О ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИКИ ЛОНГИТЮДНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ КЫРГЫЗСТАНА (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ОПЫТА ВИЛЬНЮССКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Кудайбергенова Т.А., Айдаров З.А.
Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева, Бишкек, Кыргызстан
Недобросовестные медицинские исследования являются актуальной проблемой для всего мира. Низкая культура научных исследований -одна из главных причин проблемы. Медицинские вузы играют большую роль в воспитании культуры научных исследований. Цели работы - ознакомление и раскрытие опыта научной и этической подготовки медицинского факультета Вильнюсского университета (Литовская Республика) и на основе проведенного исследования разработка рекомендаций по внедрению методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинских вузах Кыргызстана. В задачи исследования вошло изучение таких компонентов образовательной системы факультета, как ценностные основания, учебные планы и программы по научной и этической подготовке; подразделения вуза, занятые в обучении; обучающие методы и ресурсы.
Результаты исследования показали, что подготовка добросовестных исследователей на факультете имеет государственный масштаб и значение. Ценностными основаниями образовательной среды являются традиционные ценности классического университета, подкрепленные фундаментальными ценностями академической этики и этики научных исследований, демократической атмо-сферы и социальной ответственности. Комплексный подход к обучению включает раннее, продолжительное по времени, целенаправленное и постепенное обучение в течение всего периода преддипломной подготовки на факультете. При этом этическая и научная подготовка рассматривается в комплексе и чередуется в определенном порядке, обеспечивающем преемственность блоков дисциплин, облегчая, структурируя и потенцируя процесс овладения необходимыми для научной деятельности профессиональными компетенциями. Теоретические знания закрепляются с помощью практической подготовки студентов в интернатуре на 6-м году обучения. Богатые ресурсы системы этической экспертизы, биоэтического информирования, национального и международного масштаба служат механизмами этического регулирования научных исследований и наглядным примером практического применения этики научных исследований, а также важными учебными ресурсами для подготовки добросовестных исследователей в вузе. Таким образом, Вильнюсский университет располагает благоприятной образовательной системой, интегрировано и целенаправленно обеспечивающей развитие профессиональных компетенций и ценностей добросовестной научной медицинский практики на всех этапах преддипломной подготовки. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что Вильнюсский университет располагает положительным опытом создания оптимальной образовательной системы для воспитания культуры научныхисследований у студентов-медиков, который может быть полезен для разработки и в дальнейшем для внедрения методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинских вузах Кыргызстана.
Ключевые слова:
добросовестная научная практика, культура научных исследований, этика научных исследований, медицинские вузы, учебные программы, методика лонгитюдной подготовки
№ 2, 2018
ON THE INTRODUCTION OF THE METHODOLOGY OF LONGITUDINAL EDUCATION OF RESPONSIBLE RESEARCHERS IN MEDICAL SCHOOLS OF KYRGYZSTAN (BASED ON STUDIES OF THE VILNIUS UNIVERSITY EXPERIENCE)
Kudaibergenova T.A., Aidarov Z.A.
I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy, Bishkek, Kyrgyzstan
Medical research misconduct is an urgent problem all over the world. A poor culture of scientific research is one of the main reasons of the problem. Medical schools are given great importance in the nurturing of culture of scientific research.
The aims of study is an acquaintance and discloses of an experience of scientific and ethical education at the Faculty of Medicine of Vilnius University (Lithuania) and, on the basis of the study, develop recommendations for the implementation of a methodology of a longitudinal responsible researchers' education in medical schools in Kyrgyzstan. The research tasks included the study of such components of the faculty educational system as: value bases, curricula and programs for scientific and ethical education; university departments engaged in training; teaching methods and resources. The study results showed that the responsible researchers' education at the faculty has a state scale and significance. The values of the educational environment are the traditional classical university values, forced by the fundamental values of academic ethics and research ethics, democratic atmosphere and social responsibility. An integrated approach to education process includes early, long-term, targeted and gradual training throughout the pre-diploma training at the faculty. At the same time, ethical and scientific training are considered in a complex and alternating in a certain order, ensuring continuity of blocks of disciplines, facilitating, structuring and potentiating the process of mastering, necessary for scientific activity, professional competencies. Theoretical knowledge is forced by practical training in internship at the sixth year of training. The rich resources of the biomedical research review system and bioethical informing at national and international levels serving as mechanisms for ethical regulation of scientific research and clear example of the research ethics practical application as well as important learning resources for responsible researchers' education at the university.
Thus, Vilnius University has a favorable educational system, integrating and purposefully ensuring the development of the professional competencies and values of responsible conduct of medical research at all stages of pre-diploma training.
As a result of our research, we came to the conclusion that the Vilnius University has a positive experience in creating an optimal educational system for the nurturing of a culture of scientific research at medical students, which can be useful for developing and further implementation a longitudinal method of responsible researcher's education at medical schools in Kyrgyzstan.
Keywords:
responsible conduct of research, culture of scientific research, research ethics, medical schools, training programs, methodology of longitude education
Недобросовестные медицинские исследования являются актуальной проблемой для всего мира. Несмотря на то что трудно дать точное исчерпывающее определение недобросовестных научных исследований, «некоторые вопиющие нарушения» и мошенничество в науке признаются примерами такой практики [1-3].
Так, в зарубежных научных медицинских журналах многих стран мира обнаружено большое количество исследований, серьезно испорченных несоответствующим дизайном, нерепрезентативными выборками, неправильными методами анализа и ошибочной интерпретацией. Результаты исследований часто предвзяты и непригодны для использования. В испытаниях около 1/3 вмешательств недостаточно описаны, а значит, не воспроизводимы (здесь и далее перевод авторов) [4-10].
Подобное состояние также характерно для публикаций медицинских исследований в национальных журналах стран СНГ, в которых обнаруживаются неадекватный дизайн и крайне низкое качество статистического анализа данных исследований. Более того, наблюдаются грубые нарушения авторских прав, сокрытие конфликта интересов, плагиат и фальсификация данных [3, 11-13].
Такие нарушения в исследованиях являются скандальными по причине значительной и неоправданной растраты ресурсов. Они вводят в заблуждение и снижают доверие общественности к медицинской науке [4, 14-16].
Более того, обман в клинической науке ведет к ложному знанию, которое может стать «причиной создания опасных клинических рекомендаций» и продвижения на рынки недоброкачественных лекарственных средств [3, 16, 17].
