^^^ТПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЪГ ПОДГОТОВКИ ' СОТРУДНИКОВ ОВД
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПОЛИГОННОГО КОМПЛЕКСА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
ABOUT POSSIBILITIES OF USE OF INTERCHAIR CRIMINALISTIC TRAINING COMPLEX IN
ACTIVITY OF THE BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN
RUSSIA
УДК 343.98.378.6:351.74(470.325)
И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России);
Е.В. ЧИНЕНОВ,
кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: Обязательной составной частью подготовки современного полицейского к его предстоящей практической деятельности априори выступает профессиональная подготовка, в структуре которой выделяется технико-криминалистическая, тактическая и методическая. Практическая направленность обучения в Белгородском юридическом институте МВД России видится в создании единой полигонной базы, располагающей соответствующим аудиторным фондом и видовыми полигонами, оборудованными современными технико-криминалистическими и мультимедийными средствами, копировальномножительной техникой, программными продуктами, макетами, позволяющими комплексно, в обстановке, максимально приближенной к реальной, отрабатывать задачи, возложенные на органы внутренних дел.
Ключевые слова: образовательная деятельность в системе МВД России, криминалистический полигонный комплекс, практическая направленность в обучении.
I.Ph. Amelchakov, the candidate of Jurisprudence, the assistant professor of the Chair of State and Legal Sciences, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
E.V. Chinenov, Tcand. econ. sci., the senior lecturer, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Abstract: The article deals with possibilities of use of interchair criminalistic training complex in activity of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia. Modern conditions show the higher requirements to law-enforcers. Quality, efficiency and productivity of
проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников овд
performing operative service tasks are impossible without theoretical knowledge and practical skills under the prevention, disclosing and investigation of various types’ crimes.
Keywords: possibilities, interchair criminalistic training complex, theoretical knowledge, practical skills.
Современные условия предъявляют повышенные требования к сотрудникам органов внутренних дел. Качество, эффективность и результативность выполнения возложенных на сотрудника полиции оперативнослужебных задач невозможны не только без теоретических знаний, но и более того, что немаловажно, без практических навыков по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений различных категорий.
Сегодня не вызывает сомнения важность работы с криминалистически значимыми объектами и доказательственной информацией, умение правильно организовать и спланировать расследование, использовать максимально возможные тактические приемы при производстве отдельных следственных действий, управлять различными структурными подразделениями и службами, взаимодействующими в процессе оперативно-служебной деятельности.
В этой связи обязательной составной частью подготовки современного полицейского к его предстоящей практической деятельности априори выступает профессиональная подготовка, в структуре которой выделяется технико-криминалистическая, тактическая и методическая.
С учетом прикладного характера указанной учебной деятельности, для получения и закрепления теоретических знаний и в большей степени для приобретения практических навыков по реализации выше обозначенных задач создается полигонная база, располагающая соответствующим аудиторным фондом и видовыми полигонами, оборудованными современными техникокриминалистическими и мультимедийными средствами, копировально-множительной техникой, программными продуктами, макетами, позволяющими комплексно, в обстановке, максимально приближенной к реальной, отрабатывать задачи, возложенные на органы внутренних дел, достигая при этом гарантированных результатов.
Каковы возможности использования межкафедрального криминалистического полигонного комплекса? Каких результатов он позволит достичь?
Во-первых, межкафедральный криминалистический полигонный комплекс позволит в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к подготовке сотрудника органов внутренних дел, проводить все виды занятий, закрепленных за кафедрами криминалистики, уголовного процесса,
межкафедральный криминалистический полигонный комплекс БелЮи мвД России
организации раскрытия и расследования преступлений, оперативно-разыскной деятельности, административного права и административной деятельности ОВД по дисциплинам: «Криминалистика», «Работа со следами на месте происшествия», «Расследование преступлений против личности и собственности», «Уголовный процесс», «Предварительное следствие», «Оперативно-разыскная деятельность ОВД», «Дознание в ОВД», «Административная деятельность ОВД», «Судебная бухгалтерия», «Судебная медицина и психиатрия» и др., в рамках тем, предусмотренных соответствующими учебными планами.
Бесспорна объективная значимость обеспечения в процессе обучения неразрывной связи теории и практики, основанной на комплексной отработке вопросов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, моделировании обстановки, максимально приближенной к реальной, а также решения ситуационных задач. В их числе: тренинги, кейсы, ситуационные за-
Во-вторых, использование полигона предусматривает более «зрелую» мотивацию на сам процесс практического обучения и принятия ими решения о профилизации своей предстоящей служебной деятельности. Иными словами, курсант (слушатель) на такой базе примет вполне осознанное решение, приобретя опыт и практические навыки с учетом своих личных устремлений и знаний.
