Законодательная база строительства
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
УДК 624:17.025.13
Ю.А. ВАРФОЛОМЕЕВ, д-р техн. наук, засл. деятель науки РФ, советник РААСН (nil-se@mail.ru)
ООО «Научно-исследовательская лаборатория строительной экспертизы Баренц-региона» (163002, Архангельск, ул. Романа Куликова, 21)
0«_» о
внесении изменении в действующее законодательство для контроля качества проектирования и строительства малоэтажных многоквартирных домов
Оценено регулирующее воздействие ранее реализованных изменений законодательства на обеспечение безопасности строительства, предотвращение аварий и защиту граждан от некачественной строительной продукции. Выявлено, что действующее законодательство не предусматривает контроля качества проектно-сметной документации и строительства малоэтажных многоквартирных домов и объектов массового посещения площадью до 1500 м2 и высотой не более двух этажей, которые государственные, муниципальные заказчики покупают на аукционах еще до их постройки, используя бюджетные средства, выделяемые по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда. При анализе проектно-сметной документации и результатов обследований выявлены недостатки проектирования, строительства и эксплуатации малоэтажных многоквартирных зданий. Разработаны предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство.
Ключевые слова: малоэтажный дом, строительство, качество, экспертиза, законодательство.
Yu.A. VARFOLOMEEV, Doctor of Sciences (Engineering), Honoured Worker of Science of the Russian Federation, Counsellor of RAACS (nil-se@mail.ru) OOO "Research Laboratory of Building Expertise of Barents Region" (21, Romana Kulikova Street, 163002, Arkhangelsk, Russian Federation)
About Amendments to Existing Legislation for Control the Quality of Design and Construction of Low-Rise Apartment Houses
The regulating effect of previously realized changes in the legislation for ensuring the construction safety, preventing accidents and protection of citizens against off-grade building products is assessed. It is revealed that the legislation-in-force makes no provision for control of quality of design and cost estimating documentation and also construction of low-rise apartment houses and objects of mass visiting with an area of up to 1500 m2 and the height of not more than 2 storeys which state and municipal customers buy at auctions before their construction and use for this the budget funds allocated according the program of resettlement of citizens from failing housing stock. The analysis of design and cost estimating documentation and results of inspections reveals shortcomings of design, construction and operation of low-rise apartment houses. Proposals for amendments to the legislation have been developed.
Keywords: low-rise house, construction, quality, expertise.
Государственная политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) направлена на привлечение собственников объектов капитального строительства к участию в финансировании их возведения и эксплуатации. Реализуя эту концепцию, Государственная Дума изменила законодательство Российской Федерации для снижения административных барьеров и минимизации времени на процедуры согласования строительства [1]. При этом на собственников возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного вследствие нарушения требований безопасности при строительстве, эксплуатации, а также при повреждении или разрушении объектов. Требованиями Ф3-337 от 28.11.2011 г. [2] с 1 июля 2013 г. конкретизированы лица, ответственные за возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения требований безопасности при строительстве, эксплуатации, при повреждении или разрушении объектов, а также порядок этого возмещения. Повышена максимальная сумма компенсации потерпевшим с 1 млн до 3 млн р. в зависимости от тяжести ущерба. На собственников строительных объектов возложены повышенные требования к
разработке проектной документации и тщательному подбору лиц, выполняющих конкретные виды работ.
Оценка регулирующего воздействия изменений законодательства. На законодательном уровне был реализован комплекс мер по отказу от государственной экспертизы проектов [1]. Деятельность государственных контролирующих органов, состоящих из квалифицированных строительных экспертов, была объявлена малоэффективной и кардинально сокращены их полномочия.
После соответствующего изменения Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) [2] государство устранилось от функций допуска к работам по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Все эти функции с 01.01.2011 г. вменили общественным саморегулируемым организациям (СРО), сформированным профессиональным сообществом строителей. СРО получили право принимать собственные стандарты или одобрять стандарты, разработанные национальными объединениями. Предусмотрено заменить это право на вменение обязанности.
Научно-технический и производственный журнал
Оценим воздействие реализованных изменений законодательства на обеспечение безопасности строительства, предотвращение аварий и защиту граждан от некачественной строительной продукции. Статистические данные обрушения зданий и сооружений [1] свидетельствует о том, что уровень их безопасности понижается. Ожидаемая эффективность деятельности СРО не достигнута по ряду причин:
- значительный уровень износа зданий и сооружений в стране;
- дефицит квалифицированных кадров строительного профиля;
- появление большого количества «коммерциализированных» СРО, которые легко выдают допуск к работам без каких-либо правовых оснований и не контролируют соблюдения их членами требований ГрК РФ и технологических регламентов;
- многие собственники жилья не имеют технических, экономических знаний и навыков для реализации своих прав, неактивны и излишне доверчивы.
