Научная статья на тему 'О влиянии философского исламоведения на формирование рационального облика мусульманского вероучения'

О влиянии философского исламоведения на формирование рационального облика мусульманского вероучения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философское исламоведение / рациональность веры / мусульманское вероучение / эпистемология религиозной веры / рациональное усилие (итждихад) / Мухаммад Икбал / Аль-Алвани Таха Джабир. / philosophical Islamic studies / rationality of faith / Muslim doctrine / epistemology of religious belief / rational force (ijtihad) / Muhammad Iqbal / Al-Alwani Taha Jabir.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мавляутдинов Ильдар Сафиуллович

В статье подлежит рассмотрению философское исламоведение как процесс, в котором философии отводится роль авторитетного помощника в искоренении искажённого, не отвечающего современным социокультурным потребностям, образа ислама, доминирующего сегодня в сознании, как мусульман, так и немусульман. Обозначаются важные исторические вехи становления философии религии, а также главная задача религиозного философствования понимание (или разъяснение) основы религиозного вероучения в соответствии с истиной, когерентностью и рациональностью. Понятийный аппарат статьи формируется автором с учётом одной из современных задач, стоящих перед эпистемологией религиозной веры, герменевтической по своей сути, – необходимость наполнения новым концептуальным, понятийным содержанием. В этой связи предлагается авторское интерпретирование понятий «философское исламоведение», «мусульманское вероучение», «рациональность мусульманского вероучения», «рациональный транзит». Подчёркивается, что активизация процессов философского исламоведения неминуемо приведёт к эволюции качества исламской философии, находящейся с ним в корреляционной взаимосвязи: философское исламоведение как процесс отвечает за «количество» социокультурных, рациональных «портретов» ислама, философия же ислама может и должна явить собой «качество» (взглядов и концепций), формирующихся посредством перехода из «количества». Постулируется, что философско-исламоведческая деятельность немыслима без рефлективной работы сознания, обеспечиваемой рациональностью, присущей религиозной вере вообще, и мусульманскому вероучению, в частности. Итждихад предлагается рассматривать в качестве рационального усилия, необходимого для понимания полноты истины, изложенной в Коране и формирования обновлённого, рационального облика ислама. Приводятся возможные примеры итждихада – жизнедеятельность мусульманских интеллектуалов Мухаммада Икбала и Аль-Алвани Таха Джабира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INFLUENCE OF PHILOSOPHICAL ISLAMIC STUDIES ON THE FORMATION OF A RATIONAL IMAGE OF THE MUSLIM FAITH

The article deals with philosophical Islamic studies as a process in which philosophy is assigned the role of an authoritative assistant in the eradication of a distorted image of Islam that does not meet modern socio-cultural needs, which dominates the consciousness of both Muslims and non-Muslims today. Important historical milestones in the formation of the philosophy of religion are indicated, as well as the main task of religious philosophizingunderstanding (or explaining) the basis of religious doctrine in accordance with truth, coherence and rationality. The conceptual apparatus of the article is formed by the author taking into account one of the modern tasks facing the epistemology of religious faith, which is hermeneutical in its essence – filling it with new conceptual and conceptual content. In this regard, the author's interpretation of the concepts of "philosophical Islamic studies", "Muslim doctrine", "rationality of the Muslim doctrine", and "rational transit" is proposed. It is emphasized that the activation of the processes of philosophical Islamic studies will inevitably lead to the evolution of the quality of Islamic philosophy, which is correlated with it: philosophical Islamic studies as a process is responsible for the "number" of sociocultural, rational "portraits" of Islam, while the philosophy of Islam can and should be a "quality" (views and concepts) formed through the transition from "quantity". It is postulated that philosophical and Islamic studies are unthinkable without the reflective work of consciousness, provided by the rationality inherent in religious faith in General, and the Muslim creed in particular. Ijdihad is proposed to be considered as a rational effort necessary for understanding the fullness of the truth set forth in the Qur'an and forming a renewed, rational image of Islam. Possible examples of itjhihad are given – the life of Muslim intellectuals Muhammad Iqbal and al-Alwani Taha Jabir.

Текст научной работы на тему «О влиянии философского исламоведения на формирование рационального облика мусульманского вероучения»

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФСКОГО ИСЛАМОВЕДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБЛИКА МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