В-третьих, полигон позволит повысить в целом уровень профессиональной подготовленности обучаемых.
В-четвертых, площади полигона позволяют использовать его базу для организации и проведения заседаний территориальных органов исполнительной власти Белгородской области, подразделений УМВД России
дачи, творческие задания, деловые игры, научные дискуссии, тестирующие программы, мультимедийные лекции и классические практические занятия, брейн-ринги, олимпиады, занятия с использованием компьютерных обучающих программ и др.
Полигонный комплекс позволит размесить в рамках учебного процесса на первом этаже около 135 обучаемых и на втором этаже - до 105 обучаемых в учебных аудиториях криминалистической техники, тактики, методики, криминалистической лаборатории, компьютерном классе, аудитории осмотра места происшествия. Имитированная обстановка места происшествия будет моделироваться путем использования полигонов: «Магазин», «Автомобиль», «Кафе-бар», «Квартира». Также предусмотрена возможность использования комнаты для бесконтактного опознания при производстве соответствующего следственного действия.
Конструктивной особенностью полигонов является их совмещение с учебными аудиториями.
по Белгородской области, «круглых столов», конференций, семинаров, презентаций, курсов повышения квалификации. Также полигонная база может быть использована при проведении комплексных оперативнотактических и командно-штабных учений, а также в рамках курсов повышения квалификации.
В-пятых, полигон может претендовать на статус областной площадки подготовки и переподготовки кадров для УМВД России по Белгородской области, взаимодействуя (объединяя усилия) с его Центром профессиональной подготовки. Использование единой базы существенно облегчит решение задачи комплектования кадрами младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
В-шестых, в рамках оптимизации расхо-
Полигон «Магазин»
дования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение потребностей вуза, вследствие функционирования полигона может сократиться потребность пополнения учебно-материальной базы профильных кафедр материальными средствами, имуществом, инвентарем, оборудованием, так как рациональнее и экономически эффективнее ее со-
средоточение в одном месте - на полигоне.
В-седьмых, полигон позволит повысить качество учебно-методической работы в силу занятости в его функционировании большей части профессорско-преподавательского состава профильных кафедр, объединяемых одной общей задачей - обеспечением практической направленности обучения.
Полигон «Кафе-бар»
Выборочный сравнительный анализ имеющихся полигонов в ряде образовательных учреждений МВД России (бывший Челябинский ЮИ, Тюменский ЮИ, Краснодарский университет, Ростовский ЮИ) показывает планируемое превосходство полигонного комплекса Белгородского института по ряду таких основных показателей, как количество и профильность ситуационных полигонов, их оснащенность, технические возможности.
Общая ориентировочная стоимость наполнения аудиторий и полигонов оборудованием, техническими средствами и мебелью, которые позволят ввести его в эксплуатацию, составляет около 7,5 млн. рублей. Указанная сумма явилась результатом проведенного кафедрой мониторинга современных потребностей практических органов внутренних дел по вопросу технико-криминалистического обеспечения (на примере ЭКЦ УМВД России по Белгородской области), и на его основе расчета предполагаемого наполнения аудиторий, в который включались наиболее необходимые элементы без потери качества достигаемой цели.
Создание и функционирование полигона должно закрепить имеющиеся успехи и обеспечить дальнейшее эволюционное развитие
института, а в частности позволить реализовать достижение одной из стратегических целей реформируемого в настоящее время ведомственного образования, обозначенной начальником ДГСК МВД России В.Л. Кубыш-ко - развивать профессиональную культуру, расширять мировоззрение сотрудников ОВД, руководствуясь девизом: «Обучая, воспитываю - воспитывая, обучаю». В этой связи задачей деятельности кафедры криминалистики и других профильных кафедр на современном этапе является обеспечение высокого качества учебного процесса, его эффективности и результативности, а также практической направленности обучения и профилизации вуза.
Только целенаправленная деятельность, направленная на перспективу развития и совершенствования образовательного процесса в условиях реформирования МВД Российской Федерации, позволит не растратить имеющиеся в активе нашего вуза весомые успехи, а в ряде случаев и превосходство, не останавливаться на достигнутом, стремиться к принципиально новым ориентирам качества воспитания кадров, первостепенные из которых - воспитание личности полицейского - профессионала, гражданина, патриота.