Научная статья на тему 'О возможностях интеллектуальной поддержки инновационной деятельности'

О возможностях интеллектуальной поддержки инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полещенко Константин Николаевич, Разумов Владимир Ильич, Сизиков Виктор Петрович

Исследованы возможности представления новой интеллектуальной технологии для решения задач трансфера знаний, миграции специалистов с учетом согласования фундаментальных и прикладных исследований, с использованием аппаратов категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About possibilities of intellectual support innovation

The article deals with the possibilities of presentation of new intellectual technology by problem solution of knowledge transfer, specialist migration taking into account of concordance of fundamental and applied investigation with using apparatus of categorical-system methodology and theory of dynamic information system.

Текст научной работы на тему «О возможностях интеллектуальной поддержки инновационной деятельности»

право • менеджмент • маркетинг

О возможностях

интеллектуальной поддержки инновационной деятельности

к. н. Полещенко,

д. т. н., профессор

Омского государственного

университета

им. Ф. М. Достоевского

в. И. разумов,

д. ф. н., профессор заведующий кафедрой Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

в. П. сизиков,

к. т. н., старший научный сотрудник Омского филиала Научно-исследовательского учреждения «Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН»

The article deals with the possibilities of presentation of new intellectual technology by problem solution of knowledge transfer, specialist migration taking into account of concordance of fundamental and applied investigation with using apparatus of categorical-system methodology and theory of dynamic information system.

Исследованы возможности представления новой интеллектуальной технологии для решения задач трансфера знаний, миграции специалистов с учетом согласования фундаментальных и прикладных исследований, с использованием аппаратов категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем.

Цель работы — исследование возможностей представления новой интеллектуальной (иЛ-) технологии для решения задач трансфера знаний, миграции специалистов [1-2] с учетом согласования фундаментальных и прикладных исследований, с использованием аппаратов категориальносистемной методологии и теории динамических информационных систем (дис, тдис) [3-5].

в тдис обосновывается интерес иЛ-культуры к триадическим категориальным схемам (Кс), т.к. элементарным, аналитически построенным в тдис объектом выступает именно дис в форме триады. все содержательно различающиеся триады имеют единую формальную интерпретацию, согласующую их с триадой саморазвития, осмысленной как тройка категорий: понятие, средство работы с понятием, математический аппарат как средство анализа. в реальной работе с Кс их формирование может быть начато от каждой из перечисленных трех базовых категорий, и в этом плане любая комбинация трех базовых категорий заслуживает быть осмысленной. так получаем шесть различных комбинаций, именуемых мутациями триады саморазвития.

триада есть продукт дешифровки одной категории и каждая триада, в свою очередь, есть объект для

следующей процедуры дешифровки его категорий. однако Кс из 9 категорий (Кс-9), как результат второй дешифровки, допускает возможность быть полученной также из других триад категорий, отличающихся от первоначальной. в итоге, с учетом феномена симметрии, приходим к понятию трех типов информационных критериев, каждый из которых годится в качестве триады, дешифровка категорий которой дает ту же самую Кс-9. перестановка типов информационных критериев выступает, с одной стороны, как мутация триады этих типов, с другой стороны, указывает различные пути получения (восприятия) Кс-9. процесс сочетания (согласования) шести различных вариантов восприятия Кс-9 выступает как работа мышления. так устанавливается соответствие шести вариантов восприятия Кс-9 (шести типов настроев психики субъекта исследования [6]) с шестью мутациями триады категорий.

для полного согласования здесь приходится учесть еще то, что каждый из информационных критериев сам предстает триадой, причем некоторые из этих триад в каждом из типов критериев тоже могут вырисовываться в двух группах мутаций, выражающих феномены становления (саморазвитие, проверка гипотезы, понимание опыта) и применения (понимание

инновации № 10 (120), 2008

инновации № 10 (120), 2008

право • менеджмент • маркетинг

закономерностей, воплощение абстрактного, доступ к эксперименту) знаний. Перечисленным моментам соответствуют также две группы настроев психики субъекта исследования: подключение к саморазвитию Мироздания, давление страха, обучение подражанием; обучение практическим освоением, созидание средств страхования, эксперимент. Так в согласии с мутационным аспектом триады и типами настроя психики субъекта исследования выделяются еще и две области исследований: теория, приложения, а они, соответственно, реализуются в триаде аппаратных средств исследования — философии (Фл), физике, математике [6-7]. В результате образуются шесть вариантов развертывания мутационного аспекта КС-9 (рис.1).