ON THE INFLUENCE OF PHILOSOPHICAL ISLAMIC STUDIES ON THE FORMATION OF A RATIONAL IMAGE OF THE MUSLIM FAITH

Мавляутдинов Ильдар Сафиуллович

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры алтаистики и китаеведения Казанского (Приволжского) федерального университета e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье подлежит рассмотрению философское исламоведение как процесс, в котором философии отводится роль авторитетного помощника в искоренении искажённого, не отвечающего современным социокультурным потребностям, образа ислама, доминирующего сегодня в сознании, как мусульман, так и немусульман. Обозначаются важные исторические вехи становления философии религии, а также главная задача религиозного философствования - понимание (или разъяснение) основы религиозного вероучения в соответствии с истиной, когерентностью и рациональностью. Понятийный аппарат статьи формируется автором с учётом одной из современных задач, стоящих перед эпистемологией религиозной веры, герменевтической по своей сути, - необходимость наполнения новым концептуальным, понятийным содержанием. В этой связи предлагается авторское интерпретирование понятий «философское исламоведение», «мусульманское вероучение», «рациональность мусульманского вероучения», «рациональный транзит». Подчёркивается, что активизация процессов философского исламоведения неминуемо приведёт к эволюции качества исламской философии, находящейся с ним в корреляционной взаимосвязи: философское исламоведение как процесс отвечает за «количество» социокультурных, рациональных

ABSTRACT

The article deals with philosophical Islamic studies as a process in which philosophy is assigned the role of an authoritative assistant in the eradication of a distorted image of Islam that does not meet modern socio-cultural needs, which dominates the consciousness of both Muslims and non-Muslims today. Important historical milestones in the formation of the philosophy of religion are indicated, as well as the main task of religious philosophizing-understanding (or explaining) the basis of religious doctrine in accordance with truth, coherence and rationality. The conceptual apparatus of the article is formed by the author taking into account one of the modern tasks facing the epistemology of religious faith, which is hermeneutical in its essence -filling it with new conceptual and conceptual content. In this regard, the author's interpretation of the concepts of "philosophical Islamic studies", "Muslim doctrine", "rationality of the Muslim doctrine", and "rational transit" is proposed. It is emphasized that the activation of the processes of philosophical Islamic studies will inevitably lead to the evolution of the quality of Islamic philosophy, which is correlated with it: philosophical Islamic studies as a process is responsible for the "number" of socio-cultural, rational "portraits" of Islam, while the philosophy of Islam can and should be a "quality" (views and concepts) formed through the transition from "quantity". It is postulated that

философия и КУЛЬТУРА / МАВЛЯУТДИНОВ И.С. / [email protected] / УДК 141.4:291.11

«портретов» ислама, философия же ислама может и должна явить собой «качество» (взглядов и концепций), формирующихся посредством перехода из «количества». Постулируется, что философско-исламоведческая деятельность немыслима без рефлективной работы сознания, обеспечиваемой рациональностью, присущей религиозной вере вообще, и мусульманскому вероучению, в частности. Итж-дихад предлагается рассматривать в качестве рационального усилия, необходимого для понимания полноты истины, изложенной в Коране и формирования обновлённого, рационального облика ислама. Приводятся возможные примеры итждихада - жизнедеятельность мусульманских интеллектуалов Мухаммада Икбала и Аль-Алвани Таха Джабира.

Ключевые слова и фразы: философское исламоведение, рациональность веры, мусульманское вероучение, эпистемология религиозной веры, рациональное усилие (итждихад), Мухаммад Икбал, Аль-Алвани Таха Джабир.

Для цитирования: Мавляутдинов И.С. О влиянии философского исламоведения на формирование рационального облика мусульманского вероучения. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(2): 68-79

ВВЕДЕНИЕ

Современное обсуждение вопроса о рациональности акцентирует внимание на мировоззренчески неправомерности отождествления науки и рациональности, рациональность и научность не есть одно и тоже, ибо и миф, и религия имеют свою рациональность (К. Хюб-нер, Г. Ленк). Философия же, имеющая авторитетную компетенцию во всех областях человеческого знания, не может избежать разновеликого влияния на религию - процесс философи-зации религии может также рассматриваться и с позиции теологизации философии (в англо-американскои традиции термин «философская теология» применяется в качестве эквивалента

philosophical and Islamic studies are unthinkable without the reflective work of consciousness, provided by the rationality inherent in religious faith in General, and the Muslim creed in particular. Ijdihad is proposed to be considered as a rational effort necessary for understanding the fullness of the truth set forth in the Qur'an and forming a renewed, rational image of Islam. Possible examples of itjhi-had are given - the life of Muslim intellectuals Muhammad Iqbal and al-Alwani Taha Jabir.

Key words: philosophical Islamic studies, rationality of faith, Muslim doctrine, epistemology of religious belief, rational force (ijtihad), Muhammad Iqbal, Al-Alwani Taha Jabir.

For citation: Mavlyautdinov I.S. On the influence of philosophical islamic studies on the formation of a rational image of the muslim faith. Modern oriental studies. 2020; 2(2): 68-79

понятию «философия религии»). Эпистемология религиознои веры, будучи структурнои со-ставляющеи философии религии, является примером эпистемологии эволюционнои, существование которои поддерживается лавинообразным приростом новых качеств современного социокультурного бытия. Эта научная дисциплина, развивая некласси-ческое представление о знании, способах его получения и передачи, вносит тем самым существенныи вклад в философское осмысление религии. Проблематичность «отношении» религии и рациональности (науки) обозначена в современнои рели-гиознои эпистемологии концепциями конфликта, независимости, диалога и интеграции

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

(И. Барбур). Взаимовытеснение, таким образом, сегодня уже не является единственнои формои взаимоотношении религии и рациональности.

