Научная статья на тему 'О возможности предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным пожилого возраста'

О возможности предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / DEFERRED SENTENCE / CONVICTED ELDERLY / INDEMNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саядян Сусанна Григорьевна

В статье обосновывается необходимость введения дополнительного основания освобождения от уголовного наказания для осужденных пожилого возраста. С учетом средней продолжительности жизни и особенностей возрастной преступности, по мнению автора, целесообразно закрепить в уголовном законодательстве в отношении лиц, достигших 75-летнего возраста, возможность отсрочки отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POSSIBILITY OF GRANTING A SUSPENDED SENTENCE TO CONVICTED ELDERLY PERSONS

The article substantiates the necessity of introducing additional grounds for exemption from criminal punishment for convict’s elderly. Taking into account life expectancy and characteristics of age-related crime, according to the author, it is expedient to consolidate the criminal law in respect of persons over 75 years of age, the possibility of postponing sentence.

Текст научной работы на тему «О возможности предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным пожилого возраста»

трибуна молодого ученого

Саядян Сусанна Григорьевна

преподаватель кафедры уголовного

права и криминологии Южного федерального университета

о возможности предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным пожилого возраста

УДК 343.2

АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается необходимость введения дополнительного основания освобождения от уголовного наказания для осужденных пожилого возраста. С учетом средней продолжительности жизни и особенностей возрастной преступности, по мнению автора, целесообразно закрепить в уголовном законодательстве в отношении лиц, достигших 75-летнего возраста, возможность отсрочки отбывания наказания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: отсрочка отбывания наказания, освобождение от наказания, осужденные пожилого возраста.

© Саядян С.Г., 2014

Установление особенностей статуса субъектов уголовно-правовых отношений в зависимости от достижения ими определенного возраста имеет существенное правовое значение. Уголовный кодекс РФ устанавливает минимальный возраст уголовной деликто-способности (ст. 20 УК РФ), но не предусматривает максимальный возраст, с достижением которого становится невозможным (или нецелесообразным) привлечение лица к уголовной ответственности. Вместе с тем, в УК РФ содержатся нормы, учитывающие особенности субъектов пожилого возраста. При этом, в контексте содержания этих норм имеется в виду либо юридическая нетрудоспособность субъектов (достижение установленного законом пенсионного возраста), либо сугубо гуманистические соображения. Так, например, предусмотрено, что принудительные работы не назначаются женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста (ч. 7 ст. 53.1 УК РФ). При назначении пожизненного лишения свободы и смертной казни законодатель установил ограничения по гендерному признаку и воз-

106

С.Г. САЯДЯН

растному критерию: пожизненное лишение свободы, смертная казнь не назначаются женщинам любого возраста, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста (ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 59 УК РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство также устанавливает некоторые особенности процесса отбывания наказания пожилыми лицами [10].

Вопрос об особенностях и верхней возрастной границе привлечения лиц к уголовной ответственности в науке рассматривался и рассматривается в 2-х ракурсах. Первый — традиционный — это вопрос о вменяемости-невменяемости лиц пожилого возраста. Например, Н.Д. Сергиевский возрастное «одряхление» рассматривал как уголовно-правовую недееспособность [15, с. 118]. Обозначенная позиция находила отражение и на законодательном уровне. Согласно Уложению о наказаниях не привлекались к ответственности лица, «потерявшие умственные способности и рассудок от дряхлости или старости» [18, с. 204]. О.Д. Сит-ковская предлагает не привлекать к уголовной ответственности лиц старческого возраста, «если вследствие физиологического одряхления, не связанного с психическим заболеванием, они не могли при совершении конкретного деяния осознавать значение своих действий или руководить ими» [14, с. 124].

Второй ракурс анализа проблемы основывается на соображениях гуманитарного содержания, вытекающих из социальной, физической и иной уязвимости этой группы населения. Так, например, Н.В. Артеменко считает целесообразным наличие особенностей правовых последствий совершения преступления лицом, достигшим старческого возраста [2, с. 204-205].

