выделяют аудитивные и аудиовизуальные. Последние в работе с дошкольниками предпочтительнее, так как обладают наглядностью, например, картины, слайды, карточки и другие материалы. В плане
наглядности может быть полезна и мимика самого преподавателя, обучающиеся всегда повторяют его артикуляционные движения и стараются скопировать их, поэтому преподавателю крайне важно иметь четкое и поставленное произношение.
Стоит отметить, что, несмотря на вышеперечисленные трудности в работе с аудированием, при правильном применении оно позволяет достичь следующих результатов:
- фиксация правильного произношения лексических единиц;
- пополнение и закрепление словарного запаса;
- распознавание речевых структур как начало понимания устной речи;
- формирование навыка построения диалога;
- развитие слуховой реакции и памяти;
- развитие музыкального слуха при работе с песнями.
Отдельно хочется отметить важность подбора материала для проведения аудирования при обучении детей дошкольного возраста. С учетом возрастных и психологических особенностей данной группы наиболее подходящими материалами будут истории о любимых персонажах, детские песни и сказки. Истории о персонажах могут описывать как простые события в жизни вымышленных героев - поход в магазин или в гости, так и захватывающие и даже фантастические приключения - полет на Луну, погружение в подводное царство. Поскольку воображение детей очень развито, они сами любят придумывать подобного рода сюжеты, на этой основе можно проводить занятия, во время которых они могут коллективно сочинить историю на иностранном языке. Использование музыки и песен способствует формированию фонетических навыков у обучающихся [2]. К тому же, песни можно эффективно сопровождать двигательной активностью, например, поиском определенного цвета или предмета из песни, повтором определенных движений и слов. Такая активность воспринимается как игра и нравится детям, а в процессе игры происходит лучшее запоминание материала. Что касается применения сказок, то они помогают удерживать внимание во время занятий, развивают память и мышление, способствуют развитию речи и творчества [9]. Дошкольники в целом любят этот жанр, а знакомство со сказками на уроках иностранного языка поможет им полюбить данный предмет.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что аудирование с детьми дошкольного возраста при изучении иностранного языка вполне применимо и способно внести разнообразие в процесс их обучения. При этом следует уделить особое внимание подбору
подходящих возрасту аудиоматериалов, которые будут доступны детям, а также помогут повысить интерес к изучению языка и сделать занятия более эффективными. Важно продумывать ход урока и внедрять аудирование на разных этапах в соответствии с тематикой.
Практический опыт применения аудирования на занятиях с детьми дошкольного возраста. Основной целью практической части данного исследования явилось применение аудирования на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе частного детского центра в г. Иркутск. Для ведения наблюдения были выбраны две начинающие языковые группы дошкольного возраста, состоящие из учеников, которые ранее не изучали английский язык. Занятия проводились два раза в неделю, в каждой группе было по шесть обучающихся в возрасте от четырех до пяти лет. Обучение осуществлялось на базе учебно-методического комплекса «Cookie and friends», уровень «Starter», издательства Oxford University Press с применением дополнительных учебно-методических материалов. «Cookie and friends» представляет собой трехуровневый
практический курс обучения английскому языку, который рассчитан на детей дошкольного возраста от трех до пяти лет [17].
Данный курс включает в себя большое количество песен, рифмовок и стихов, в нем предусмотрены продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, лепка, создание открыток и масок. На основе историй, представленных в аудиоматериале, могут быть организованы различные сценарии, благодаря которым возможна проработка всех аспектов языка и, особенно, говорения и слушания [7, с. 59].
Уровень «Starter» для начинающих был пройден в течение полугода, начиная с января 2024 года. Все уроки были разбиты на шесть основных тем: «Друзья», «Погода», «Игрушки», «Одежда», «Животные», «Части тела», и три дополнительные темы, посвященные праздникам: «Новый год», «Рождество», «Пасха». Всего по данным темам было изучено шестьдесят слов и шестьдесят две разговорные фразы. Слова обучающиеся должны были выучить наизусть, а фразы по возможности воспроизводить самостоятельно, либо узнавать в речевом потоке и совершать обозначаемые действия. Для наглядности ниже приведена таблица с содержанием курса. При написании данной программы автор руководствовался книгой для учителя из учебно-методического комплекса [18] и рассматривал в том числе наработки коллег [4; 11] (табл. 1).