У граждан старшего поколения в период советской власти менталитет собственника подавляла идеология и система, что было большой ошибкой. В начале 1980-х гг. гражданам массово выделяли садово-огородные участки малой площади и запрещали возводить на них капитальные дома с подводкой сетей инженерных коммуникаций для создания комфортных условий проживания. В результате была утрачена реальная возможность решить сразу две стратегические задачи, используя энтузиазм граждан: обеспечить их жильем и значительно повысить продовольственную безопасность страны за счет приусадебных участков. Однако многие решения того периода по системе жилищно-коммунального обслуживания населения на основе комплексного планирования и документирования сейчас являются позитивным примером.
Безнаказанности неправомерной деятельности коммерциализированных СРО способствует неактивное действие правоохранительных органов, несогласованность законодательных актов РФ, наличие коррупционной составляющей. Для оперативного изменения ситуации был принят Ф3-113 [3], регламентирующий расширение перечня требований к СРО в сфере раскрытия информации по их деятельности.
Следует отметить, что в развитых странах дополнительный строгий контроль за деятельностью поставщиков продукции и услуг в сфере строительства осуществляют страховые компании, которые тщательно оценивают страхуемые объекты и расследуют страховые случаи. При выявлении любых нарушений они резко повышают суммы ежегодных страховых взносов или даже не допускают недобросовестных поставщиков на рынок.
Опыт последних лет показал, что многие российские страховые компании относятся к организациям с высоким риском банкротства, поступает много информации о злоупотреблениях. В некоторых критических ситуациях уставной капитал и активы страховой компании, длительно формировавшиеся в виде резервного фонда, оказывались меньше суммы долгов по обязательствам. По указанным причинам многие российские страховые компании не способны в полном объеме гарантировать выполнение функций по аналогии с зарубежной практикой страховых гарантий для обеспечения ответственности, возложенной на собственников. Копирование зарубежной системы дополнительного контроля в сфере строительства
по системе страхования в РФ пока не дало ожидаемого эффекта.
Основная часть собственников не имеет строительного образования и не может полноценно осуществлять функции контроля строительства и эксплуатации объектов без помощи квалифицированных специалистов соответствующего профиля. Участники парламентских слушаний 10.10.2013 г. констатировали, что отказ от экспертизы проектов с целью снижения административных барьеров на практике себя не оправдал [1]. С учетом результатов апробации это исключили из «дорожной карты». Распоряжением от 29.07.2013 г., №1336-р Правительство Российской Федерации отменило свое распоряжение от 16.08.2012 г. №1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» [4]. Процесс корректировки решений, принятых на федеральном уровне, в данном случае занял всего 11,5 месяцев, включая время апробации.
Расчеты показали, что вероятный совокупный ущерб от строительства объектов по проектной документации, содержащей ошибочные сметы, конструкционные и технологические решения, ежегодно составляет от 840 до 10678 млн р. [1]. При средней стоимости одной экспертизы 711 тыс. р. положительный эффект от снижения административных барьеров за счет отмены обязанности экспертизы проектов согласно расчетам может составить около 48 млрд р. в год.
Правоприменительная практика свидетельствует, что ограничение прав государственных контролирующих органов является преждевременным решением. Руководители органов Госстройнадзора субъектов РФ на межрегиональной конференции в Москве 04.10.2013 г. [5] оценили строительный контроль подрядчиков и заказчиков как неэффективный и отметили существенное снижение профессионального уровня рабочих и инженерно-технических работников строительного профиля. Преждевременное замещение системы государственного надзора негосударственными формами контроля за безопасностью строительства негативно повлияло на качество строительства в целом. Роль органов Госстройнадзора особо важна на этапах строительства и ввода объектов в эксплуатацию. При введении государственного надзора за малоэтажным строительством объемы работы резко возрастут. Однако даже без этих работ актуальной проблемой является несоответствие штатной численности работников Госстрой-надзора объему возложенных полномочий (увеличение количества подконтрольных объектов, передача полномочий по осуществлению пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического надзора) [5].
По результатам апробации реализуются меры по усилению роли государственного контроля для пресечения деятельности коммерциализированных СРО [1, 6, 7], включая право по обращению в суд с требованием об их исключении из государственного реестра. Разработан комплекс мер по усилению ответственности СРО за неправомерную выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В связи с начавшейся разработкой технических регламентов Таможенного союза Правительство РФ предложило 20.10.2010 г. Государственной Думе прекратить работы по разработке национальных технических регламентов, находящихся в ее комитетах [8]. Однако после вступления в силу
Законодательная база строительства
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
указанных регламентов неизбежно придется приводить ГрК РФ в соответствие с нововведениями [7]. В данном случае [8] имеет место не поддержка, а торможение актуальных для субъектов РФ инициатив по принятию и апробации изменений действующего национального законодательства. Следует отметить, что несмотря на рекомендации, в действующее законодательство было введено множество изменений [2, 3 и др.].
