2. Подорожная Л.В. Теория и практика рекламы. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2011. 343 с.
3. Галабурда В.Г. и др. Транспортный маркетинг М. Желдориздат, 2001. 328 с.
4. Назайкин А.Н. Наружная, внутренняя, транзитная реклама. М. Солон-пресс, 2014. 304 с.
5. ОАО Скоростные магистрали. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hsrail.ru/ (дата обращения: 25.03.2017).
6. ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://annrep.rzd.ru/ /reports/puЫic/ru?STRUCГОRE_ГО=4248/ (дата обращения 25.03.2017).
7. ОАО «ФПК». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fpc.ru/ (дата обращения: 25.03.2017).
О ВОПРОСАХ СУЩНОСТИ, СТРУКТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
1 2 Новикова А.В. , Лихоносов А.В.
1Новикова Анастасия Владимировна - студент-магистр;
2Лихоносов Александр Валерьевич - студент-магистр, кафедра финансового менеджмента, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье рассматривается сущность оборотных активов, их классификация, дается характеристика структуры основных групп оборотных активов. Дается определение финансового обеспечения, обосновываются роль заемных источников финансирования и актуальность управления заемным финансированием деятельности предприятия.
Основной задачей любой коммерческой деятельности предприятия является обеспечение его непрерывного бесперебойного функционирования и получение прибыли. В современных условиях экономических преобразований для того, чтобы достичь своей цели, предприятия должны уделять всё большее внимание системе управления. Управление финансированием оборотных активов является одной из наиболее сложных и важных задач финансового менеджмента. Это связано с тем, что непременным условием для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия является наличие оборотных активов. Нормальная работа предприятия невозможна в ситуации хронического дефицита оборотных активов. Данная задача предполагает, прежде всего, чёткое понимание сущности оборотных активов предприятия. В различных исследованиях представлены следующие подходы к определению понятия «оборотные активы».
Понятие «оборотные активы» встречается в экономической литературе примерно с начала XX века. Оборотным активам была отведена одна из основных функций по расчетно-платежному обслуживанию кругооборота денежных средств организаций и финансированию текущих затрат. В состав оборотных активов включали денежные суммы, необходимые на покупку материалов, сырья, на заработную плату производственному и административному персоналу, на уплату налогов и других расходов предприятия, оплаченных в текущем периоде. Например, Романовский Р.В. в своих работах оборотные активы определяет, как денежные средства, а также те виды активов, которые будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее, чем через год (легкореализуемые ценные бумаги, счета дебиторов, товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов). Такое определение в большей степени совпадает с современным пониманием оборотных активов [3, а 15].
По мнению Шубиной Т.В., оборотные активы представляют собой активы, характеризующие совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих операционную деятельность и полностью потребляемых или реализуемых в течение одного операционного цикла. То есть оборотные активы - это те средства, которые организация использует для осуществления своей повседневной деятельности и целиком потребляемые в течение операционного цикла. Оборотные активы, с одной стороны, формируют часть имущества предприятия, воплощенную в запасах, дебиторской задолженности, денежных средствах и краткосрочных финансовых вложениях. С другой стороны, это часть капитала организации, отраженная в пассиве баланса и обеспечивающая непрерывность хозяйственного процесса [3, с. 16].
Определение оборотных активов неразрывно связано как с понятием «оборотные средства», так и с термином «оборотный капитал». В современном финансовом менеджменте можно поставить знак равенства между понятиями «оборотный капитал» и «оборотные активы». Оборотный капитал определяется как часть производительного капитала, стоимость которого полностью переносится на произведенный товар и возвращается в денежную форму после его реализации, а также как превышение текущих активов над краткосрочными обязательствами, позволяющее компании финансировать свои постоянные операции, которые могут быть быстро трансформированы в деньги. Оборотный капитал формируется из денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства материалов, комплектующих изделий и расходов будущих периодов» [5, с. 4].
Современный авторитетный ученый-экономист и финансист В.В. Ковалев в своем учебном пособии по финансовому менеджменту утверждает, что оборотные активы -это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает 12 мес. Данный автор определяет оборотные средства и оборотный капитал как синонимы [5, с. 3].
Таким образом, с точки зрения финансового менеджмента, под оборотным капиталом следует понимать размещение финансовых ресурсов в оборотные активы, циклически возобновляемые для обеспечения непрерывности процесса деятельности хозяйствующего субъекта. Оборачиваемость оборотного капитала зависит напрямую от таких факторов, как масштабы и отраслевая специфика бизнеса.
Чтобы разработать политику финансирования оборотных активов в капитале предприятия, необходимо классифицировать оборотные активы по характеру участия в операционном процессе, периоду функционирования и по характеру финансовых источников формирования. По характеру участия в операционном процессе оборотные активы подлежат следующей классификации: оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия; оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл - дебиторская задолженность и денежные активы.
По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы. Валовые оборотные активы - это общий объем оборотного капитала в организации, то есть весь оборотный капитал, сформированный как за счет собственного капитала, так и за счет привлеченных кредитных ресурсов (рисунок 1).
ВОА = СОА + ЗК, где ВОА - валовые оборотные активы; СОА - оборотные активы, сформированные за счёт собственных средств предприятия; ЗК - оборотные активы, сформированные за счёт заёмного капитала.
Ы Собственный капитал и заемный капитал
Рис. 1. Валовые оборотные активы
Чистые оборотные активы - та часть оборотных активов компании, которая сформирована за счет собственных средств и «длинных» денег, то есть долгосрочных займов. Собственные оборотные активы - еще более мелкая составляющая валовых оборотных активов, сформированная исключительно за счет собственных средств предприятия.
