Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНИХ СКОРОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНОРАЗВЕДОЧНЫХ ВЫРАБОТОК ДО 250 м В МЕСЯЦ'

О ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНИХ СКОРОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНОРАЗВЕДОЧНЫХ ВЫРАБОТОК ДО 250 м В МЕСЯЦ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — В. Г. Лукьянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНИХ СКОРОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНОРАЗВЕДОЧНЫХ ВЫРАБОТОК ДО 250 м В МЕСЯЦ»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

им. С. М. КИРОВА

Том 281 1976

О ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНИХ СКОРОСТЕЙ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНОРАЗВЕДОЧНЫХ ВЫРАБОТОК ДО 250 м В МЕСЯЦ

В. Г. ЛУКЬЯНОВ

(Представлена научным семинаром кафедры геодезии, горного и строительного

дела)

Существующие средние скорости проведения горизонтальных горноразведочных выработок по Министерству геологии РСФСР (1970 г— 72 м в месяц, 1971 г—75,1 м, 1972 г.—79 м и в 1973 г.—94,3 и в 1974 г.—107 м) не отвечают современным требованиям.

При все большей технической оснащенности проходок и эксплуатации высокопроизводительных машин и оборудования 'проведение выработок не может быть нескоростным, так как только в этом случае будет обеспечиваться экономия при проведении 1 м выработки. В противном случае себестоимость значительно возрастет.

Скоростное проведение выработок является частью направленной технической политики горного предприятия, служащей определенной цели. Поэтому в разных случаях целью скоростного проведения выработок могут являться: разведка и ускорение ввода в эксплуатацию новых запасов полезного ископаемого; сокращение срока строительства шахты; обеспечение подготовки эксплуатационных участков в условиях концентрации работ и укрупнения шахт и рудников; сокращения продолжительности поддержания выработок и ряд других.

В течение уже многих лет работники производства и науки пытаются создать реальные условия для существенного повышения скоростей проведения горноразведочных выработок. В этом направлении уже много сделано. За десять лет (1965—1974 гг) средняя скорость проведения горноразведочных выработок возросла с 49 до 94,3 м/месяц. В 1973 г. 55,4% от общего объема проходческих работ выполнено скоростными методами.

Экономическая эффективность скоростного проведения выработок определяется не только по себестоимости 1 м проведения, но главным образом по достигнутому эффекту от выполнения поставленной цели в каждом конкретном случае. Так, например, прирост запасов, ставший возможным в результате скоростного проведения горноразведочных выработок, позволяет уменьшить амортизационные отчисления на здания и сооружения, так как они будут распределяться на большие запасы. Кроме того, в настоящее время одним из основных критериев оценки скоростных проходок должен являться также рост производительности труда. При увеличении скорости с 50 до 200 м/месяц стоимость 1 м выработки снизится на 15—20%.

Имеющаяся техника для ведения горнопроходческих работ и опыт •скоростного прохождения выработок позволяют развивать средние тех-

нические (стабильно достигающие) скорости горизонтальных выработок 125—150 м/месяц и больше, что способствует значительному росту уровня средней скорости проведения горных выработок геологоразведочными организациями РСФСР.

Примером могут служить скоростные проходки: бригада проходчиков Ф. 3. Лукьянова в 1967 г. прошла за месяц 341 м горизонтальных выработок, бригада JL Н. Колтышева в тяжелых горнотехнических условиях прошла за месяц 421 м, бригада, возглавляемая М. А. Олек-сюком, прошла в 1967 г. за месяц 448 м. В 1969 г. бригада JI. Н. Кол- t тышева прошла 611, а бригада М. А. Олексюка 644 м в месяц. В 1972 г. в Карамкенской экспедиции СВТГУ бригада К- Е. Шефера прошла 342 м в месяц и добилась рекордной производительности труда проходчика— 30,5 метра в месяц. (Работа велась по технологической схеме разработанной сотрудниками ТПИ). В 1973 г. в Дукатской экспедиции бригада В. Е. Шефера прошла 500 м в месяц и добилась рекордной производительности труда проходчика — 36 м в месяц. В 1974 г. в Карамкенской экспедиции бригада Н. С. Нестеренко прошла 650 м в месяц и добилась рекордной производительности труда проходчика — 42,5 м в месяц.