Анализ результатов многочисленных экспертиз, выполненных в Архангельской области и Ненецком автономном округе (НАО), показал, что одной из основных причин недостатков, выявленных при строительстве жилья в холодном климате, является несовершенство действовавшего законодательства РФ, которое предусматривало экспертизу проектно-сметной документации малоэтажных домов общей площадью помещений до 1500 м2 только в части проверки смет. Эту экспертную работу обычно выполнял Архангельский региональный центр ценообразования в строительстве. Только 28 ноября 2011 г. в ст. 49 часть 3.4 ГрК РФ внесли изменение о том, что проектная документация всех объектов, строительство которых финансируется за счет средств бюджетной системы РФ, подлежит государственной экспертизе (однако при приобретении таких домов в настоящее время государственной экспертизы проектов не требуется). Изменения введены в действие с 01.04.2012 г.
Саратовская областная дума внесла на рассмотрение в Государственную Думу предложение изменить п. 1 ст. 54 ГрК РФ с целью осуществления государственного строительного надзора в отношении нежилых зданий высотой до двух этажей общей площадью до 1500 м2 в случаях приобретения жилья (проект находится на рассмотрении в Государственной Думе) [9]. Однако даже после введения изменений [6, 9] в ГрК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях [10] (далее - КоАП РФ) действующим законодательством не предусмотрен государственный контроль качества проектно-сметной документации и строительства малоэтажных многоквартирных домов общей площадью помещений до 1500 м2. Контроль не предусмотрен даже при поступлении информации об их возведении без разрешения на строительство или с нарушением требований технических регламентов.
На Всероссийском выездном семинаре государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», состоявшемся в Ярославле 16-18.07.2014 г., было отмечено, что в субъектах РФ, лидирующих в стране по реализации программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда, 90% жилья не строят целевым порядком, а именно приобретают. Объявлено о намерении сокращать бюджетное финансирование за счет привлечения частных инвестиций [11]. В связи с этим выявленные несовершенства действующего законодательства имеют большое значение для обеспечения безопасности и долговечности строящегося и приобретаемого жилья, контроля его качества.
Обоснование актуальности нововведений в действующее законодательство. При приобретении жилья по программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда муниципальные образования сначала проводят для потенциальных застройщиков аукционы по приобретению земельных участков за максимальную цену, а затем - аукционы по продаже за минимальную цену еще не построенных квартир. При этом с участников аукциона
берут залог 10% на обеспечение контракта. Победителю аукциона, как правило, выделяют аванс 15%, редко 30%. В итоге фактический аванс составляет лишь 5-20%.
Как отмечено выше, действующим законодательством не предусмотрено проведение государственной экспертизы проектов и государственного технического надзора в ходе строительства малоэтажных зданий общей площадью до 1500 м2. Отсутствие контроля привлекает авантюрных застройщиков. Готовое жилье со множеством недостатков недобросовестные застройщики иногда неправомерно сдают в эксплуатацию местным органам власти, многие из которых не имеют в своем штате компетентных специалистов строительного профиля.
Создавшаяся ситуация противоречит декларируемой государственной политике обеспечения влияния граждан на строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, хотя на возведение или приобретение их расходуются большие средства из бюджетной системы РФ разных уровней. Это повышает риск строительства объектов с нарушением установленных технических требований, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан. В настоящее время «эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 р.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 р.; на юридических лиц - от 10000 до 20000 р.» (п. 5 ст. 9.5 КоАП РФ [10]). Правоприменительная практика показывает, что эти суммы административных взысканий в настоящее время являются символическими и неэффективны. Необходимо безотлагательно ввести изменения [1, 7, 12] в действующее законодательство.
Учет специфики строительства в холодном климате. В состав сухопутной территории Арктической зоны РФ [13] входят НАО и следующие муниципальные образования Архангельской области: «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск». Общая численность населения Архангельской области на 01.01.2014 г. составляет 1148760 чел., НАО - 43025 чел., средняя плотность населения соответственно 1,98 чел./км2 и 0,242 чел./км2, а если учесть очаговую концентрацию в городах, то плотность сельского населения 0,46 чел./км2 и 0,11 чел./км2 [14]. Общая территория Архангельской области составляет 589913 км2, НАО - 177700 км2, численность населения 43025 чел., в том числе в г. Нарьян-Маре - 23390 чел. Массовое строительство быстровозводимых комфортных малоэтажных домов позволит достигнуть более равномерного распределения населения по территории. Указанная специфика расселения обусловливает значительную удаленность домов друг от друга. Осуществлять квалифицированный контроль за их строительством очень трудно, а действующие законы создают дополнительные препятствия этому важнейшему делу. Из-за несовершенства законодательной базы неэффективно расходуются бюджетные средства, выделяемые на повышение качества жизни людей и развитие инфраструктуры обширных, но малонаселенных северных территорий. Это наносит значительный ущерб обеспечению контроля приграничных территорий на побережье арктических
Научно-технический и производственный журнал
морей, освоению богатых природных ресурсов. Развитие современного малоэтажного жилищного фонда и инфраструктуры жизнеобеспечения стратегически важных северных регионов имеет большое значение для обеспечения национальной безопасности РФ.