Таблица 1
Содержание курса «Cookie and friends». Уровень «Starter» для начинающих
Количество Языковой материал Игры и виды
Тема занятий по Аудиоматериалы
теме для изучения деятельности
Стандартные темы
Друзья 6 Hello, bye-bye, Cookie Hello song и Игра-
«Friends» the cat, Lulu the Bye-bye song в Приветствие.
(около 20 слов, kangaroo, начале и в конце Игра «Where's
6 фраз). girl, tree, boy, stretch каждого занятия. Cookie?»
like me, no, yes, Подвижная игра
blue, stand up, sit, Song «Let «Skip to Lulu /
down, jump, wave, everyone clap Run to Cookie».
skip, clap, hands like me». Хороводная игра «Be
dance, sing, close your Tidy up chant. an animal».
eyes, Игра на
open. внимание «Clap
Where's cat? hands».
Skip to Lulu. Использование
The tree-house. игрушек Куки и Лулу
Play with me. (имена персонажей).
Погода 6 Come to my... Song «Little Игра малой
«Sun & rain» Rain, sun, spider, spider». подвижности
(10 слов, bird, hide, yellow, big, Song «Sit down». «Animal mime».
7 фраз). little, Table time chant Игра на внимание
up, down, «Everyone, «Colour game».
down the tree, shine on listen to me». Хороводная игра
me. Rhyme «One, two, «Animal
It's a spider/cat. three, noises/actions».
What colour is..? Story time for you Словесная игра
2024, no 3(63), pp. 153-163 ---- ♦ ---
Look at Cookie! Watch out! and me». «Big - little». Поделка «Little spider». Аппликация «Sun and rain».
Игрушки «Toys» (5 слов, 4 фразы, 4 вида звуков). 6 Ball, dolly, plane, train, red. One toy, two toys. I've got a ... Chaffa, chaffa, choo, choo. Whoosh- whoosh, boingboing. Lulu, what have you got in your pouch? Song «I've got a plane». Quiet routine. Song «Big red train». Подвижная игра «Musical cards». Игра малой подвижности «Toy mime». Упражнение «Feelie bag». Музыкальная игра «Big red train».
Одежда «Clothes» (3 слова, 10 фраз). 6 Hat, shoes, trousers. I like. How are you? I am happy/sad. Fine, please, thank you. Put on. Take off. Where are you? Here we are. How are you? We're fine. Song «Cookie put your trousers on». Rhyme «1,2-I like you». Song «Where are you?» Игра с карточками «Одень Куки». Подвижная игра «Cookie says». Словесная игра «Guess what is it?» Игра малой подвижности «Big red hat». Аппликация «Cookie's hat».
Животные «Animals» (4 слова, 10 фраз, счет). 6 Duck, rabbit, turtle, green. One, two, three. I'm a little rabbit, hop, hop. I'm a little turtle, splash. I'm a little duck, quack. Sing with me. Clap with me. Jump with me. Do you like the sun or the rain? Let's go. Let's swim. It's lovely. Little rabbit song. Song «One, two, Three». Rhyme «Hop, hop, hop, go and never stop». Хороводная игра «Animal noises/actions». Подвижная игра «Find the spider». Игра малой подвижности «Animal mime». Настольная игра «Happy or sad». Игра на развитие памяти «Turtle, turtle, where are you?» Аппликация «Ducks».
Части тела «Body» (4 слова, 10 фраз). 6 Foot/feet, hands, head. Tap your foot. Nod your head. Shake your head. Turn yourself around. What's on your feet? Hot, cold. I'm hot/ cold. What do you wear when it's hot? Song «Put your hand up». Rhyme «Shake my hand and then go». Подвижная игра «Hot - cold». Игра на внимание «Head, foot, hand». Хороводная игра «Animal noises/actions». Сборка пазла на тему «Body». Коллаж «Hand and foot prints».
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 153-163
♦
Round the tree. We all fall down.
Праздничные темы
Новый год «New Year Carnival» (2 слова, 3 фразы). 2 Mask, parade. It's a carnival mask. Join a carnival parade. Can you see..? Song «Round and round the tree». Rhyme «One, two, three, we are happy». Подвижная игра «Carnival parade». Настольная игра «Happy or sad». Изготовление карнавальных масок.
