Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ УМЕНЬШЕНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАННЫХ ГАЗАХ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ '

О ВОЗМОЖНОСТИ УМЕНЬШЕНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАННЫХ ГАЗАХ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ УМЕНЬШЕНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАННЫХ ГАЗАХ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ »

После интегрирования получаем следующее уравнение:

100 сс

\Хр — 1п (\хр + 1) = 1 + 1п ■ т_р •

Здесь хр — расстояние, на котором создается доза в процентах к полной дозе источника:

С=1 для Бг-ЭО, а=0,333; С=1,5 для Бг-ЭО, а=0,3.

Отсюда вычислено, что 50% всей энергии точечного источника и иттрия-90 поглощаются на расстоянии 2,1 мм, 90% — на расстоянии 5—8 мм. Эти значения для стронция-90 будут намного меньше: 50% его энергии поглощается на расстоянии всего 0,3 мм, 90% — на расстоянии 0,9 мм.

На рисунке показано суммарное поглощение энергии (5-частиц на различном расстоянии (Хр) от источника: на расстоянии 2 мм поглощается около 75% энергии р-частиц 5г90 + У'0. Если предположить, что спектр Р-частиц, вылетающих за пределы кости, искажается мало, то ослабление энергии с расстоянием будет примерно таким, как представлено на рисунке. Следовательно, для мелких лабораторных животных доза, поглощенная в околокостной мягкой ткани, сравнима с дозой, поглощенной в самой кости.

Мы произвели также расчет доли поглощенной энергии стронция-90 и иттрия-90 для костной ткани человека в возрасте от 6 месяцев до 30 лет. В этом случае значительная часть энергии поглощается в самих костях и только очень малая ее часть выходит за пределы скелета. При этом разница между долей поглощенной энергии у детей и у взрослых незначительна. Так, в костной ткани детей в возрасте 6 месяцев поглощается 72% всей энергии Р-частиц, в возрасте 4 лет —80%, в возрасте 10 лет —85% , у взрослых эта величина составляет 90%, т. е. большая часть энергии поглощается в кости.

ЛИТЕРАТУРА

Zoevingeг И., ЛарЬа Е. М. Цит. Р. Браунелл, Дж. Хайн (Ред.). Радиационная дозиметрия. М., 1958.

Поступила 12/У 1969 г.

УДК 614.447.4:621.43.013.19

О ВОЗМОЖНОСТИ УМЕНЬШЕНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАННЫХ ГАЗАХ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

К. И. Петриашвили Грузинский сельскохозяйственный институт

Исследования И. Л. Варшавского показали, что для снижения содержания окиси углерода в отработанных газах бензинового двигателя необходимо добиться устойчивой работы на бедных смесях, но это трудно осуществимая задача. Дело в том, что при использовании бедных смесей скорость сгорания резко уменьшается, в связи с этим снижается мощность двигателя и отмечается неустойчивая его работа.

Для того чтобы обеспечить устойчивую работу бензиновых двигателей на бедных смесях, автор настоящей статьи под руководством академика Академии наук Грузинской ССР проф. В. В. Махалдиани осуществил схему импульсного наддува, которая позволяет за счет послойного распределения смеси в цилиндрах добиться устойчивой работы двигателя на бедных смесях и тем самым дает возможность значительно снизить токсичность отработанных газов.

Сущность послойного распределения рабочей смеси заключается в том, что в момент воспламенения непосредственно у электродов свечи создается зона обогащенной смеси, обеспечивающей надежное воспламенение, а по мере удаления от свечи смесь постепенно обед-„„ „„ „ няется. Расслоение рабочей сме-

Содержание СО, С02 и 02 в отработанных газах двигателя ЗИЛ-120 в зависимости от коэффициента избытка воздуха

Состав га- Коэффициент избытка воздуха

за (в %) 0.89 1 ,06 1 ,26 1 ,37 1 .43

СО со2 о2 4,240 7,77 2,05 1,836 8,75 1,75 0,082 7,78 4,22 0,116 7,16 5,76 0,100 6,67 7,10

си в цилиндрах бензинового двигателя достигается благодаря импульсному вводу дополнительного сжатого воздуха через специальные автоматические клапаны в начале такта сжатия. Такая организация рабочего процесса обеспечивает полное сгорание топлива и значительное снижение содержания окиси углерода в отработанных газах.

Хроматографический анализ отработанных газов при работе двигателя по обычному процессу и при разной степени наддува показал, что по мере увеличения количества дополнительного воздуха содержание окиси углерода в отработанных газах резко снижается.

Результаты хроматографического анализа при полном дросселе и при П= 1600 об/мин приведены в таблице и на рисунке.

При работе бензинового двигателя с импульсным наддувом содержание окиси углерода в отработанных газах с увеличением коэффициента (а) избытка воздуха (прямо пропорционально количеству добавляемого воздуха) резко снижается. В частности, при а=1,25—1,45 содержание окиси углерода в среднем составляет 0,1%, тогда как при работе карбюраторного двигателя с обычным процессом (а=0,89) оно равно 4,4%, т. е. в 44 раза больше. Однако когда а=1—1,2, содержание окиси углерода в отработанных газах достигает 0,25—2%. Это можно объяснить неравномерностью распределения смеси в цилиндрах многоцилиндрового бензинового двигателя. Как показывают исследования (В. И. Андреева и соавт.), коэффициент избытка воздуха смеси, поступающей в отдельные цилиндры, отличается от среднего значения по двигателю примерно на ±20%. Но неравномерность распределения смеси служит причиной неустойчивой работы бензинового двигателя с избытком воздуха и на полном дросселе.

Из сказанного видно, что импульсный наддув является одним из эффективных способов уменьшения содержания окиси углерода в отработанных газах бензинового двигателя и тем самым средством уменьшения загрязнения атмосферного воздуха. Эффективная работа двигателя на бедных смесях возможна при условии послойного распределения заряда в камере сгорания, что до сих пор не удавалось. В связи с этим, очевидно, целесообразно дальнейшее изучение применения импульсного наддува, тем более что этот способ сулит повышение динамики автомобиля и улучшение экономики.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В. И., Волин С. Н., Горячий Я. В. и др. Распределение смеси в карбюраторном двигателе. М., 1966.

Поступила 2/1 1969 г.

УДК 615.285.7.099.07:616.441-008.6-073.916

ВЛИЯНИЕ СЕВИНА НА СОСТОЯНИЕ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ КРЫС, ПОЛУЧАВШИХ ИСКУССТВЕННЫЙ ПОЛНОЦЕННЫЙ РАЦИОН С РАЗЛИЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ЙОДА

А. И. Штенберг, Л. А. Ховаева Лаборатория токсикологии пестицидов Института питания АМН СССР, Москва

В настоящее время имеются данные, свидетельствующие, что в развитии эндемического зоба, помимо дефицита йода, отягощающее значение может иметь также ряд экзо- и эндогенных факторов. Возможно, что остаточные количества некоторых пестицидов в продуктах питания, особенно из карбаминовой группы, могут быть в этом отношении небезразличными.

Цель данной работы — изучение влияния севина на состояние щитовидной железы крыс, содержащихся на сбалансированном пищевом рационе при различном содержании в нем йода.

Зависимость содержания СО, С02 и 02 в отработанных газах двигателя ЗИЛ-120 послойным распределением смеси от коэффициента избытка воздуха (полная нагрузка, П = = 1600 об!мин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.