Для согласования формального и смысло-содер-жательного, и привлекая внимание к эволюционному аспекту [6], ребра и грани орграфов класса ДИС могут быть осмыслены как категории. поэтому на них тоже возможно выполнение операций дешифровки и мутаций, причем предусматривая разные размерности. Схема согласования мутаций, представленная на рис. 1, имеет в ТДИС междисциплинарный характер, сочетающий философское (Фл-), физические, математические аспекты теоретических и прикладных исследований.

По Р. Коллинзу, с появлением «науки быстрых открытий» в XVII в. начинается технологизация ИЛ-деятельности [8]. В XXI в. инновационное развитие требует технологизации работы со знаниями, начиная с разработки интеллектуальных технологий нового поколения, ориентированных на информационный подход.

В русле информационного подхода категория инновация изучается как ДИС. В качестве исходной дешифровки этой категории избирается триада, составленная согласованными парами категорий: наука и образование, техника и эксперимент, организация и управление. Над избранной триадой категорий проводятся процедуры дешифровок и мутаций, разработанные в ТДИС. Здесь ограничимся дешифровкой триады до уровня КС-9, а уж к КС-9, вернее к ее триаде типов информационных критериев, применим мутации по аналогии с данными на рис.

1. В итоге имеем результат дешифровки категорий исходной триады (рис. 2): наука и образование — открытие, перенос знаний, интеграция; техника и эксперимент — изобретение, внедрение, технология; организация и управление — специалисты, проекты, автоматизация. Адекватность данной дешифровки подтверждается осмысленностью всех базовых мутаций этой КС-9 (рис. 2).

Дешифровка, прописанная в первой КС-9 на рис.

2, выражает настрой исследований в лоне становления Фл. Это наиболее онтологическая мутация, локализующая инновации в саморазвитии мироздания. наука и образование запускают информационную активность в лоне практической апробации как аналог работы техники и эксперимента. результат апробации — востребование организации и управления, и далее — совершенствование исходной базы. Такой процесс развертывания инноваций свойственен не только человеку, но ассоциации с ним есть в бытии живых существ и даже в понимании обобщенного субъекта [4]. Переход из области становления Фл в

Рис. 1. Согласование мутаций триад саморазвития и информационных критериев между собой и с базовыми аспектами становления исследования.

Обозначения: базовые мутации: ВАб — воплощение абстрактного, ДЭк — доступ к эксперименту, ПГ* — проверка гипотезы, П*3 — понимание закономерностей, ПО* — понимание опыта, СМР — саморазвитие; базовые типы организации психики: ДС — давление страха, ОбП — обучение подражанием, ОбПО — обучение практическим освоением, ПСМ* — подключение к СМР Мироздания, ССС — созидание средств страхования, Эк — эксперимент; базовые аспекты становления исследования: ‘Пр — приложение, ‘С — становление соответственно М — математики, ф — физики, Фл — философии; остальное: К’А, К’П, К’Т — информационный критерий соответственно активный, пассивный, трансформирующий, М-А — математический аппарат, П — понятие, СРП — средство работы с понятием.

ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ

Рис. 2. Базовые мутации развертки инноваций (Инн).

Обозначения, дополняющие данные рис. 1: АТ* — автоматизация, ~В — внедрение, ‘И* — изобретение, ИГ — интеграция, ИЛ-СМ — интеллектуальная система, КУ — корпоративный университет, Инн-’М — инновационная методология, Инн-Ме* — инновационная методика, Н+Об — наука и образование, *0---открытие, Орг’+УП — организация и управление, АП — проект, ‘ПН 3* — перенос знания,

‘Пр-Н — прикладная наука, *СЦ’ — специалист, Тх — технология, ТХ+Эк — техника и эксперимент, ФМ-Н — фундаментальная наука.

область приложения Фл меняет последовательность хода инновации. Итак, образуется последовательность: наука и образование, организация и управление, техника и эксперимент. В прикладном аспекте Фл есть комплекс организации и управления, обеспечивая переход от науки и образования к их экспериментальной и технической реализации.

