Научная статья на тему 'О ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

О ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая культура / профессиональная деятельность / формирование готовности у будущего педагога / legal culture / professional activity / formation of readiness of future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Д. Гаджиева, Р.В. Раджабова, М.А. Ибрагимов

В данной статье дана содержательная характеристика правовой культуры личности, актуализирована проблема подготовки будущего педагога к формированию правомерного поведения у подрастающего поколения. В работе на основе анализа психолого-педагогической литературы обобщения педагогического опыта предложены методические рекомендации по планированию и проведению правовоспитательной работы с учащейся молодежью. Авторы статьи констатируют, что в области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. В статье делается вывод о том, что будущие учителя получают соответствующую подготовку к работе по формированию правовой культуры детей, воспитанию школьников принципиальными, независимыми людьми с широким кругозором и способностью к аналитическому мышлению, приверженцами демократических идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUES OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF LEGAL CULTURE AMONG THE YOUNGER GENERATION

In this article, a meaningful characteristic of the legal culture of the individual is given, the problem of training future teachers to form lawful behavior in the younger generation is actualized. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature and generalization of pedagogical experience, methodological recommendations for planning and conducting legal work with students are proposed. The authors of the article state that in the field of legal education, a system of methods has been developed that allows solving the main tasks of legal education and upbringing of citizens of the country. In this regard, methods of teaching law are considered as ways of interrelated activities of teachers and students aimed at achieving the goals of legal education, upbringing and development of schoolchildren. The researchers conclude that future teachers receive appropriate training to work on the development of legal culture of children, educating schoolchildren as principled, independent people with a broad outlook and the ability to analytical thinking, adherents of democratic ideas.

Текст научной работы на тему «О ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 371

Gajiyeva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Radjabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Ibragimov M.A., Cand. of Sciences (Law), Dean of Faculty of Management and Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ON THE ISSUES OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF LEGAL CULTURE AMONG THE YOUNGER GENERATION. In this article, a meaningful characteristic of the legal culture of the individual is given, the problem of training future teachers to form lawful behavior in the younger generation is actualized. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature and generalization of pedagogical experience, methodological recommendations for planning and conducting legal work with students are proposed. The authors of the article state that in the field of legal education, a system of methods has been developed that allows solving the main tasks of legal education and upbringing of citizens of the country. In this regard, methods of teaching law are considered as ways of interrelated activities of teachers and students aimed at achieving the goals of legal education, upbringing and development of schoolchildren. The researchers conclude that future teachers receive appropriate training to work on the development of legal culture of children, educating schoolchildren as principled, independent people with a broad outlook and the ability to analytical thinking, adherents of democratic ideas. Key words: legal culture, professional activity, formation of readiness of future teacher.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru М.А. Ибрагимов, канд. юрид. наук, декан факультета управления и права Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

о вопросах подготовки будущего учителя к формированию правовой культуры у подрастающего поколения

В данной статье дана содержательная характеристика правовой культуры личности, актуализирована проблема подготовки будущего педагога к формированию правомерного поведения у подрастающего поколения. В работе на основе анализа психолого-педагогической литературы обобщения педагогического опыта предложены методические рекомендации по планированию и проведению правовоспитательной работы с учащейся молодежью. Авторы статьи констатируют, что в области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. В статье делается вывод о том, что будущие учителя получают соответствующую подготовку к работе по формированию правовой культуры детей, воспитанию школьников принципиальными, независимыми людьми с широким кругозором и способностью к аналитическому мышлению, приверженцами демократических идей.

Ключевые слова: правовая культура, профессиональная деятельность, формирование готовности у будущего педагога.

Актуальность избранной проблематики заключается в том, что формирование профессиональных и личностных качеств будущих педагогов в системе высшего образования опосредуется всей складывающейся и динамично развивающейся социокультурной ситуацией в обществе. Следовательно, на протяжении трёх последних десятилетий, когда социальная, значит, и культурная среда отличаются особенной динамичностью, вопросы, связанные со складыванием соответствующих компетенций будущих педагогов, в частности с их подготовкой к формированию правовой культуры у подрастающего поколения, приобретают особую важность [1-8].