В управлении финансированием оборотных активов наибольшее внимание следует обращать на собственные и чистые оборотные активы, которые достаточно точно показывают соотношения источников их финансирования и соответствующие эффекты действий.
Под структурой оборотных активов понимается соотношение между элементами в общей сумме оборотных активов. В различных хозяйствующих субъектах состав и структура оборотных активов не одинаковы, поскольку зависят от сферы деятельности, стадии развития компании, условий работы с контрагентами, инфляции, сезонных колебаний спроса и конкуренции. Так, предприятия производственной сферы имеют высокий удельный вес запасов сырья и материалов и незавершенного производства, сферы обращения - высокий удельный вес запасов товаров, у финансовых посредников обычно наблюдается значительная сумма денежных средств и финансовых вложений [4, с.89]. Каждая компания в процессе своего развития проходит фазы интенсивного роста, стабильного положения на рынке и спада объемов продаж. От того, на каком из этапов развития находится компания, зависят объем и структура ее оборотных активов. Нормативы оборотных активов, используемые в период стабильного положения на рынке, совершенно неприемлемы для стадии активного роста. Допустим, если компания быстро развивается, пытается завоевать новые рынки и покупателей, это непременно приводит к стремительному увеличению оборотных активов. В период роста компания вынуждена активно кредитовать покупателей для завоевания большей доли рынка, а также поддерживать широкий ассортимент запасов для повышения скорости обслуживания клиентов. В условиях жесткой конкуренции, для того чтобы удержать клиентов и завоевать большую долю рынка, компании стараются предоставить большую отсрочку платежа своим клиентам, создать такие условия, чтобы на складе всегда был товар, который может потребоваться покупателю, и т.д.
По данным Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) в сентябре 2015 года в структуре оборотных активов организаций по видам экономической деятельности доля запасов составляла 19% или 16210,2 млрд руб. в общей сумме 85129,2 млрд руб. оборотных активов. Доля денежных средств - 11%, краткосрочных финансовых вложений - 17,2% [6, с. 188].
Источники финансирования оборотного капитала в значительной степени определяют эффективность его использования. Установление оптимального соотношения между собственными и привлеченными средствами, обусловленного специфическими особенностями кругооборота фондов в том или ином хозяйствующем субъекте, является важной задачей управляющей системы. Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные [1, а 272].
Собственные средства играют важную роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на основе коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения.
Финансирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставный фонд. Источником финансирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия, выручка от реализации акций, поступления от других организаций, участвующих в реализации совместных проектов, целевое финансирование из бюджета. Эти средства наряду с основным капиталом закрепляются в уставном фонде предприятия, образуя стартовый оборотный капитал.
По мере развития предпринимательской деятельности потребность в оборотных средствах меняется по сравнению с их первоначальной величиной. Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство, для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг. До поступления выручки от реализации продукции оборотные средства служат источником финансирования текущих производственных затрат.
В дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых на возобновление производственного цикла, может осуществляться за счет собственных источников, полученных предприятием в процессе его деятельности, и главным образом за счет полученной прибыли, выпуска ценных бумаги операций на финансовом рынке, дополнительно привлекаемых средств.
Дополнительно привлекаемые средства являются источником покрытия собственных оборотных средств в сумме прироста, то есть разницы между их величиной на конец и начало предстоящего года.
Заемные средства в источниках финансирования оборотного капитала в современных условиях приобретают все более важное и перспективное значение. Заемные средства покрывают временную дополнительную потребность предприятия в средствах. Привлечение заемных средств обусловлено характером производства, сложными расчетно-платежными отношениями, возникшими при переходе к рыночной экономике, необходимостью восполнения недостатка собственных оборотных средств и другими объективными и субъективными причинами.
Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются: кредитование сезонных запасов сырья, материалов, затрат, связанных с сезонным процессом производства; временное восполнение недостатка собственных оборотных средств; осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.
Наряду с финансированием оборотных средств в форме краткосрочного банковского кредитования широкое распространение в рыночной экономике получил коммерческий кредит. Фирма-покупатель, получив товарно-материальные ценности, не оплачивает их стоимость до установленного поставщиком срока платежа. Заемные средства привлекаются не только в форме кредитов, займов и вкладов, но и в виде кредиторской задолженности, а также прочих средств, то есть остатков фондов и резервов самой фирмы, временно не используемых по целевому назначению.
Таким образом, правильное соотношение между собственными, заемными и привлеченными источниками образования оборотных средств играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия. Тогда управление финансированием оборотных активов составляет важную часть в системе управления оборотными активами и соответствует управленческим направлениям предприятия. Эффективный процесс управления финансирования оборотных активов позволяет осуществлять бесперебойный процесс коммерческой деятельности предприятия в целом.
Список литературы
1. Витун С.Е. Финансы предприятий: пособие / С.Е. Витун, А.И. Чигрина. Гродно: ГрГУ, 2013. 306 а
2. Дианов В.В. Теоретические аспекты управления оборотными активами / В.В. Дианов // Экономика, Статистика, Информатика, 2010. № 6. С. 60.
3. Карпычева Е.Ю. Формирование механизма управления оборотными средствами предприятий АПК: дисс. канд. экон. наук / ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I». Воронеж, 2014.
4. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие / Когденко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Л. Издательство: Юнити, 2011.
5. Филобокова Л.Ю. Оборотный капитал - основополагающий фактор развития, повышения конкурентоспособности и объект управления финансами малых предприятий / Л.Ю. Филобокова // Финансовый менеджмент, 2014. № 4. С. 3-11.
6. Финансы России.: Стат.сб./ Росстат. М., 2016. 343 с.