Рождество «Christmas» (около 5 слов (понятий), 8 фраз). 2 Christmas tree, card, Father Christmas, mummy, daddy. What colour is it? What is it? Who's this? What do you want for Christmas? I want. We wish you. Merry Christmas. Happy New Year. Song «Merry Christmas». Rhyme «Father Christmas is coming». Игра на развитие памяти «Memory game». Игра на внимание «What is missing?» Игра малой подвижности «Pass the present». Хороводная игра «What do you want for Christmas?» Изготовление рождественских открыток.
Пасха «Easter» (7 слов, 4 фразы). 2 Easter, Bunny, eggs, cakes, chocolates, basket, chick. Pink and blue. Put the .in. One for me. One for you. Rhyme «Easter Eggs. Pink and blue». Easter eggs song. Игра «Easter Eggs». Подвижная игра «Find the red egg». Игра малой подвижности «Easter egg hunt». Музыкальная игра «Musical Easter Eggs». Украшение пасхальных яиц.
Занятия были построены по следующей схеме:
1. В водная часть:
- приветствие и знакомство;
- обмен новостями с использованием английских слов;
- приветственная песня с двигательной активностью.
2. Основная часть:
- знакомство с новой лексикой или закрепление пройденной путем повторения;
- прослушивание истории или сказки, либо как вариант совместное воспроизведение истории или создание сказки;
- творческая деятельность по теме новых
слов;
- активная пауза после творчества в виде игры или исполнения песни на английском языке.
3. Заключительная часть:
- рефлексия и подведение итогов;
- прощание с исполнением итоговой песни. Приветствие и знакомство проводилось в
начале каждого занятия для закрепления базовых фраз: «Hello!», «Hi!», «Good morning!»,
«Good afternoon!», «What's your name?», «My name is ...» и для адаптации новых обучающихся.
Обмен новостями с использованием английских слов и фраз таких, как «How are you?», «I'm fine», «I'm okay», «I'm not fine», способствовал созданию доверительной обстановки и общей активизации обучающихся для дальнейшей работы.
Приветственная песня в начале занятия «Hello song» как пример аудиоматериала для обучающихся дошкольного возраста помогала подготовить слуховой аппарат к восприятию иностранной речи и настраивала на дальнейшее прослушивание других аудиоматериалов.
Изучение лексики проходило с помощью игрушек, предметов или карточек, повторение пройденного было организовано в игровой форме, например, обучающиеся должны были доставать из мешка и называть по-английски предмет, либо у доски с карточками - их нужно было переворачивать и называть слово. Были и другие варианты работы: поиск предметов, называние цветов на одежде и вещах, описание
своей или чьей-либо внешности, обсуждение любимых вещей и многое другое.
Отдельное внимание уделялось
прослушиванию аудиоматериала. Это могла быть история о персонажах учебника или сказка на изучаемую тему. На некоторых занятиях проводилось совместное воспроизведение истории или придумывание сказки вместе с обучающимися. Основным правилом было -использовать новые или уже знакомые английские слова. Процесс действительно становился увлекательным для детей и помогал развивать словарный запас. Детям нравилось чувствовать себя создателями истории: они добавляли детали, спрашивали разные слова на английском, либо называли их сами, переживали за персонажей, помогали им и друг другу. Такие занятия помогали объединять ребят и уделять время каждому.
Обучающимся предлагалась следующая творческая работа: рисование предметов по новой теме, если времени достаточно, раскраска по теме, если времени поменьше, аппликация или создание открыток проводилось на некоторых занятиях, как правило, посвященных изучению праздников. Данная деятельность сопровождалась повторением материала на английском.
Активная пауза после творчества в виде игры или исполнения песни на английском языке - данная часть занятия была направлена на снятие напряжения после сидячей работы и на дополнительное запоминание слов. Применялись песни с фразами, обозначающими определенное действие, которое необходимо было повторять, при этом обучающиеся должны были услышать и понять, что именно они должны сделать.
Рефлексия и подведение итогов - один из наиболее важных этапов занятия, во время которого дети могли оценить свое состояние и результаты работы, поделиться впечатлениями и переживаниями, а также получить поощрение в виде наклейки.