Цель данной статьи - рассмотрение основных вопросов подготовки будущих учителей к формированию правовой культуры у представителей подрастающего поколения.

С целью связаны следующие задачи:

- определить специфические черты системы профессиональной подготовки, характерные для современных педагогических вузов;

- рассмотреть наиболее характерные особенности современных дидактических концепций правового образования школьников;

- изучить основные проблемы, с которыми сталкивается современный учитель в ходе воспитания правовой культуры у учащихся;

- рассмотреть основные возможности, существующие для решения такого рода проблем, могущие быть реализованными на этапе профессиональной подготовки учителей.

Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы авторов на факультете управления и права Дагестанского государственного педагогического университета.

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому выпускнику вуза, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью, и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А педагогическая профессия правоведа имеет своим «объектом» именно человека. Культура общения и профессиональная деятельность - это кодекс высокоморальных отношений в сфере «человек - человек» [1; 3].

Специфика обучения и подготовки студента-правоведа выдвигает на первый план проблемы профилактики безнадзорности, предупреждения и борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, защиты прав ребенка, проблемы со-

вершенствования юридической, правовой, психолого-педагогической подготовки специалистов на факультете права. При соблюдении указанных педагогических условий выпускники факультета права, осуществляя профессиональную деятельность в системе правоохранительных органов или образовательной сфере, получат реальные возможности для эффективного применения знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения [6-7].

При этом одним из наиболее значимых факторов, влияющих на формирование указанных составляющих профессиональной компетенции преподавателя права, осуществляющего профессиональную деятельность в образовательном пространстве организаций основного общего и среднего (полного) общего образования, являются учебные дисциплины, ориентированные на развитие коммуникативного аспекта их будущей профессиональной деятельности [1-3].

Развитие у студентов факультета управления и права Дагестанского государственного педагогического университета готовности к формированию правовой культуры школьников в процессе учебной деятельности, прежде всего, строится на базе психолого-педагогических дисциплин. В ходе данного процесса решаются следующие задачи:

- получение студентами необходимых сведений, касающихся ключевых психологических закономерностей процесса общения;

- развитие у них понимания взаимосвязи, существующей между темпераментом, степенью интро- или экстравертированности участников общения, с одной стороны, и результатами профессиональной коммуникации, с другой;

- формирование у будущих учителей права знаний о возможных причинах неудач профессиональной коммуникации и навыков их предотвращения.

Достижению вышеперечисленных результатов способствует изучение студентами курсов общей и возрастной психологии. Кроме того, в учебный план факультета был включен ряд курсов, ориентированных на непосредственное развитие ряда составляющих эффективной профессиональной коммуникации (табл. 1).

Дальнейшее рассмотрение наиболее значимых проблем подготовки будущего учителя к формированию правовой культуры у представителей подрастающего поколения будет неполным, если мы не учтём основные особенности современных дидактических концепций правового образования школьников. К таковым относятся:

- учёт психологии и интересов учащихся;

- практическая направленность;

Таблица 1

Курсы, способствующие развитию отдельных элементов профессиональной коммуникации у студентов факультета управления и права Дагестанского государственного педагогического университета

- целостный подход, при котором право рассматривается в качестве системы, познаваемой в соответствии с её внутренней логикой;

- учёт современных тенденций в правопонимании и практике применения права [8, с. 200].

Таким образом, необходимо обучать будущих преподавателей права современным методам преподавания.

Здесь будет нелишним отметить, что правовому обучению присуща специфическая система методов. Последняя позволяет решать основные задачи правового воспитания и образования. Основная особенность данной системы состоит в том, что процесс преподавания права в школе понимается как взаимосвязанная деятельность, участниками которой выступают, с одной стороны, ученики, а с другой - учитель [5, с. 46].

Таким образом, в соответствии с требованиями концепции школьного правового образования будущим педагогам - выпускникам факультета управления и права в процессе профессиональной подготовки необходимо:

- освоить новые подходы к преподаванию права;

- овладеть основными методиками активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения правовых курсов;

- овладеть современной методикой преподавания правовых дисциплин;

- ознакомиться с содержанием федеральных государственных образовательных стандартов;

- научиться устанавливать межпредметные и внутрикурсовые связи.

