2. Динамические наблюдения в течение 3 лет за уровнем газовыделений из полимерных материалов на судне типа «Волго-Дон» показали выраженное постепенное снижение концентраций фенола, формальдегида и хлорированных углеводородов.
3. Установлена зависимость межчу концентрациями токсических веществ в воздухе судовых помещений и степень их «насыщенности» полимерными материалами. Характер газовыделений полностью отражает химический состав полимерных композиций.
4. Результаты санитарно-химических исследований свидетельствуют о возможности воздействия комплекса газовыделений из полимерных материалов на членов экипажей и о необходимости продолжения подобных работ в целях изучения и гигиенической оценки процессов «старения» полимерных материалов в условиях эксплуатации.
РГ Л ИТЕРАТУРА. Сидоренко Г. И., Дмитриев М. (под. ред.) Унифицированные методы определения атмосферных загрязнений для стран СЭВ. М., 1970, ч. 1.
I Поступила 3/VII 1972 г.
УДК 614.72:547.52]-02:в22.235
А. П. Янов, В. Н. Флоровская, Г. Б. Климович, Ю. И. Пиковский
О ВЛИЯНИИ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИХ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ В ШАХТАХ КРИВОРОЖСКОГО БАССЕЙНА
р Образование полициклических ароматических углеводородов при ведении взрывных мабот может происходить за счет вещества огнепроводного шпура, парафинированной бу-уажной оболочки патронов взрывчатых веществ (ВВ), а также битуминозных веществ и глеводородных газов, находящихся в породах.
Отбор проб производили в шахтах «Октябрьская» и им. В. И. Ленина, в забоях, где в горных породах битуминозные вещества и полициклические ароматические углеводороды отсутствовали или содержались в незначительном количгстве.
Для проверки рабочей гипотезы были проведены опытные взрывы ВВ огневым и электрическим способами в следующих вариантах: взрывание ВВ в бумажной парафинированной оболочке; взрывание ВВ без бумажной оболочки. В качестве ВВ применяли скальный аммонит № 1, динафталит и зерногранулит 79/21.
Пробы пыли для определения содержания полициклических ароматических углеводородов отбирали со свежеобнаженных стенок забоя и отбитой горной массы непосредственно после взрывных работ. Для определения содержания этих компонентов в пыли воздуха ее улавливали путем фильтрации через ватлые фильтры, не содержащие изучаемых веществ. Одновременно в забое отбирали образцы породы для определения содержания в них углеродистых веществ. Определение битуминозных веществ на пыли производили с помощью люминесцентно-битуминологического анализа (Т. Э. Баранова и соавт.), полицикличе-ских ароматических углеводородов—методом тонкоструктурной люминесцентной спектроскопии (Т. А. Теплицкая).
Появление в результате взрывов в пыли битуминозных веществ и полициклических ароматических углеводородов было подтверждено в опытах. Наибольшее количество углеводородных соединений, в тДм числе канцерогенного 3,4-бензпирена (10_г—10_1% в битуминозном веществе), содержится в пыли после огневого способа взрывания ВВ в бумажной парафинированной оболочке, при электрическом способе взрывания содержание полициклических ароматических углеводородов значительно ниже (Ю-4—10_3% и меньше в битуминозном веществе). Взрывание скального аммонита № 1 без бумажной оболочки и зерно-гранулита 79/21 электрическим способом позволяет до минимума уменьшить содержание полициклических ароматических углеводородов в рудничной пыли. Во всех случаях наибольшее количество этих веществ содержалось в пыли воздуха, отбираемой с помощью ватных фильтров.
Следует отметить, что в парафинированной оболочке ВВ полициклические ароматические углеводороды отсутствуют, в то время как в Волочке огнепроводного шнура обнаружено заметное содержание 3,4-бензпирена, а сама оболочка состоит из битума. Однако огнепроводный шнур является не единственным источником 3,4-бензпирена, так как это вещество определяется в пыли и при электрическом способе взрывания. Некоторая разница в результатах экспериментов, проведенных в шахтах «Октябрьская» и им. В. И. Ленина, позволяет считать, что источником повышенного содержания битумов в породах и канцерогенного углеводорода в рудничной пыли на шахте им. В. И. Ленина служат естественные углеродистые вещества, сопутствующие углеводородным газам.
