96
Экономические науки
УДК 339.13
о влиянии маркетинга персонала на корпоративную стратегию
Карслиев И. А., аспирант кафедры экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента, Кубанский государственный университет (КубГУ), г. Краснодар Е-твИ: [email protected]
Маркетинг персонала направлен на обеспечение компании человеческими ресурсами. Компания должна создавать благоприятные условия труда для привлечения новых специалистов и удержать уже работающих.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, кадровый маркетинг, маркетинговая стратегия, маркетинг персонала организации, управление человеческими ресурсами, персонал-маркетинг.
Karsliev I. A., PhD student, Department of Enterprise Economics, Regional and Personnel Management, Kuban State University (KubSU), city of Krasnodar E-mail: [email protected]
Personnel Marketing is aimed at providing the company with human resources. The company must create favorable working conditions to attract new specialists and retain existing ones.
Key words: human resources, personnel marketing, marketing strategy, marketing of the organizations personnel, human resources management, personnel marketing.
Внимание к персоналу как одному из ключевых именно внутренний маркетинг выступает ме-
факторов успеха компании способствовало появ- тодом менеджмента, который эффективен в ра-
лению специального направления - внутреннего боте с персоналом (рис. 1): маркетинга персонала [2]. По нашему мнению,
ON THE IMPACT OF STAFF MARKETING
the corporate strategy
Рис. 1. Внутренний маркетинг
Концепция данного вида маркетинга подразумевает, что к сотрудникам необходимо относиться как к клиентам компании.
Концепция внутреннего маркетинга состоит из следующих элементов:
- клиентоориентированного;
- мотивированного;
- интеграции работы всех структурных подразделений компании;
- применения маркетингового подхода и маркетинговых инструментов.
В контексте затронутого круга проблем визуализируем стратегии внутреннего маркетинга персонала (рис. 2).
Элементы внутреннего маркетинга ориентированы на решение задач:
1. Совершенствование механизма организационной культуры:
- соответствие миссии и стратегии;
- учет потребностей персонала;
- нацеленность на удовлетворение потребностей клиентов.
2. Информации по направлениям:
- удовлетворенность сотрудников условиями работы;
- современные формы управления персоналом;
- современные тенденции в организации работы;
- направления на поиск высококвалифицированных кадров на рынке труда.
3. Работа с персоналом компании по направлениям:
- совершенствование качества обслуживания клиентов;
- повышение «командного духа»;
- взаимодействие сотрудников [1,3].
Стратегии внутреннею маркетинга
Обеспечить детюьпое предстаалени е сотрудников о деятельности кампании
Удерживать лучших сопщ>удников
Оценивать и награждать лучших исполнителей
Соревноваться за наем лучших людей
Нанимать >а Быть
компетенцию и предпочтительным склонность к работодателем
обслужи пению
навыки и нивыы1
Нанимать правильных людей / в:ышмодеианвия
Удерживать
лучших
сотрудника*
Обслуживание, ори ентировшшое ни потребителя
Обеспечивать деятел ьность н од д ерж иеа/ощих а одразд ея ений
Ршвивать внутренние
процессы, ориентированные на обслуживание клиентов
Рис. 2. Стратегии внутреннего маркетинга персонала
98 и. а КАРСЛИЕВ
Для применения маркетинговых инструментов при организации работы персонала необходим следующий алгоритм действий (рис. 4).
Управление персоналом ориентировано на продуктивность, рост качества предоставляемых услуг, а также эффективность деятельности при помощи развития компетентности сотрудников.
Построение системы управления персоналом может стать причиной конкурентного преимущества, а также поспособствовать продвижению компании.
К показателям, оценивающим результаты внутреннего маркетинга, относятся (рис. 5):
Итак, основная проблема, встречающая в управлении персоналом компании - это отсутствие эф-
фективной системы управления человеческими ресурсами. Для этого необходимо руководство, соответствующее следующим принципам:
- трудовые отношения должны основываться на доброжелательном управлении и общении;
- руководителю необходимо развивать умения и способности управления сотрудниками;
- руководитель должен мотивировать и стимулировать персонал к трудовой деятельности.
Достижение вышеперечисленных принципов позволит наладить эффективность системы управления кадрами и обеспечит благоприятные условия труда.
Рис. 3. Внутренний маркетинг
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА
Осуществление внутреннего позиционирования
Градация сотрудников в зависимости от выявленных потребностей
Формирование в сотрудниках внутренней потребности постоянного донесения этих ценностей и, соответственно, продвижение продуктов компании в общественное сознание
Изучение потребностей сотрудников компании позволяет также, в определенной степени, получить мнение экспертов
Группировка и оценка выявленных потребностей
Всестороннее изучение потребностей сотрудников всех уровнен
Рис. 4. Инструменты для организации работы персонала
КАЧЕСТВЕННЫЕ
улучшение обратной связи с сотрудниками;
продуцирование сотрудниками
новых идей, направленных на совершенствование работы всей компании;
хороший микроклимат в коллективе.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
число предложений от сотрудников ПО совершенствованию работы;
количество организованных мероприятий, направленных на формирование ((командного» духа;
рост положительных мнений сотрудников, полученных в ходе опросов.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
приверженность сотрудников целям и миссии компании;
понимание стратегии компании н участие в ее реализации;
осознание социальной ответственности компании перед обществом.
Рис. 5. Показатели, оценивающие результаты внутреннего маркетинга
ЛИТЕРАТУРА
1. Армстронг Г. Основы маркетинга. М.: Вильямс И. Д., 2019. -752 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. М.: Вильямс, 2016. -752 с.
3. Морозов Ю. В. Основы маркетинга: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. -148 с.
4. Умавов Ю. Д. Основы маркетинга (для бакалавров) / Ю. Д. Умавов, Т. А. Камалова. М.: КноРус, 2019. -384 с.