Научная статья на тему 'О влиянии цифровизации на общественно-политическое развитие в России'

О влиянии цифровизации на общественно-политическое развитие в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
220
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / DIGITAL SOCIETY / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DIGITAL SECURITY / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / POLITICAL RELATIONS / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND DIGITAL TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / SOCIAL PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малышева Галина Анатольевна

В статье рассматривается воздействие цифровизации на политические отношения и общественно-политическое развитие в целом в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the impact of digitalization on social and political development in Russia

The article considers the impact of digitalization on the sphere of political relations and social and political development in Russia.

Текст научной работы на тему «О влиянии цифровизации на общественно-политическое развитие в России»

Г.А. МАЛЫШЕВА младший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН"

О влиянии цифровизации на общественно-политическое развитие в России

О проблемах цифрового общества в последнее время говорится много и в самой разной связи. В данном случае эти проблемы интересуют нас применительно к динамике общественно-политического развития в России.

Влияние цифровизации на политическую сферу можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле предпосылки политической цифровизации заложены в изменениях экономического базиса российского общества. Реализация задач цифрового технологического развития требует изменения также институциональной и политической надстройки. Заметим в связи с этим, что ряд ведущих исследователей (в их числе А.А. Аузан и В.М. Полтерович) указывают в качестве одной из структурных проблем на несоответствие институционального устройства современной России социально-экономическим потребностям и вызовам новой эпохи.

В узком смысле политическую цифровизацию можно трактовать как инструментальное проникновение цифровых технологий в область политических отношений. Цифровиза-ция политической жизни выражается во все более широком использовании современных технических средств массовой коммуникации, а также в постоянном совершенствовании технологий, обеспечивающих сбор, обработку, создание и распространение цифрового информационного контента общественно-политической направленности.

Согласно данным недавнего исследования НИУ ВШЭ, в настоящее время 75% домохозяйств в России располагают компьютерной техникой и доступом в интернет. Более трети россиян (37%) используют для получения интернет-услуг

* Малышева Галина Анатольевна, e-mail: lamaga2007@yandex.ru

мобильные устройства. При этом отмечается, что для подавляющего большинства граждан (76%) основной целью посещения интернета является участие в социальных сетях и лишь немногие (2-3%) ищут информацию политического характера1. Подобная статистика позволяет сделать вывод о целесообразности распространения политического контента через социальные сети, т.е. о гибридизации политического присутствия в интернете и реализации непрямого воздействия в целях сформировать политические предпочтения пользователей.

Очевидно также, что жители страны обладают различными стартовыми условиями для вхождения в оцифрованную политическую реальность. Вместе с тем не вызывает сомнения, что интернет, хотя и не способен пока служить заменой традиционным СМИ, завоевывает все более прочные позиции на информационно-коммуникативном поле России в качестве пространства для политической конкуренции и формирования политической идентичности как отдельных граждан, так и общества в целом. В подобных условиях существенным преимуществом может стать применение наряду с классическими политических технологий «нового поколения».

Цифровые online технологии обеспечивают интерактивность и динамизм политического процесса, а анонимность пользователей и почти полное отсутствие цензурных ограничений способствуют большей свободе выражения личных взглядов и политических позиций. Впрочем, факторы, обуславливающие преимущества интернет-коммуникации, могут оказывать и обратное действие - в частности, анонимность источников подрывает доверие к размещаемой в сети информации.

Интернет и социальные медиа способствуют мобилизации электората во время избирательных кампаний. В последнее время наряду с социальными сетями в качестве инструмента предвыборной борьбы все чаще выступают различные мобильные приложения.

Мониторинг и распространение информации являются главной сферой приложения цифровых технологий в поли-

1 Индикаторы цифровой экономики: 2017. Стат. сборник. М., 2017, с. 244, 253. [Электронный ресурс] // Сайт НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/da-ta/2017/08/03/1173504122/ICE2017.pdf (дата обращения: 04.12.2017)

тике. «Умные» интернет-технологии строятся на основе самообучающихся роботизированных компьютерных программ. Замаскированные под реальных пользователей они способны осуществлять автоматический поиск информации, генерировать тексты, рассылать сообщения, участвовать в дискуссиях под фейковыми аккаунтами в соцсетях и имитировать многие другие действия человека в интернете. В соответствии с заданными настройками программа-робот может быть использована для политической рекламы и агитации, сбора средств и вербовки сторонников, делая ненужной работу штата сотрудников и значительно снижая издержки политической деятельности. Подобные тенденции позволяют говорить о новом содержании политического участия в высокотехнологичном цифровом пространстве.

Технологии «дата-майнинга» позволяют собирать и обрабатывать колоссальные объемы информации о потенциальных политических сторонниках и избирателях, а также о политических конкурентах. Основываясь на интеллектуальной сегментации разнообразных персональных данных (включая информацию, считанную с кредитных и социальных карт, мобильных устройств, а также историю сетевой активности и статистику запросов в поисковых системах), они дают возможность создавать связанные персональные профили граждан, определять степень их лояльности и осуществлять прогностическое моделирование социального поведения. Как отмечается, интерфейсы современных цифровых устройств достигли такого уровня технологического совершенства, что способны выполнять функции по программированию индивидуального и массового сознания в соответствии с заданными целями.

Хотя между политической активностью в интернете и за его пределами не зафиксировано линейной зависимости, online технологии, несмотря на относительную ограниченность цифровой аудитории, все сильнее влияют на формирование общественно-политической повестки offline. Интернет-пространство используется властью для вертикальной коммуникации с гражданами, мониторинга социальных настроений и воздействия на них в целях обеспечения общественной поддержки. Существенную роль в реализации этих задач играет взаимодействие традиционных и цифровых медиаресурсов, динамика которого определяется масштабами и темпами оцифровки социальной жизни.