Теоретические знания будущих учителей актуализируются во время педагогической практики, которая является важным компонентом в подготовке к будущей профессиональной деятельности. Во время педагогической практики студенты имеют возможность апробировать методы и приемы работы с детьми. Их деятельность должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к учителям [3, с. 32].

Педагогическая практика представляет собой одно из ключевых педагогических условий развития у будущих учителей правоведения следующих компетенций:

- творческое отношение к профессиональной деятельности;

- готовность к динамично меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности;

- готовность реализовывать приобретённые в ходе профессиональной подготовки знания, умения и навыки в образовательном пространстве современной школы [4, с. 145].

При изучении основных возможностей, предоставляемых педагогической практикой в плане развития готовности будущих педагогов к формированию правовой культуры у учащихся, следует отметить, что она является важнейшим элементом духовности. Среди проявлений правовой культуры фиксируются:

- правовая осведомлённость;

Библиографический список

- уровень правового понимания.

Последние обеспечивают личности возможность оптимальной и свободной ориентации в социуме. Соответственно, уяснение мировоззренческих аспектов правовой культуры с большой вероятностью может поспособствовать:

- культивированию у школьников уважительного отношения к праву;

- укреплению законности и правопорядка в среде подрастающего поколения;

- пониманию созидательных возможностей правовой культуры как одного из значимых факторов саморазвития личности;

- формированию у школьников элементов научного мировоззрения [4; 5].

К реализации вышеизложенных задач правового воспитания школьников

в условиях прохождения педагогической практики студенты факультета управления и права Дагестанского государственного педагогического университета готовятся на протяжении всего периода обучения. В частности, при подготовке бакалавров педагогического образования по профилям «Обществознание» и «Право» практическая работа в этом направлении ведется как в ходе образовательного процесса, так и в рамках внеучебной деятельности. На кафедре правовых дисциплин и методики преподавания для реализации вышеуказанных целей были разработаны следующие курсы:

- «Конвенция о правах ребенка»;

- «Методика преподавания прав ребенка»;

- «Методика правового воспитания школьников»;

- «Нравственно-правовая социализация личности»;

- «Развитие толерантного сознания учащейся молодежи».

Основной целью вышеперечисленных курсов является формирование готовности будущего педагога к реализации идей Конвенции ООН о правах ребенка в школе.

Учебная работа по данным дисциплинам проводится в форме лекций и тренинговых занятий. Лекционный материал включает основные вопросы курса, кроме того, в рамках теоретической части поднимаются и теоретически обосновываются актуальные проблемы изучения и реализации документов о правах человека, детально изучается структура и содержание Конвенции о правах ребенка, раскрываются основные положения Конвенции о правах ребенка, также даются указания студентам для более детального изучения курса в самостоятельной работе.

На тренинговых занятиях углубляются и детализируются вопросы, изложенные в лекциях, вырабатываются навыки по изучению и анализу литературы, проверяются знания студентов, тренируются навыки использования интерактивных методов обучения.

Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплин методического модуля направлена на изучение программного материала по учебникам, учебно-методическим пособиям, периодической литературе.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что будущие учителя получают соответствующую подготовку к работе по формированию правовой культуры детей, воспитанию школьников принципиальными, независимыми людьми с широким кругозором и способностью к аналитическому мышлению, приверженцами демократических идей.

Научная новизна статьи определяется выявлением специфики процесса подготовки будущего учителя права к формированию соответствующих аспектов культуры личности у представителей подрастающего поколения.

Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний о процессе формирования у будущих учителей права системы знаний, умений и навыков, позволяющих формировать правовую культуру учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что на основе анализа специальной литературы и опыта профессиональной деятельности авторов определены основные направления совершенствования процесса подготовки будущих педагогов к формированию у учащихся правовой культуры.