Прощание с исполнением итоговой песни «Bye-bye song» стало своеобразным ритуалом, дети хорошо знали песню и самостоятельно повторяли слова из нее.
Что касается оценки результатов обучения и измерения объема словарного запаса, то в этом отношении все проходило индивидуально, определенных строгих требований к обучающимся не предъявляли. В конце каждого блока с ними проводилось «тестирование» в игровой форме на знание предметов и карточек по изучаемой теме. Чаще всего это были перевернутые карточки, разложенные на столе или закрепленные на доске, либо «мешок сокровищ», в котором лежали предметы по теме. Дети должны были по очереди брать карточку или доставать предмет и называть
слово или фразу на английском языке. После правильного ответа все хором повторяли слово или фразу, иногда показывали обозначаемое действие. В конце курса было проведено одно большое «тестирование» сразу со всеми видами заданий по всем темам, использовались карточки, плакаты, предметы и игрушки. Обучающиеся продемонстрировали знание изученных слов и узнавание фраз, также они стали чувствовать себя на занятиях гораздо спокойнее и увереннее, что не менее важно для педагога.
В целом, опыт обучения детей английскому языку с применением аудирования показал себя достаточно эффективным. Они проявляли интерес к изучению иностранного языка, с удовольствием делились своими впечатлениями с родителями и повторяли дома пройденный материал, они запоминали песни и интонации персонажей и легко повторяли их. Обучающимся нравились и сами занятия, построенные по определенной схеме с систематическим звучанием песен или историй, и атмосфера, созданная благодаря этому подходу. Данные группы были направлены на получение первого опыта знакомства с английским языком и целью обучения было формирование положительного отношения к изучению языка. В первую очередь, было важно сформировать интерес к освоению данного предмета и сделать привычным звучание английской речи, что по отзывам родителей и коллег было достигнуто.
Заключение. На данный момент вопрос раннего обучения детей иностранному языку является актуальным и определяется потребностями общества. В ходе теоретического анализа было установлено, что дошкольный возраст - наиболее подходящий и благоприятный для знакомства с иностранным языком и развития языковых способностей. Дети данной возрастной группы отличаются повышенным интересом к познанию нового, отсутствием языкового барьера, легкостью общения и гибкой памятью. Важную роль в преподавании иностранного языка детям дошкольного возраста играет правильная организация процесса обучения, учет психологических, возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, применение визуальной опоры и игровых моментов, формирование благоприятной обстановки на занятиях, использование творческих форм деятельности и взаимодействие с родителями. Если ставить в качестве цели воспитания детей дошкольного возраста воспитание эмоционально
благополучных, разносторонне развитых и счастливых детей, то изучение иностранного языка способно внести свой положительный вклад в ее достижение. При правильном
подходе раннее обучение иностранному языку повышает интерес к языковому и культурному многообразию стран, формирует уважение к другим языкам и культурам, способствует развитию коммуникативных навыков. Благодаря изучению иностранного языка в дошкольном возрасте, у ребенка закладывается основа для его успешного освоения в школе. Помимо этого, обучение любому иностранному языку в любом возрасте развивает творческий потенциал обучающегося, его эмоциональный интеллект, умение работать в команде, расширяет кругозор и всесторонне развивает личность, поскольку изучение языка неотрывно связано с изучением другой культурной среды.
Анализ научных исследований и практики работы педагогов свидетельствует о том, что наиболее подходящими методиками обучения иностранному языку детей дошкольного возраста являются игровая, коммуникативная, ассоциативная и отдельное место среди них занимает применение аудирования. Как рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием устного сообщения, аудирование составляет основу общения на любом языке и способствует
овладению навыками устной коммуникации. Кроме того, дети лучше адаптируются к звучанию иностранной речи и
подготавливаются к дальнейшему изучению языков в старшем возрасте. При этом важен правильный подбор аудиоматериалов для работы с данной возрастной группой. Наиболее подходящими являются песни, рифмовки, истории и сказки, записанные носителями языка, что позволяет привыкнуть к иностранной речи и сформировать правильное произношение в дальнейшем. Прослушивание
аудиоматериалов следует сопровождать двигательной активностью, повторением определенных действий и слов, что помогает расширять словарный запас и развивать память, в том числе с помощью ассоциаций. Результаты наблюдений, проведенных автором в процессе занятий, подтвердили эффективность применения аудирования в формате прослушивания историй, исполнения песен и работы со сказками, благодаря чему уроки проходили в игровой и творческой форме, что значительно повысило интерес учеников как к занятиям, так и к изучению иностранного языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуразакова, Ш. Особенности обучения английскому языку детей дошкольного возраста / Ш. Абдуразакова, Н. Абдуразакова. - Текст : электронный // Мировая наука. - 2020. - № 12 (45). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-obucheniya-angliyskomu-yazyku-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.05.2024).