А для стран СНГ такие нарушения еще более опасны, так как расходуют и без того ограниченные ресурсы, подрывают целостность и препятствуют развитию национальной медицинской науки, а также формируют неправильные представления о науке у молодых ученых и врачей [17], создавая порочный круг недобросовестной научной практики.
Несмотря на усилия, прилагаемые в развитых странах мира по решению проблемы путем создания независимых комитетов по соблюдению целостности науки, а также исследовательских этических комитетов по экспертизе соответствия медицинских исследований этическим требованиям, проблема остается нерешенной. Скандальные медицинские исследования продолжают проводиться и публиковаться в научных журналах [1, 8, 18].
Для стран СНГ, включая Кыргызстан, проблема еще более острая, так как в них нет никаких механизмов по соблюдению целостности науки, а система экспертизы исследований этическими комитетами недостаточно развита или отсутствует. Более того, в этих странах этическая экспертиза исследований еще не стала повседневной реальностью, как в развитых странах, а напротив, рассматривается как помеха исследованию. Собственный опыт работы в составе исследовательских этических комитетов медицинских вузов некоторых стран постсоветского пространства показал у исследователей формальное, чаще негативное отношение к этическим требованиям, рассматриваемым ими как искусственные бюрократические барьеры. Данный опыт подтверждается исследованиями о том, что этические комитеты во многих странах постсоциалистического пространства часто вынуждены работать в равнодушной или враждебной среде [19-21].
Отсюда следует, что попыток повлиять на недобросовестные медицинские исследования методами оценки их соответствия и качества недостаточно, а в случае стран СНГ еще и опасно в силу их неприятия и низкой эффективности. Осложняет проблему также слабая подготовка или ее отсутствие у самих членов этических комитетов этих стран. Ведь все обнаруженные исследования с нарушениями прошли экспертизу в этических комитетах [12].
Кроме этого, низкая эффективность этих методов показывает, что проблема глубже, чем уровень контроля. Проблема в самих исследователях, которые вынуждены по карьерным причинам проводить исследования, к которым они плохо подготовлены и которые никто не останавливает. Тревожно то, что лидеры в области медицинской профессии, широко признавая существование проблемы, меньше всего обеспокоены этим и не предпринимают никаких попыток найти решение [1, 2, 8].
В результате в недобросовестную научную практику больше всех вовлечены медицинские вузы, медицинские работники и студенты-медики [7, 22, 23]. Все это ведет к неутешительному выводу и опасениям ученых о том, что в сложившихся условиях количество скандальных медицинских исследований будет только расти [2, 8].
Отсюда следует, что проблема недобросовестных медицинских исследований в странах СНГ прежде всего заключается в пренебрежении принципами добросовестной научной практики как самими исследователями, так и лидерами в области медицинской профессии, включая медицинские вузы, что, на наш взгляд, является следствием низкой культуры научных исследований в этих странах [3].
Понятие «культура научных исследований» в странах постсоветского пространства обсуждается не так давно. Говоря о важности подготовки добросовестных исследователей среди студентов медицинских вузов, ученые используют такие понятия, как «исследовательская культура», «культура научных исследований» и «этическая культура исследования». При этом они едины в том, что культура научных исследований включает знания и навыки не только в области методологии научной деятельности, но и этическую подготовку, являющуюся важным условием добросовестной практики исследований. Соответствие медицинских исследований требованиям добросовестной научной практики - главное в культуре научных исследований [3, 6, 24].
Однако ученые в развитых странах подчеркивают, что культура научных исследований не ограничивается группой ученых, признающих важность исследований. Культура научных исследований - это система, в которой проведению научных исследований и сообщению их результатов придается большое значение. Культура научных исследований обеспечивает благоприятный контекст, в котором исследования единообразно ожидаются, обсуждаются, производятся и оцениваются. Ученые утверждают, что организациям, занимающимся научными исследованиями, стоит признать всевозрастающую важность наличия такой культуры, а также стремиться ее развивать, увеличивая производство научных исследований [26].
Кроме этого, культура научных исследований должна включать сознательное отношение исследователей к работе этических комитетов, как необходимому и важному этапу научно-исследовательского
процесса. Как утверждают некоторые ученые, важно, чтобы исследователи сами осознанно стремились пройти этическую экспертизу в этических комитетах, а стремление к добросовестной научной практике стало бы их естественной потребностью [24, 27].
Таким образом, причина проблемы недобросовестных медицинских исследований в низкой культуре научных исследований, которая является обязательным условием добросовестной научной практики, и следовательно, должна быть главным требованием к характеристике добросовестных исследователей.
Несмотря на это, в медицинских вузах стран постсоветского пространства отсутствует система подготовки добросовестных исследователей [3]. Это связано с общими проблемами вузов нефилософских специальностей и специфическими проблемами медицинских вузов. Студентам нефилософских специальностей преподаются адаптированные версии этики, которым обучают на философских факультетах. Эти программы отличаются «явным доминированием историко-философских и философско-этических тем в ущерб нормативно-этическим и этико-прикладным» [27]. В результате возникают проблемы «оторванности академической этики от современных проблем», низкого авторитета носителей философского знания и «невостребованности самой философии и этики» в среде профессионалов нефилософских специальностей [28].
Специфическая для медицинских вузов проблема заключается в узкофункциональном подходе к этической подготовке. Причина в предубеждении в обществе медиков, что «профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру
и нравственные ценности». В результате, как справедливо утверждает российский ученый В.М. Соколов, «будущий медработник приобретает узкофункциональный подход к своей специальности и сохраняет его как устойчивый феномен», тем самым игнорируя давно доказанное знание, «что профессия, нравственность и ответственность - это органически взаимосвязанные феномены» [28].
Отсюда следует, что медицинские вузы многих постсоветских стран, включая Кыргызстан, пренебрегают этической подготовкой студентов в угоду узкофункциональному подходу в обучении. Данный подход ограничивается «отдельными вкраплениями биомедицинской этики» на уровне ознакомления студентов с этическими аспектами применения биомедицинских технологий в медицинской практике, а также адаптированными версиями этики, обычно преподаваемыми на философских факультетах в учебных программах медицинских вузов. Это привело к «бессистемному биоэтическому образованию», главной причиной которого является «недостаточная интеграция биоэтического знания в комплекс учебных дисциплин». В итоге «процесс формирования биоэтического мировоззрения медицинского студенчества» находятся на низком уровне [28].
