Развитие застойных процессов в малом тазу может быть одной из причин нарушения менструальной функции. У женщин, работающих стоя, более часто бывают обильные и нерегулярные менструации, у работающих сидя — болезненные. У женщин, работающих в переменной позе, нарушения менструальной функции встречаются достоверно реже.
Анализ результатов гинекологического осмотра показал, что по многим нозологическим формам (воспалительные заболевания, изменения положения внутренних половых органов и др.) достоверно более высокие показатели гинекологической заболеваемости имеются у женщин, пребывающих в фиксированной, вынужденной позе, по сравнению с работающими в переменной позе.
С целью изучения электрофизиологических процессов, происходящих в мышцах при поддержании рабочей позы и статической нагрузке, был создан специальный стенд (Б. В. Ананьев), позволяющий плавно регулировать в широких пределах линейные и угловые параметры рабочего места. Электромиографические исследования показали различную биоэлектрическую активность мышц в зависимости от линейных параметров рабочей зоны. Полученные результаты подтвердили, что для выполнения статической работы наиболее рациональна высота поверхности 1000 мм от уровня пола. При уменьшении или увеличении данной высоты отмечается существенное снижение силовых характеристик мышц и возрастание частоты и амплитуды ЭМГ. В этом эксперименте установлено также, что при выполнении статической работы лучшие результаты регистрируются не в оптимальной рабочей зоне, а в зоне досягаемости моторного поля. Сравнительный анализ материалов исследований позволил выявить наиболее оптимальные зоны в условиях статических нагрузок, в которых трудовые операции выполняются с наименьшими затратами энергии. На это указывает отсутствие миграции биоэлектрической активности мышц с основных на вспомогательные и значимых изменений сердечнососудистой системы. Аналогичные данные получены при исследовании влияния различных элементов рабочего мес-
та на развитие утомления. Наименьшая биоэлектрическая активность мышц выявляется при комфортных условиях поддержания рабочей позы, к которым следует стремиться при проектировании производственного оборудования и компановке рабочего места.
О. И. Юшкова при электрофизиологическом изучении глубины наклонов установила, что наиболее утомительна работа с наклоном туловища в 45°, менее утомительна — с наклоном 30° и практически неутомительна — с наклоном 15°. При этом определяющим для скорости и глубины развития утомления является суммарное вре- щ мя пребывания в наклонном положении. Наиболее рано (в первые 30 мин рабэты) проявляется утомление позных мышц при наклоне 45°, изменения ЭМГ при наклоне 30° развиваются позднее (через 60 мин).
Таким образом, результаты исследований указывают на все возрастающее значение рабочей позы в развитии производственного утомления. С целью профилактики неблагоприятных последствий нужно проводить планомерную работу по установлению критериев оптимальности рабочих зон при статической и динамической нагрузке и закладывать их в общегосударственные и отраслевые стандарты. Научно обоснованные требования следует учитывать при проектировании и создании новых образцов промышленного оборудования и производственной мебели, рациональной оргоснастке рабочего места с учетом возможности использования переменной позы. С целью предупреждения развития утомления необходимо повсеместно использовать рациональные режимы труда с активизацией внутрисменного отдыха.
Литература. Ананьев Б. В. — Гиг. труда, 1975,
№ 7, с. 57—58. Стронгина О. М. и др. — В кн.: Оздоровление условий
труда женщин. М., 1976, с. 182—190. Юшкова О. И. — Гиг. труда, 1978, № 3, с. 12—16.
Поступила 11.06.80
УДК 616.1-057:621*74-051
Г. К. Радионова, Е. В. Гладкова, Л. Г. Жаворонок
О ВЛИЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ЛИТЕЙЩИКОВ НА УРОВНИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ БОЛЕЗНЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ
СИСТЕМЫ
Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, Москва
Анализ данных литературы свидетельствует о том, что в ряде производств и профессий условиям труда как ведущему социальному фактору принадлежит не последняя роль в формировании и развитии сердечно-сосудистой патологии (А. М. Монаенкова и соавт.). На основании результатов массового обследования рабочих промышленных предприятий Москвы И. А. Рывкин и Д. И. Лев-штейн пришли к выводу о необходимости учитывать конкретные условия труда при изучении причин возникновг-ния гипертонической болезни, так как в ряде случаев они могут иметь решающее значение.
Установить общие закономерности в состоянии заболеваемости, а также выявить зависимость ее уровня от конкретных производственно-профессиональных условий позволяет углубленное изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности на больших по численности контингентах работающих (Н. В. Догле и А. Я. Юр-кевич).