В современной юридической литературе неоднократно высказывались предложения, связанные с необходимостью учета пожилого возраста лица при привлечении его к уголовной ответственности и наказанию, освобождении от наказания. В частности, ученые говорят о нормативном закреплении в качестве смягчающего обстоятельства наряду с несовершеннолетним возрастом и преклонного возраста лица, совершившего преступление [9, с. 22-23];

о невозможности назначения лишения свободы лицам, достигшим 80-летнего возраста, за исключением некоторых преступлений [1, с. 10], а также об усилении уголовной ответственности при совершении преступления в отношении лица пожилого возраста, об условно-досрочном освобождении лица, достигшего во время отбывания наказания 75 лет независимо от фактически отбытого срока, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказании [4, с. 15]. Разработан уже и законопроект соответствующего содержания: предлагаются новые основания условно-досрочного освобождения — достижение 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин [8]. Другой законопроект предусматривает отнесение кражи у лица пожилого возраста к категории тяжких преступлений [7].

Мы разделяем мнение ученых о необходимости отразить в уголовном законодательстве особенности как пожилых субъектов преступления, так и пожилых жертв преступлений. Однако при этом необходимо четко определить, какой именно возраст следует относить к «пожилому».

Это — вопрос, имеющий междисциплинарное содержание. В науке оперируют такими терминами как преклонный возраст, старческий возраст, пожилой возраст, престарелый возраст. Согласно возрастной периодизации в медицине пожилым считается возраст 55-75 лет, старческим — 76-90 лет, долгожители — это лица старше 90 лет [11]. Эти критерии не в полной мере восприняты в праве, в том числе уголовном.

Например, в соответствии с правом социального обеспечения различаются возраст нетрудоспособности (назначается трудовая пенсия по старости) — по общему правилу, 60 лет мужчины и 55 лет женщины (интересно отметить, что именно этот возраст чаще всего фигурирует и в отраслях права криминального цикла). Также предусматривается возраст, с которого устанавливается повышенная трудовая пенсия по старости (с 80 лет и для мужчин, и для женщин) [17].

О.В. Барсукова в своей работе «Старческая преступность и преступления против лиц пожилого возраста: криминологические и уголовно-правовые проблемы» термины «по-

жилое лицо» и «лицо преклонного возраста» использует как синонимы и предлагает считать пожилым 70-летний возраст. Вместе с тем, предоставление возможности условно-досрочного освобождения по возрасту предлагается ею по достижению 75 лет [5, с. 27].

А.А. Байбарин к пожилым относит лиц, достигших 65-летнего возраста [3, с. 22-23].

Таким образом, в теоретических работах ученых пожилой возраст определяется в диапазоне 65-80 лет.

По нашему мнению, для определения пожилого возраста для целей уголовного права необходимо исходить из данных о средней продолжительности жизни, а также статистических данных о возрастной преступности.

Средняя продолжительность жизни в России для обоих полов к настоящему времени превысила 70 лет. Минздравсозцразвития страны планирует довести этот показатель до 75-80 лет к 2025 году [13]. По данным Минфина РФ на 2014 г. период дожития в России установлен на уровне 17 лет [12], а средняя продолжительность жизни в России у мужчин составляет 64,3 года (время дожития колеблется от 3 до 9 лет), у женщин — 76,1 (время дожития — от 9 до 21 года) [14].

Как свидетельствуют статистические данные доля лиц старше 70 лет в демографической структуре населения в последнее время увеличивается и в настоящее время составляет около 10 % (см. табл. 1.)

К сожалению, оценить динамику преступлений, совершаемых лицами в возрасте 70 лет и старше, не представляется возможным в силу отсутствия официальных данных, отражающих преступность лиц старше 70 лет [6]. Однако из представленных в таблице 2 данных видно, что количество выявленных преступлений, совершенных лицами старше 50 лет, увеличивается. Прослеживается и увеличение доли лиц старше 60 лет, в числе осужденных, реально отбывающих лишение свободы (см. табл. 3).