Кроме этого, в учебных программах медицинских вузов рассматриваемых стран отсутствуют дисциплины, обучающие методологии научных исследований. Специалисты вынуждены самостоятельно, часто без внимания и помощи научных руководителей и старших коллег, постигать методологию научной работы, что чревато нарушениями культуры научных исследований [3]. Собственные наблюдения во время работы в составе исследова-
тельских этических комитетов некоторых стран СНГ показали недостаток знаний у исследователей в области методологии научных исследований. Научные работы исследователей чаще всего отличались некачественным дизайном, неадекватным подбором статистических методов обработки данных, несоответствием методов целям и задачам исследования.
Таким образом, в медицинских вузах Кыргызстана нет условий для подготовки добросовестных исследователей, что опасно своими скандальными последствиями не только для медицинской науки и без того ограниченных ресурсов республики, но и для жизни и здоровья людей, которым эта наука служит.
Решением проблемы некоторые авторы из стран СНГ считают обучение на тренингах, которые включают сведения о «надлежащей практике научных исследований, авторства и соавторства, конфликта интересов, взаимоотношении научного руководителя и учеников, экспертных вопросов "этоса науки", гуманного использования животных и т.д.», которые, по их мнению, подразумевает термин «культура научных исследований» [3].
Опыт такой подготовки широко распространен в развитых странах. Однако, как показали исследования, методы краткосрочного обучения в виде тренингов, онлайн-модулей, дискуссионных групп оказали минимальное и недолговечное влияние на знания исследователей в этой области [9]. Такое обучение не решило проблему скандальных медицинских исследований. Следовательно, методы обучения в виде тренингов, различающиеся по способам обучения и содержанию, не эффективны для подготовки добросовестных исследователей.
Поэтому, на наш взгляд, медицинским вузам необходимо пересмотреть свое отношение прежде всего к этической подготовке студентов. Российский философ Р.Г. Апресян считает, что перед вузами нефилософских специальностей стоит задача переосмысления этической подготовки как«непременного компонента профессионального образования». При этом важна «привязка обучения к реальной профессиональной или предметной практике», в которую придется включиться будущим специалистам, «причем осмысление в ее противоречивости и конфликтности, в том числе как это может отражаться в этических дилеммах» [27]. Потому как «культура научного исследования подразумевает критическое и осмысленное профессиональное отношение» к научной работе [3].
При решении этой задачи следует помнить об особом гуманизме медицинской профессии. Слова писателя с мировым именем Чингиза Айтматова о том, что «тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день» [29] говорят о насущной потребности людей в воспитании гуманизма, а применительно к специалистам в области медицинской науки приобретают более глубокий смысл. Этот смысл заключается в том, что каждый день, каждый час, каждую минуту, имея отношение к жизни и здоровью других людей, они испытывают внутреннюю потребность в воспитании у себя культуры научных исследований как во время обучения в вузе, так и в течение всей профессиональной деятельности.
В этой связи этическая подготовка, особенно студентов медицинских вузов в Кыргызстане, должна рассматриваться не просто как обучение, но в большей степени как воспитание. При этом большее внимание должно уделяться интеграции
естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин с помощью биоэтического знания. Отсюда следует «задача формирования принципиально новой парадигмы взаимоотношения естественных, клинических дисциплин и социально-гуманитарных наук» [28].
Исходя из этого переосмысление медицинскими вузами этической подготовки как важного компонента профессионального образования означает ее внедрение на преддипломном уровне. При этом следует обратить внимание на потенциал дисциплины «Этика научных исследований», которая подразумевает ответственное проведение научных исследований с помощью современных технологий и с применением этических и научных стандартов, а также правовых и институциональных норм при проведении научных исследований [30]. Это означает, что предмет предлагает «привязку обучения» к реальной профессиональной практике, а также комплексный интегрирующий подход в изучении добросовестной практики научных исследований. Следовательно, предмет имеет потенциал для использования в рамках предлагаемого нами метода лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей. Метод предусматривает продолжительную во времени, постепенную и целенаправленную подготовку добросовестных исследователей, начиная с I курса и на протяжении всего периода обучения в вузе.
Для теоретического обоснования этого метода нам необходим положительный опыт воспитания культуры научных исследований других вузов. Согласно нашей гипотезе, Вильнюсский университет (Литовская Республика) обладает таким опытом, что подтверждается его статусом мирового
лидера в области научных исследований. В рейтинге QS World University вуз входит в 4% лучших университетов мира [31]. Согласно рейтингу QS University: Emerging Europe & Central Asia (EECA) за 2016 г., вуз занимает 21-е место среди лучших 200 университетов в Восточной Европе и Центральной Азии [32].
Исходя из изложенного выше цель нашей работы - ознакомление и раскрытие опыта медицинского факультета Вильнюсского университета по подготовке в области методологии и этики научных исследований и на основе проведенного исследования разработка рекомендаций по созданию и внедрению методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинских вузах Кыргызстана.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В работе использованы материалы ознакомительного учебного визита и.о. доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева Кудайбергеновой Т.А. в Литовскую Республику. Визит осуществлен в рамках программы выпускников Международного Центра Фогарти, Национального института здоровья США, NIH Grant # R25 TW007085: E-Education in Research Ethics: Central and Eastern Europe. Содержание статьи является ответственностью авторов и не обязательно отражает официальное мнение организаций.
Под методикой лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей мы понимаем систему благоприятной образовательной среды, включающую следующие компоненты: ценностные основания;
учебные планы и программы в области научной и этической подготовки; подразделения вуза, занятые в обучении; обучающие методы и ресурсы. Соответственно, в задачи нашего исследования вошло изучение данных компонентов образовательной системы медицинского факультета Вильнюсского университета.
В ходе исследования проводили контент-анализ учебных планов, образовательных программ и других документов в области подготовки по этике и методологии научных исследований, а также материалов встреч и дискуссий с ведущими специалистами в области этической и научной подготовки и системы этической экспертизы научных исследований университетского и республиканского значения.
Данные обработаны методами структурного и логического анализа, экстраполяции и аналитической формализации.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты исследования показали, что образовательная система по подготовке добросовестных исследователей медицинского факультета Вильнюсского университета прежде всего имеет государственный масштаб и значение. Этика исследований в области медицины имеет правовые основания в виде Закона Литовской Республики «Об этике биомедицинских исследований» ^о VШ-1679 от 11.05.2000). Закон устанавливает требования и принципы этики биомедицинских исследований, порядок этической экспертизы и контроля над проведением биомедицинских исследований, а также ответственность за нарушение этических требований [33].