Нами проведено углубленное изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, обусловленной наи-
более распространенными формами сердечно-сосудистой патологии — гипертонической болезнью и ишемической болезнью сердца (ИБС), у рабочих основных профессий литейного производства автозавода им. Лихачева в зависимости от конкретных условий труда. В отделе кадров завода была осуществлена выкопировка персональных данных о лицах, работавших в 1973—1975 гг. в двух литейных цехах (серого и ковкого чугуна). Изучению заболеваемости предшествовало санитарно-гигиеническое изучение условий труда у лиц ведущих профессий литейного производства (А. Н. Зеленкин и А. Е. Ермоленко), на основании которого сформировано 5 производственно-профессиональных групп, куда вошли лица, объединенные общностью условий труда: 1-я — плавильщики, заливщики, вагранщики, 2-я — земледелы, чистильщики, 3-я — формовщики, 4-я — выбивщики, 5-я — обрубщики. На их рабочих местах содержание пыли превышало ПДК. однако наибольшими они были в воздухе рабочей зоны земледелов, чистильщиков (в десятки раз выше ПДК), а наименьшим — в рабочей зоне плавильщиков, заливщи-
Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности в связи с гипертонической болезнью у рабочих
литейных цехов автозавода (на 100 круглогодовых лиц)
Профессия Мужчины Женщины
число круглогодовых лиц (в сумме за 3 года) число болевших число случаев заболевания численность круглогодовых лиц (в сумме за 3 года) число болевших число случаен заболевания
всего стандартизованные по возрасту показатели всего стандартизованные по возрасту показатели всего стандартизованные по возрасту показатели всего стандартизованные по в озрасту пока^тели
Плавильщики, за-
ливщики, вагран-
щики 661 4,7 4,9+0,8 7,4 7,8±1,0 _ — — — —
Земледелы, чис- 8,6+1,2
тильщики 359 5,8 4,8±1,1 7,5 6.0+1,2 649 3,5 4,0+0,8 7.9
Формовщики 1565 2,6 4,1±0,5 5,4 8,6+0,7 1291 3,7 5,1±0,6 6,5 8,5±0,8
Выбивщики 423 5,0 3,8+0,9 9,7 7,4+1,3 _ — — —
Обрубщики 773 1,6 1,7±0.5 1.7 1,9±0,4 582 ».4 1.8+0,6 2.6 3,1±0,7
Примечани е.—среди рабочих этих профессий женщин не было.
ков и вагранщиков. Все рабочие основных профессий находились в условиях производственного шума, суммарный уровень которого колебался от 100 до 114 дБ. В то же время характер воздействия этого фактора на рабочих различных профессий не был идентичным. Так, лица первых 2 производственно-профессиональных групп подвергались воздействию низко- и среднечастотного шума, тогда как формовщики, выбивщики и обрубщики находились в зоне воздействия преимущественно высокочастотного шума выше предельно допустимой. Воздействию локальной вибрации, которая превышала на 1—6 дБ предельно допустимые уровни, подвергались в литейных цехах лишь обрубщики и формовщики, работавшие с пневматическими инструментами.
Основные неблагоприятные производственные факторы для плавильщиков, вагранщиков и заливщиков — высокая температура воздуха (27—42 СС), тепловое излучение (от 0,5 до 2,5 гкал/см2 в 1 мин) и концентрации окиси углерода, в несколько раз превышающие ПДК.
Углубленное изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности проведено в отношении лиц, постоянно (круглый год) работавших в основных профессиях литейного производства, что позволило избежать влияния на показатели заболеваемости значительной текучести кадров (коэффициент сменяемости, рассчитанный по формуле М. С. Каценеленбаума, был выше 30%).
При сопоставлении уровней заболеваемости различных групп работающих необходимо иметь представление об их возрастно-половом составе. Анализ кадрового состава свидетельствовал о преобладании в 4 производственно-профессиональных группах лиц, не достигших 40-летнего возраста, — на их долю приходилось от 56,6% (плавильщики, заливщики, вагранщики) до 71,8% (формовщики) работающих в каждой из рассматриваемых профессиональных групп. И только среди выбивщиков наибольший процент (50,3) приходился на долю 40—49-летних. Относительно молодой состав работающих в литейных цехах, а также тщательный профессиональный отбор, осуществляемый медико-санитарной частью завода, обусловили сравнительно низкий уровень заболеваемости работающих в этих цехах гипертонической болезнью и ИБС. По этим двум формам сердечно-сосудистой патологии литейный цех ковкого чугуна занимал соответственно 11-е и 21-е места, а цех серого чугуна — 18-е и 20-е места среди других цехов автозавода.