Рациональность современнои религиоз-нои эпистемологии не свободна от герменевтических обязательств, равно как и вся сфера со-циогуманитарного знания с присущим ему герменевтическим типом рациональности [Антонов, 2015]. Данное научное обстоятельство предполагает авторское толкование понятии, что нами и предпринимается далее при оперировании понятиями «рациональная культура личности», «мусульманское вероучение», «рациональныи транзит», «философское исла-моведение». Причем особую важность для автора, занимающегося религиознои проблема-тикои, имеет осознание того, что рациональность богословская/религиозная есть мышление особого рода, связывающее воедино Божественное откровение и человеческую веру, и предполагающее предельность своих доводов/выводов.

Как справедливо отмечает Гаиденко П.П., «вопрос о природе рациональности — не чисто теоретическии, но, прежде всего, жиз-ненно-практическии вопрос» [Гаиденко, 2003, с. 10]. Всестороннии анализ проблемы рациональности представляет в наше время одну из наиболее активно обсуждаемых тем, как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, объем научнои литературы на эту тему впечатляет (не будет лишним вспомнить Ж. Бодриия-ра с его резким по смыслу высказыванием: постмодернизм есть вербальныи блуд). Нам же представляется, что этот впечатляющии объем научнои литературы является свидетель-

ством: а) неистребимого желания мыслителя/ ученого стать влиятельным инициатором рационалистических философских дебатов с неминуемым получением интеллектуального удовольствия от этого процесса; б) наличия рациональнои культуры у личности, т.е. таких принципов человеческого самосовершенствования, которые побуждают человека к определенному типу долженствования, а именно, к деятельному включению в формирование позитивного/иного сценария жизни, особенно необходимому в условиях неимовернои социо-культурнои сложности.

РЕЛИГИЯ - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ - ФИЛОСОФСКОЕ ИСЛАМОВЕДЕНИЕ

Феномен религии существовал задолго до появления собственно науки о религии. Обозначим важные, на наш взгляд, хронологические вехи самоидентификации религии/ религиоведения.

Античность: Цицероном в трактате «О природе богов» поставлен сакраменталь-ныи вопрос — «что такое религия?», которыи и сегодня остается одним из самых дискутируемых в философии религии.

Средние века: Богопознание, осуществляемое посредством философского инструментария, становится прерогативои рациональности, присущеи религиознои вере. Одним из положительных следствии этого является повышение эпистемического статуса религиозных вер, началом чего послужила формула Фомы Аквин-ского: «Священное учение есть наука» (St. Thomas Aquinas. Summa theologiae, Prima Parte, 2; 2).

философия и КУЛЬТУРА / МАВЛЯУТДИНОВ И.С. / [email protected] / УДК 141.4:291.11

Новое время: Г. Гегель в работе «Философия истории. Лекции по философии истории» обозначает начало религии: «Религия начинается с сознания того, что существует нечто более высокое, чем человек» [Гегель, 1993, с.138]. Пьер Даниэль Шанте-пи де ля Соссе в своем «Учебнике по религиоз-нои истории» (Chantepie de la Saussaye P.D. Lehrbuch der Religionsgeschichte. Freiburg, 1887) впервые применяет словосочетание феноменология религии [Самарина, 2019, с.52]. Сегодня под феноменологиеи религии понимается ме-тодологическии подход в религиоведении, при котором особым значением наделяются воззрения приверженцев религии, главным предметом изучения для феноменологии религии является религиозныи опыт. Виднеишими представителями феноменологии религии в XX веке являлись (и остаются по сию пору, благодаря своим трудам) М. Элиаде, Фр. Хаилер и А.М. Шиммель, сторонница lived religion (религии проживания). Приведем точку зрения А.-М. Шиммель, отражающую серьезность ее отношения к изучению ислама: «ислам по сво-еи сути религия, содержащая мало мифологического материала, но толкователи Корана и традиция не могли удержаться от размножения ростков мифологии, наиденных в откровении, в то же время, мистики и поэты часто глубоко ныряли в океан древних мифологических традиции, чтобы перетолковывать их для себя» [Schimmel, 1994, p.125].

Новейшее время: Запад: двумя крупнеи-шими современными аналитическими философами религии, Алвином Плантингои и Уильямом Олстоном предложены эпистемические оправдания веры У. Олстон предложил свою

модель оправдания религиозных убеждений, логика которои развивается во многом параллельно плантинговскои. В наиболее подробном виде она представлена в его монографии «Восприятие Бога. Эпистемология религиозного опыта» [Alston], вышедшеи в 1993 г., т. е. приблизительно за 7 лет до публикации Плантингои его главного труда по эпистемологии религии «Подтвержденная христианская вера», увидевшего свет в 2000-ом году.