В подготовку добросовестных исследователей вносит вклад 2-уровневая модель этической экспертизы биомедицинских исследований, включающая национальный орган - Литовский комитет по биоэтике и 2 региональных комитета по этике биомедицинских исследований, наглядно демонстрируя конкретные и эффективные технологии защиты прав и достоинства людей, субъектов биомедицинских исследований [34]. При этом один из региональных этических комитетов функционирует при Вильнюсском университете, обеспечивая этическую экспертизу научных исследований также преподавателей и студентов вуза.
Благоприятную среду для воспитания добросовестных исследователей создают мероприятия по усилению биоэтического информирования Центрального и Восточноевропейского регионов Региональным информационным центром по биоэтике, учрежденным ЮНЕСКО, Германским рекомендательным центром этики в науках о жизни, Литовским комитетом по биоэтике, Министерством науки и образования Литвы и медицинским факультетом Вильнюсского университета [35].
Международное значение подготовки добросовестных исследователей на факультете демонстрирует программа расширенного сертификата «Этика научных исследований в Центральной и Восточной Европе», разработанная медицинским факультетом Вильнюсского университета совместно с партнерами из Университета Кларксон, США [35].
Атмосферу добросовестной научной практики и стремление к ее идеалам создают 2 музея истории медицины: при Министерстве здравоохранения Литовской Республики и Институте общественного
здравоохранения медицинского факультета Вильнюсского университета.
Ценностные основания образовательной системы вуза образует концепция классического университета - идея единства науки и образования, закрепленная в главных стратегических документах вуза: Устав и Кодекс академической этики. Согласно Уставу, миссия вуза заключается в воспитании академических и других духовных и социальных ценностей, основанных на принципах академической свободы, ответственности, открытости и подотчетности университета перед народом и государством Литвы, а также на осознании высокого статуса университета как научного и культурного центра национального значения [36].
В Кодексе академической этики определены такие ключевые направления деятельности Вильнюсского университета, как обеспечение профессионализма в академической работе, академической свободы и демократической атмосферы, поощряющей доверие и творчество в сообществе университета и содействие таким фундаментальным ценностям академического сообщества, как уважение к человеку, истина, справедливость, честность и профессиональная, научная и гражданская ответственность.
Кодекс регулирует академическое поведение всех членов академического сообщества вуза: преподавателей, студентов, научных и административных сотрудников, и закрепляет основные положения этического академического поведения, которые прямо не определены в законах страны или внутренних документах вуза. Кодекс прописывает общие нормы академической этики: академическую свободу, т.е. возможность открыто
выказывать свое отношение к организации и управлению научными исследованиями и выражать критические идеи без цензуры. Взаимоотношения между членами сообщества, согласно Кодексу, основываются на принципах коллегиальности и академической солидарности и направлены на обеспечение качества исследований и творческой атмосферы. Этические нормы научных исследований в Кодексе призывают студентов соблюдать принцип академической честности: признавать истину, знания, способности и понимание высших ценностей научных исследований и надеяться на уверенную и справедливую оценку собственных достижений.
Подготовкой по этике и методологии научных исследований на медицинском факультете Вильнюсского университета занимается Институт общественного здравоохранения и 2 его отдела: отдел социальной медицины и отдел медицинской истории и этики [36].
Изучение содержания компетенций учебного плана программы «Медицина» показало, что выработкой этических и научно-исследовательских компетенций занимаются 6 учебных модулей: «Введение в медицину»; «Методы научных исследований и биостатистика»; «Социальная медицина. Закон о здоровье и экономика»; «Медицинская этика»; «Интернатура, интегрированная с научной работой» и «Интернатура и научно-исследовательский отчет» [36].
Особенность учебной программы - ранняя экспозиция студентов к медицинским наукам и этике научных исследований. Этическая и научная подготовка начинается уже на I курсе с изучения современных медицинских проблем в контексте истории
медицинской науки в рамках модуля «Введение в медицину». Студенты сразу же начинают овладевать профессиональными качествами. Учатся действовать честно и в соответствии с этическими обязательствами, применять на практике надежные принципы медицинской практики, проявлять решительность, критически и самокритично мыслить, проявлять творческий подход и инициативу, общаться с другими людьми. А также вырабатывают компетенцию «врач в широком контексте», что значит понимать разнообразие и муль-тикультурализм окружающей среды, учитывать обычаи других культур, работать в международном контексте, общаться на иностранных языках, искать общие знания за пределами медицины.
На II курсе студенты изучают модуль «Методы научных исследований и биостатистика». По завершении модуля студенты умеют эффективно использовать информацию и информационные технологии в медицинской практике: правильно комплектовать и хранить медицинскую документацию, пользоваться компьютером, искать источники литературы, хранить и обновлять информацию. Способны применять научные принципы, методы и знания в медицинской практике и научных исследованиях.
Полученные на I и II курсе знания и навыки из названных модулей обеспечивают студентов необходимой научно-исследовательской и этической базой для изучения фундаментальных дисциплин на III и IV курсе. Так что на V курс студенты приходят с багажом знаний о медицинских науках и методологии научных исследований и готовыми к изучению медицинской этики. Модуль «Медицинская этика» позволяет овладеть 50% всех ком-
петенций, включая навыки применения основных принципов медицинской этики и этики научных исследований. Студенты учатся распознавать этические проблемы индивидуального и общественного здоровья, разбираться в основных национальных и международных законах, конвенциях, кодексах и других документах, имеющих отношение к медицинской этике и этике научных исследований. Они могут применять эти инструменты при критической оценке этически проблемных случаев в медицине; анализировать и критически оценивать философские, моральные и правовые аспекты этических дилемм, возникающих в контексте современного здравоохранения и медицинской науки.
Известно, что этические проблемы в области практической и научной деятельности врача часто обусловлены социальными, правовыми и экономическими факторами. Следовательно, следующим этапом этической и научной подготовки студентов является изучение социальной медицины, законодательства в области здоровья и экономики здравоохранения. В этой связи на VI курсе студенты изучают модуль «Социальная медицина. Закон о здоровье и экономика», который способствует овладению также 50% всех компетенций. В результате студенты развивают умение оценивать роль психологических, социальных, правовых и экономических факторов в практической и научной деятельности врача.
Практическое закрепление теоретических знаний и профессиональных навыков происходит на VI и заключительном году обучения в рамках программ модулей «Интернатура, интегрированная с научной работой» и «Интернатура и научно-исследовательский отчет». Программы ин-
тернатуры позволяют овладеть более чем 90% всех профессиональных компетенций добросовестного исследователя и врача.