Учитывая несопоставимость сравниваемых производственно-профессиональных групп по возрастно-половому составу, мы произвели косвенным методом стандартизацию показателей болевших лиц и случаев нетрудоспособности по возрасту для мужчин и женщин отдельно.
Из таблицы видно, что соотношение показателей, полученных для отдельных производственно-профессиональных групп, после стандартизации существенно изменилось. Стандартизованный показатель болевших лиц в группе обрубщиков был в 2 с лишним раза меньше, чем аналогичные показатели, исчисленные для остальных производственно-профессиональных групп, и составлял 1,7 на 100 круглогодовых рабочих лиц у мужчин и 1,8 у женщин. Аналогичное соотношение установлено и при сопоставлении числа случаев утраты трудоспособности в связи с гипертонической болезнью. Достоверных различий в уровнях заболеваемости этой нозологической формой по показателям как болевших лиц, так и по количеству случаев временной нетрудоспособности в остальных производственно-профессиональных группах не выявлено.
На основании результатов изучения данных о временной нетрудоспособности, обусловленной ИБС у работающих в различных производственно-профессиональных условиях, можно заключить, что среди мужчин основных профессий литейного производства максимальный уровень заболеваемости ИБС был в группе формовщиков (Р<0,05) — 2,5±0,4, а число случаев утраты трудоспособности — 5,1±0,6 на 100 круглогодовых рабочих этой профессии.
Во всех остальных производственно-профессиональных группах у мужчин не выявлено достоверных различий в уровнях заболеваемости ИБС, которые колебались от 0,4±0,3 у выбивщиков до 1,2±0,4 у обрубщиков по количеству болевших и от 0,4±0,3 до 2,0±0,5 по числу случаев утраты трудоспособности. При сопоставлении показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности, обусловленной ИБС, у женщин достоверных различий в данных отдельных производственно-профессиональных групп также не выявлено.
Заслуживает внимания средняя длительность лечения, которая была максимальной у обрубщиков и составляла 17,3 дня при гипертонической болезни и 21,9 дня при ИБС.
Приведенные данные не позволяют с достаточной убедительностью выявить роль условий труда й развитии сердечно-сосудистой патологии у рабочих литейного производства, относящихся к той или иной производственно-профессиональной группе. В связи с этим были сопоставлены показатели заболеваемости гипертонической болезнью и ИБС у лиц с различным профессиональным стажем. Анализ повозрастных показателей заболеваемости гипертонической болезнью позволил установить их зависимость от профессионального стажа лишь у обрубщиков и формовщиков 40—49-летнего возраста. С целыо выявления более четкой закономерности были сопоставлены стандартизованные по возрасту показатели заболевае-
мости различных стажевых групп рабочих, которые утрачивали трудоспособность по поводу гипертонической болезни и ИБС, что позволило увеличить численность наблюдений при одновременном элиминировании влияния возраста на заболеваемость. В 3 основных производственно-профессиональных группах рабочих литейного производства (плавилыциков, формовщиков, обрубщиков) наблюдался рост показателей заболеваемости (как по числу болевших, так и по числу случаев временной нетрудоспособности) после 5 лет работы в данных профессиях (Я<0.05). В числе рабочих с профессиональным стажем 5—9 лет болевших гипертонической болезнью было больше, чем среди рабочих со стажем 1—4 года в 2,7 раза в группе формовщиков и в 12,5 раз в группе обрубщиков; в группе же плавильщиков этот показатель увеличился с 0± 1,26 до 7,13±1.99. Тот факт, что скорость нарастания уровня заболеваемости была максимальной в группе обрубщиков, дает основание предположить, что определенная роль в формировании гипертонической болезни принадлежит сочетанию высокочастотного шума и локальной вибрации. Зависимости уровня заболеваемости гипертонической болезнью от профессионального стажа у земле-делов, для которых ведущим неблагоприятным производственным фактором является кремнийсодержащая пыль, не выявлено.
Увеличение заболеваемости с временной утратой трудоспособности в зависимости от длительности работы у плавильщиков, заливщиков, вагранщиков, а также более частая утрата трудоспособности по поводу гипертонической болезни у выбивщиков с 10-летним стажем по сравнению с лицами этой профессии,работающими менее 10 лет, позволяет сделать вывод о том, что в формировании этой патологии определенная роль принадлежит неблагоприятному микроклимату, в частности тепловому излучению.