2. Архипова, М.В. Обучение иностранному языку дошкольников на музыкально--ритмической основе / М.В. Архипова, А.Ф. Макаревич. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-doshkolnikov-na-muzykalno-ritmicheskoy-osnove (дата обращения: 04.06.2024).
3. Банарцева, А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку / А.В. Банарцева. - Текст : электронный // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 1 (33). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-1 (дата обращения: 18.06.2024).
4. Беликова, А.А. Учебная программа по английскому языку для дошкольников «Cookie and friends» / А.А. Беликова. - Текст : электронный // nsportal.ru : образоват. соц. сеть. - 2021. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/15/uchebnaya-programma-po-angliyskomu-yazyku-dlya-doshkolnikov-cookie-and (дата обращения: 10.01.2024).
5. Владимирова, С.Г. Влияние процесса обучения иностранному языку на интеллект человека / С.Г. Владимирова.
- Текст : электронный // Верхневолжский филологический вестник. - 2017. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na-intellekt-cheloveka (дата обращения: 21.05.2024).
6. Вронская, И.В. Методика раннего обучения английскому языку : учеб. пособие для высш. учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 «Пед. образование» / И.В. Вронская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015.
- 330 с. - Текст : непосредственный.
7. Дмитриева, У.М. Обучение детей дошкольного возраста английскому языку: обзор методик и проблема диагностики / У. М. Дмитриева, М. В. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Вестник педагогических инноваций.
- 2019. - № 2 (54). - С. 57-67.
8. Жильцова, Ю.Л. Теоретические основы обучения аудированию как виду речевой деятельности на уроках иностранного языка / Ю.Л. Жильцова. - Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 19. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-audirovaniyu-kak-vidu-rechevoy-deyatelnosti-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 18.06.2024).
9. Караман, Е.В. Использование сказки при обучении дошкольников аудированию на занятиях английского языка / Е.В. Караман. - Текст : электронный // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 12. - URL: https://psychology.snauka.ru/2013/12/2684 (дата обращения: 04.06.2024).
2024, no 3(63), pp. 153-163 --- ♦ ----
10. Протасова, Е.Ю. Многоязычие в детском возрасте / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2005. - 274 с. - Текст : непосредственный.
11. Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет по направлению «Английский язык» на 2018-2019 учебный год. - Текст : электронный // Частное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная гимназия «Альбертина» г. Калининград : сайт. - URL: https://albertina-edu.ru/uploads/files/det-sad-Albertina/dop-obrazovanie/Cookie_and_friends_.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
12. Российская Федерация. Главный государственный санитарный врач. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» : постановление от 28 янв. 2021 г. № 2 (с изм. на 30 дек. 2022 г.). - Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. -URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115 (дата обращения: 21.05.2024).
13. Российская Федерация. Министерство образования. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году : прилож. к письму от 17 дек. 2001 г. № 957/13-13. - Текст : электронный // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» : сайт. -URL:
https://www.consul1ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=594391&ysclid=ly8czni9ns945751629#6i8PdHUZFsfhsThA (дата обращения: 30.04.2024).
14. Сарибекова, Э.А. Ассоциативный метод запоминания английских слов / Э.А. Сарибекова, Ш.А. Аветян. -Текст : электронный // Вестник науки. - 2018. - № 8 (8). - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/assotsiativnyy-metod-zapominaniya-angliyskih-slov (дата обращения: 18.06.2024).