В результате нашего контент-анализа мы выявили следующие особенности учебного плана. Согласно плану выработке компетенций в области методологии и этики научных исследований способствуют 6 учебных модулей, общим объемом в 41 кредит, что составляет 11,4% кредитов. Содержание учебных программ соответствует выработке от 50 до 90% всех компетенций. Процесс обучения растянут во времени и, таким образом, позволяет овладевать знаниями постепенно и целенаправленно; модули распределены в учебном плане так, что один блок дисциплин является необходимой предпосылкой для изучения последующего, обеспечивая тем самым преемственность дисциплин. При этом модули по этической подготовке чередуются с модулями по научной подготовке и биостатистике, а также эффективно интегрированы в учебную программу факультета.
В качестве обучающих методов на факультете используются лекции,семинары, практические и лабораторные задания, интернатура, консультации, онлайн/дистанционное обучение, работа с кейсами; демонстрация видеороликов и/или посещение медицинских учреждений, где возникают соответствующие этические проблемы; интерпретация правовых актов в контексте этических дилемм. Методы оценки: по 10-балльной шкале оцениваются результаты устных и письменных опросов (включая специально подготовленные тесты), решения теоретических клинических ситуаций (большие и краткие клинические случаи) и письменный экзамен.
ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты ознакомительного учебного визита и самостоятельные исследования авторов показали, что добросовестная практика медицинских исследований имеет государственный масштаб и значение в Литовской Республике. Это тот самый редкий случай, когда в стране есть закон, который выводит добросовестное проведение медицинских исследований на государственный уровень, что является большим преимуществом для подготовки добросовестных исследователей на медицинском факультете Вильнюсского университета, так как эффективная «борьба с академической нечестностью должна носить государственный масштаб» и общественное значение [3, 37].
Кроме этого, нормы и ценности добросовестной практики медицинских исследований закреплены в Уставе и Кодексе академической этики факультета. Образовательная система построена на традиционных ценностях классического университета, где наука и образование представляют единый процесс, подкрепленный фундаментальными ценностями академической этики и этики научных исследований, демократической атмосферы и социальной ответственности. На факультете также есть механизмы по привлечению к ответственности за нарушения добросовестной практики медицинских исследований.
При этом ресурсы факультета распределены рационально. Научная и этическая подготовка сосредоточена на базе одного подразделения, наиболее приближенного, на наш взгляд, по целям и задачам к подготовке добросовестных исследователей, - Институте общественного здравоохранения.
К организации процесса обучения применен комплексный интегрирующий подход, который включает раннее, продолжительное во времени, целенаправленное и постепенное обучение в течение всего периода преддипломной подготовки на факультете. При этом этическая и научная подготовка рассматриваются в комплексе и чередуются в определенном порядке, обеспечивающем преемственность блоков дисциплин, что облегчает, структурирует и потенцирует процесс овладения необходимыми для практической и научной деятельности профессиональными компетенциями.
Важным и полезным для воспитания добросовестных исследователей мы считаем изучение студентами социальной медицины и национального законодательства в области здоровья и экономики здравоохранения в рамках модуля «Социальная медицина. Закон о здоровье и экономика», так как он позволяет рассматривать научный процесс шире, развивая умение оценивать роль психологических, социальных, правовых и экономических факторов в практической и научной деятельности врача.
Комплексный подход факультета предусматривает также закрепление теоретических знаний с помощью практической подготовки студентов в рамках программы интернатуры на VI и заключительном году обучения.
Отсюда следует, что Вильнюсский университет располагает благоприятной образовательной системой, интегрировано и целенаправленно обеспечивающей развитие профессиональных компетенций и ценностей добросовестной научной медицинский практики на всех этапах преддипломной подготовки.
Таким образом, Вильнюсский университет обладает культурой научных исследований, в виде системы благоприятных условий воспитания добросовестных исследователей, которая включает ценностные основания образовательной системы в виде традиционных ценностей классического университета, подкрепленных фундаментальными ценностями академической этики и этики научных исследований, а также демократической атмосферы и социальной ответственности, которые служат ориентиром для реализации комплексного и интегрирующего подхода к обучению, включающего раннее, продолжительное по времени, целенаправленное и постепенное обучение в течение всего периода преддипломной подготовки на факультете. При этом этическая и научная подготовка рассматриваются в комплексе и чередуются в определенном порядке, обеспечивающем преемственность блоков дисциплин, что облегчает, структурирует и потенцирует процесс овладения необходимыми для научной деятельности профессиональными компетенциями. Теоретические знания закрепляются с помощью практической подготовки студентов в программах интернатуры. Благоприятный контекст в этой системе обеспечивают перечисленные выше эффективные механизмы этической экспертизы медицинских исследований с помощью 2-уровневой системы, включающей национальный и региональные исследовательские биоэтические комитеты, один из которых функционирует при Вильнюсском университете, а также механизмы биоэтического информирования посредством международного информационного центра и международной программы постдипломной подготовки по этике научных исследований.
Что касается методики лонгитюдной подготовки по этике научных исследований, в доступных нам источниках литературы нет описаний предлагаемого метода обучения. Скорее, он определяется как организационный метод, используемый в научных исследованиях и обозначаемый как метод длинника. Данный метод предполагает работу с одной и той же группой людей на протяжении длительного времени. При этом регулярные и частые обследования помогают отслеживать и фиксировать оттенки индивидуального развития, обеспечивая продольный срез явления [38].
М ы намеренно решили применить данный метод, так как он наиболее полно раскрывает нашу идею о том, что культуру научных исследований и добросовестное поведение ученых, а также их проявление у студентов необходимо развивать постепенно и на протяжении длительного периода, оценивая и отслеживая ее развитие в одной и той же группе студентов, начиная с первого года обучения и до окончания вуза.
Итак, на основе рассмотрения опыта медицинского факультета Вильнюсского университета мы предлагаем разработать и внедрить методику лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинских вузах в Кыргызстане с учетом новейших мировых достижений в области медицинского образования, местных условий, ресурсов и особенностей культуры.
Так как в нашей методике лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей ценностные основания образовательной системы имеют важное значение в качестве ориентира для ее реализации, мы
предлагаем медицинским вузам начать с их разработки путем составления кодекса этики биомедицинских исследований с учетом рекомендаций международных документов и национальных законов и руководств, миссии и стратегии медицинских вузов, а также с учетом особенностей культуры страны. Данный кодекс станет основой для разработки учебных планов и программ по подготовке добросовестных исследователей.