Различное количество ароматических углеводородов в рудничной пыли при взрывании ВВ в бумажной парафинированной оболочке и без нее свидетельствует о возможности образования этих веществ из парафина. Зависимость количества образующихся полициклических ароматических углеводородов от типа ВВ пока не выявлено.
Таким образом, в результате исследований, проведенных на шахтах Криворожского бассейна, установлены две причины появления полициклических ароматических углеводородов. Первая причина, оказывающая основное влияние на появление полициклических ароматических углеводородов в рудничной атмосфере, связана с выполнением взрывных работ. При этом исходными для образования углеводородов веществами служат органические вещества, пропитывающие огнепроводный шнур, бумажную оболочку зарядов и т. д., а также естественные углеродистые вещества горных пород (газы, битумы). Устранить первую причину можно путем изменения технологии взрывных работ и очистки воздуха от пыли и ядовитых газов после взрыва. В частности, значительно уменьшить количество канцерогенных углеводородов в рудничной пыли поможет применение электрического способа взрывания ВВ без бумажной парафинированной оболочки.
Вторая причина связана с геологическими условиями и появлением полициклических углеводородов в горных породах. В какой-то мере устранить эту причину ложно путем постоянного контроля за содержанием углеродистых веществ (газов, битумов, полициклических ароматических углеводородов) в горных породах и установления геологических закономерностей их появления.
ЛИТЕРАТУРА. Руководство по методике люмннесцентно-битуминологиче-ских исследований (Ред. Т. Э. Барановой и др.). Л., 1966. — ТеплицкаяТ. А. Квазилинейчатые спектры люминесценции как метод исследования сложных природных органических смесей. М., 1971.
Поступила 5/VI 1972 г.
УДК 629.1 14.79:628.496:614.73
Канд. мед. наук Р. Я■ Масловский, Москва
К ВОПРОСУ ОБ ОБОРУДОВАНИИ АВТОМАШИН ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ТВЕРДЫХ СЛАБОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
В процессе эксплуатации лабораторий и предприятий, применяющих радиоактивные вещества, образуется значительное количество слабоактивных твердых отходов, подлежащих захоронению. Для транспортирования отходов указанной категории активности на пункты захоронения в Советском Союзе в ряде случаев применяют специально оборудованные контейнерные автомашины (ГАЗ-51-А). Не останавливаясь на положительных качествах оборудования этих автомашин, следует отметить его некоторые недостатки, снижающие, по нашему мнению, производительность труда и создающие определенные трудности при удалении отходов: оборудование не обеспечивает достаточно быстрой разгрузки контейнеров, что снижает производительность работы автомашин по вывозу отходов; относительно небольшие размеры контейнеров не позволяют использовать их для вывоза крупногабаритных отходов. В связи с этим крупногабаритные отходы перед транспортировкой приходится подвергать соответствующей подготовке (резка, прессование и т. п.) или применять специально приспособленные транспортные средства, что создает дополнительные трудности на этапе удаления отходов.
Учитывая изложенное выше, мы предлагаем для транспортирования твердых слабоактивных отходов использовать автомашины-самосвалы (марки ЗИЛ, МАЗ и др.), приспособив их для специально изготовленных сменных сборников (кузовов). Для этого на самосвале вместо кузсва устанавливается платформа, подготовленная для крепления на ней 2—3 сборников (см. рисунок). Размеры сборников, по нашему опыту, должны быть следующими: длина — около 2—2,5 -и, высота и ширина—около 1—1,5 м. Сборник может быть выполнен в форме прямоугольного ящика с закругленными углами и плотно закрывающейся крышкой, из материала, допускающего обработку кислотами и дезактивирующими растворамй. Одна из торцовых стенок сборника должна быть изготовлена в соответствии с конструкцией, предусмотренной для открывания заднего борта самосвала. В конструкции сборника необходимо предусмотреть приспособления для его погрузки и разгрузки.
Разгрузка отходов из сборников в месте захоронения осуществляется так же, как из кузова самосвала. Предлагаемые нами изменения в конструкции автомашин позволят улучшить санитарно-радиационную обстановку на этапах удаления и захоронения твёрдых отходов, а также ускорить и удешевить вывоз отходов с предприятий.
Поступила 6/1X 1972 г.
Автомашина для транспортировки твердых слабоактивных
отходов, а) погрузка контейнеров на автомашину: б) автомашина с погруженными на нее контейнерами (вид сзади); в) выгрузка отходов из контейнеров.