УДК 665.743
О ВЛИЯНИИ КАЧЕСТВА АВИАТОПЛИВА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ ПО ДАННЫМ ООО «ТЗК ЕНИСЕЙ» АЭРОПОРТА «ЕМЕЛЬЯНОВО»
Т. А. Легкова, Д. А. Андреев Научный руководитель - О. Г. Бойко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: dm.andreev94@mail.ru
Существенное влияние на безопасность и регулярность полетов оказывает качество авиационного топлива. Низкое качество авиатоплива снижает производительность и надежность работы авиационной техники, а повышение требований к топливу приводит к росту цен на него. Поэтому современные авиационные горюче-смазочные материалы должны соответствовать целому ряду требований, объединяющих экономичность, надежность и долговечность работы авиационной техники.
Ключевые слова: авиатопливо, заправка, воздушное судно, безопасность полетов.
ABOUT THE INFLUENCE OF FUEL QUALITY ON THE FLIGHT SAFETY ACCORDING TO OOO «TZK ENISEY» OF THE AIRPORT «EMELYANOVO»
T. A. Legkova, D. A. Andreev Scientific Supervisor - O. G. Boyko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: dm.andreev94@mail.ru
The quality of aviation fuel has a significant impact on the safety and regularity of flights. The low quality of fuel reduces the productivity and reliability of aviation equipment while fuel requirements increase leads to rise in prices. Therefore, modern aviation fuels and lubricants have to meet a number of requirements including economy, reliability and durability of aviation equipment.
Keywords: aviation fuel, airship fueling, aircraft, flight safety.
Безопасность эксплуатации воздушных судов зависит, в том числе, и от качества используемого авиатоплива [1]. Актуальность данной работы заключается в рассмотрении влияния качества топлива на безопасность полетов.
Цель работы заключается в анализе экономических потерь в результате применения на авиационной технике некачественного топлива.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрено влияние различных параметров качества авиационного топлива на исправность силовой установки ВС;
- проанализирована статистика по отклонениям показателей качества топлива различных поставщиков от норм регламентирующих документов;
- проанализирован ущерб от реализации события отказа авиационной техники от применения некачественного топлива, выполнен анализ экономических потерь от применения некачественного топлива.
В работе собраны статистические данные лабораторных испытаний авиационного топлива на соответствие качеству [2, 3] согласно ГОСТ -10227 за период с 2011-2015 года в лаборатории ГСМ ООО «ТЗК Енисей» аэропорта Емельяново, по следующим поставщикам:
Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
1. ОАО «Газпромнефть - ОНЗП»;
2. ОАО «Ачинский НПЗ ВНК»;
3. ОАО «Ангарская нефтехимическая компания».
Статистические данные по десяти показателям группировались по значениям, которые находились на пределе норм. Из десяти показателей, определяемых в лаборатории ГСМ, предельными явились (таблица 1) [2]:
- фракционный состав 10% отгона - за 5 лет реализовалось 6 случаев;
- кинематическая вязкость при 20 ° С - 7 случаев;
- содержание фактических смол - 4 случая;
- удельная электропроводность - 20;
- содержание механических примесей и воды - 36.
Из пяти предельных показателей имелась возможность оценки стоимости экономических потерь только по трем (таблица 1, серый цвет): кинематическая вязкость, содержание фактических смол и содержание механических примесей и воды.
Таблица 1
Количество несоответствий по показателям качества
Показатель качества Завод - изготовитель
ОАО «Газпромнефть - ОНПЗ» ОАО «Ачинский НПЗ ВНК» ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
Фракционный состав 10% отгона 2 3 1
Кинематическая вязкость при 20 °С 7 - -
Концентрация фактических смол 4 - -
Удельная электрическая проводимость - 17 3
Содержание механических примесей и воды - 1 35
Реализация одного из этих трех событий принималось за исходное событие, для которого рассматривалось п аварийных последствий, к которым может привести превышение показателя.
Так для события «содержание механических примесей и воды» аварийными последствиями являются: заклинивание обратного клапана, забивка топливных фильтров, зависание золотника и выход из строя топливомера [3].
При реализации события «концентрация фактических смол» возможны прогар рабочих топливных форсунок, забивка топливного фильтра и залипание золотникового регулятора.
Аварийным последствием для события «кинематическая вязкость» является отказ работы насоса-регулятора.
Для расчета вероятности реализации событий отклонений качества топлива в работе использовался математический аппарат теории вероятности. Учитывая, что исходные события достаточно редки, распределение вероятности наступления исходного события принималось пуас-соновским. Тогда существует возможность рассчитать вероятность наступления ровно одного события за единицу времени, например, за день или час, по статистическим данным [1].
Далее в работе выполнялась оценка материального ущерба от реализации событий отказов, возникших вследствие применения некачественного топлива, с учетом стоимости работ по замене агрегатов, стоимости самих агрегатов и накладных расходов, а также от реализации самого страшного события.
Расчет экономических потерь от реализации событий отказов выполнялся для различных типов ВС. Результаты расчетов сведены в таблицу 2:
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Практика показывает, что, в большинстве случаев, сохранность качества топлива зависит не от действий производителей или поставщиков, а от:
- чистоты тары для транспортировки топлива до мест применения,
- соблюдения условий хранения топлива на месте применения,
- соблюдения норм технологических процессов приема, хранения и выдачи на заправку воздушных суден,
- соблюдения регламентных сроков обслуживания оборудования, через которые производится перекачка топлива на складе горюче-смазочных материалов.
Таблица 2
Анализ экономических потерь, связанных с присутствием в топливе механических примесей и воды
Марка самолета Возможная неисправность Последующее устранение Стоимость, ремонта, тыс.руб.
Ту-154 Заклинивание обратного клапана в результате коррозии его элементов из-за наличия в топливе воды. Замена обратного клапана 65 020
Забивка топливного фильтра кристаллами льда и механическими примесями. Замена топливного фильтра 32 960
Зависание золотника в результате присутствия механических примесей. Замена золотника 16 840
ЛТЯ 42-500 Забивка топливных фильтров кристаллами льда и механическими примесями Замена топливных фильтров (2 шт.) 78 000.
Вое1^ 737 Выход из строя топливомера из-за присутствия в топливе воды Замена топливомера 915 000
2. Из трех рассмотренных поставщиков авиатоплива в ООО «ТЗК Енисей» зафиксировано 73 случая достижений предельных значений показателей качества и ни одного случая превышения норм ГОСТ за период 2011-2015 г.
3. Максимальный ущерб от использования некачественного топлива может составлять от 1,2 до 2 миллиардов рублей по одному борту.
Библиографические ссылки
1. Александровская, Л. Н. Безопасность и надежность технических систем / Л. Н. Александровская, И. З. Аронов, В. И. Круглов [и др.]. - М.: Логос, 2008- 186 с.
2. ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия.
3. Никипелов Ю. Г. Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости: Учебное пособие - Киев: КИИГА, 1986- 84-105 с.
© Легкова Т. А., Андреев Д. А., 2017