Методика лонгитюдной подготовки будет построена с учетом исторических этапов развития этики научных исследований, которая гармонично соответствует последовательным этапам подготовки студентов в медицинском вузе, начиная с введения в профессию, изучения фундаментальных наук и далее клинических дисциплин. Программа этики научных исследований будет включать такие ее направления, как академическая честность, добросовестное проведение исследований, этика научных экспериментов над лабораторными животными, этика научных исследований с участием человека в качестве субъекта исследований.
Программа лонгитюдной подготовки начнется с 1-го года обучения и будет включать вопросы академической честности, совокупность ценностей и принципов, которые развивают личную честность в обучении и оценивании, что в итоге воспитывает достойное поведение студентов при выполнении письменных контрольных работ, экзаменов, эссе, исследований и презентаций.
На 2-м году планируется ввести обучение ответственному проведению исследований - это общепринятый набор эти-
ческих принципов и профессиональных стандартов для проведения исследований в университетском сообществе, который способствует ответственному проведению исследований за счет высоких стандартов этики и подотчетности при планировании, проведении и представлении результатов исследований. Ответственное проведение исследований демонстрируется посредством поведения, которое соответствует общепринятым стандартам, устанавливаемым государственными правилами, институциональной политикой, профессиональными кодексами поведения и личными убеждениями.
На 2-м и 3-м годах обучения начинаются модули фундаментальных дисциплин медицинской науки, в основе которых, как известно, лежат научные эксперименты над лабораторными животными. Соответственно, для этого периода обучения актуальным будет введение курсов по методологии научных исследований, биостатистике и этике исследований на животных. Поскольку медицина отличается от других областей науки неразрывностью практической и научной деятельности, задачей медицинской школы должно стать воспитание не просто врачей, а врачей-ученых, способных приложить навыки исследовательской деятельности к практической работе в области здравоохранения. Поэтому в этот период необходимо уделять одинаковое внимание формированию как исследовательских навыков, так и навыков этики научных исследований. Также в данный период важно воспитать у студентов такую добродетель исследовательской этики, как гуманное отношение к животным.
С 4-го по 6-й год обучения студенты изучают клинические дисциплины. Именно в этот период обучения целесообразно ввести курс по этике исследований с участием человека в качестве субъекта исследований. При этом важно обучать студентов рассматривать практическую и научную деятельность врача во всей взаимосвязи психологических, социальных, правовых и экономических факторов путем изучения социальной медицины и национального законодательства в области здоровья и экономики здравоохранения. В этот период у студентов должны сформироваться этическое мышление и способность распознавать и решать этические дилеммы в области научных исследований с участием людей в качестве субъектов исследования. Все это, на наш взгляд, должно способствовать формированию добродетельного поведения врача-ученого.
Построенная таким образом методика лонгитюдного обучения способна обеспечить потребности студентов в области этической и научной подготовки по мере их возникновения, поступательно закрепляя добродетели врача-ученого и постепенно формируя культуру научных исследований, тем самым решая проблему недобросовестной научной практики.
Таким образом, борьба с недобросовестной научной практикой в медицинской науке в Кыргызстане должна приобрести государственное значение и масштаб, с формированием профессиональных научных компетенций и этических ценностей на всех уровнях научно-образовательного процесса. При этом медицинским вузам как лидерам в медицинской профессии необходимо пересмо-
треть свое предвзятое отношение к этической подготовке и, рассматривая ее как важный компонент профессионального образования, внедрить на преддипломном уровне в рамках предлагаемой нами методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей, используя при этом потенциал дисциплины «этика научных исследований». Данная методика может рассматриваться как универсальная для медицинских вузов Кыргызстана и других стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что Вильнюсский университет располагает положительным опытом создания оптимальной образовательной системы для воспитания культуры научных исследований у студентов-медиков, который может быть полезен для внедрения методики лонгитюдной подготовки добросовестных исследователей в медицинских вузах Кыргызстана.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Кудайбергенова Тамара Асановна - магистр наук по биоэтике (MSc Bioethics), кандидат медицинских наук, и.о. доцента кафедра общественного здоровья и здравоохранения, преподаватель Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева, Бишкек, Кыргызстан E-mail. t.kudaibergen0gmail.com
Айдаров Зиябидин Абдраимович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева, Бишкек, Кыргызстан E-mail. aydarov.kgma0gmail.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Смит Р. О недобросовестной практике научных исследований // Междунар. журн. мед. практики. 2001. URL: https://www.mediasphera.ru/journals/mjmp/2001/2/r2-01con.htm. (дата обращения: 01.08.2017)
2. Воробьев К.П. Формат современной журнальной публикации по результатам клинического исследования. Часть 6. Недобросовестная практика научных исследований // Украинский медицинский журнал. 2009. № 3 (71). V-VI. URL: www.umj.com.ua. (дата обращения: 01.08.2017)
3. Улащик В.С. Культура и этика научных исследований в биологии и медицине // Здравоохранение. 2015. № 12. С. 55-63.
4. Altman D.G. The scandal of poor medical research // BMJ. 1994. Vol. 308. P. 283-284. URL: http://www. bmj.com/content/308/6924/283. (date of access: 01.08.2017)
5. Fanelli D. How many scientists fabricate and falsify research? A systematic review and meta-analysis of survey data // PLoS One. 2009. Vol. 4 (5): Article ID e5738. URL:http://journals.plos.org/plosone/ article?id=10.1371/journal.pone.0005738. (date of access: 11.08.2017)
6. Юдин Ю.Г. О подготовке студентов к ответственному проведению исследований // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/1/Yudin_Responsible_ Research/ (дата обращения: 05.08.2017)
7. Dhingra D., Mishra D. Publication misconduct among medical professionals in India // Indian J. Med. Ethics. 2014. Vol. 11, N 2. P. 104-107.
8. Richard Smith: Medical research - still a scandal // BMJ. 2014 Jan 31. URL: http://blogs.bmj.com/ bmj/2014/01/31/richard-smith-medical-research-still-a-scandal/ (date of access: 05.08.2017)
9. Marusic A., Wager E., Utrobicic A. et al. Interventions to prevent misconduct and promote integrity in research and publication // Cochrane Database Syst. Rev. 2016. Vol. 4. Art. No.: MR000038. URL: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27040721. (date of access: 23.08.2017)
10. Khadem-Rezaiyan M., Dadgarmoghaddam M. Research misconduct: a report from a developing country // Iran J. Public Health. 2017. Vol. 46, N 10. P. 1374-1378.
11. Боярский А.Я. Статистические методы в экспериментальных медицинских исследованиях. М. : Мед-гиз, 1955. 307 с.