15. Туркина, А.Н. Особенности реализации принципа наглядности при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста / А.Н. Туркина. - Текст : электронный // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 22. - URL: https://cyberleninka.ru/article/h/osobehhosti-realizatsii-prihtsipa-naglyadnosti-pri-izuchenii-ahgliyskogo-yazyka-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.06.2024).
16. Фирсова, И.В. Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста / И.В. Фирсова. - Текст : электронный // Современное педагогическое образование. - 2023. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/h/psihologo-pedagogicheskie-osobehhosti-obucheniya-ihostranhomu-yazyku-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.05.2024).
17. Reily, V. Cookie and friends / Vanessa Reilly. - Oxford, 2019. - 80 p. - Text : direct.
18. Reily, V. Cookie and friends: Teacher's Book / Vanessa Reilly. - Oxford University Press, 2012. - 144 p. - Text : direct.
19. Trautner, T. Advantages of a bilingual brain. Teaching young children a second language is beneficial in many ways / Tracy Trautner. - Text : electronic // Michigan State University Extension. - 2019. - Jan. 28. -URL: https://www.canr.msu.edu/news/advantages_of_a_bilingual_brain (date of request: 28.05.2024).
REFERENCES
1. Abdurazakova Sh., Abdurazakova N. Osobennosti obuchenija anglijskomu jazyku detej doshkol'nogo vozrasta [Features of teaching English for preschool children]. Mirovaya nauka [World science], 2020, no. 12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-angliyskomu-yazyku-detey-doshkolnogo-vozrasta (Accessed 21.05.2024).
2. Arhipova M.V., Makarevich A.F. Obuchenie inostrannomu jazyku doshkol'nikov na muzykal'no-ritmicheskoj osnove [Teaching a foreign language to preschoolers on a musical and rhythmic basis]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija [The world of science. Pedagogy and psychology], 2019, no. 4. URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-doshkolnikov-na-muzykalno-ritmicheskoy-osnove (Accessed 04.06.2024).
3. Banartseva A.V. Kommunikativnyj podhod v obuchenii inostrannomu jazyku [Communicative approach in foreign language learning]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija Psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of Samara State Technical University. Series Psychological and Pedagogical Sciences], 2017, no. 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/h/kommunikativnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-1 (Accessed 18.06.2024).
4. Belikova A.A. Uchebnaja programma po anglijskomu jazyku dlja doshkol'nikov "Cookie and friends" [English curriculum for preschoolers "Cookie and friends"]. 2021. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/15/uchebnaya-programma-po-angliyskomu-yazyku-dlya-doshkolnikov-cookie-and (Accessed 10.01.2024).
5. Vladimirova S.G. Vlijanie processa obuchenija inostrannomu jazyku na intellekt cheloveka [The influence of teaching a foreign language on human inteligence]. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik [Verkhnevolzhsky philological bulletin], 2017, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/h/vliyanie-protsessa-obucheniya-inostranhomu-yazyku-na-intellekt-cheloveka (Accessed 21.05.2024).
6. Vronskaja I.V. Metodika rannego obuchenija anglijskomu jazyku: uchebnoe posobie dlja vysshih uchebnyh zavedenij, vedushhih podgotovku po napravleniju 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» [English Early Learning Methodology]. St. Petersburg: KARO, 2015. 330 p.
7. Dmitrieva U.M., Kuznetsova M.V. Obuchenie detej doshkol'nogo vozrasta anglijskomu jazyku: obzor metodik i problema diagnostiki [The preschoolers English language learning: the methods review and diagnosis problem]. Vestnik pedagogicheskih innovacij [Bulletin of Pedagogical Innovation], 2019, no. 2 (54), pp. 57-67.
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 153-163 ---. + .----
8. Zhiltsova Yu.L. Teoreticheskie osnovy obuchenija audirovaniju kak vidu rechevoj dejatel'nosti na urokah inostrannogo jazyka [Theoretical foundations of teaching listening as a type of speech activity in foreign language lessons]. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia], 2013, no. 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-audirovaniyu-kak-vidu-rechevoy-deyatelnosti-na-urokah-inostrannogo-yazyka (Accessed 18.06.2024).
9. Karaman E.V. Ispol'zovanie skazki pri obuchenii doshkol'nikov audirovaniju na zanjatijah anglijskogo jazyka [The use of fairy tales for training preschoolers' listening skills at English lessons]. Psihologija, sociologija ipedagogika [Psychology, sociology and pedagogy], 2013, no. 12. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/12/2684 (Accessed 04.06.2024).
