Научная статья на тему 'О влиянии интервальных гипоксических тренировок на параметры сердечного выброса'

О влиянии интервальных гипоксических тренировок на параметры сердечного выброса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии интервальных гипоксических тренировок на параметры сердечного выброса»

О ВЛИЯНИИ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ГИПОКСИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК НА ПАРАМЕТРЫ СЕРДЕЧНОГО ВЫБРОСА

А. С. Головина, Е.Б. Филиппова, В.Н. Голубев, С.П. Кропотов, Е.М. Лесова.

Военно-медицинская академия,

кафедра нормальной физиологии (с курсом физиологии военного труда), г. Санкт-Петербург

Интервальные гипоксические тренировки (ИГТ) могут рассматриваться как один из методов повышения резистентности организма к гипоксии. Исследовалось влияние прерывистых ИГТ на резистентность организма к нормобарической гипоксической гипоксии, а также на параметры сердечного выброса. Испытуемые дышали газовой смесью с 10% с содержанием 02 в азоте в течение 15 мин. Регистрировались: уровень сатурации крови (8р02%), ЧСС, ударный объем (УО), минутный объем кровотока (МОД), сердечный индекс (СИ) и общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС). Оценивалась исходная резистентность организма к гипоксической нагрузке по 8р02%, после чего проводилась прерывистая интервальная гипоксическая тренировка - дыхание 10% 02 в азоте в течение 5 мин с 5 мин интервалом в течение часа через день. Каждый испытуемый подвергался 20 тренировкам, после чего уровень Sр02 регистрировался в тех же условиях повторно.

До тренировок были выявлены индивидуальные различия в адаптации организма к гипоксии. У одной группы лиц уровень 8р02 в процессе нагрузки стабилизировался и к 12-15 мин составлял более 90% (группа А), у другой -снижался и к концу экспозиции составлял 70-80% (группа Б). Сравнение параметров сердечного выброса до нагрузки у испытуемых обеих групп показало, что у испытуемых группы А ЧСС и ОПСС была больше, а УО, МОК и СИ меньше, чем в группе Б, что указывает на большую выраженность симпатических влияний у испытуемых группы А. В конце экспозиции гипоксической смеси различия регистрируемых параметров нивелировались за счет различной динамики сердечного выброса при гипоксии. В группе А наблюдалось увеличение ЧСС в среднем на 3 уд/ мин, незначительное увеличение УО, МОК, СИ и снижение ОПСС в конце нагрузки (р > 0,05). В группе Б ЧСС увеличивалась в среднем на 7 уд/мин (р < 0,01), а УО достоверно снижался (р < 0,05); в результате величины МОК и СИ не изменялись. ОПСС несколько увеличивалась. Можно заключить, что адаптация к гипоксии вызывала большую активность симпатических влияний на работу сердечно-сосудистой системы у испытуемых группы Б.

После тренировок были получены следующие результаты. Уровень 8р02 у испытуемых группы А в течение всего периода нагрузки был выше, чем до нее в среднем на 1,5-2%, р > 0,05. В группе Б уровень 8р02 увеличился у всех испытуемых без исключения и составил в среднем 90%, (р < 0,01). В результате уровень 8р02 у испытуемых обеих групп в процессе нагрузки не различался. Показатели сердечного выброса у испытуемых группы А различались незначительно как до, так и после нагрузки. В группе Б исходно, до нагрузки отмечалось уменьшение УО по сравнению с показателями до ИГТ (р < 0,05); а также уменьшение ЧСС, МОК, СИ и увеличению ОПСС. В результате нагрузки ЧСС, УО, МОК и СИ несколько увеличились, аналогично тому, что наблюдалось в группе А до тренировок. При этом на 10 мин нагрузки ЧСС была значимо меньше, чем до тренировки (р < 0,01).

группа А

группа Б

80 !

78

76

74

72

70

68

66

64

62

60

до ИГТ после ИГТ

80 п 78 76 74 72 £ 70 68 66 64 62 60

до ИГТ после ИГТ

этапы нагрузки

этапы нагрузки

группа А

группа Б

90 п 88 86 84 О 82 О 80 у 78 76 74 72 70

до ИГТ после ИГТ

этапы нагрузки

до ИГТ после ИГТ

этапы нагрузки

Рис. Динамика ЧСС и УО при гипоксии у испытуемых групп А и Б.

1 - исходный уровень; 2, 3 - через 10 и 15 минут нагрузки.

Полученные результаты позволяют заключить об эффективности использованного режима гипоксических тренировок для повышения устойчивости организма к гипоксии, а также о правомерности выделения указанных групп по показателю 8р02. До тренировок выделенные группы характеризовались различиями в адаптации к гипоксии,

3

3

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

о чем свидетельствует разнонаправленная динамика параметров сердечного выброса. Тренировки практически не влияли на исследуемые параметры испытуемых группы А. У лиц группы Б тренировки приводили к экономизации энергетических затрат, о чем свидетельствуют снижение ЧСС до нагрузки и, по-видимому, к уменьшению активации симпатических влияний при гипоксии. Об этом можно судить по уменьшению ОПСС и незначительному увеличению ЧСС в результате нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.