На основе приведенных статистических данных можно сделать прогноз о том, что доля преступлений, совершенных лицами пожилого возраста, будет и в дальнейшем возрастать.

Лица, достигшие старческого возраста, также как и беременные женщины, несовершеннолетние и инвалиды относятся к социально уязвимым группам населения. По нашему мнению, научному сообществу необходимо обсудить вопрос о возможности введения дополнительных оснований освобождения от уго-

Таблица 1. Распределение населения по возрастным группам

2002 2006 2009 2010 2011 2012 2013

Все население 145 167 143 236 142 737 142 857 142 865 143 056 143 347

50-54 10 071 (6,94 %) 10 738 (7,49 %) 11 272 (7,89 %) 11 483 (8,03 %) 11 509 (8,06 %) 11 560 (8,08 %) 11 436 (7,98 %)

55-59 5347 (3,68 %) 8724 (6,09 %) 9755 (6,83 %) 10 022 (7,02 %) 10 063 (7,04 %) 10 215 (7,14%) 10 382 (7,24 %)

60-69 14 328 (9,87 %) 12 157 (8,49 %) 11 481 (8,04 %) 11 834 (8,29 %) 11 895 (8,33 %) 12 276 (8,58 %) 13 143 (9,16 %)

70 и более 12 469 (8,59 %) 12 358 (8,62 %) 13 554 (9,5 %) 14 210 (9,95 %) 14 219 (9,95 %) 14 380 (10,05 %) 14 099 (9,84 %)

Таблица 2. Состав лиц, совершивших преступления (тыс. лиц)

2000 2005 2007 2009 2011 2012 2013

Выявлено лиц,

совершивших 1741,4 1297,1 1317,6 1219,8 1041,3 1010,9 1012,6

преступле-

ния — всего

50 и старше 132,9 (7,63%) 105,5 (8,13%) 114,8 (8,71%) 115,4 (9,46%) 94,6 (9,08%) 93,9 (9,29%) 97,3 (9,25%)

108

С.Г. САЯДЯН

ловного наказания для несовершеннолетних и лиц пожилого возраста.

Полагаем необходимым введение дополнительного основания освобождения от уголовного наказания — предоставление отсрочки отбывания наказания лицам, достигшим 75-летнего возраста [19]. Во-первых, согласно возрастной периодизации — это старческий возраст. С этого возраста у всех лиц происходят типичные изменения характера, снижение интенсивности психических процессов, ослабления или замедления силы и воли, наступает естественное телесное увядание. Во-вторых, для поддержания социального статуса этих лиц крайне важно сохранение привычной социальной микросреды, естественно с учетом ее позитивного содержания. В-третьих, немаловажным является экономический аспект, так как надлежащее исполнение наказания в отношении лиц пожилого возраста требует дополнительных финансовых ресурсов.

В-четвертых, в отношении лиц пожилого возраста у суда меньше выбор правовых последствий осуждения (некоторые наказания в принципе неприменимы, применение других — нецелесообразно).

Тем самым законодатель сделает еще один шаг навстречу уязвимой, незаслуженно забытой, большой и растущей группы населения, для которой чрезвычайно важны гарантии справедливого применения уголовно-правовых репрессий с учетом их возраста.

Литература и примечания

1. Арзуманян А.А. Уголовно-правовые проблемы лиц, подлежащих уголовной ответственности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2012. — С. 10.

2. Артеменко Н.В. Критерии законодательного определения и дифференциации возраста уголовной ответственности // Актуальные проблемы уголовного права (часть общая): Учебник по спецкурсу «Актуальные проблемы уголовного права РФ». — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2006. С. 204-205.

3. Байбарин А.А. Уголовно-правовая дифференциация возраста: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2009. — С. 22-23.

4. Барсукова О.В. Старческая преступность и преступления против лиц пожилого возраста: Криминологические и уголовно-правовые проблемы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Владивосток, 2003. — С. 15. // Федеральный правовой портал. Юридическая Россия. http:// law.edu.ru/book.asp?bookID=126336.