Что касается ИБС, то рост показателей заболеваемости этой нозологической формой с увеличением профессионального стажа был отмечен лишь у формовщиков, где итандартизованные по возрасту показатели болевших с случаев утраты трудоспособности в стажевой группе 5—9 лет были соответственно в 2,9 и 3,4 раза выше, чем у формовщиков со стажем 1—4 года, и составляли 1,78±
±0,55 и 5,66±0,38 на 100 круглогодовых рабочих (Р< <0,05). В остальных производственно-профессиональных группах зависимости заболеваемости ИБС от профессионального стажа не выявлено.
Выводы. 1. Углубленное изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, проведенное на больших по численности контингентах работающих с учетом пола, возраста, текучести кадров, профессионального отбора, дало возможность выявить роль конкретных производственно-профессиональных условий в формировании сердечно-сосудистых заболеваний.
2. Полученные результаты позволяют предположить, что среди многих неблагоприятных производственно-профессиональных факторов, воздействующих на работающих в литейном производстве машиностроительной промышленности, ведущая роль в формировании сердечнососудистой патологии (гипертонической болезни и ИБС) принадлежит высокочастотному шуму и локальной вибрации при их сочетанном воздействии.
3. Данные углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности могут быть использованы не только для разработки конкретных оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение сердечно-сосудистых изменений у работающих, но и учтены при формировании контингентов, подлежащих многолетнему проспективному наблюдению.
Л итература. Догле Н. В., Юркевич А. Я. Углубленное изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и выявление роли санитарно-гигиенических условий труда в формировании ее уровней. М., 1976. Каценеленбаум М. С. — В кн.: Вопросы санитарной статистики. М., 1962, с. 12—46. Монаенкова А. М., Гладкова Е. В., Радионова Г. К. —
Гиг. труда, 1979, № 4, с. 23—27. Рывкин И. А., Левштейн Д. И. — В кн.: Московская гор. врачебная науч.-практ. конф. по медико-санитарному обслуживанию промышленных рабочих. Материалы. М., 1970, с. 61—63.
Поступила 10.10.80
УДК 6И.895. 3
Проф. В. С. Кощеев, доктор мед. наук А. В. Седов
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ВОДОЛАЗНЫХ ГИДРОКОМБИНЕЗОНОВ «МОКРОГО» ТИПА
Подводно-технические и аварийно-спасательные работы, проводимые в глубинах Мирового океана, связаны с необходимостью защиты водолаза от холода. Одним из перспективных методов борьбы с тепловыми потерями при пребывании водолаза на больших глубинах является применение гидрокомбинезонов «мокрого» типа, в которых в качестве теплоносителя используется горячая пресная или морская вода, непосредственно контактирующая с кожей человека.
Водолазные гидрокомбинезоны бывают с открытым контуром, в котором горячая вода обтекает тело водолаза и выходит в море через клапаны на манжетах рукавов и брюк, и с замкнутым контуром, в котором вода, омывающая тело человека, возвращается в нагреватель. Такие системы обогрева довольно экономичны и безопасны. Одно из преимуществ последнего типа водолазного снаряжения — значительно меньшее потребление энергии. Однако эксплуатация таких костюмов требует решения ряда гигиенических проблем.
Одна из этих проблем — постепенное накопление в теплоносителе токсичных веществ, источниками которых являются конструкционные материалы гидрокомбинезоне, а также продукты жизнедеятельности человека. Выде1е-
ние токсичных веществ из конструкционных материалов может быть устранено или сведено к минимуму. Человек же как источник загрязнения теплоносителя не может быть от него изолирован, и в подкостюмном пространстве водолазного гидрокомбинезона с замкнутым контуром могут накапливаться большие количества продуктов жизнедеятельности. В связи с этим для разработки водолазного снаряжения «мокрого» типа необходимы данные о качественном и количественном составе продуктов жизнедеятельности, выделяемых через кожные покровы, и о влиянии горячей воды, содержащей метаболиты, на кожные покровы и организм человека в целом при различных условиях его работы. Согласно данным литературы (Т. Б. Ве-бер), через кожные покровы из организма человека выделяется более 270 веществ. В процессе кожного дыхания в окружающую среду могут поступать газообразные продукты жизнедеятельности, выделяющиеся обычно через легкие. В состав секрета сальных желез входят свободные и связанные низшие и высшие жирные кислоты, эстеры холестерина и изохолестерина, липоиды, белковые продукты, фосфаты, хлориды и др. (Ю. К. Скрипкин). Однако скорость выделения продуктов жизнедеятельности цяро-средс-венно через кожные покровы и сальные железы не-