Научная статья на тему 'О возможности внедрения климат контроля в дорожно-строительную технику'

О возможности внедрения климат контроля в дорожно-строительную технику Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
дорожно-строительная техника / климат-контроль / терморегулятор / опасные факторы работы / кондиционирование / road construction equipment / climate control / temperature controller / hazardous factors / air conditioning

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иовлева Елизавета Лонгиновна

Всегда в приоритете были работоспособность и здоровье производственного персонала. Однако на сегодняшний в Республике Саха (Якутия) технологическая база во многих автодорожных предприятиях устарел. Техника не потеряла свои качества надежности, но устарело в моральном плане. Современная дорожно-строительная техника, наряду своими технико-экономическими показателями, имеет еще и эргономические характеристики. Сегодня любая новая техника, имеет опцию климат-контроля. Но на старой дорожно-строительной технике такая система отсутствует. В статье показана возможность внедрения климат-контроля на дорожно-строительную технику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITY OF IMPLEMENTING THE CLIMATE OF CONTROL IN ROAD-BUILDING EQUIPMENT

Efficiency and health of production personnel were always a priority. However, today in the Republic of Sakha (Yakutia) the technological base in many road enterprises is outdated. The technology has not lost its reliability qualities, but is morally obsolete. Modern road construction equipment, along with its technical and economic indicators, also has ergonomic characteristics. Today, any new technology has an option for climate control. But on the old road construction equipment, such a system is absent. The article shows the possibility of implementing climate control on road construction equipment.

Текст научной работы на тему «О возможности внедрения климат контроля в дорожно-строительную технику»

STUD NET

О ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КЛИМАТ КОНТРОЛЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ

ABOUT THE POSSIBILITY OF IMPLEMENTING THE CLIMATE OF CONTROL IN ROAD-BUILDING EQUIPMENT

УДК 629.048.3

Иовлева Елизавета Лонгиновна, кандидат технических наук, доцент, кафедра машиноведения, Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Iovleva Elizaveta Longinovna, elizaveta-iovleva@yandex.ru

Аннотация

Всегда в приоритете были работоспособность и здоровье производственного персонала. Однако на сегодняшний в Республике Саха (Якутия) технологическая база во многих автодорожных предприятиях устарел. Техника не потеряла свои качества надежности, но устарело в моральном плане. Современная дорожно-строительная техника, наряду своими технико-экономическими показателями, имеет еще и эргономические характеристики. Сегодня любая новая техника, имеет опцию климат-контроля. Но на старой дорожно-строительной технике такая система отсутствует. В статье показана возможность внедрения климат-контроля на дорожно-строительную технику.

Abstract

Efficiency and health of production personnel were always a priority. However, today in the Republic of Sakha (Yakutia) the technological base in many road enterprises is outdated. The technology has not lost its reliability qualities, but is morally obsolete. Modern road construction equipment, along with its technical and economic indicators, also has ergonomic characteristics. Today, any new technology has an option for climate control. But on the old road construction equipment, such a system is absent. The article shows the possibility of implementing climate control on road construction equipment.

Ключевые слова: дорожно-строительная техника, климат-контроль, терморегулятор, опасные факторы работы, кондиционирование. Keywords: road construction equipment, climate control, temperature controller, hazardous factors, air conditioning.

Концентрация, здоровье водителя — это те факторы, которые определяют готовность управлением автомобиля, что, в конечном счете, влияет на безопасность движения. Человек чувствует себя комфортно, если достигаются определенные значения температуры окружающей среды.

"Климат в автомобиле" напрямую влияет на состояние водителя, на безопасное вождение отдельного автомобиля, на безопасность движения в целом на дороге. [1-4]

Научные исследования, проведенные Всемирной организации здравоохранения, показали, что степень сконцентированности и быстрота реакций человека при неблагоприятных нагрузках на его организм существенно снижаются. Таким неблагоприятным фактором является жара. Чтобы водитель чувствовал себя в комфортных условиях, в салоне кабины машины температура окружающей среды должна лежать в интервале от 20 до 22 С. [5,6]

Эта проблема наиболее актуальна для водителей дорожно-строительной техники, так как в предприятиях дорожной отрасли зачастую эксплуатируется техника, выпущенная в то время, когда не делали акцент на систему кондиционирования.

Здоровье водителя и безопасность движения основополагающая любого производственного труда. Строительный сезон, практически в любом городе России, приходится на летний период и поэтому система поддержания благоприятной температуры в кабине водителя является значимой составляющей. В данной статье показана возможность установки системы климат-контроля в строительно-дорожной технике старого образца, но эксплуатируемых во многих автодорожных предприятиях Республики Саха (Якутия).