Курсы Элементы эффективной профессиональной коммуникации

«Интерактивные формы обучения» Культура диалога; профессиональная риторика

«Технология организации умственного труда студентов» Культура диалога; профессиональная риторика;техника речи

«Культура общения и профессиональная этика учителя права» Культура диалога; техника речи

1. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ., Хайрулаева А.З. Реализация возможностей проектной технологии в развитии универсальных компетенций у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 221 - 223.

2. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ. О вопросах развития профессиональной компетентности студентов в условиях прохождения педагогической практики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 199 - 200.

3. Гаджиева П.Д., Дудаев ГС.Х., Серкерова Н.К. О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 301 - 302.

4. Певцова Е.А. Теория и методика правового воспитания. Москва: ВЛАДОС, 2005. 400.

5. Кондрат Е.Н. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением. Педагогика. 2004; № 3: 45 - 48.

6. Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников. Право в школе. 2004; № 1: 17 - 26.

7. Саидов З.А., Ярычев Н.У, Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

8. Akhmedova E.M., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Yu.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y representaciones. 2021; № 3: 1193.

References

1. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V., Hajrulaeva A.Z. Realizaciya vozmozhnostej proektnoj tehnologii v razvitii universal'nyh kompetencij u studentov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 221 - 223.

2. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. O voprosah razvitiya professional'noj kompetentnosti studentov v usloviyah prohozhdeniya pedagogicheskoj praktiki. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 199 - 200.

3. Gadzhieva P.D., Dudaev G.S.H., Serkerova N.K. O voprosah formirovaniya gotovnosti buduschego pedagoga k obespecheniyu prav rebenka v obscheobrazovatel'noj shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 301 - 302.

4. Pevcova E.A. Teoriya i metodika pravovogo vospitaniya. Moskva: VLADOS, 2005. 400.

5. Kondrat E.N. Professional'noe samoopredelenie podrostkov s antisocial'nym povedeniem. Pedagogika. 2004; № 3: 45 - 48.

6. Samohina A.K. Ispol'zovanie proektnogo metoda v pravovoj podgotovke starsheklassnikov. Pravo v shkole. 2004; № 1: 17 - 26.

7. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

8. Akhmedova E.M., Uvarova N.N., Pashina S.A., Sorokopud Yu.V. Individual model of psychological health in educational process subjects in distance learning conditions. Propositos y representaciones. 2021; № 3: 1193.

Статья поступила в редакцию 30.11.21

УДК 378

Dadaeva A.R., senior teacher, Department of Russian Language and Methods of Teaching, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: azalija7@mail.ru

STUDENTS' SELF-GOVERNMENT AS A POSSIBLE OPTION FOR CAREER GUIDANCE AT A UNIVERSITY. The article considers students' self-government as one of possible options for career guidance at a university. The author of the article emphasizes the issue of conscious choice of further profession and its specialization for students. In the paper, the author notes contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. The article reveals the concept of "students' self-government", presents its functions, shows its role as a possible option for career guidance at a university. As part of career guidance work with students, specialized events are held at universities. Students' self-government has always been focused on the formation of personal and professional qualities of students, and now the qualities that ensure choice in employment, such as systematic and critical thinking, project development and implementation, teamwork and leadership, self-organization and self-development, come to the fore.

Key words: students' self-government, career guidance, university, career, professional competencies.

А.Р. Дадаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: azalija7@mail.ru

студенческое самоуправление как возможный вариант профориентации в университете

В статье рассмотрено студенческое самоуправление как один из возможных вариантов профориентации в университете. Автор статьи подчеркивает вопрос сознательного выбора дальнейшей профессии и её специализации для студентов. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. В статье раскрыто понятие «студенческое самоуправление», представлены функции, показана роль студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете. В рамках профориентационной работы со студентами в университетах проводятся профильные мероприятия. Студенческое самоуправление всегда было ориентировано на формирование личных и профессиональных качеств студентов, и в настоящее время на первый план выходят качества, обеспечивающие выбор при трудоустройстве, такие как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, самоорганизация и саморазвитие.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, профориентация, университет, карьера, профессиональные компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что вопрос сознательного выбора дальнейшей профессии и специализации для студентов является особенным. По мнению российских исследователей, по большей части это обосновывается ограниченными знаниями о современном положении, запросах и возможностях развития активно меняющегося рынка труда. Кроме этого, в настоящее время происходит продвижение современных профессиональных стандартов, определяющих должностные обязанности и профессиональные компетенции, требуемые руководителями для эффективной работы и повышения результативности. Заметим, что понятийный аппарат профессиональных стандартов сегодня нуждается в конкретизации с учётом запросов рынка труда и особенностей высшего образования.