12. Леонов В.П. Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса : статистические аспекты. Томск, 2010. 173 с.
13. Бащинский С.Е, Власов В.В., Воробьев К.П., Зильбер А.П. и др. Ереванская декларация о последовательном продвижении принципов доказательной медицины // Пластическая хирургия и косметология. 2013. № 1. С. 49-51.
14. Chalmers I., Glasziou P. Avoidable waste in the production and reporting of research evidence // Lancet. 2009. Vol. 374, N 9683. P. 86-89.
15. Yordanov Y. Avoidable waste of research related to inadequate methods in clinical trials // BMJ 2015. Vol. 350. Article ID h809. URL: https://doi.org/10.1136/bmj.h809. (date of access: 22.1 1.201 7)
16. Jureidini J.N., McHenry L.B. Conflicted medical journals and the failure of trust // Account. Res. 2011. Vol. 18, N 1. P. 45-54.
17. Воробьев К.П. Критерии качества клинических исследований: международные стандарты и текущая национальная практика // Украинский медицинский журнал. 2013. № 5 (97). IX/X. URL: www.umj.com. ua. (дата обращения: 01.11.2017)
18. Resnik D.B., Dinse G.E. Scientific retractions and corrections related to misconduct findings // J. Med. Ethics. 2013. Vol. 39, N 1. P. 46-50.
19. Famenka A. Ethical review of biomedical research in Belarus: Current status, problems and perspectives // Rom. J. Bioethics. 2011. Vol. 2. P. 74-83. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3372927/ (date of access: 22.1 1.201 7)
20. Silis V. Research ethics system in Latvia: structure, functioning and problems, DILEMATA // Int. J. Appl. Ethics. 2010. Vol. 2. P. 55-69. URL: http://www.dilemata.net/revista/index.php/dilemata/article/ download/19/19. (date of access: 22.1 1.2017)
21. Strosberg M., Gefenas E., Loue S., Philpott S. Building research ethics capacity in post-communist countries: Experience of Two Fogarty Training Programs // J. Empir. Res. Hum. Res. Ethics. 2013. Vol. 8, N 5. P. 28-39. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.840.2128&rep=rep1&type= pdf. (date of access: 22.1 1.2017)
22. Hrabak M., Vujaklija A., Vodopivec I. et al. Academic misconduct among medical students in a post-communist country // Med. Educ. 2004. Vol. 38, N 3. P. 276-285.
23. Godecharle S., Fieuws S., Nemery B. et al. Scientists still behaving badly? A Survey within Industry and Universities // Sci. Eng. Ethics. 2017 Oct 2. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28971354. (date of access: 01.08.2017)
24. Hanover Research (2014). Building a Culture of Research: Recommended Practices. Hanover Research, May 2014. P. 5. URL: http://www.hanoverresearch.com/media/Building-a-Culture-of-Research-Recommended-Practices.pdf. (date of access: 20.06.2017)
25. Ellis G.B. Keeping research subjects out of harm's way // JAMA. 1999. Vol. 282, N 20. P. 1963-1965. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10580465.
26. Васкес Абанто Х.Э., Васкес Абанто А.Э., Арельяно Васкес С.Б. Современная этика медицинских исследований - биоэтика // Рос. гуманитарный журн. 2015. Т. 4, № 4. C. 292-303.
27. Апресян Р.Г. Этика в высшем образовании. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/ Ethics_in_ed.html. (дата обращения: 20.08.2017)
28. Соколов В.М. Специфика формирования биоэтической ответственности личности в условиях медицинской профессиональной школы // Соврем. пробл. науки и образования. 2014. № 4. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=13919. (дата обращения: 26.08.2017)
29. Айтматов Ч.Т. Плаха. М. : Молодая гвардия, 1987. С. 96.
30. Resnik D.B. Glossary of Commonly Used Terms in Research Ethics. National Institute of Environmental Health Science, National Institutes of Health, May 2015. URL: https://www.niehs.nih.gov/research/ resources/bioethics/glossary/index.cfm#responsible-conduct-research. (date of access: 20.06.2017)
31. QS Top Universities Ranking. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings. (date of access: 20.06.2017)
32. QS EECA Top Universities Ranking. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2016. (date of access: 20.06.2017)
33. Закон Литовской республики об этике биомедицинских исследований. URL: https://e-seimas.lrs. lt/portal/legalAct/lt/TAD/d7231dc0489411 e4ba2fc5e712e90cd4?jfwid=-9dzqnudev. (дата обращения: 20.06.2017)
34. Литовский биоэтический комитет. URL: http://bioetika.sam.lt. (дата обращения: 14.06.2017)
35. Отдел медицинской истории и этики, Институт общественного здравоохранения, Вильнюсский университет. URL: http://www.mies.mf.vu.lt. (дата обращения: 20.06.2017)
36. Вильнюсский университет. URL: https://www.vu.lt. (дата обращения: 12.06.2017)
37. Бывальцев В.А., Степанов И.А., Белых Е.Г., Калинин А.А., Бардонова Л.А. Плагиат и академическая добросовестность в науке // Вестн. РАМН. 2017. № 72 (4). С. 299-304.
38. Лонгитюдный метод. Психологический словарь. URL: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_ terms/?id=1079. (дата обращения: 20.06.2017)
REFERENCES
1. Smit R. About research misconduct. International Journal of Medical Practice. Mezhdunarodniy zhurnal meditsinskoy praktiki. [International journal of medical practice]. 2001. URL: https://www.mediasphera. ru/journals/mjmp/2001/2/r2-01con.htm. (date of access: 01.08.2017) (in Russian)
2. Vorob'ev K.P. The format of a modern journal publication based on the results of a clinical study. Part 6. Research misconduct. Ukrainskiy meditsinskiy zhurnal [Ukrainian Medical Journal]. 2009; 3 (71): V-VI. URL:www.umj.com.ua. (date of access: 01.08.2017) (in Russian)
3. Ulashhik V.S. Culture and ethics of scientific research in biology and medicine. Zdravookhraneniye [Public Health]. 2015; (12): 55-63. (in Russian)
4. Altman D.G. The scandal of poor medical research. BMJ. 1994; 308: 283-4. URL: http://www.bmj.com/ content/308/6924/283. (date of access: 01.08.2017)
5. Fanelli D. How many scientists fabricate and falsify research? A systematic review and meta-analysis of survey data. PLoS One. 2009; 4 (5): e5738. URL:http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/ journal.pone.0005738. (date of access: 11.08.2017)
6. Judin Ju.G. On the preparation of students for the responsible conduct of research. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2011; (1). URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/ contents/2011/1/Yudin_Responsible_Research/ (date of access: 05.08.2017) (in Russian)
7. Dhingra D, Mishra D. Publication misconduct among medical professionals in India. Indian J Med Ethics. 2014; 11 (2): 104-7.
