Научная статья на тему 'О влиянии русских художников на исполнительское творчество Ф. И. Шаляпина'

О влиянии русских художников на исполнительское творчество Ф. И. Шаляпина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
463
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАЛЯПИН / CHALIAPIN / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VOCAL ART / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анестратенко Михаил Владимирович

Данная статья освещает новые подходы Ф. И. Шаляпина к работе по созданию сценических образов, возникших под влиянием русских художников В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Я. Головина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This is a scientific article based on new F. I. Chaliapin’s approaches to creative work in his roles, and an influence of Russian artists on him V. A. Serov, K. A. Korovin, A. Y. Golovin.

Текст научной работы на тему «О влиянии русских художников на исполнительское творчество Ф. И. Шаляпина»

ф

ф

^ Искусствознание

надцать Отделений; к уже имеющимся добавилось Орловское (1876/77), Омское (1876),

Тобольское (1878), Томское (1879), Пензенское (1881), Тамбовское (1882), Тифлисское (1883), Одесское (1886), Астраханское (1891),

Николаевское (1892) [11]. Как видно, географические границы становились всё шире

Примечания

1. Абаза, Ю. Ф. Из воспоминаний / Ю. Ф. Абаза // Русская старина. — 1909. — Т. 140.— № 11.

2. Асафьев, Б. В. Их было трое... (из эпохи общественного подъема русской музыки 50—60-х годов /

Б. Асафьев ; [ред. текста и примеч. Е. М. Орловой] // Избранные труды. — Москва : Издательство АН СССР, 1954. — Т. 3.

3. Великая княгиня Елена Павловна. — Санкт-Петербург : Лики России, 2011.

4. Завьялова, Л. В. Великий Князь Константин Николаевич и великие князья Константиновичи:

История семьи / Л. В. Завьялова, К. В. Орлов. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2009.

5. История русской музыки : в 10 т. — Москва : Музыка. — 1989. — Т. 6.

6. Кони, А. Ф. Петербург. Воспоминания старожила / А. Ф. Кони. — б/м. : Атеней, 1922.

7. Отчёты Отделений ИРМО за разные годы /1859—1917гг./.

8. Пузыревский, А. И. Императорское Русское Музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности / А. И. Пузыревский. — Санкт-Петербург : Тип. В. Я. Мильштейна, 1909.

9. Тютчева, А. Ф. При дворе двух Императоров: Воспоминания и дневники / А. Ф. Тютчева ; пер.с франц. Л. В. Гладковой. — 3-е изд., доп. — Москва : Захаров, 2004.

10. Устав Императорского Русского Музыкального общества. — Санкт-Петербург, 1873.

11. Фонд 408 (Главная Дирекция ИРМО) в ГИА СПб.

12. Фредерикс, М. П. Из воспоминаний / Баронесса М. П. Фредерикс // Исторический вестник. —

1898. — Т. 71, № 1—3. — С. 52—84.

* ф

и шире, а стараниями культуртрегеров в каждом провинциальном городе складывалась своего рода микромодель столичной культурной жизни, «прививались» на местной почве те или иные столичные новшества, что, в общем, не диссонировало со сложившейся локальной спецификой.

О ВЛИЯНИИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Ф. И. ШАЛЯПИНА

УДК 792.03

М. В. Анестратенко

Российская академия музыки имени Гнесиных

Данная статья освещает новые подходы Ф. И. Шаляпина к работе по созданию сценических образов, возникших под влиянием русских художников — В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Я. Головина.

Ключевые слова: Шаляпин, изобразительное искусство, вокальное искусство.

This is a scientific article based on new F. I. Chaliapin’s approaches to creative work in his roles, and an influence of Russian artists on him — V. A. Serov, K. A. Korovin, A. Y. Golovin.

Keywords: Chaliapin, art, vocal art.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 249-252

249

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 249

Ф

19.03.2013 12:31:02

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)

Большое влияние на исполнительское творчество Ф. И. Шаляпина, по созданию самобытных сценических образов, оказали русские художники. Среди них отметим фигуры В.А. Серова, К.А. Коровина, А.Я. Головина.