мутации КС-9 в областях становления и приложения физики и математики образуют новые (непоименованные) комбинации категорий в триады. это креативная процедура, т.к. нужно подобрать шесть новых категорий. Исследование на языке ТДИС предусматривает разделение полей осмысления категорий на шесть областей становления и приложения Фл, физики, математики, выражает, соответственно, теоретические положения и их реализацию с учетом дисциплинарных специфик — выявления метафизических категорий, обнаружение инструментального значения триад, изучение возможных комбинаторик, ходов мысли. Выбор исходной области формирования КС-9 и последовательность проведения мутаций определяется особенностью задачи.

На рис. 2 в области становления физики это будут: инновационная методология — открытие, изобретение, специалисты; корпоративный университет — перенос знания, внедрение, проекты; инновационные методики — интеграция, технологии, автоматизация. В масштабах Мироздания класс методологий выражает креативность на родовом уровне. Аналог кор-

поративного университета — экосферы любого масштаба, через которые реализуется креативность. В частности, факт единства Мироздания демонстрирует пример такого университета. Специалисты — авторы любого уровня организации, деятельность которых определяется наборами допустимых для их деятельности комбинаций. В области приложения физики осуществляется переход от инновационных методологий через специалистов к корпоративному университету. здесь подчеркивается, что корпоративный университет уже не как идея, а как реализация, требует наличия достаточно развитых деятельности и ее участников — субъектов разного уровня.

На рис. 2 в области становления математики это будут: ИЛ-система — открытие, автоматизация, внедрение; прикладная наука — перенос знания, специалисты, технология; фундаментальная наука — интеграция, проект, изобретение. В плане Мироздания мы имеем дело с известной триадой: ИЛ-импульс как начало любого развития, его практическая апробация, фиксация в уже завершенном виде как фундамент для нового цикла развития. В области приложения математики последовательность иная — по аналогии с НИОКР ИЛ-система ответственна за подготовку части НИР, а это фундаментальная наука на рис. 2, тогда как часть ОКР соответствует прикладной науке. Так реализуется идеология НИОКР, что соответствует логике развертывания ДИС в области приложения математики.

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ

Даже на уровне анализа КС-9 на рис. 2 были рассмотрены только шесть базовых мутаций, хотя всего предусмотрено 36 мутаций. Так что, в принципе, возможны еще 30 вариантов осмысления инноваций и подходов к их обработке, не выходя за рамки сформированной КС-9. Не исключено, что кое-где работа с инновациями востребовала именно другую мутацию, не являющуюся базовой.

Использование КС с привлечением математического аппарата ТДИС [5] открывает значительный инновационный потенциал, заключенный во всякой рассматриваемой в ранге ДИС категории.

Как оценить инновацию в ИЛ-сфере? Это можно осуществить, выделяя три уровня. Первый касается терминологии, любая инновация не может обойтись без введения новых понятий. Правда, здесь могут иметь место неологизмы, а также малообоснованное употребление слов. Второй уровень касается грамматики и синтаксиса, новое должно облекаться в оригинальные выразительные формы. Как примеры можно привести опыты определения категорий в КС [3], а также КС на рис. 3. Третий уровень логико-методологический, где вводятся и обосновываются новые

исследовательские инструменты. Все перечисленные три уровня представлены в настоящей статье.

Литература

1. Дусь Ю. П. Миграция специалистов и научных кадров в мировом хозяйстве / Ю. П. Дусь. Новосибирск: Наука, 2006. 268 с.

2. Инновационная политика высшего учебного заведения / Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И.; под ред. Р. Н. Федосовой. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 178 с.

3. Разумов В. И. Категориально-системные методы в подготовке ученых. Учебное пособие. Омск: Омский госуниверситет, 2004. 277 с. www.ic.omskreg.ru/~cognitiv/.

4. Разумов В. И., Сизиков В. П. Основы теории динамических информационных систем. / Монография. Омск: Омский госуниверситет, 2005. 212 с. newasp.omskreg.ru/tdis/

5. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем. В 3-х Ч. Часть I. Информационные основы системы знаний / Монография. Омск: Омский госуниверситет, 2007. 264 с.

6. Разумов В. И., Сизиков В. П. Согласование структурных и функциональных особенностей моделей в аспекте управления системами / / Параллельные вычисления и задачи управления: Тр. Междун. конф. РАС0’2001. М.: ИПУ, 2001. С. 245272. www.sicpro.org

7. Разумов В. И., Сизиков В. П. Категориальный аппарат в современном естествознании // Философия науки. 2004, № 1 (20). С. 3-29.

8. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Пер. с англ. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.