8. Richard Smith: Medical research - still a scandal. BMJ. 2014; Jan 31. URL: http://blogs.bmj.com/ bmj/2014/01/31/richard-smith-medical-research-still-a-scandal/ (date of access: 05.08.2017)
9. Marusic A., Wager E., Utrobicic A., et al. Interventions to prevent misconduct and promote integrity in research and publication. Cochrane Database Syst Rev. 2016; 4: MR000038. URL: https://www.ncbi.nlm. nih.gov/pubmed/27040721. (date of access: 23.08.2017)
10. Khadem-Rezaiyan M., Dadgarmoghaddam M. Research misconduct: a report from a developing country. Iran J Public Health. 2017; 46 (10): 1374-8.
11. Boyarskiy A.Ya. Statistical methods in experimental medical research. Moskow: Medgiz, 1955: 307 p. (in Russian)
12. Leonov V.P. Evidence based or doubtful? Medical research of Kuzbass: Statistical aspects. Tomsk, 2010: 173 p. (in Russian)
13. Bashhinskiy S.E, Vlasov V.V., Vorob'ev K.P., Zil'ber A.P., et al. Yerevan Declaration on the progressive promotion of the principles of evidence-based medicine. Plasticheskaya khirurgiua i kosmetologiya [Plastic Surgery and Cosmetology]. 2013; (1): 49-51. (in Russian)
14. Chalmers I., Glasziou P. Avoidable waste in the production and reporting of research evidence. Lancet. 2009; 374 (9683): 86-9.
15. Yordanov Y. Avoidable waste of research related to inadequate methods in clinical trials. BMJ. 2015; 350: h809. URL: https://doi.org/10.1136/bmj.h809. (date of access: 22.1 1.201 7)
16. Jureidini J.N., McHenry L.B. Conflicted medical journals and the failure of trust. Account Res. 2011; 18 (1): 45-54.
17. Vorob'ev K.P. Criteria for the quality of clinical research: international standards and current national practice. Ukrainskiy meditsinskiy zhurnal [Ukrainian Medical Journal]. 2013; 5 (97): IX/X. URL: www.umj. com.ua. (date of access: 01.11.2017) (in Russian)
18. Resnik D.B., Dinse G.E. Scientific retractions and corrections related to misconduct findings. J Med Ethics. 2013; 39 (1): 46-50.
19. Famenka A. Ethical review of biomedical research in Belarus: Current status, problems and perspectives. Rom J Bioethics. 2011; 2: 74-83. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3372927/ (date of access: 22.1 1.201 7)
20. Silis V. Research ethics system in Latvia: structure, functioning and problems, DILEMATA. Int J Appl Ethics. 2010; 2: 55-69. URL: http://www.dilemata.net/revista/index.php/dilemata/article/download/19/19. (date of access: 22.1 1.201 7)
21. Strosberg M., Gefenas E., Loue S., Philpott S. Building research ethics capacity in post-communist countries: Experience of Two Fogarty Training Programs. J Empir Res Hum Res. Ethics. 2013; 8 (5): 2839. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.840.2128&rep=rep1 &type=pdf. (date of access: 22.1 1.2017)
22. Hrabak M., Vujaklija A., Vodopivec I., et al. Academic misconduct among medical students in a post-communist country. Med Educ. 2004; 38 (3): 276-85.
23. Godecharle S., Fieuws S., Nemery B., et al. Scientists still behaving badly? A Survey Within Industry and Universities. Sci Eng Ethics. 2017; Oct 2. URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28971354. (date of access: 01.08.2017)
24. Hanover Research (2014). Building a culture of research: recommended practices. Hanover Research, May 2014. P. 5. URL: http://www.hanoverresearch.com/media/Building-a-Culture-of-Research-Recommended-Practices.pdf. (date of access: 12.02.2018)
25. Ellis G.B. Keeping research subjects out of harm's way. JAMA. 1999; 282 (20): 1963-65. URL: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10580465. (date of access: 12.01.2018)
26. Vaskes Abanto H.Ye., Vaskes Abanto A.Ye., Arel'yano Vaskes S.B. Modern ethics of medical research -bioethics. Rossiyskiy gumanitarniy zhurnal [Russian Humanitarian Journal]. 2015; 4 (4): 292-303. (in Russian)
27. Apresyan R.G. Ethics in higher education. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Ethics_ in_ed.html. (date of access: 20.08.2017)
28. Sokolov V.M. Specificity of the formation of the bioethical responsibility of an individual in the conditions of a medical professional school. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2014; (4). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13919. (date of access: 26.08.2017) (in Russian)
29. Aytmatov Ch.T. Scaffold. Moskow: Molodaya gvardiya, 1987: 96.
30. Resnik D.B. Glossary of commonly used terms in research ethics. National Institute of Environmental Health Science, National Institutes of Health, May 2015. URL: https://www.niehs.nih.gov/research/ resources/bioethics/glossary/index.cfm#responsible-conduct-research. (date of access: 20.06.2017) (in Russian)
31. QS Top universities ranking. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings. (date of access: 20.06.2017)
32. QS EECA Top universities ranking. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2016. (date of access: 20.06.2017)
33. The Law of the Republic of Lithuania on the Ethics of Biomedical Research. URL: https://e-seimas. lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/d7231 dc0489411 e4ba2fc5e712e90cd4?jfwid=-9dzqnudev. (date of access: 20.06.2017) (in Russian)
34. Lithuanian Bioethical Committee. URL: http://bioetika.sam.lt. (date of access: 14.06.2017) (in Russian)
35. Department of Medical History and Ethics, Institute of Public Health. URL: http://www.mies.mf.vu.lt. (date of access: 20.06.2017) (in Russian)
36. Vilnius University. URL: https://www.vu.lt. (date of access: 12.06.2017)
37. Byval'tsev V.A., Stepanov I.A., Belykh E.G., Kalinin A.A., et al. Plagiarism and academic conscientiousness in science. Vestnik Rossiiskoi akademii meditsinskikh nauk [Annals of the Russian Academy of Medical Sciences]. 2017; 72 (4): 299-304. (in Russian)
38. Longitudinal method. Psychological dictionary. URL: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_ terms/?id=1079. (date of access: 20.06.2017) (in Russian)