БТС-1000 является готовым устройством с двумя реле, по одному на охлаждение и обогрев. Одним из преимуществ термостата является наличие калибровки и программирование температуры, получаемой с датчика. Интеллигентная управления цифровой термостат контролирует температуру охлаждения, отопления, автоматические STC-1000 Температура контроллера продуктов, холодильного, Отопление автоматически преобразуется, с помощью температурного гистерезиса. Он является экономически эффективным, универсальным продуктом. В таблице 1, показаны технические характеристики терморегулятора.[7-9]

Таблица 1. Характеристика STC-1000

Тип терморегулятора электронный

Напряжение питания 220 В

Способ монтажа встраиваемый

Коммутация нагрузки реле

Минимальная температура -50°С

Максимальная температура 100°С

Максимальная мощность 2.2 кВт

Гистерезис 1-30°

Цена деления термостата 0.1°

Точность термостата 1°

Наличие калибровки Есть

Контролируемая минимальная -50°

температура

Контролируемая максимальная 100°

температура

Задержка включения Есть

Данный терморегулятор STC-1000 был установлен на экскаватор-погрузчик VOLVO BL61B (рисунок 1).

Рисунок 1. Экскаватор-погрузчик VOLVO BL61B Подключаем термодатчик к питанию экскаватора-погрузчика, кондиционеру и отопительной системе, с помощью скотча и плоской отвертки, как можно ближе к водителю (рисунок 2).

Рисунок 2. Месторасположение термодатчика После того как подключили термодатчик измеряем температуру в кабине(рисунок 3). Далее настраиваем регулятор в кабине экскаватора-погрузчика путем подключения к кондиционеру и отопительной системе.

Рисунок З.Температура внутри кабины экскаватора Дисплей терморегулятора STC-1000 отображает два режима работы: нагрев и охлаждение. Имеется четыре кнопки управления: включение/выключение, вход в режим программирования и две стрелки вверх и вниз. Включение и выключение производится путем удерживания кнопки питания не менее 3 секунд. После первого включения термостат показывает температуру среды в которой находиться датчик.

Для просмотра температуры, на поддержание которой запрограммирован контроллер надо нажать "вверх" (Может задаваться в диапазоне от -50 до 99,9 градуса с точностью до одной десятой. По умолчанию 10,0 С).

Нажатие стрелки "вниз" выводит гистерезис на который настроен контроллер (Может задаваться от 0,3 до 10 градусов с точностью до десятых. В заводских настройках 0,5 градуса).

Для входа в режим программирования нажимаем и удерживаем кнопку S не менее 3 секунд, на дисплее появится F1.

Нажимаем кнопку S и удерживаем. На дисплее отобразится заданная температура. Не отпуская кнопку S стрелками "вверх" или "вниз" задаём требуемую температуру.

Отпускаем кнопку S и нажимаем стрелку "вверх". На дисплее отобразится F2. Нажимаем кнопку S и на дисплее отобразиться заданная дельта температуры. Удерживая кнопку S стрелками "вверх" и "вниз" задаём требуемую дельту.

Отпускаем кнопку S и нажимаем стрелку "вверх". На дисплее отобразится F3. Нажимаем кнопку S и на дисплее отобразится задержка на включение (По умолчанию 3 минуты, диапазон доступных значений от 1 до 10 минут). Отпускаем кнопку S и нажимаем стрелку "вверх". На дисплее отобразится F4. Здесь можно задать значение калибровки датчика. (Диапазон значений от -10 до +10 с шагом 0,1. По умолчанию значение 0).

Для выхода из режима программирования с сохранением настроек кратковременно нажимаем кнопку включения/выключения.

Если надо выйти, не сохраняя настройки, то контроллер сам выйдет в рабочий режим, если не нажимать кнопки в течение 30 секунд.

Если на дисплее отобразилось Ег (ошибка), то, нажимаете любую кнопку и держите до перезагрузки контроллера. После этого все настройки сбросятся на заводские. [10]

Как всякая техническая система, климат-контроль имеет свои преимущества и недостатки.Приемущества такой системы заключается:

• в обеспечении комфортных условий пребывания в кабине автотехники для водителя;

• автоматическом режим работы;

• в большом количестве регулируемых параметров;

• в минимизации участия человека в работе системы;

• в простой, удобной и интуитивно понятном интерфейсе, обеспечивающий быстроту обучения работы с системой.