10. Protasova E.Ju., Rodina N.M. Mnogojazychie v detskom vozraste [Multilingualism in childhood]. St. Petersburg: Zlatoust, 2005. 274 p.
11. Rabochaia programma po dopolnitelnomu obrazovaniiu s detmi doshkolnogo vozrasta ot 3 do 7 let po napravleniiu "Angliiskii iazyk" na 2018-2019 uchebnyi god [Study program on additional education for preschool children from 3 to 7 years in the discipline "English" for the academic year 2018-2019]. Chastnoe obshcheobrazovatelnoe uchrezhdenie "Obshcheobrazovatelnaia gimnaziia "'Albertina" g. Kaliningrad [Private educational institution "Secondary school "Albertina", Kaliningrad]. URL: https://albertina-edu.ru/uploads/files/det-sad-Albertina/dop-obrazovanie/Cookie_and_friends_.pdf (Accessed 10.01.2024).
12. Rossijskaja Federacija. Glavnyj gosudarstvennyj sanitarnyj vrach. Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil i norm SanPiN 1.2.3685-21 "Gigienicheskie normativy i trebovanija k obespecheniju bezopasnosti i (ili) bezvrednosti dlja cheloveka faktorov sredy obitanija": postanovlenie ot 28 janv. 2021 g. № 2 (s izm. na 30 dek. 2022 g.) [On approval of sanitary rules and norms of SanPiN 1.2.3685-21 "Hygienic standards and requirements for ensuring the safety and (or) harmlessness of habitat factors for humans"]. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov [Electronic collection of legal and regulatory documents]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115 (Accessed 21.05.2024).
13. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija. O vvedenii inostrannogo jazyka vo 2-h klassah nachal'noj shkoly v uslovijah jeksperimenta po obnovleniju struktury i soderzhanija obshhego obrazovanija v 2002/2003 uchebnom godu: prilozhenie k pis'mu ot 17 dek. 2001 g. № 957/13-13 [On the introduction of a foreign language in the 2nd grade of primary school in the context of an experiment to update the structure and content of general education in the 2002/2003 academic year]. Spravochno-pravovaja sistema «KonsultantPljus» [ConsultantPlus Reference System]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=594391&ysclid=ly8czni9ns945751629#6i8PdHUZFs fnsThA (Accessed 30.04.2024).
14. Saribekova E.A., Avetjan Sh.A. Associativnyj metod zapominanija anglijskih slov [Associative method for remembering English words]. Vestnik nauki [Bulletin of science], 2018, no. 8 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-metod-zapominaniya-angliyskih-slov (Accessed 18.06.2024).
15. Turkina A.N. Osobennosti realizacii principa nagljadnosti pri izuchenii anglijskogo jazyka s det'mi doshkol'nogo vozrasta [Features of the implementation of the principle of clarity in learning English with preschool children]. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika [Training and education: methods and practice], 2015, no. 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-printsipa-naglyadnosti-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta (Accessed 18.06.2024).
16. Firsova L.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti obuchenija inostrannomu jazyku detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Psyho-pedagogical peculiarities of teaching foreign languages for very young learners]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education], 2023, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Accessed 28.05.2024).
17. Reily V. Cookie and friends. Oxford, 2019. 80 p.
18. Reily V. Cookie and friends: Teacher's Book. Oxford University Press, 2012. 144 p.
19. Trautner T. Advantages of a bilingual brain. Teaching young children a second language is beneficial in many ways. Michigan State University Extension, 2019, Jan. 28. URL: https://www.canr.msu.edu/news/advantages_of_a_bilingual_brain (Accessed 28.05.2024).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
А.М. Петрова, старший методист лаборатории развития управленческих кадров кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, ГАУ ДПО ИРО «Институт развития образования Иркутской области», г. Иркутск, Россия, e-mail: alexandra23-3@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
A.M. Petrova, Senior Methodologist, Laboratory of Management Personnel Development, Department of Pedagogy, Psychology and Educational Management, Education Development Institute of Irkutsk region, Irkutsk, Russia, e-mail: alexandra23-3@mail.ru.