Восток: также два мыслителя, но теперь уже восточных - индо-пакистанскии Мухаммад Икбал и иракскии Аль-Алвани Таха Джабир, предложили свое, рефлексивное, толкование сути исламскои веры, актуальное с их точки зрения для конкретного периода времени. Мухаммад Икбал (1877-1938 гг.) по мнению У.К. Смита, «осуществил интеллектуальную модернизацию своего учения.... Он велик, потому что с высочаишеи точностью выразил то, что его единоверцы начинали чувствовать, но не были в состоянии сформулировать. Всякии совре-менныи мусульманин, которыи заговорит о религии, должен начать с того, что оставил Икбал, иначе его не стоит слушать» [Икбал, 2002, с.24]. Самое известное сочинение М. Ик-бала «Реконструкция религиознои мысли в исламе» представляет собои лекции, прочитанные им в период с 1928 г. по 1932 гг. и характеризуются как самая значительная философская переинтерпретация мусульманского учения, осуществленная в XX в. О философскои интенции лекции свидетельствуют их названия:

1) «Знание и религиозныи опыт»;

2) «Философское тестирование откровения религиозного опыта»;

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

3) «Концепция Бога и значение молитвы»;

4) «Человеческое эго - его свобода и бессмертие»;

5) «Дух мусульманскои культуры»;

6) «Принцип развития в структуре ислама»;

7) «Возможна ли религия?»

Иракскии мыслитель Аль-Алвани Таха Джабир (1935-2016 гг.) предложил проект «исламизации знания» (исламийат аль-ма'рифа), заключающиися в разработке ислам-скои эпистемологии социальных наук. Важнеи-шим посылом Аль-Алвани стала идея о перво-степеннои значимости обучения в деле борьбы мусульман за свое будущее, исламская реформа, по его мнению, должна осуществляться не политически (через парламенты и политические партии), а в университетах и аудиториях -«Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его» (Коран, 75:17-19).

Итак, чем же является философское ис-ламоведение сегодня? На наш взгляд, философское исламоведение - это процесс, в качестве своего объекта/предмета (объект/предметная конкретизация вообще сильно затруднительна в социогуманитарных областях знания) обо-значающии исследование ислама как религии, его (ислама) общекультурное обозначение с философскои точки зрения, особая роль при котором отводится формированию «рационального портрета» ислама. Несмотря на то, что Коран является незыблемым, каноническим началом ислама, развитие мусульманского вероучения только им не ограничивается, ибо в контексте социокультурного развития

ислам, сохраняя свою сущность, постоянно отражает в себе основные изменения, происходящие в обществе. Потому важным источником ислама после Корана считается Сунна (свод обычаев и традиции), включающая в себя хади-сы (предания и рассказы о Пророке). Цивилиза-ционное единство ислама увязано с его культурным и историческим многообразием, безусловно, отражающимся в процессах философского исламоведения.

Исламская же философия (бытует оценка ее как оксюморона, с чем мы категорически не согласны), представляет собои результат этого процесса, заключающиися в формировании отдельнои ветви знании об исламе. Вообще же арабо-мусульманская философия характеризует собои философско-религиозную систему взглядов и концепции, образовавшуюся в период господства исламских мировоззренческих идеи, главным образом, в рамках арабо-язычного мира [Лимэн, 2007, с.32]. Можно предположить, что соотношение философского исламоведения и исламскои философии становится очевидным с позиции второго закона диалектики: философское исламоведение отвечает за «количество» социокультурных, рациональных «портретов» ислама, философ ия же ислама может и должна явить собой «качество» (взглядов и концепций), формирующихся посредством перехода из «количества».

Западныи и восточныи подходы к изучению ислама (исламоведение западное и восточное, мусульманское), безусловно, разнятся, однако подлинныи облик ислама зачастую сокрыт завесои как для немусульман, так и для представителеи исламскои цивилизации.

