Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ГЕОМЕТРИИ ОПОРНОГО КОНТУРА АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОТИВ ОПРОКИДЫВАНИЯ'

О ВЛИЯНИИ ГЕОМЕТРИИ ОПОРНОГО КОНТУРА АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОТИВ ОПРОКИДЫВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ОПРОКИДЫВАНИЕ / ГЕОМЕТРИЯ ОПОРНОГО КОНТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чащина А.В., Демидов Д.В.

В работе выделены параметры, определяющие геометрию опорного контура автомобильного поезда. Проведен анализ видов опорного контура автомобильных поездов на устойчивость против опрокидывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чащина А.В., Демидов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INFLUENCE OF THE GEOMETRY OF THE BASE CONTOUR OF AUTOMOBILE TRAINS ON THE STABILITY AGAINST OVERTURNING

The paper highlights the parameters that determine the geometry of the supporting contour of the road train. An analysis of the types of the support contour of road trains for stability against rollover was carried out.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ГЕОМЕТРИИ ОПОРНОГО КОНТУРА АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОТИВ ОПРОКИДЫВАНИЯ»

УДК 625.73/656.085/656.135

Чащина А.В.

аспирант

Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург, Россия)

Демидов Д.В.

канд. техн. наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт и транспортная инфраструктура» Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург, Россия)

О ВЛИЯНИИ ГЕОМЕТРИИ ОПОРНОГО КОНТУРА АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОТИВ ОПРОКИДЫВАНИЯ

Аннотация: в работе выделены параметры, определяющие геометрию опорного контура автомобильного поезда. Проведен анализ видов опорного контура автомобильных поездов на устойчивость против опрокидывания.

Ключевые слова: автотранспортные средства; опрокидывание; геометрия опорного контура.

При выборе расчетной схемы автотранспортного средства для оценки устойчивости против опрокидывания важное место занимают данные о размерах и геометрии опорного контура и, как следствие, координаты ребер опрокидывания.

При опрокидывании какого-либо звена автопоезда происходит поворот вокруг его оси, называемой ребром опрокидывания. В зависимости от направления опрокидывания различают оси бокового и продольного

опрокидывания. Под опорным контуром следует понимать замкнутый многоугольник, соединяющий точки опирания рамы транспортного средства или груза на опорно-ходовые узлы, или опорно-ходовых узлов на основании, относительно ребер которого может произойти опрокидывание транспортного средства с грузом.

Размеры и геометрия опорного контура определяются способом соединения рамы транспортного средства с опорно-ходовыми узлами (Рис. 1).

а - опорный контур с балансирной подвеской колес; б - опорный контур с жестким креплением осей к раме; в - опорный контур с балансирной подвеской передней оси; г - опорный контур при опирании передней балансирной оси на упор

Рис. 1. Геометрия опорного контура в зависимости от способа соединения рамы с

опорно-ходовыми узлами

По форме опорного контура различают два наиболее часто встречающихся варианта транспортных средств - это транспортное средство с

опорным контуром прямоугольной формы и транспортное средство с опорным контуром треугольной формы.

Опорный контур треугольной формы позволяет более равномерно по сравнению с опорным контуром прямоугольной формы распределить нагрузку на дорогу. В случае опорного контура прямоугольной формы при движении транспортного средства нагружается контакт одного из опорных узлов с поверхностью дороги, что приводит к покачиванию транспортного средства относительно оси, совпадающей с одной из диагоналей опорного прямоугольника. В этом случае в отдельные моменты вся нагрузка приходится на две опорные точки опорного контура.

Таким образом, с точки зрения равномерного распределения нагрузки по опорным точкам контура и на дорожное покрытие, предпочтительней вариант автомобильного поезда с опорным контуром треугольной формы. Поэтому для каждого конкретного случая строится своя расчетная схема в зависимости от компоновочной схемы автопоезда, а потеря устойчивости транспортного средства с грузом произойдет, когда вертикальная составляющая общей силы тяжести выйдет за пределы треугольника устойчивости.

Chashchina A.V.

Ural State Forest Engineering University (Ekaterinburg, Russia)

Demidov D.V.

Ural State Forest Engineering University (Ekaterinburg, Russia)

ON THE INFLUENCE OF THE GEOMETRY OF THE BASE CONTOUR OF AUTOMOBILE TRAINS ON THE STABILITY AGAINST OVERTURNING

Abstract: the paper highlights the parameters that determine the geometry of the supporting contour of the road train. An analysis of the types of the support contour of road trains for stability against rollover was carried out.

Keywords: vehicles, overturning, reference contour geometry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.