О ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ «ЕДИНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО БАНКА ДАННЫХ ПОХИЩЕННЫХ И УТРАЧЕННЫХ СОТОВЫХ
ТЕЛЕФОНОВ»
А.Г. Кампф,
начальник Управления уголовного розыска ГУВД по Иркутской области
Д.А.Харченко,
начальник кафедры ОРД и СТ в ОВД
ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук
Б.Б. Шойжилцыренов,
преподаватель кафедры ОРД и СТ в ОВД ФГОУ ВПО ВСИ МВД России
В данной статье рассматривается проблемы противодействия хищениям сотовых телефонов, в частности проблеме ведения централизованного учета похищенных и утраченных телефонов.
In given article it is considered problems of counteraction to plunders of cellular telephones, in particular a problem of conducting the centralized account of stolen and lost phones .
Актуальность темы не нуждается в особом обосновании. Состояние преступности на территории Иркутской области в целом, дает основание утверждать, что удельный вес хищений сотовых телефонов, составляет большую часть от общего числа имущественных преступлений вообще.
Анализ приведенных ниже в таблице (приложение 1) статистических данных за 5 лет свидетельствует о негативных тенденциях преступности, связанной с хищениями сотовых телефонов на территории Иркутской области1. Так, в 2005 г. на территории Иркутской области было совершено 7668 фактов хищения сотовых телефонов, в 2006 - 16299 (+113%), в 2007 -20371 (+166%), в 2008 - 16107 (+109%), в 2009 - 13194 (+72,06%). Абсолютное количество зарегистрированных хищений сотовых телефонов увеличилось за исследуемый период на территории Иркутской области в 1,7 раза2.
За исследуемый период уровень раскрываемости рассматриваемых преступлений на территории региона остается на крайне низком уровне. Данные статистики свидетельствуют, что в Иркутской области в 2008 году была раскрыта только каждая четвертая кража сотового телефона. При этом важно отметить, что в своем выступлении Президент Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России по итогам
* Kampf A.G., Harchenko D.A., Shoyzhiltsirenov B.B. About creation questions "Uniform integrated databank of the stolen and lost cellular telephones».
работы органов внутренних дел в 2009 году обозначил ряд приоритетных задач, которые стоят перед МВД России. В первую очередь Дмитрий Медведев затронул проблему раскрываемости преступлений. Несмотря на принимаемые меры, из года в год раскрывается лишь каждое второе преступление. Раскрываемость должна оставаться одним из базовых критериев работы милиции. Желание приукрасить статистику
недопустимо. Меры по борьбе с преступностью должны быть адекватны ее масштабу, а работа МВД в этом направлении - существенно
3
скорректирована .
В целом, неблагоприятная обстановка в сфере противодействия хищениям средств сотовой связи обусловлена целым комплексом причин и факторов, которые ранее рассматривал ряд авторов4.
Но в нашей статье, в силу ограниченности, мы хотели бы уделить внимание одной из проблем, оказывающих негативное влияние на состояние преступности в сфере хищения сотовых телефонов.
Существенную проблему в области противодействия хищениям средств сотовой связи обуславливает отсутствие единого учета их IMEI (Б8К)5-номеров. В результате у преступников появляется возможность свободно реализовывать для дальнейшего использования, похищенные сотовые телефоны в других регионах страны, или в том же регионе, но у другого оператора сотовой связи. В связи с этим считаем необходимым формирование «Единого интегрированного банка данных похищенных и утраченных мобильных телефонов», который представляет собой единую базу данных, содержащую информацию о IMEI (ESN)-номерах всех похищенных и утраченных сотовых телефонов в стране в целом. При введении банка данных в рамках Федерального закона «О связи» необходимо будет обязать операторов сотовой связи для начала фиксировать imei-номера похищенных сотовых телефонов, передавать сведения в органы внутренних дел для принятия соответствующих необходимых мер, и по ходатайству правоохранительных органов блокировать imei-номер. Такая практика имеет место, к примеру, во Франции, где на законодательном уровне регламентировано ведение единого реестра всех imei-номеров похищенных средств сотовой связи, а всем операторам сотовой связи вменено в обязанность немедленное блокирование аппарата, включенного в «черный список» похищенных мобильных телефонов. Такая же система практикуется и в Австралии, где за первые два месяца использование данной методики привело к снижению уровня хищений сотовых телефонов на 23 %. Но опять же возникает вопрос - или территория Франции и Австралии вместе взятые, или территория Российской Федерации? Но эффект очевиден,
преступникам нет смысла похищать сотовый телефон, потому что возможность его использования будет заблокирована.
Но, тем не менее, при всем этом важно иметь в виду, что ведение единого банка данных imei-номеров похищенных и утраченных сотовых телефонов необходимо вести на федеральном уровне по всей стране, при тесном взаимодействии и обмене информацией между всеми операторами сотовой связи, чтобы исключить возможность подключения похищенного аппарата к сети иного оператора либо в другом регионе страны. При принятии данной инициативы следует ожидать серьезное противодействие со стороны операторов сотовой связи. Это обусловлено тем, что для блокирования imei-номеров похищенных сотовых телефонов требуется установка дополнительной аппаратуры, стоимость которой приблизительно составит 1,5 млрд. рублей.
В этой связи в Государственную Думу РФ вносились различные поправки, которые предусматривали создание органами внутренних дел, либо силами операторов связи всероссийского реестра похищенных мобильных телефонов. С учётом результатов сверки реестра утраченных средств предлагались основания для приостановления оказания услуг связи. Также предлагалось обязать сотовых операторов отключать похищенные телефоны, объявить незаконным изменение идентификационного номера телефона, передавать данные об абонентах в органы внутренних дел и в некоторых законопроектах предлагалось наказывать за кражу телефонов с заключением на срок до пяти лет. Все проекты были отклонены, поскольку предложенные механизмы были признаны неэффективными6. При этом хождение данных законодательных инициатив по коридорам Государственной Думы продолжается более 3 лет. Единственное на что могут рассчитывать инициаторы законопроекта -так это на тягу Президента РФ Дмитрия Медведева к дорогостоящим
7
инновациям .