философия и КУЛЬТУРА / МАВЛЯУТДИНОВ И.С. / [email protected] / УДК 141.4:291.11

Видный представитель отечественной арабистики, разделяющий цивилизационныи подход к исследованию западного и восточного (арабо -мусульманского) типа культур, А.А. Игнатенко посредством анализа динамики категории «зеркало» («роднои» для Корана и хадисов и системообразующеи для ислама), выявил отличительную черту особенности исламского образа мышления - ретроспективность, т.е. обращенность к прошлому (назад). Менталь-ность же культуры западного типа определяется им как проспективная - обращенная в будущее [Игнатенко, 2004, с.216]. Западная и арабо-мусульманская культуры представлены А.А.Игнатенко как содержательно-выстроенные целостности. Европеиская культура (западная культура), по мнению ученого, это культура дискурсивно-имагинативного типа: она идет от дискурса, от речи, от теории - к воображению, продвигаясь от теоретического осмысления к воображению, то есть к созданию образов. Эта культура проспективна - она обращена в будущее, связана с созданием образов, исходящих из теории, а затем строит его, воплощает проективныи образ в деиствитель-ность. Арабо-мусульманская культура характеризуется А.А. Игнатенко противоположным образом, как имагинативно-дискурсивный тип. Она продвигается от воображения к его теоретическому осмыслению в дискурсе, превращая деиствительность в образ, в литературньш сюжет, чтобы дальше жить в этои сфере образности, а не в реальнои деиствительности. Получается таким образом, что образ изучаемои культуры предстает как зеркальное отображение собственнои культуры - арабо-мусульманская культура предстает как зер-

кальная противоположность западной. Этим и объясняется разность западных и восточных подходов к изучению ислама.

По мнению иранского мыслителя Мух-сена ал-Вири, западное «Исламоведение, подобно хиджабу, вместо того, чтобы открывать истинную сущность ислама, закрывает его насто-ящии облик от постороннего взгляда» [Ал-Вири, 2016, с. 275]. Сущностно исламоведение как религиоведческая дисциплина должна быть освобождена от предвзятого отношения к исламу, сосредотачивая свои усилия на консолидации полноты знании о нем.

Примером отрицательного влияния западного исламоведения следует считать «недоверчивое отношение к наличию теснои связи между религиеи и созиданием общества. Все эти сомнения и ложные представления, глубоко проникшие в душу интеллектуальнои элиты, составляют одну из главных проблем современного исламского мира». [Ал-Вири, 2016, с.275]. Необходимость философско-исламоведческого, рационального обоснования наличия теснои связи между религиеи и созиданием общества, таким образом, носит остроактуальныи характер.

ИММАНЕНТНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОМУ ВЕРОУЧЕНИЮ

В эру знании, формирующихся «понаслышке» («знания понаслышке» термин Касавина И.Т.), когда люди рискуют полностью утратить привычку к рефлексивному приобретению знании (усилии к пониманию), особую роль способна сыграть рациональность, присущая ре-лигиознои вере вообще, и мусульманскому

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

вероучению, в частности. Мусульманское вероучение есть основанная на Кораническом (теологическом/креационистском) толковании сущности человека сердцевина миропонимания, предлагаемая исламом своим приверженцам, базис его - Коран и Сунна, постулирующие принципы вероубеждения (акыйда), нравственности (ахляк), законодательства (шариат). Шариат основывается на принципе поклонения Всевышнему, и регламентирует отношения политического, социального и экономического характера между людьми. «Священныи Коран - это обращение Аллаха, направленное ко всему человечеству, ко всем народам, включая людеи предыдущих Писании, для подтверждения того, что ниспослал Аллах предыдущим пророкам, то есть для восстановления истины и преодоления всего, что противоречит еи. С учетом упомянутых в прошлых Писаниях основ, Коран устранил фальсификации, смешивание, противоречия, которые были в них привнесены людьми. Поскольку люди не могут выполнять эту миссию с необхо-димои ответственностью и требуемои внимательностью, то Всевышнии Аллах взял на Себя оберегание этого Корана» [Аль-Алвани Таха Джабир, 2019, с.113].

Рациональность мусульманского вероучения есть основанное на фикхе как кодексе глубокого понимания знания в исламе, и обусловленное конкретнои ситуациеи, в которои находится человек/общество, разумное стремление к адекватным решениям практических проблем с использованием убедительных принципов рассуждения, заложенных в Коране - «Мы непременно ниспошлем тебе весомые

слова» (Коран, 73:5). Поистине, Всевышнии Аллах Сам сохранил Достохвальныи Коран и Сам разъяснил его смыслы, чтобы он стал Напоминанием после смерти Пророка [Аль-Алвани Таха Джабир, 2019, с.116]. Рациональность мусульманского вероучения вариативна благодаря диалектичности Корана, «подлинное чудо пророка Мухаммада - только Коран» [Ибн-Рушд, 2019, с. 487]. Мекканские суры и Мединские суры, составляющие текст Корана, когерентны и могут трактоваться как рационально разнонаправленные, что обосновал Мухаммед Таха в работе «Второе послание ислама» [Abdullahi Ahmed An-Na'im, 1996]. Толкование сур Корана, лежащее в основании понима-ющеи (рефлексивнои) познавательнои деятельности, возможно посредством компаративного анализа Мекканских и Мединских сур Корана, критического синтеза их диалектического комплекса. Однако, при этом «Никто не изменит Его Слов» (Коран, 6:115).

