Научная статья на тему 'О возможности воспроизведения певческого стиля народности сету (Юго-Восточная Эстония): результаты научного и педагогического эксперимента'

О возможности воспроизведения певческого стиля народности сету (Юго-Восточная Эстония): результаты научного и педагогического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕПОДАВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ПЕНИЯ / СЕКУНДАРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЛАД ПОЛУТОН-ПОЛУТОРАТОН / ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СТРОЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / TEACHING TRADITIONAL SINGING / SECOND TRADITION / HALF-TONE AND ONE AND A HALF MODUSES / PITCH SYSTEM / COMPARATIVE ACOUSTIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пяртлас Жанна, Орас Яника

Описываются результаты педагогического и научного эксперимента по обучению студентов традиционному пению. Музыкальным материалом эксперимента являются многоголосные песни народности сету (юго-восточная Эстония), основанные на звукоряде полутон-полуторатон. С помощью акустического анализа сравнивается звуковысотный строй в оригинальных записях и исполнении студентов. Обсуждаются возможности и способы слухового освоения архаических ладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Possibility of Singing Style Reconstruction of Seto Ethnic Group (South-Eastern Estonia): Results of the Research and Pedagogical Experiment

It describes the results of pedagogical and academic experiment on teaching traditional singing to students. Musical material of the experiment is polyphonic folk songs of Seto ethnic group (south-eastern Estonia), which are based on half-tone and one and a half tone row. Acoustic pitch analysis of structure helps to compare the original recording and students performance. It discusses the possibilities and ways of auditory acquisition of archaic modus.

Текст научной работы на тему «О возможности воспроизведения певческого стиля народности сету (Юго-Восточная Эстония): результаты научного и педагогического эксперимента»

ФИННО-УГОРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В НАУЧНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(по материалам круглого стола)

• 28 апреля 2014 г. в Институте национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева в рамках семинара с международным участием «Финно-угорская музыкальная культура в научной, образовательной и творческой деятельности» состоялся круглый стол, цель которого заключалась в рассмотрении актуальных вопросов музыкальной финно-угристики; изучения и трансляции в современную музыкально-образовательную среду национально-культурных традиций народов финно-угорского мира; практического освоения традиционной культуры и ее органичного воплощения в формах современного художественного творчества.

Координаторами мероприятия выступили

Ж. Пяртлас (г. Таллинн, Эстония) и С. А. Исаева (г. Саранск, РФ). В этом номере журнала мы публикуем материалы круглого стола.

О ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СТИЛЯ НАРОДНОСТИ СЕТУ (ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЭСТОНИЯ): результаты научного и педагогического эксперимента

Ж. ПЯРТЛАС (ZANNA PARTLAS),

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Эстонской академии музыки и театра (г. Таллинн, Эстония)

Я. ОРАС (JANIKA ORAS),

доктор философии, научный сотрудник Эстонского литературного музея (г. Тарту, Эстония)

Песенная традиция народности сету (юго-восточная Эстония) - одна из немногих в Эстонии, которая сохранилась до наших дней не прерываясь. После Второй мировой войны носителями этой традиции были преимущественно пожилые женщины, однако подъем этнического самосознания сету в конце ХХ в. дал

импульс к возрождению традиции и приобщению молодежи к практике народного пения. Традиционная многоголосная песня стала важнейшей составляющей сетуского этнического идентитета. Круг людей, занимающихся народным пением, значительно расширился, увеличилось количество певческих мероприятий. В такой

© Пяртлас Ж., Орас Я., 2014

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ситуации можно было бы оптимистически смотреть на перспективы дальнейшего существования древней традиции, если бы эти позитивные сдвиги не сопровождались существенными изменениями в музыкальном стиле песен, исчезновением наиболее интересных и индивидуальных его черт.

Одна из наиболее печальных потерь касается своеобразного звуковысотного строя сетуских песен. Речь идет о редком звукоряде полутон-полуторатон, характерном для песен древнего жанрового слоя. Его особенностью является симметричная структура с регулярным чередованием полутонов и полуторатонов (в полутонах она приблизительно соответствует схеме 13131; возможная нотная запись - d-es-fis-g-ais-h) [1]. В последние десятилетия этот звукоряд почти исчез из живого употребления, будучи заменен на более привычные для европейского слуха диатонические звукоряды. Сложность же его восстановления заключается в том, что традиционное интуитивное ладовое ощущение уже утрачено певцами, а осознанное восприятие и воспроизведение такой сложной интервалики требовали бы от них некоторого музыкального образования.

Нами была исследована возможность воспроизведения строя сетуских песен со звукорядом полутон-полуторатон путем сознательного, целенаправленного обучения. Педагогический и научный эксперимент проводился со студентами отделения народной музыки Эстонской академии музыки и театра. Студенты, участвовавшие в эксперименте, не были этническими сету и не имели ранее опыта исполнения сетуских песен. В процессе обучения использовались теоретические объяснения, нотирование песен самими студентами и педагогом, анализ вариантообразования, специальные упражнения, направленные на слуховое овладение ладом полутон-полуторатон. Выученные песни были записаны с помощью многоканальной техники, после чего был проведен сравнительный акустический анализ исполнения студентов и прослушанных ими оригинальных записей. Для анализа были

выбраны две песни: трудовая-игровая «Ручная мельница» (Kàsikivilaul) и песня вербного дня (Urbepàeva laul) - и три параметра: 1) интервалы между ступенями звукоряда; 2) гармонические интервалы, возникающие в многоголосии; 3) ширина зоны реализации одной ступени лада.