Широкое распространение технологий облачного хранения данных актуализирует проблему информационной и цифровой безопасности. Любой современный гаджет (а к числу их владельцев наряду с обычными гражданами относятся и представители властных структур) может быть использован для отслеживания пользовательских данных. В подобном контексте правомерно ставить вопрос о цифровой секьюритизации как важнейшем элементе общего комплекса задач по национализации и суверенизации российских политических элит.

Обладание цифровым технологическим преимуществом дает реальные рычаги воздействия на политическое пространство в собственной стране и за ее пределами. Цифровой суверенитет, таким образом, выступает как фактор безопасности и стабильности политической системы, а его обеспечение рассматривается как приоритетная государственная задача. Признается, что одно из возможных решений в этой области - создание некоей параллельной копии всемирной сети, - хотя и выполнимо технически, но в практическом смысле нецелесообразно, поскольку не дает возможности пользоваться универсальными настройками и сокращает количество доступных ресурсов. Гораздо более реалистичный сценарий, помимо частичной блокировки интернет-доступа, заключается в разработке альтернативного программного обеспечения в рамках национальных и интернациональных проектов, подрывающих технологическую монополизацию цифрового пространства.

Доклад по проблемам глобального развития, приуроченный к 50-летию Римского клуба, заостряет внимание на беспрецедентном ускорении и экспоненциальном росте трансформационных цифровых процессов. Одновременно подчеркивается, что модернизация управления этими процессами показывает гораздо более слабую динамику в силу

1

инерционности мышления руководителей по всему миру .

Политическая цифровизация как часть системной цифровой трансформации подвержена общим закономерностям развития. В наши дни теория и практика политического

1 Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome, by E. von Weizacker and A. Wijkman. 2018. Springer, р. 45, 47. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.batrachos.com/sites/default/files/pictures/Books/Weizsacker_Wijkman_20 18_Come%20on.pdf (дата обращения:11.12.2017).

регулирования существенно отстают от объемов и темпов оцифровки собственно политического пространства. Налицо качественный разрыв между субъектом и объектом политического управления.

Рассматривая указанный круг вопросов, следует исходить из того, что цифровое общество - это реальность, которой нельзя избежать, и единственное решение заключается в том, чтобы научиться управлять ею. Источник проблем в том, что цифровые технологии имеют свойство обновляться стремительно и в непрерывном режиме. Пока общество приспосабливается к имеющимся технологическим инновациям, на смену им приходят новые, еще более совершенные. Замечено, что технологии устаревают быстрее, чем заканчивается гарантийный срок произведенной на их основе продукции. Как бы ни были велики возможности цифровых технологий сегодня, завтра они будут способны на гораздо большее с точки зрения их позитивного и негативного влияния на общественное развитие.

Догоняющий характер и хроническое отставание процессов модернизации политического управления сегодня очевидны и в России. Исследователи обращают внимание на нарастание в нашей стране «структурного несоответствия между реальностью цифрового общества и институциональными практиками элит»1. Сегодняшние действия российских властей показывают, что цифровизация трактуется ими в сугубо экономическом смысле, без глубокой и всесторонней оценки социальных и политических рисков новой технологической революции.

Есть достаточно оснований предполагать, что интеграция цифровых технологий в политику не тождественна продвижению к демократии. Когда технологические инновации используются как инструмент государственно-корпоративного влияния, интересы элитных групп ставятся неизмеримо выше интересов рядовых граждан, а оцифровка общества ведет к его дальнейшему разобщению и поляризации. Моделирование социального поведения, превентивное социальное программирование, воспринимаемые в

1 Бондаренко С.В., Чугунов А.В. Развитие «электронного правительства» в России: новые институциональные практики и роль элиты // Властные структуры и группы доминирования: Материалы десятого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Под ред. А.В. Дуки. СПб., 2012, с. 370.

качестве ближайшей исторической перспективы, заставляют задуматься о пределах вмешательства искусственного интеллекта в жизнь отдельного человека и общества в целом, о ценностном аспекте и этическом наполнении грядущих перемен.

Пессимисты и скептики предупреждают об опасности формализации и дегуманизации социосферы в цифровую эпоху, о том, что современные технологии предоставляют новые, ранее невиданные возможности для изощренных политических манипуляций и крупномасштабных социальных экспериментов. Речь идет по сути о создании предпосылок для цифрового тоталитаризма и глобального цифрового империализма.

Таким образом, переход к цифровой модели развития создает условия для формирования качественно новой и весьма противоречивой социально-политической реальности. Успешная цифровизация в России способна послужить катализатором общественной консолидации в силу того, что достижения в области высокотехнологичного развития будут восприняты гражданами в качестве доказательства цивилизационной самодостаточности российского государства и общества. Однако те же процессы могут послужить и предпосылкой дестабилизации политической системы, если иметь в виду социальные сдвиги, которые могут быть ими спровоцированы.

Малышева Г.А. О влиянии цифровизации на общественно-политическое развитие в России. В статье рассматривается воздействие цифровизации на политические отношения и общественно-политическое развитие в целом в России.

Ключевые слова: цифровое общество, цифровая безопасность, политические отношения, информационно-цифровые технологии, социальное программирование.

Malysheva G. A. On the impact of digitalization on social and political development in Russia. The article considers the impact of digitalization on the sphere of political relations and social and political development in Russia.

Keywords: digital society, digital security, political relations, information and digital technologies, social programming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.