На Севере быстрее, чем в средней полосе или на юге РФ, проявляются ошибки, допущенные при проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов. Города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Мезень и многие другие населенные пункты Архангельской области традиционно расположены на побережьях морей, рек и озер, которые являются природными судоходными транспортными магистралями для грузопассажирских перевозок. На прибрежных территориях часто встречаются торфы или пучинистые глинистые грунты. Необходимость устройства свайных фундаментов удорожает все строительство на 2040%. Однако такое значительное удорожание не учитывается в полной мере при утверждении нормативной стоимости 1 м2 жилья, строящегося за бюджетные средства. При этом доля ветхого и аварийного жилищного фонда в дотационной Архангельской области, по данным Росстата на конец 2011 г., является одной из самых больших по стране - 8% [14].
Значительную часть себестоимости строительства составляют транспортные затраты, обусловленные отдаленностью северных территорий, имеющих слаборазвитую инфраструктуру дорог. В некоторые населенные пункты все строительные грузы приходится завозить только по сезонным зимним дорогам после формирования ледяного покрова требуемой прочности на водоемах и обширных заболоченных территориях, занимающих 15,6% от общей площади Архангельской области [14]. Например, на зимней дороге содержание переправы грузоподъемностью до 40 т через реку Мезень составляет 12 млн р. за сезон. В г. Мезень, с. Верхняя Тойма, пос. Двинской Холмогорского района и др. осуществляют сезонный завоз строительных грузов водным транспортом по большой воде в весеннее половодье, выполняя несколько перегрузок.
Благоприятный для строительства теплый период на Севере очень короток. Возведение здесь фундамента из монолитного бетона может затянуть сдачу объекта на целый год по технологическим причинам. Поэтому строительство в холодном климате обходится значительно дороже, чем в средней полосе или на юге. Любые ошибки здесь проявляются в виде ускоренной деструкции материалов и конструкций с более быстрой потерей ими требуемых эксплуатационных свойств.
В нашей стране бытует упрощенное представление о деревянном домостроении. Однако любые ошибки, допущенные при проектировании, строительстве и эксплуатации, наиболее быстро проявляются именно в домах с деревянными конструкциями. Поэтому деревянным домостроением должны заниматься только квалифицированные специалисты. Ошибки в подходе к проблеме малоэтажного домостроения, включая несовершенство действующего законодательства, уже повлекли ощутимый ущерб при дорогостоящем возведении новостроек на арктических и субарктических территориях. В настоящее время приходится тратить много средств и времени на исправление выявленных недостатков.
Анализ результатов строительно-технических экспертиз в холодном климате. Согласно ФЗ-44 [15] основным критерием получения подрядов на проектирование и строительство является минимальная цена за работу, на что должен согласиться потенциальный подрядчик. В по-
I _
*тг т Tf~ ^Н TT
Рис. 1. Буровинтовая свая смещена, внецентренно сжата. На некоторых участках деревянных конструкций отсутствует защитная обработка. Примыкающая поперечная балка имеет недостаточную длину площадки опирания на стальную пластину
следние годы появляется много новых фирм, позиционирующих себя как организации, специализирующиеся на деревянном домостроении. Они готовы по демпинговым ценам проектировать и строить деревянные дома, хотя ранее некоторые из них не имели опыта в этом деле. Беспредельно минимизируя затраты, некоторые победившие подрядчики авантюрно переоценивают свои возможности в сфере проектирования и выполняют эту работу собственными силами. Дешевые проекты часто готовят не самые квалифицированные проектировщики. По низкокачественным проектам затем строят. При этом надзорные органы обязаны контролировать, чтобы не было отклонений от проекта, иначе возможны санкции за нецелевое расходование бюджетных средств. Улучшение проекта, проверка и повторное утверждение занимают много времени, которого у строителей обычно не хватает, чтобы уложиться в контрактные сроки сдачи малоэтажного дома в эксплуатацию.
Для удешевления строительства генеральный подрядчик вынужден приобретать самые дешевые строительные материалы и привлекать неквалифицированных работников. При таком подходе строители добавляют к проектным ошибкам свои дефекты. В итоге дом, построенный за бюджетные средства, не соответствует требованиям безопасности и обладает низкими эксплуатационными характеристиками, в том числе малой долговечностью.
При строительных экспертизах на Севере выявлено много ошибок, допущенных при возведении фундаментов на пучинистых или слабых торфяных основаниях с использованием стальных винтовых свай, которые выполнены в виде полых труб с буровой насадкой внизу. Их стальные стенки имеют толщину 4-10 мм (возможны отклонения) и наиболее интенсивно корродируют на уровне поверхности грунта. При внецентренном нагружении ресурс их долговечности значительно снижается (рис. 1).
При использовании свай с тонкими стальными стенками усложняется производство сварных работ и снижается надежность получаемых швов при устройстве дополнительного крепежа в виде подпорных косынок, подкосов и т. п.