Обеспечение рационального транзита (транзита рациональности), т.е. процесса перехода иррациональнои стадии в понимании ислама на рациональную ступень, может осуществляться сегодня посредством ревизии знании об исламе как фундаментальнои рацио-нальнои социорелигиознои доктрине, пред-ставляющеи незыблемую основу социокультурного бытия мусульман, где Коран и Сунна -основные формообразующие источники регламентирования индивидуального и коллективного существования в пределах уммы.

философия и КУЛЬТУРА / МАВЛЯУТДИНОВ И.С. / [email protected] / УДК 141.4:291.11

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ КАК ИТЖДИ-ХАД (МУХАММАД ИКБАЛ И АЛЬ-АЛВАНИ ТАХА ДЖАБИР)

Раздел первыи главы четвертои книги Аль-Алвани Таха Джабир «От этики разногласии к оставлению распреи» [Таха Джабир, 2019, с.113] носит символичное для иллюстрации всего корпуса философского исламоведения название - «Методологическое введение для установления полного осознания». Методология и осознание - достаточно даже двух этих слов для передачи сущности философского знания, отображения двух главных функции, присущих философии - мировоззренческои и мето-дологическои.

Философско-дедуктивные методы анализа и синтеза, благодаря рациональнои сути Корана способны обеспечить мусульманам рефлексивное миропонимание, достижению которого уделяли колоссальное внимание М. Ик-бал и Аль-Алвани Таха Джабир.

Большое значение Аль-Алвани придавал итждихаду, утверждая, что однои из целеи шариата является свобода убеждении. Нами разделяется трактовка Баффиони К. итждихада в качестве рационального усилия [Баффи-они, 2012, с.7], заключающегося, на наш взгляд, в формировании познающим субъектом гибкости своего сознания, т.е. в рефлексивнои переделке способа познания, перестающего быть эффективным, на более оптимальныи, усмотрение в объекте познания скрытых своиств и поэтапное (эволюционное) их понимание. Аль-Алвани Таха Джа-бир являлся сторонником идеи широкого иджтихада, им выстроена методология исламского права, учитывающая теорию целеи шариа-

та (см. «Цели шариата»). Его интеллектуальная деятельность, его рациональные усилия, были направлены в помощь мусульманам, проживающим в Европе и в севернои Америке, а целью этои помощи было достижение мусульманами гармоничного сосуществования в структурах западного социокультурного пространства [Гасимов, 2017]. Важно привести здесь следующее его мнение: «Кораном не является то, что не входит в его текст и структуру, заключающееся между обложками этои книги, и по этои причине отвергаются предания, указывающие на то, что собирание Корана было иджтихадом со стороны сподвижников, каким бы ни было их положение. Собирание Корана является установлением от Всевышнего Аллаха, как Он сам и оповестил нас. Так же, и чтение Корана не оставлено для иджтихада переписчиков, а записано под диктовку Пророка на том же языке, на котором и было ниспослано. Все это является полным донесением со стороны Пророка Писания его Господа, и он не мог покинуть этот мир оставив что-либо из этого какому-то другому человеку кем-бы тот ни был». [Аль-Алвани Таха Джабир, 2019, с.120].

Именно гибкость сознания побудила М. Икбала к реконструированию исламского вероучения, необходимость «новои ориентации веры» для молодого поколения была им остро прочувствована. Он предложил философское осмысление культурных универсалии ислама в контексте достижении современнои ему науки. С этои целью М. Икбал проводит компаративистскии анализ положении Корана с выводами науки, актуальными для его времени. М. Икбал, считал, что из сущностнои задачи религии - трансфор-

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

мировать и руководить внешнеи и внутреннеи жизнью человека, то есть именно из функции религии, проистекает «нужда» религии в рациональном обосновании своих принципов, ибо людям не своиственно рисковать из-за неопределенных, сомнительных принципов поведения [Икбал, 2002, с.26], своиственных религии, не озабоченнои рефлексиеи (И.М.). Стоит особо отметить, что большую полемику вызвало в свое время, (что продолжается и по сеи день), толкование М. Икбалом «конечности пророчества», -с его точки зрения «в истории человечества наступил конец любому личному авторитету, претендующему на сверхъестественное происхождение» [Икбал, 2002, с.101]. Здесь, на наш взгляд, М. Икбал, берется за достраивание доктрины своеи конфессии, что не должно быть сущностно присуще деятельности ученого, занимающегося философиеи религии. Сущностно философия религии предметом своим имеет различное философское обсуждение вопросов, исходящих из религии в целом, что может конкретизироваться вопросами разъяснения и критиче-скои оценки фундаментальных веровании, а также понятии тои или инои религиознои доктрины. У. Олстон указывает на то, что спецификои философского подхода к религиозным верованиям, главной задачей религиозного философствования, является понимание (или разъяснение) основы религиозного вероучения в соответствии с истиной, когерентностью и рациональностью [Alston, 1993]. Согласимся, что ученыи, занимаю-щиися философиеи религии, должен: отказаться от идеи достраивать доктрину своеи конфессии; опираться на свои личныи дискурс; не занимать внерелигиозную позицию, то есть быть внутренне мотивированным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическое содержание философии религии раскрывается посредством сопряжения понятии религии и рациональности.