На сегодняшний день не найдется российских высших учебных заведений, которых не волновала бы проблема трудоустройства собственных выпускников. Для этого некоторыми университетами проводятся профориентационные мероприятия, но отсутствие полноценной системы работы со студентами не даёт целостного представления о будущей профессии. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата, 2020), около 30% выпускников университетов работают не по специальности, полученной в университете, в то время как в сфере образования этот показатель составляет 20%. 1,2 миллиона выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений 2018-2021 гг. (каждый третий) не работают по специальности. Такое положение приводит к экономическим, нравственным, культурным потерям в общегосударственном масштабе и грозит снижением ценности высшего образования в глазах гражданского общества [1].

Цель данной статьи - выявление роли студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «студенческое самоуправление», выявить его функции, определить роль студенческого самоуправления как возможного варианта профориентации в университете.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение.

Понятие профориентации впервые начинает остро обсуждаться в конце XIX - начале XX века. Ранее это направление не освещалось в педагогических и психологических науках и на тот момент являлось новшеством системы образования. Появление новых профессий, а также значительный рост мировой экономики обусловливают не только появление этого понятия, но и большой заинтересованности со стороны ученых. Система профориентации в различных государствах формировалась с учетом определения общих идей, а также условий

развития экономической системы. Конечно, стоит отметить, что на современные модели огромное влияние оказывают потребности рынка труда, особенности системы образования, государственный строй и другое.

Изучением проблемы профориентации занимались как зарубежные, так и отечественные учёные. Яркими представителями, занимающими изучением данного вопроса, выступают О.А. Каткова, Е.А. Климов, Е.В. Муравьева, Н.С. Пряж-ников, Е.Ю. Пряжникова и другие. Они подчеркивали особую важность профори-ентационных мероприятий при формировании полноценной личности.

Говоря про отечественную литературу, хотелось бы выделить несколько авторов, которые дают наиболее актуальные определения профориентации. Так, Е.В. Муравьёва отмечает, что профориентация - это «ориентирование» обучающегося. Другими словами, это искусственный внешний аналог внутриличностно-го механизма самоопределения [2, с. 115-123.].

Е.Ю. Пряжникова рассматривает профессиональную ориентацию с позиции трудовых отношений и раскрывает его как «экономический процесс, который выражает одну из сторон общественных отношений по поводу воспроизводства рабочей силы в интересах отдельной личности и удовлетворения общественных потребностей» [3, с. 206-215].

Стоит отметить, что одной из главных задач профориентации выступает профессиональная подготовка путём самообразования и обучения в образовательных учреждениях профессионального образования. Успешность образования определяется рядом факторов. Одним из них выделяют готовность, как эмоциональную, так и мотивационную, к приобретению профессии. В зарубежных университетах в основном вместо понятия «профориентация» используют сочетание «карьерное развитие». Например, в Канадских университетах существуют карьерные центры. Студенты могут посещать воркшопы от работодателей, презентации и индивидуальные консультации с карьерными советниками. Помимо этого, доступно наставничество по прохождению собеседований, где с обучающимися прорабатывают вопросы и ход процедуры.

Опираясь на предыдущие пункты, можно отметить, что профориентация описывается как процесс самоопределения будущей профессии, но это и выбор набора компетенций, которые пригодятся современному специалисту, а также подбор курсов повышения квалификации.

Рассмотрим специфику профориентационной работы со студентами. По мнению учёных, данный вид деятельности включает в себя несколько направлений: профессиональная диагностика; профессиональная информация; профессиональная консультация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.