Результаты анализа оригинальных записей подтвердили предположение, что в реальной практике интервалы между ступенями звукоряда не являются точными полутонами и полуторатонами. В песне «Ручная мельница» усредненная структура звукоряда оказалась 2,9-1,3-2,9-0,2 полутона -с расширенным полутоном между ступенями fis и g и очень узким интервалом между ais и h (последнее характерно для определенного типа напевов). В песне вербного дня средние величины интервалов были 2,6-1,2-2,5-1,2 полутона, т. е. «полуторато-ны» были значительно сужены, а полутоны слегка расширены. В исполнении студентов интервалы между ступенями были ближе к «идеальной» (теоретической) структуре звукоряда: соответственно 3,1-1-3,1-0,3 и 3,2-0,9-2,8-1 полутон. При этом заслуживает внимания факт, что вторичным исполнителям удалось воспроизвести узкий интервал между верхними ступенями в песне «Ручная мельница».

Поскольку структурные созвучия в ладу полутон-полуторатон образуются из ступеней, расположенных через одну в звукоряде, то теоретически все они должны быть большие терции (четыре полутона). На практике это не совсем так. В оригинальных записях песни «Ручная мельница» и песни вербного дня средние величины гармонических интервалов были 4,1-4,1-3,2 и 3,7-3,7-3,7, а в записях студентов - 4,1-4,2-3,5 и 3,83,4-3,5 полутона соответственно. Сужение среднего и верхнего созвучий в последнем случае было связано с тем, что исполнительница верхней партии киллы пела свои две ступени ниже, приближая структуру звукоряда к гармоническому минору (es-fis-g-a-b). Измерения зон реализации ступеней звукоряда показали, что у аутентичных исполнителей эти зоны были очень широкие -в среднем 0,9 полутона, а у студентов немного уже - 0,6 полутона.

Финно-угорский мир. 2014. № 2

Акустический анализ продемонстрировал успешность педагогического эксперимента, в ходе которого студентам удалось в целом придерживаться лада полутон-полуторатон. В то же время проявились две тенденции, на которые указывал Р. Амбра-зевичиус [2] в статье, касающейся опыта вторичного воспроизведения фольклорной музыки. Согласно его утверждениям, для такой ситуации типичны две тенденции: вторичные исполнители либо оказываются неспособны воспроизвести специфические черты музыкального стиля и придерживаются более привычной музыкальной системы, либо склонны преувеличивать эти специфические черты, уклоняясь тем самым от аутентичного стиля исполнения. Первая тенденция проявилась в склонности некоторых студентов приближать интонирование лада полутон-полуторатон к гар-

моническому минору; вторая - в том, что студенты интонировали этот лад ближе к его теоретической темперированной форме, чем первичные носители традиции.

Поступила 28.04.2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пяртлас, Ж. О ладовом «двуязычии» сетуских многоголосных песен // Механизмы передачи фольклорной традиции. -СПб., 2004. - С. 78-90.

2. Ambrazevicius, R. Leedu rahvalaul sekundaarses traditsioonis : kultuurilise vas-tasmoju kognitiivsed aspektid [Литовская народная песня в секундарной традиции : когнитивные аспекты культурного взаимодействия] // Parimusmuusikast populaar-musikani. Toid etnomusikoloogia alalt Koost. Triinu Ojamaa, toim. Taive Sarg, Kanni Labi. - Tartu, 2005. - L. 73-87.

АРМАС ВЯЙСЯНЕН - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

(к 100-летию первой мордовской этномузыкологической экспедиции)

Л. Б. БОЯРКИНА,

кандидат искусствоведения, профессор кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Армас Вяйсянен (Armas Ойю АЬ^ат Ааро Уш8апеп; 1890-1969) - один из зачинателей мордовской этномузыкологии. Его научные принципы сформировались под влиянием финской школы каталогизации народных мелодий и методов сравнительного этномузыкознания венской школы. Помимо финских народных песен он записывал на фонограф произведения обских угров (хан-тов, манси), эстонцев, ингерманландцев и др.

Летом 1914 г. на средства Финно-угорского общества (Хельсинки) Вяйсянен предпринял поездку в мордовские села с

целью повторить маршруты фольклорно-лингвистических экспедиций Х. Паасонена и дополнить записанные им тексты песен мелодиями. В связи с начавшейся Первой мировой войной собирательская работа ограничилась двумя уездами Самарской губернии. Нотации 143 мелодий песен и 59 инструментальных наигрышей ученым были опубликованы в капитальном труде «Mordwinische Melodien» (Helsinki, 1948), в котором также представлены исследования и научные приложения, содержащие переводы песенных текстов на немецком языке.

© Бояркина Л. Б., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.