Необходимо отметить, что высокие производственные показатели в указанных экспедициях были достигнуты не за счет применения како-го-либо особо нового производительного или технически совершенного оборудования. Решающее значение при этом имело более высокое насыщение забоя проходческим оборудованием и бесперебойное снабжение порожняком, крепежными материалами, а также создание условий, обеспечивающих полное их использование. Высокая квалификация $

проходчиков, включение в состав бригады электрослесарей, взрывника, механика и доставщиков материала, внедрение продуманной многоцикличной организации работ в забое, максимальное совмещение отдельных операций проходческого цикла во времени способствуют достижению высоких скоростей проходки. Если опыт скоростных проходок достаточно хорошо проанализировать и внедрить в повседневную практику работы экспедиций, то это позволит существенно увеличить средние скорости проведения выработок, особенно в экспедициях, имеющих большие годовые объемы подземных горных работ.

Еще большие возможности могут быть реализованы при внедрении результатов ряда исследовательских и опытно-конструкторских работ. Естественно, для обеспечения дальнейшего роста скорости проведения подземных выработок и снижения трудоемкости работ необходимо внести усовершенствования в механизацию всех операций проходческого цикла и создать машины для комплексной механизации. Как известно, основными процессами при буровзрывном способе проведения выработок являются бурение шпуров, погрузка породы и крепления выработки.

Для сокращения трудоемкости затрат времени на обуривание забоя следует повсеместно внедрить высокопроизводительные длинноходовые бурильные машины вращательного (для пород до 1=10) и вращатель-но-ударного действия (для бурения шпуров в породах с f>10). Для установки бурильных машин на существующих погрузочных машинах следует в ближайшее время создать более современные манипуляторы и установочные механизмы. Эта задача должна быть поставлена перед научными работниками и машиностроителями как одна из первоочередных. Без хороших манипуляторов и установочных механизмов невозможно добиться успеха даже при самых совершенных конструкциях бурильных машин. Следует усовершенствовать и по возможности более широко внедрить буровые каретки СБКНС-2, БУР-2, СБКН-3, БУ-1, БУЭ-1. В крепких горных породах наиболее эффективно применение

ручных перфораторов ПР-18ЛУ и ПР-ЗОЛУ на пневмоподдержках.

Одновременно необходимо провести серьезные исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию буроцогрузочных агрегатов. Имеющиеся уже успехи в совершенствовании конструкций буровых и погрузочных машин позволяют решить эту задачу в ближайшее время. Буропогрузочные агрегаты целесообразно создавать как на базе погрузочных машин непрерывного действия, так и на базе хорошо освоенных практикой машин периодического действия. С накоплением опыта буро-погрузочные машины должны совершенствоваться так, чтобы выполнять и функции машин для механизации работ по креплению выработок.

Для увеличения эффективности буровзрывных работ глубина шпуров должна быть увеличена до 2,0—2,2 м, улучшено качество ВВ и электродетонаторов, предусмотрена механизация подготовки и производства забивки шпуров, а также механизированное заряжание шпуров гранулированными ВВ, что позволяет сократить время на заряжание и взрывание.

В конструкцию погрузочных машин следует внести усовершенствования (увеличить емкость ковшей, улучшить их конфигурацию, уменьшить время цикла). Эти рекомендации уже хорошо разработаны и давно ждут внедрения. Серьезное внимание следует обратить на увеличение емкости вагонеток и совершенствование средств обмена вагонеток.

При проходке выработок большей протяженности целесообразней применять вагонетки с глухим (неопрокидным) кузовом (УВГ-1,0; УВГ-1,4), обладающие по сравнению с опрокидными вагонетками луч-о шими эксплуатационными качествами. Использование глухих вагонеток позволяет сократить длину эстакад при применении лобового опрокидывателя. Необходимо в ближайшее время отобрать лучшие конструкции устройств для обмена вагонеток, а также приспособлений, исключающих обмен вагонеток (подвесные, мостовые конвейеры, бункер-конвейеры и бункер-поезда), применение погрузочно-доставочных машин и самоходных конвейер-перегружателей и широко внедрить их в практику.

Должен найти широкое применение при проходке коротких штолен и рассечек длиной 80—100 м скреперный способ, который обеспечивает более низкую стоимость уборки, чем погрузочные машины с пневматическим приводом.