В XXI веке понятие рациональности религиознои веры, будучи философски прояснено, может стать основои нового, постнекласси-ческого видения мира. Философия способна обеспечить исламоведению обретение его ясного лица, именно философиеи исламоведению задается необходимьш сегодня вектор развития, а именно: ислам должно рассматривать как феномен, «как умопостигаемую сущность, самодостаточную в своем вечном существовании» [Курбанов, 2019, с.59]. При этом не менее важно то, что благодаря философскому контексту исламоведению открывается методологи-ческии потенциал и арсенал мировоззренческих достижении человечества, столь необходимые для эволюции рационального понимания мусульманского вероучения. Отметим и факт того, что философско-исламоведческая деятельность, сопряженная со взаимодеистви-ем науки и религии, чтит правило, диктуемое постнеклассическои научнои парадигмои - не должен авторитет науки понижаться за счет увеличения роли религии, ровно также не должен повышаться авторитет религии за счет уменьшения роли науки. Координация, а не субординация лежит в основе современных взаимоотношении науки (философии) и религии. Потому закономерно, что рефлексивная, рациональная вера, формируясь в исламовед-ческих структурах благодаря философии, остается все-же верои - она не имеет окончательных, универсальных решении, так как герме-

VOL.2 №2 2020

ISSN: 2686-9675

ФИЛОСОФИЯ и КУЛЬТУРА / МАВЛЯУТДИНОВ И.С. / [email protected] / УДК 141.4:291.11

ЛИТЕРАТУРА

5.

невтика религиознои сферы характеризуется 2. бесконечностью толковании, а экзистенциаль-ныи путь каждого человека индивидуален [Касавина, 2017, с. 317].

Пьеру Адо принадлежит одно из множе- 3. ства возможных определении философии -«преобразование восприятия мира» [Адо, 2005]. Происходящими же на стыке веков 4 трансформациями универсальных культурных систем (религия из их числа), провоцируются и «глубинные изменения в способах восприятия мира», тем самым прояснению подлежит ответ на вопрос «в какои философии мы сегодня особо нуждаемся»? На практике это означает, что необходима перманентная работа по наполнению философии новым концептуальным, понятииным содержанием, что послужит ясному объектно-предметному идентифицированию актуальных сегодня и впоследствии исследовательских новации. Как верно отмечает прагматик У. Джеимс, вложить себя в дело, которое переживет нас - это величаишая польза, которую можно извлечь из жизни. Достоверно можно сказать, что нужна философия, которую 7. не стыдно предъявлять как себе, так и другим. Активизация философско-исламоведческои деятельности, направленная на представление общественности рационального облика ислама, послужит формированию исламскои фило- 8. софии именно в таком, «не стыдном», виде.

6.

9.

Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном. М.; СПб.: «Степнои Ветер»; «Коло», 2005. 288 с. 10

Ал-Вири М. Изучение ислама на Западе. М.: «Сандра», 2016. 324 с. URL: - https:// www.labirint.ru/books/532092/ (дата обращения 10.11.2019).

Аль-Альвани Таха Джабир От этики разногласии к оставлению распреи. Киев «Ансар Фаундеишн», ПП «Формат», 2019. 360 с.

Антонов К.М. Этосы религии и формы рациональности //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 95-135. - URL: http:// www.religion.ranepa.ru/?q=ru/node/841. (дата обращения: 25.11.19).

Баффиони К. Исламская философия и философское исламоведение: история и перспективы с точки зрения западного учено-го//Исламская философия и философское исламоведение: Перспективы развития. М.: Языки славянских культур, 2012. С. 7-21.

Гаиденко П.П. Научная рациональность и философскии разум. М.: «Прогресс-Традиция», 2003. 528 с.

Гасимов К. Между Kulturkampf и Politikkampf: вспоминая двух покоиных мусульманских интеллектуалов// Islamology. 2017. 7(1). С. 221-227. DOI: http://dx.doi.org/10.24848/islmlg.07.1.13

Гегель Г. Философия истории. Лекции по философии истории. СПб.: «Наука», 1993. 480 с.

Ибн-Рушд (Аверроэс). О методах обоснования принципов вероучения. Часть четвертая. (Перевод с арабского, предисловие и комментариит Т. Ибрагима и Н. В. Ефремовои.) Minbar. Islamic Studies. 2019.

12(2). С.463-498. D0I:10.31162/2618-9569

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

-2019-12-2-463-498.