В 1993 г. в России был запущен завод по производству пенополистирольных термоструктурных панелей, являющихся основой системы быстровозводимых, в том числе объемно-модульных, зданий высокой заводской готовности [16-18]. За прошедшие годы по данной технологии
Законодательная база строительства
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 2. Окно меньше минимально допустимого размера
построено множество жилых домов и объектов соцкультбы-та, в том числе в районах Севера, Западной и Восточной Сибири. При использовании заводских проектов, строгом соблюдении технологии строительства и авторском надзоре дома из термоструктурных панелей уже длительное время эксплуатируются в условиях сурового климата.
Однако при использовании термоструктурных панелей в неапробированных проектах, выполненных специалистами недостаточной квалификации, допускаются ошибки, влекущие за собой существенные нарушения санитарных норм и требований безопасности.
В домах-термосах с герметичными многослойными стенами из-за высокого содержания выдыхаемого жильцами углекислого газа и токсичных выделений вследствие использования дешевых красок, обоев, пластмассовых строительных изделий качество воздуха часто не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. С целью удержания тепла в таких домах иногда не предусматривают эффективных систем приточной и вытяжной вентиляции для обеспечения жилья качественным воздухом. Системы рекуперации воздуха в проектах встречаются очень редко. Вентиляцию осуществляют через клапаны в стенах или путем открытия окон или форточек. При несоответствии домов требованиям энергоэффективности потребители не смогут экономить на платежах за энергопотребление при эксплуатации жилья.
Проектирование жилья по социальным нормам [19] осложнено большим количеством ограничений. Например, в условиях холодного климата очень трудно обеспечить нормативную инсоляцию маленьких помещений (рис. 2) [20, 21]. Возможности переноса окон ограничены требованиями архитекторов к фасадам здания. При этом площадь помещений не должна превышать социальную норму (излишки запрещено финансировать за счет средств бюджетной системы РФ).
Экспертизы проектов показали, что при расчете инсоляции часто ошибаются из-за неправильного учета разных уровней освещенности по сторонам света. Наименьшее значение инсоляции с северной стороны. Встречаются случаи, когда площадь запроектированных оконных проемов в 3,15-3,84 раза меньше нормативного значения, равного 1/8 от площади пола освещаемой жилой комнаты, а в кухнях - в 1,3 раза меньше (п. 9.13 [19]). Для исправления ситуации потребуется увеличить высоту и ширину оконных проемов (рис. 2). Изменение габаритов проемов созда-
Рис. 3. Отсутствует теплоизоляция трубопровода под домом. Не заделаны зазоры в панели около трубы. Перекрытие из ППС не имеет защиты от грызунов
ет риск ослаб-ления несущей конструктивной системы дома заводской комплектации, все элементы которого по сечению и местоположению оптимизированы. Кроме того, любое изменение стандартных решений в быстровозводимых домах из элементов заводского изготовления влечет значительное удорожание.
Панели из пенополистирола (ППС) имеют низкую прочность при сжатии и изгибе по сравнению с древесиной и другими материалами, плохо удерживают саморезы и другие крепежные элементы, работающие на вырыв. Отсутствуют научно обоснованные нормативные значения прочности ППС при выдергивании из него крепежа разных видов, а также неизвестны закономерности динамики деформаций ППС [22] при длительном действии эксплуатационной нагрузки разного уровня. Это затрудняет конструирование и выполнение нижней обшивки панелей из ППС с использованием листовых материалов, предназначенных для защиты от огня или грызунов (рис. 3).
Анализ проектов малоэтажных домов с применением ППС показал, что наиболее нагружены внутренние несущие стены, на которые с двух сторон опираются панели перекрытия, а также внецентренно сжатые наружные стены, изгибаемые панели цокольного и междуэтажного перекрытий [23]. Иногда панели из ППС монтируют с недопустимыми зазорами и стыки промерзают в зоне несущих элементов обрамления из стальных гнутых уголков. Встречаются дефекты при устройстве пароизоляции.
Выявлены ошибки в проектах конструкции крыш, дефекты продольных стыков панелей, монтажа и защитной обработки деревянных балок цокольного перекрытия, устройства отмостки и др. Встречаются несоответствия требованиям пожарной безопасности.
Для однокомнатных квартир площадь кухни либо кухни-ниши должна быть не менее 5 м2, для двухкомнатных - не менее 8 м2 (п. 5.7, [19]). Иногда при наличии газоснабжения в кухне не обеспечен обмен воздуха согласно норме 100 м3/час. В туалетах нормативная скорость воздухообмена - 25 м3/час. Воздух с вредными запахами следует удалять через отдельные стояки вытяжной вентиляции непосредственно на улицу без перетоков в другие помещения (табл. 9.1, [19]).
В некоторых реализованных проектах вводы систем канализации и водопровода не имеют надежной теплоизоляции (рис. 3). Зимой при размораживании труб под домом
Научно-технический и производственный журнал
появляются опасные протечки, которые активизируют процессы биологической деструкции деревянных конструкций в цокольной части здания. Суммарная площадь продуховых проемов в цокольных стенах некоторых новостроек меньше 1/400 от общей площади пола цокольного помещения, что не соответствует нормативному значению (п. 9.10, [19]).