. Параллельно с совершенствованием буровых, погрузочных и транспортных машин следует изыскать возможности существенного сокращения тяжелого ручного труда при креплении выработок, следует обобщить опыт применения различных конструкций крепеукладчиков, широко внедрить лучшие из них и попытаться смонтировать их основные узлы на базе существующих погрузочных и буропогрузочных машин.

Наиболее распространенная в горноразведочной практике деревянная рамная крепь является самой неэкономичной и поэтому она, по возможности, должна быть заменена более дешевыми видами: штанговой, набрызг-бетонной, потолочной, комбинированной (потолочная со штангами, набрызг-бетонная со штангами), а также податливой арочной крепью из спецпрофиля.

Для доставки породы по коротким прямолинейным штольням (в отвал) и в рассечках (в состав вагонеток на основной выработке) целесообразно использовать инерционный конвейер КИ.

Для безаварийной работы проходческого оборудования должны быть запланированы все виды его ремонта и создан полноценный ре-зерй. При скорости проведения выработки 400 м/месяц и более организационно и экономически целесообразно проходческий забой выделять

в самостоятельный участок с закреплением за н.им необходимого штата ИТР и обслуживающих рабочих. Заработную плату обслуживающим рабочим (машинистам электровозов, слесарям, взрывникам) необходимо начислять в зависимости от результатов работы по обслуживаемому забою. Система премирования их должна быть такой же, как и проходчиков.

Следует особо отметить, что для развития скоростного проведения выработок, кроме технических факторов, важнейшее значение имеет ряд факторов организационного характера, такие как концентрация ра- , бот, унификация выработок, правильный выбор метода скоростного проведения выработок (технологической схемы) и особенно осуществление принципа материальной заинтересованности коллектива в достижении высоких технико-экономических показателей проведения.

Наиболее высокие технико-экономические показатели проведения разведочных выработок могут быть обеспечены при максимальной концентрации работ и повышении темпов их проведения. Поэтому при детальной разведке в рамках одного геологического подразделения (Главвостокгеология или территориального геологического управления) может быть рекомендовано создание специализированных проходческих бригад, участков или партий, обеспеченных кадрами и мобильным проходческим оборудованием, для последовательной проходки выработок на различных объектах.

В решении этих вопросов уже сделано много и поэтому решить проблему увеличения средних скоростей проведения горизонтальных горноразведочных выработок в системе СВТГУ, а затем в Главвосток-геологии до 250 м/месяц вполне возможно. Это подтверждается опытом * работы бригады Н. С. Нестеренко, Г. Е. Ходырева и других на протяжении трех лет.

Для этого необходимо в ближайшее время провести серьезное обобщение имеющихся и уже частично забытых рекомендаций и провести целеустремленные дополнительные исследовательские и опытно-кон-структорские работы в следующих четырех взаимосвязанных направлениях:

1. Совершенствование буровых машин, манипуляторов и средств взрывания.

2. Совершенствование погрузочных машин, транспортных устройств и средств для обмена вагонеток.

3. Изыскание способов и конструкций машин, облегчающих крепление выработок.

4. Изыскание рациональной организации труда при использовании новой механизации при проведении выработок и экономическая целесообразность различных технологических схем.

Для решения этих задач в системе МингеоРСФСР есть все возможности. Есть - научно-исследовательские организации, которые занимаются этими проблемами, заводы горного машиностроения и геологоразведочного оборудования, квалифицированные кадры проходчиков и ИТР. Для реализации этих возможностей необходима действительная координация, позволяющая осуществить эти работы в минимальные сроки с наибольшей глубиной проработки вопросов.

Поэтому было бы желательно при техническом управлении МингеоРСФСР или Главвостокгеологии создать специальную рабочую координационную комиссию, которая составила бы план работ, необходимых для решения проблемы в ближайшие 2—3 года, осуществляла бы научное и административное руководство этими работами. Кроме научно-методических вопросов, эта комиссия должна решать и вопро-

сы финансирования работ по проблеме и оценивать результаты, полученные отдельными исполнителями,

В такую комиссию необходимо включить наиболее квалифицированных научных работников и работников производства. План работ по решению проблемы, составленный этой комиссией, должен учитывать активное привлечение всех организаций, которые могут оказаться полезными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.