К недостаткам климат-контроля относится:

• высокая стоимость обслуживания и ремонта;

• увеличенный расход топлива в случае эксплуатации системы;

• самостоятельный ремонт климат-контроля невозможен.[11]

Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, оборудованный такой системой климат-контроля техника повышает комфорт водителя.

При строительстве автомобильных дорог водители дорожных машин постоянно подвергают свою жизнь к риску воздействию вредных паров и газов аэрозолей асфальта, повышенной запыленности, ионизирующих излучений, температурных колебаний, различным аспираторным видом заболеваний, воздействию микроорганизмов и многих других негативных факторов.

Система климат-контроля позволяет водителю автомобиля создать в кабине комфортную атмосферу для работы.

В данной статье была показана возможность установки терморегулятора SCT-1000 на экскаватор-погрузчик VOLVO BL61B для улучшения микроклимата в кабине экскаватора.

Такая система создает комфорт для водителя, а во-вторых, минимизирует участие в управлении системой

Литература

1. Behr Hella Service GmbH, Dr.-Manfred-Behr-Straße 174523 Schwäbisch Hall (www.behrhellaservice.com).

2. Амбарцумян В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Б. Носов, В.И. Тагасов. — М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 1999. — 208с.

3. Богданов А.В. Улучшение параметров микроклимата в кабинах мобильных машин / А.В. Богданов // Безопасность жизнедеятельности. — 2007. — № 2. — С. 2 — 3.

4. Захаров, Е. А. Экологические проблемы автомобильного транспорта: учеб. пособ. / Е. А. Захаров, С. Н. Шумский; ВолгГТУ. - Волгоград, 2007. - 107 с.

5. Богданов А.В. Улучшение условий и охраны труда на основе использования оценочных показателей уровня безопасности работников / А.В. Богданов // Безопасность жизнедеятельности. — 2007. №2. — С. 2-3.

6. Баловнев В.И. Многоцелевые дорожно-строительные и технологические машины: учебное пособие / В.И. Баловнев. — Омск — Москва: ОАО «Омский дом печати», 2006. — 320 с.

7. «Кондиционеры». Каталог — справ. «ЦИИТЭлектромаш», М., 1981.

8. «Электроника в автомобиле». «Ремонт» № 123 «Солон-Пресс», 2012, с. 83-85.

9. Митин М. А., Пчелинцев Н. И. Климатическая система в современном автомобиле — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2013. — 72 с.: ил. — (Серия «Ремонт», выпуск 127).

10. Н. Пчелинцев. «Система кондиционирования в современном автомобиле». «Ремонт & Сервис», 2012, № 7, с. 47-54.

11. Программа самообучения №208. Автомобильные климатические установки. Устройство и принцип действия — Volkswagen AG. — Wolfsburg, 1998. — 74 с

Literature

1. Behr Hella Service GmbH, Dr. -Manfred-Behr-Straße 174523 Schwäbisch Hall (www.behrhellaservice.com).

2. Ambartsumyan V. V. Ecological safety of automobile transport / V. V. Ambartsumyan, V. B. Nosov, V. I. Tagasov. - M.: OOO publishing house "Nauchtehlitizdat", 1999. — 208s.

3. Bogdanov A.V. Improving the parameters of the microclimate in the cabins of mobile machines / A.V. Bogdanov / / Safety of life. - 2007. - № 2. - P. 2-3.

4. Zakharov, E. A. Environmental problems of automobile transport: textbook. posob. / E. A. Zakharov, S. N. Shumsky; VSTU. Volgograd, 2007. 107 p.

5. Bogdanov A.V. Improving conditions and labor protection based on the use of estimated indicators of the level of safety of workers / A.V. Bogdanov / / Safety of life. - 2007. №2. - P. 2-3.

6. Balovnev V. I. multi-Purpose road construction and technological machines: textbook / V. I. Balovnev. - Omsk-Moscow: JSC "Omsk house of printing", 2006. - 320 p.

7. "air Conditioners". Directory-help. "Tsiitelectromash", Moscow, 1981.

8. "electronics in the car". "Repair" No. 123 "Solon-Press", 2012, pp. 83-85.

9. Mitin M. A., Pchelintsev N. I. Climate system in a modern car-Moscow: SOLON-PRESS, 2013. - 72 p.: Il. — (Repair Series, issue 127).

10. N. Pchelintsev. "Air conditioning system in a modern car". "Repair & Service", 2012, no. 7, pp. 47-54.

11. self-study Program №208. Automotive climate control systems. Device and principle of operation-Volkswagen AG--Wolfsburg, 1998. - 74 s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.