Проектирование по принципу подгонки площади помещений под номинальный норматив снижает комфортность и эргономичность жилья. Исключается возможность получения в полной мере экономического эффекта от применения строительных изделий модульных размеров. При строительстве все приходится подрезать и подгонять, поэтому увеличиваются трудозатраты и количество отходов. В итоге резко возрастает влияние субъективного фактора на общее качество строительства.
Анализ опыта малоэтажного домостроения. В настоящее время в Архангельской области никто не строит без наличия проектно-сметной документации, утвержденной заказчиком к производству работ. Преждевременный износ новых домов с деревянными конструкциями вследствие ошибок проектирования, строительства и эксплуатации может нанести непоправимый ущерб их имиджу у потребителей. От этого больше всех пострадают добросовестные производители комплектов быстровозводимых каркасных, панельных и модульных домов заводского изготовления. В случае снижения потребительского спроса развитие стандартного деревянного домостроения в нашей лесной стране в очередной раз может замереть на несколько десятилетий.
Достаточно вспомнить, как около тридцати лет назад в России активизировались работы по развитию заводского стандартного деревянного домостроения. По примеру зарубежных покупателей российских пиломатериалов для домостроения следовало отбирать самую лучшую древесину, рационально размещать вновь создаваемые высокотехнологичные производства с учетом специфики местного сырья, изучать потребительский спрос и под него совершенствовать технологию заводского стандартного домостроения, улучшать жилье для повышения качества жизни населения.
Стандартный процесс формирования квалифицированного спроса на малоэтажные дома включает систематическую выдачу потребителям достоверной информации о преимуществах, наиболее уязвимых местах и перспективах деревянных домов. Следовало step by step — шаг за шагом просвещать людей, чтобы они самостоятельно могли отличать хорошее от плохого, выявлять фальшивки. В результате к развитию отрасли деревянного домостроения, творчески подключилось бы все население.
Однако значительные силы отечественной науки были отвлечены на удешевление того, чего еще фактически не существовало. Наши ученые-деревообработчики «позаимствовали» научную тематику Америки, Скандинавии, Германии и других развитых стран, имевших мощнейшую современную индустрию деревянного домостроения и устойчивый спрос на ее продукцию, в том числе за рубежом. В России эта отрасль значительно отстала. Несмотря на это, наши ученые начали работать над проблемой получения «дополнительной экономии» от применения в домостроении клееных элементов из низкосортной древесины и отходов лесопиления. В Центральном научно-исследовательском институте механической обработки древесины и других научных организациях появились емкие госбюджетные темы по этому направлению.
Научные результаты были опубликованы, доложены на конференциях и симпозиумах, что позволило более продвинутым зарубежным производителям воспользоваться этим и основательно сэкономить на исследованиях. Малоценные породы древесины, которые тогда активно изучали, массового применения в домостроении нашей страны не нашли. Потребители предпочитали долговечные и прочные дома из лиственницы, сосны, ели. Выделенные бюджетные средства и интеллектуальные ресурсы были использованы нерационально, ожидаемой практической пользы отечественным предприятиям наука тогда не принесла.
Анализ показал, что в Германии и других развитых странах в настоящее время новое социальное жилье строят не микрорайонами, а в основном равномерно размещают по городу. Благодаря этому в обществе обеспечивается снижение различия граждан по уровню материального благосостояния, а также не допускается очагового увеличения плотности населения. Последний фактор важен для оптимальной организации работы городского транспорта, размещения автостоянок, подземных или многоэтажных гаражей.
Апробация массового строительства социального и муниципального жилья [19] на европейском Севере показала, что следует изменить законодательство в части конкретизации нормативных требований к размещению таких плотно заселенных домов [24]. Равномерное распределение домов с социальным и муниципальным жильем в центральной части городских территорий, имеющих развитую инфраструктуру, позволит резко повысить потребительскую стоимость малогабаритных квартир. Это даст большой социальный и экономический эффект от государственных инвестиций в капитальное строительство безопасного, долговечного, комфортного и эргономичного малогабаритного жилья.
Предложения по изменению действующего законодательства. На основании результатов строительно-технических экспертиз, проведенных на европейском Севере России, предложено ввести следующие изменения в действующее законодательство.
1. Ускорить рассмотрение в Государственной Думе проекта ФЗ № 526013-6 «О внесении изменений в ГрК РФ» с актуальными предложениями [1, 7, 12]:
а) ст. 54 ч. 1: «Возложить на органы местного самоуправления функции по выявлению нарушений требований технических регламентов, незаконного и некачественного строительства малоэтажных многоквартирных домов, которые государственные, муниципальные заказчики покупают на аукционах еще до их постройки за счет бюджетных средств по программе переселения граждан из аварийного жилого фонда. Наделить органы государственного надзора полномочиями по проведению внеплановых проверок в случае поступления информации о незаконном строительстве указанных домов или с нарушением требований технических регламентов строительства и наложению административного взыскания на лиц, осуществляющих такое строительство» [1, 7, 12];
б) Нововведение Архангельской обл.: на стадии рассмотрения Государственной Думой ввести следующее изменение в предложение Саратовской областной думы [9] в ст. 49 ч. 3.4: «Проектная документация всех новых объектов, которые строят или приобретают за счет средств бюджетной системы РФ, подлежит государственной экспертизе».