Именно в беседах с последним у певца возник новый подход к работе над ролью Мефистофеля из одноименной оперы А. Бойто. Он заключался в применении так называемого «скульптурного» образа, который отличался от предыдущего внешнего облика Мефистофеля из «Фауста» Ш. Гуно, граничащего с монументализмом, созданного под влиянием М.А. Врубеля. Шаляпину хотелось осуществить «в камне» силуэт духа зла, его оболочку, а нутро изобразить зыбким, постоянно меняющимся и приспосабливающимся к обстоятельствам, происходящим на сцене, но вот-вот готовым «вырваться» наружу из своеобразного «панциря», подобно раскаленной лаве, вылетающей из жерла вулкана при извержении. Маэстро считал, что «...никакие краски костюма, никакие пятна грима в отдельности не могут... заменить остроты и таинственного холода голой скульптурной линии. Элемент скульптуры вообще присущ театру, он есть во всяком жесте, — но в роли Мефистофеля скульптура в чистом виде прямая необходимость и первооснова. Это острые кости в беспрестанном скульптурном действии» [5, с. 80].

Идеи, примененные им при создании образа Мефистофеля Бойто в 1901 году в Милане, нашли горячий отклик в сердцах простых итальянских слушателей и творческой интеллигенции.

Так, о бойтовском Мефистофеле Э.А. Старк писал следующее: «Мысль о человеческом далека, когда созерцаешь этот кошмарный призрак, неизвестно откуда явившийся, неведомо как повисший в бездонной пропасти меж облаков. Длинный, узкий, гибкий, он кажется жутким видением.» [4, с. 78].

На этом творческий союз Головина и Шаляпина не прекратился и нашел свое продолжение в 1904 году в Мариинском театре.

250

январь-февраль ^

У артиста возникло желание «переосмыслить» неизменную с 1874 года постановку оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и саму трактовку образа главного героя, что было с большой симпатией воспринято Головиным. Творческие идеи певца заключались в смене внешнего облика персонажей и сценических декораций на более реалистические и исторически достоверные. Живописец взялся за создание декораций и костюмов к спектаклю, детально подойдя к изучению истории той эпохи.

Этот подход художника перенял и молодой артист, знакомясь в процессе создания образа с различными артефактами эпохи Смутного времени, а также с историческими документами и литературными источниками.

В процессе творческого взаимодействия двух гениев были заложены важнейшие основы для этой постановки, которые включали художественно-историческую и музыкально-драматическую составляющие. Первая воплотилась в достоверно выполненных декорациях, созданных живописцем, которые отражали данный этап русской истории. Вторая — представляла собой шаляпинскую интерпретацию трагедии А.С. Пушкина и музыки М.П. Мусоргского.

Также заслуживают внимания долгая и крепкая дружба и плодотворный союз, которые связывали В.А. Серова и Шаляпина. Этот творческий дуэт сложился в процессе их работы в мамонтовской опере.

Ярким примером взаимного сотрудничества была работа над образом Олоферна в опере А.Н. Серова «Юдифь». Следует отметить тот факт, что образ Олоферна не предавался изменениям более 35 лет с момента премьеры оперы Серова в 1863 году. По свидетельствам музыкальных критиков того времени, а также оценкам В.А. Серова, ассирийского царя исполняли в манере типичного персонажа «героя-любовника» из итальянской комической оперы.

Это прослеживается на фотографиях таких артистов, как А.П. Антоновский (фото 1890 года) и М.И. Сариотти (фото 1878 года),

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 250

Ф

19.03.2013 12:31:02

ф

ф

исполнявших роль Олоферна ранее. Образы древнеассирийского царя, созданные ими и запечатленные на фотографиях, являются ярким примером шаблонного исполнения этой роли.

Благодаря новаторским идеям и совместным усилиям Шаляпина и В.А. Серова образ Олоферна был реформирован. Живописца интересовала внутренняя психология изображаемых персонажей. Этот же аспект привлекал Шаляпина при создании своих ролей. Вдвоем они пришли к выводу о необходимости проведения анализа исторических древнеассирийских барельефов, для того чтобы найти средства выразительности, усиливающие воздействие на публику.

В их беседах рождались черты нового облика ассирийского деспота. Вместе продумывая каждый жест и позу древнего правителя, они в своих рассуждениях пришли к идее создания скульптурности и лаконичности данного образа.

Серов создал эскиз внешнего облика Олоферна в виде сурового каменного барельефа, который впоследствии нашел отклик и признание у публики. Эта трактовка образа обрела успех благодаря слиянию художественного восприятия живописца и глубинного осмысления роли самим артистом, что явилось очередной ступенью в совершенствовании профессионального мастерства молодого певца. Данный факт подтверждают сохранившиеся фотографии Шаляпина в этой роли и впечатления самого маэстро: «...я играл Олоферна суровым каменным барельефом, одухотворенным силой, страстью и грозным величием. Успех Олоферна превзошел все ожидания. Я смею думать, однако, что я первый на сцене попробовал осуществить такое вольное новшество» [5, с. 84-85].