5. Там же. — С. 27.

6. В век информационных технологий и развития электронного документооборота минимальная агреги-рованность статистических показателей о преступности и судимости вызывает недоумение.

7. Законопроект № 458945-6 «О внесении изменения в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законо дательной деятельности. Официальный сайт Государственной думы. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=458945-6&02. Дата обращения 20 мая 2014 г.

8. «Заплатить за свободу» // Газета «Ведомости» от 08.07.2014. № 121 (3625).

9. К примеру, по мнению Байбарина А.А., «если пожилое лицо (лицо, достигшее 65 лет) в силу деформаций психики, вызванных возрастными изменениями

Таблица 3. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы (тыс. лиц)

2000 2005 2007 2009 2010 2011 2012 2013

Содержалось в местах лишения свободы — всего 925,1 823,4 883,4 864,2 819,3 755,6 701,9 677,3

От 56 до 60 включительно 8,3 (0,9 %) 11,0 (1,34 %) 13,4 (1,52 %) 15,4 (1,78 %) 19,6 (2,39 %) 23,9 (3,16 %) 30,6 (4,36 %) 25 (3,69 %)

Старше 60 6,4 (0,69 %) 5,2 (0,63 %) 5,7 (0,65 %) 6,5 (0,75 %) 6,6 (0,8 %) 6,4 (0,85 %) 6,5 (0,93 %) 9,5 (1,4 %)

необратимого характера, не связанными с психическим расстройством, во время совершения тяжкого или особо тяжкого преступления не могло в полной мере осознавать общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, суд должен вынести решение о помещении такого лица в соответствующее специализированное социальное учреждение» // Байба-рин А.А. Уголовно-правовая дифференциация возраста: Автореф. дисс. ... канд.а юрид. наук. — Краснодар, 2009. — С. 22-23.

10. К примеру, предусмотрено, что в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисл. яется независимо от всех удержаний не менее 25 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет — не менее 50 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч.3 ст. 107 УИК РФ).

11. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. http://dic.academic. шМ1с.ш17епс_те^сте/6653.

12. Период дожития — продолжительности жизни пенсионеров после назначения трудовой пенсии по старости.

13. Путин объявил об увеличении продолжительности жизни в России // Медпортал. http://medportal. ru/mednovosti/news/2012/01/20/longlive/. Продолжитель-

ность жизни в России выросла до 70 лет // Медицина для профессионалов. MedPro. http://medpro.ru/node/487. Дата обращения: 7.06.2014 г.

14. Работать до 63, жить до 90 // Газета.ш. от 19.04.2012 http://www.gazeta.ru/financial/2012/04/19/4556685.shtml.

15. Сергиевский Н.Д. Русский уголовный процесс. СПб., 1908. С. 219-213, цит. по Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. — М.: Изд-во НОРМА, 1998. — С. 118.

16. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. — М.: Изд-во НОРМА, 1998. — С. 124.

17. Ст. 7, ч. 3 ст. 14 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". http://www.consultant.ru/popular/ pensia/.

18. Ст. 97 Уложение о наказаниях, цит. по Артемен-ко Н.В. Критерии законодательного определения и дифференциации возраста уголовной ответственности // Актуальные проблемы уголовного права (часть общая). Учебник по спецкурсу «Актуальные проблемы уголовного права РФ». — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2006. — С. 204.

19. Также считаем необходимым предусмотреть возможность предоставления отсрочки назначения наказания в отношении несовершеннолетних.

ON THE POSSIBILITY OF GRANTING A SUSPENDED SENTENCE TO CONVICTED ELDERLY PERSONS

Sayadyan S.G., Lecturer of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Southern Federal Univercity

ANNOTATION. The article substantiates the necessity of introducing additional grounds for exemption from criminal punishment for convict's elderly. Taking into account life expectancy and characteristics of age-related crime, according to the author, it is expedient to consolidate the criminal law in respect of persons over 75 years of age, the possibility of postponing sentence.

KEYWORDS: the deferred sentence, indemnity, convicted elderly.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.