2. «О внесении изменений в КоАП РФ» - ускорить рассмотрение в Государственной Думе актуальных изменений [1, 7, 12], изложенных в проекте ФЗ № 526013-6:
Законодательная база строительства
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
а) ч. 5 ст. 9.5: «Увеличить максимальный размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц за эксплуатацию объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию, от 500 тыс. р. до 1 млн р. (с возможностью административного приостановления деятельности по эксплуатации объекта в судебном порядке)»;
б) установить повышенную административную ответственность, в том числе персональную, вплоть до дисквалификации должностных лиц, за нарушения обязательных требований при осуществлении строительного контроля, а также за невыполнение обязательных работ по консервации объектов;
в) наделить органы Госстройнадзора субъектов РФ правом самостоятельного рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.5-1 (осуществление работ без обязательного свидетельства о
Список литературы
1. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Законодательное регулирование обеспечения безопасности зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования». Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству. Москва. 10.10.2013.
2. Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации». Введен с 01.07.2011.
3. Федеральный закон от 07.06.2013 № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулирующих организаций». Введен в действие поэтапно с 07.06.2013; 05.12.2013; 07.06.2014.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (утратило силу на основании распоряжения Правительства РФ от 29.07.2013 №1336-р).
5. Резолюция межрегиональной конференции руководителей органов Госстройнадзора субъектов Российской Федерации. Москва, 2-4.10.2013.
6. Проект ФЗ № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 20.03.2013.
7. Проект от 21.03.2014 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (письмо Минстроя России от 01.04.2014 № 5218-ЕС/08).
8. Письмо Правительства РФ от 20.10.2010 № 5376-п-П7 в Государственную Думу РФ.
9. Проект ФЗ № 171692-6 «О внесении изменения в статью 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Саратовская областная дума (внесен 14.11.2012, находится на рассмотрении).
10. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях».
11. фонджкх.рф/news/138099.html (дата обращения 01.09.14)
12. Проект ФЗ № 526013-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс
допуске) [1, 7, 12]. В настоящее время эти функции возложены на судей арбитражных судов, что значительно снижает оперативность и эффективность принятия важных решений.
Развитие современного малоэтажного домостроения и инфраструктуры жизнеобеспечения в северных регионах имеет большое значение для обеспечения национальной безопасности РФ. Учитывая длительность процедуры внесения изменений в законодательство РФ [2, 3 и др.] и технические регламенты Таможенного союза, утверждаемые решением Совета Евразийской экономической комиссии [7], рассматриваемую проблему целесообразно решать поэтапно. При этом необходимо контролировать согласованность нововведений в законах различных уровней. На первом этапе следует безотлагательно ввести соответствующие изменения в законодательную базу субъекта РФ, позволяющие улучшить создавшуюся ситуацию.
References
1. Recommendations of the parliamentary hearings on the topic «Legal regulation of the safety of buildings and structures: problems and main areas for improvement». State Duma Committee on Land Relations and construction. Moscow, 10.10.2013. (In Russian).
2. The Federal Law of 28.11.2011 № 337-FZ «On Amendments to the Town Planning Code of the Russian Federation and certain acts of the Russian Federation». Introduced from 01.07.2011. (In Russian).
3. The Federal Law of 07.06.2013 № 113-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on issues of information transparency of self-regulatory organizations». Introduced in stages from 07.06.2013; 05.12.2013; 07.06.2014. (In Russian).
4. Order of the Government of the Russian Federation of 16.08.2012 №1487-p»On approval of the plan («roadmap») «Improving the business climate in the construction industry»(no longer in effect by order of the Government of the Russian Federation of 29.07.2013, №1336-p). (In Russian).
5. Resolution of inter-regional conference of heads of State Construction of the Russian Federation. Moscow, 2 4.10.2013. (In Russian).
6. Draft Federal Law № 50482-6 «On Amendments to the Town Planning Code of the Russian Federation» from 20.03.2013. (In Russian).
7. Project on 03.21.2014 Technical Regulations of the Customs Union «On the security of buildings, building materials and products» (letter to the Ministry of Construction of Russia from 01.04.2014, №5218-EU / 08). (In Russian).
8. Letter from the Government of the Russian Federation of 20.10.2010, № 5376-p-P7 in the State Duma. (In Russian).
9. Draft of Federal Law № 171692-6 «On Amendments to Article 54 of the Town Planning Code of the Russian Federation». Saratov Regional Duma (introduced 14.11.2012, pending). (In Russian).
10. Federal Law of 30.12.2001 № 195-FZ «The Code of Administrative Offences». (In Russian).
11. Fund housing and communal services http://xn--d1aemje9am. xn--p1ai/news/138099.html (date of access) (In Russian).
12. Draft of Federal Law № 526013-6 «On Amendments to the Town Planning Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offences» (proposed in May 2014,
Научно-технический и производственный журнал
РФ об административных правонарушениях» (предложен в мае 2014 г., на рассмотрение в Государственную Думу не внесен).
13. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 «Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации»
14. Статистический бюллетень. - Росстат. 2011-2014.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Введен с 01.01.2014.
16. Андреев В.Ф. Термоструктурные панели «Радослав» -в практику российского строительства // Строительные материалы. 1998. № 4. С. 24-26.
17. Андреев В.Ф. Система модульного домостроения «Пере-славль». Объемно-модульные здания для малоэтажного строительства // Строительные материалы. 2001. № 9. С. 14.
18. Андреев В.Ф. Жилые дома заводского изготовления // Строительные материалы. 2004. № 4 / Архитектура. № 2. С. 7-9.
19. Свод правил СП 54.13330.2011. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-012003. Введено 20.05.2011.
20. Свод правил СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*. Daylighting and artificial lighting. Введено 20.05.2011.
21. СанПиН 2.1.2.1002-00 (с изм. 1-2007). Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Введено 01.07.2001.
22. ТУ 2244-002-79029060-05 (с изменениями от 02.03.2009) Термоструктурные панели системы «Радослав».
23. Рекомендации по расчету стеновых термоструктурных панелей системы «Радослав»// ЦНИИПСК им. Мельникова. М., 2013.
24. Свод правил СП 42.1330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Urban development. Urban and rural planning and development. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Введено 20.05.2011.
for consideration by the State Duma has not been paid). (In Russian).
13. Decree of the President of the Russian Federation of 02.05.2014, № 296 «land territory of the Russian Arctic». (In Russian).
14. Statistical Bulletin. Rosstat. 2011-2014. (In Russian).
15. Federal Law of the Russian Federation 05.04. 2013 № 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs». Introduced from 01.01.2014. (In Russian).
16. Andreev V.F. Thermostructural panel «Radoslaw» - into the practice of Russian construction. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 1998. No. 4, pp. 24-26. (In Russian).
17. Andreev V.F. The modular housing construction «Pereyaslavl». Space-modular buildings for low-rise building. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2001. No. 9, pp. 14. (In Russian).
18. Andreev V.F Residential manufactured homes. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2004. No. 4. Arkhitektura. No. 2, pp. 7-9. (In Russian).
19. Rulebook SP 54.13330.2011. Multifamily residential buildings. The updated edition of SNIP 01/31/2003. Published 20.05.2011. (In Russian).
20. Rulebook SP 52.13330.2011 Natural and artificial lighting. The updated edition of SNIP 23-05-95*. Daylighting and artificial lighting. Published 20.05.2011. (In Russian).
21. SanPin 2.1.2.1002-00 (amended. 1-2007). Sanitary and epidemiological requirements for residential buildings and premises. Published 01.07.2001. (In Russian).
22. TU 2244-002-79029060-05 (as amended on 02.03.2009) Thermostructural panel system «Radoslaw».(In Russian).
23. Recommendations for the calculation of thermo-wall panels of the «Radoslaw». TsNIIPSK named after Melnikov. Moscow. 2013. (In Russian).
24. Rulebook SP 42.1330.2011. Urbanism. Planning and development of urban and rural settlements. Urban development. Urban and rural planning and development. The updated edition of SNIP 2.07.01-89*. Published 20.05.2011. (In Russian).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ ПО «ЭКОУСТОЙЧИВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ»
Союзом архитекторов России совместно с НП «Совет по «зеленому» строительству» в 2013 г. создана и зарегистрирована в Росстандарте Система добровольной сертификации «Оценка экоустойчивости среды обитания «САР-СПЗС». Система не только демонстрирует, как проектировать, строить и эксплуатировать энергоэффективные и экологичные здания, но и задает степень их комфорта, долговечности и надежности.
Подробно ознакомиться с Системой добровольной сертификации «Оценка экоустойчивости среды обитания «САР-СПЗС» и пройти обучение можно на трехдневных образовательных курсах, которые будут полезны профессионалам в области архитектуры, строительства, управления недвижимостью, производства строительных материалов, а также для начинающих специалистов в указанных областях.
Образовательные курсы помогут получить знания об особенностях проектирования, строительства и эксплуатации экоустойчивых зданий, о системе оценки жизненного цикла, о роли строительных материалов в создании здорового микроклимата.
Учебный курс состоит из лекций и семинаров общей продолжительностью 21 час. В последний день обучения пройдет оценка знаний слушателей курсов посредством экзаменационного тестирования.
Специалисты, успешно сдавшие экзамен, получат квалификацию "Консультант САР-СПЗС".
Стоимость обучения: 35 000 руб.
Место: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 9, Бизнесцентр «Ситидел»
Дата и время: 22-24 октября 2014 г. (с 10:00 до 18:00 ч.)
Подробная информация: +7 495 691 9845, +7 926 598 62 72 n.gutorova@rsabc.ru http://rsabc.ru/