Следует сказать, что изменения претерпел не только образ Олоферна, но и вся опера целиком. Серов создал принципиально новые декорации города Древней Ассирии. Такое «преображение» театральной постановки было отмечено положительными отзывами Б.В. Асафьева, который выразил мнение,

^ Искусствознание

что обновленный спектакль приобрел черты «монументальности ».

Творческая деятельность Шаляпина вдохновляла Серова на создание художественных произведений и эскизов, отражающих облик артиста в различных ролях или некоторые фрагменты его жизни. За долгое время знакомства с молодым певцом Серову удалось создать более двадцати таких картин и эскизов.

Не менее плодотворным было сотрудничество певца с выдающимся художником-импрессионистом К.А. Коровиным. Директор Императорских театров В.А. Теляков-ский считал, что этот живописец был наиболее идейно близок Шаляпину, понимал его характер, поддерживал в минуты творческих исканий и делал критические замечания, что благотворно сказывалось на становлении динамично развивающейся личности артиста.

Совместная работа в мамонтовской опере началась с того момента, когда Коровин писал декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка», а также помогал Шаляпину создавать костюм Грозного.

Асафьев отмечал, что благодаря стараниям великого живописца шаляпинские образы были лаконично закончены, вызывая у зрителя яркие эмоции и полноту восприятия.

Ярчайшей страницей их творческого союза стала постановка оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна, к которой Коровин создал декорации. К этой работе он подошел с особым волнением, так как очень любил горные пейзажи Кавказа. По воспоминаниям очевидцев, оформление спектакля было очень удачным и истинно передавало дух поэмы М.Ю. Лермонтова. Созерцая процесс создания декораций, Шаляпин начинал обдумывать существование своего образа в данной сценической обстановке, учитывая все до мелочей: жесты, движения, позы. Прочувствовать роль ему помог и сценический костюм, созданный Коровиным под влиянием врубелевских полотен, который явился несомненным шедевром, а также важным атрибутом для воплощения образа

251

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 251

Ф

19.03.2013 12:31:02

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

«Духа познанья и свободы». Это позволило образу Демона гармонично «слиться воедино» со сценическим фоном. Данный факт подтверждается сохранившимся изображением артиста в этой роли (картина А.Я. Головина).

В результате полученного опыта Шаляпин осознал, что необходимо не только вести линию своего персонажа, но и органично сосуществовать с тем миром и теми обстоятельствами, которые предлагают ему то или иное музыкальное произведение и сценические декорации. В дальнейшем вышеуказанными приемами певец сумел неоднократно воспользоваться при создании других образов, известнейших всему миру.

Однако самым ярким совместным творением артиста и живописца явилась их работа над постановкой оперы Мусоргского «Хованщина» (1897 год). Молодого певца волновал вопрос создания реалистичного образа Досифея, и он неоднократно обращался за советом к великому русскому художнику. Тут интересную роль сыграло не только мастерство живописца, но и его происхождение. Коровин вышел из семьи старо-

обрядцев, поэтому для певца он стал важным источником достоверной информации, которая помогла ему воплотить свою роль. Рассказы художника о семейном быте, приведение старообрядческих молитв, сохранившихся в его памяти, знакомили Шаляпина с мировосприятием этих людей, их взглядами на устройство мира и собственную жизнь.

Благодаря такому подходу к изучению роли, полученным знаниям и эскизам живописца певец создал многогранный образ Досифея, в котором сочетаются такие черты, как религиозность, фанатизм, гнев, покой и мудрость.

Итак, мы видим, что общение с русскими художниками плодотворно повлияло на работу Шаляпина над различными сценическими образами. Артист пришел к выводу о необходимости их тщательной проработки в опере. Эта «проработка» заключалась:

1) в предварительном анализе изображений реально существовавших личностей прошлых эпох;

2) в создании целостного и многогранного образа;

3) в уходе от типичности.

Примечания

1. Грошева, Е. А. Федор Иванович Шаляпин / Е. А. Грошева. — Москва : Искусство, 1957. — Т. 2.

2. Золотницкий, Д. И. Теляковский. Воспоминания. Театральные мемуары / Д. И. Золотницкий. — Ленинград ; Москва : Искусство, 1965.

3. Пикулев, И. И. Русское изобразительное искусство / И. И. Пикулев. — Москва : Просвещение, 1977.

4. Раскин, А. Г. Шаляпин и русские художники / А. Г. Раскин. — Ленинград ; Москва : Искусство, 1963.

5. Старк, Э. А. Федор Иванович Шаляпин (биография и сценические образы) / Э. А. Старк. — Москва : Рампа и жизнь, 1915.

6. Шаляпин, Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Ф. И. Шаляпин. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010.

Ф

252

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 252

Ф

19.03.2013 12:31:02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.