При решении вышеуказанной проблемы введения банка данных похищенных и утраченных сотовых телефонов возникают и другие, обусловленные предметом преступного посягательства. Именно возможностью изменения imei-номера с использованием технического и программного обеспечения. При эта возможность изменения imei-номера неразрешена на законодательном уровне. На данный момент органы внутренних дел в своей деятельности часто сталкиваются с понятием «перепрошивка», с целью сокрытия следов преступления, imei-номера похищенных сотовых телефонов. В современном законодательстве России пока не имеется достаточного правового ресурса для осуществления противодействия хищениям сотовых телефонов, в то время как, например, в Австралии за изменение идентификационного номера сотового телефона
предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до 2-х лет, а в Великобритании - до 5.
Помимо этого в настоящее время в правоприменительной деятельности правоохранительные органы сталкиваются с так называемыми двойниками imei-номеров, когда один и тот же imei-номер присвоен нескольким сотовым телефонам. Истоки этой проблемы коренятся в недобросовестной коммерческой деятельности предпринимателей из Китайской Народной Республики. Как известно, imei-номер присваивается заводом-изготовителем, он уникален. Второго такого же не должно быть в природе, по сути. Присваивая imei-номер, завод изготовитель платит налог за него. Китайские производители платят налог за один imei-номер, а присваивают его целой партии сотовых телефонов. Поэтому отследить imei-номер похищенного сотового телефона не всегда представляется возможным.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что количество потерпевших от хищений сотовых телефонов с каждым днем увеличивается. Положительные результаты деятельности ОВД в этом направлении могут не только восстановить нарушенные права граждан, но и сформировать положительное общественное мнение о деятельности ОВД.
Приложение 1
Динамика краж, грабежей, мошенничеств, разбоев, где предметом
преступного посягательства выступал сотовый телефон
Иркутская область год
2005 2006 2007 2008 2009
Количество (кража) 3475 8326 11089 9021 7854
Темп прироста (кража) базисный % - + 140,0 +219,1 + 160,0 + 126,01
Количество (грабеж) 3279 5909 6851 5452 4094
Темп прироста (грабеж) базисный % - +80,2 + 109,0 + 66,3 +25,0
Количество (мошенничество) 715 1609 1878 1097 804
Темп прироста (мошенничество) базисный % - + 125,0 + 163,0 +53,4 + 13,0
Количество (разбой) 199 455 553 537 442
Темп прироста (разбой) базисный % - + 129,0 + 178,0 + 170,0 + 122,11
ПРИМЕЧАНИЯ
1 По данным Информационного центра при ГУВД по Иркутской области за 2005-2009г.г.
2 По данным Информационного центра при ГУВД по Иркутской области за 2005-2009г.г.
3
Из выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на расширенном заседании коллегии МВД России по итогам работы органов внутренних дел в 2009 году / см.: http://www.mvd.ru/news/38103/
4 См. например: Богдановский А. Может ли ошибаться Конституционный Суд? // Законность. - 2006. - № 8. - С. 34-37; Букин, М. Секреты сотовой телефонии // Сети. -2004. - № 8. - С. 34-36; Варпаховская, Е., Вяткин А. Расследование хищений мобильных телефонов // Законность. - 2005. - № 3. - С. 22-24; Вехов В.Б. Понятие и основные направления развития криминалистического исследования компьютерных устройств, их систем и сетей // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2008. - № 3. - С. 212215; Козинкин, В.А. Сведения о детализации телефонных соединений абонента сотовой связи как источник криминалистически значимой информации // Следователь. - 2006. - № 4. - С. 33-34; Коваленко, В. Проблемные вопросы пресечения посягательств на сотовые телефоны // Профессионал. - 2008. - № 3 (83). - С. 36-39; Чечетин А.Е. Ограничение тайны связи // Законность. - 2005. - № 7. - С. 38-40; Крайнов И.В. Некоторые актуальные вопросы деятельности по обнаружению и выявлению преступлений, связанных с хищением средств сотовой связи //Российский следователь №21 - 2008 С. 26-28; Винокурова Т.В., Астафьев Ю.В. Проблема получения сведений о телефонных соединениях при производстве ОРД //Российская юстиция 2008г. №1. С. 54-55; Шойжилцыренов Б.Б. О некоторых проблемах противодействия хищениям средств сотовой связи и факторах их детерминирующих (по материалам Байкальского региона) //Российский следователь №12 - 2008; Быков В.М., Сазонова Т.П., Яковлев А.Н. Доказательственное значение сведений о телефонных исходящих и входящих звонках мобильной связи //Следователь 2008г. № 9.- С.14-18.
5 Необходимо отметить, что IMEI (International Mobile Equipment Identity -Международный уникальный идентификационный номер мобильного оборудования) присущ только мобильным телефонам подключенных от операторов сотовой связи определенного формата, в частности - формата GSM. Именно этот формат в настоящее время занимает доминирующее место на рынке услуг сотовой связи в Иркутской области. Но, например, компания Байкал-Вестком, работает и в формате CDMA и использует, соответственно, для идентификации сотовых телефонов, подключенных к ней другой идентификатор - ESN.
6 См.: электронный ресурс: http://www.duma-expert.ru/meetings_question2_5.php
7 См.: http://www.dp.m/a/2010/n/09/Operatorov_zastayjat_otklju