11. Игнатенко А.А. Зеркало ислама. М.: «Русскии институт», 2004. 216 с.

12. Икбал М. Реконструкция религиознои

3

мысли в исламе. Пер. с англ., предисл. . и коммент. М.Т. Степанянц. М.: «Восточная литература». 2002. 200 с. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Касавина Н.А. Экзистенциальныи опыт как проблема философии и социально-гуманитарных наук//Дисс... докт... филос..наук. М.: ИФ РАН. 2017. - 350 с.

14. Курбанов М.Г. Перспективы конституиро- 5 вания современного исламоведения// Исламоведение. 2019. Т. 10. № 3. С.53-60.

15. Лимэн О. Введение в классическую исламскую философию. М.: «Весь Мир», 2007. 280 с.

6.

16. Самарина Т.С. Феноменология, ноумено-логия, постфеноменология религии. М.: ИФ РАН, 2019. 296 с.

17. Abdullahi Ahmed An-Na'im Mahmud Mu-hammud Taha. Second Message of Islam. Syracuse University Press, 1996. 190 p.

18. Alston W. Perceiving God: The Epistemology of 7 Religious Experience. Ithaca, NY: 1993. 320 p.

19. Schimmel A.-M. Deciphering the signs of God: a phenomenological approach to Islam. Albany: SUNY Press, 1994. 302 p.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Abdullahi Ahmed An-Na'im (1996) Mahmud Muhammud Taha. Second Message of Islam. Syracuse University Press. 190 p. 8.

2. Ado, P. (2005) Filosofiya kak sposob zhit': Besedy s ZHanni Karlie i Arnol'dom I.

Devidsonom [Philosophy as a way to live: Conversations with Jeannie Carlier and Arnold I. Davidson]. M.; SPb.: «Stepnoj Veter»; «Kolo». 288 p.

Alston, W. (1993) Perceiving God: The Epistemology of Religious Experience. Ithaca, NY: 320 p.

Al'-Al'vani Taha Dzhabir (2019) Ot etiki raznoglasij k ostavleniyu rasprej. [From the ethics of discord to the abandonment of strife]. Kiev «Ansar Faundejshn», PP. «Format». 360 p.

Al-Viri, M. (2016) Izuchenie islama na Zapa-de. [The study of Islam in the West]. M.: «Sandra». 324 p. URL: - https:// www.labirint.ru/books/532092/ (data obrashcheniya 10.11.2019).

Antonov, K.M. (2015) Etosy religii i formy racional'nosti [These are forms of religion and forms of rationality]//Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom. № 1 (33). PP. 95-135. - URL: http:// www.religion.ranepa.ru/?q=ru/node/841. (data obrashcheniya: 25.11.19).

Baffioni, K. (2012) Islamskaya filosofiya i filosofskoe islamovedenie: istoriya i perspek-tivy s tochki zreniya zapadnogo uchenogo [Islamic philosophy and philosophical Islamic studies: history and perspectives from the point of view of a Western scholar]// Islamskaya filosofiya i filosofskoe islamovedenie: Perspektivy razvitiya. - M.: «YAzyki slavyanskih kul'tur». PP. 7-21.

Gajdenko, P.P. (2003) Nauchnaya racion-al'nost' i filosofskij razum [Scientific rationality and philosophical reason]. M.:

философия и КУЛЬТУРА / МАВЛЯУТДИНОВ И.С. / [email protected] / УДК 141.4:291.11

«Progress-Tradiciya». 528 p.

9. Gasimov, K. (2017) Mezhdu Kulturkampf i Politikkampf: vspominaya dvuh pokojnyh musul'manskih intellektualov [Between Kulturkampf and Politikkampf: remembering two of the deceased Muslim intellectuals]// Islamology. 7(1). PP. 221-227. DOI: http:// dx.doi.org/10.24848/islmlg.07.1.13

10. Gegel', G. (1993) Filosofiya istorii. Lekcii po filosofii istorii. [Philosophy of history. Lectures on the philosophy of history]. SPb.: «Nauka». 480 p.

11. Ibn-Rushd (Averroes) (2019). O metodah obosnovaniya principov veroucheniya. CHast' chetvertaya. [On methods of substantiating the principles of the creed. Part four]. (Perevod s arabskogo, predislovie i kommentariit T. Ibra-gima i N. V. Efremovoj.) Minbar. Islamic Studies. 12(2). PP.463-498. D0I:10.31162/2618-9569-2019-12-2-463-498.

12. Ignatenko, A.A. (2004) Zerkalo islama. [The mirror of Islam]. M.: «Russkij institute». 216 p.

13. Ikbal, M. (2002) Rekonstrukciya religioznoj mysli v islame. [Reconstruction of religious thought in Islam]. Per. s angl., predisl. i komment. M.T. Stepanyanc. M.: «Vostochnaya literatura». 200 p.

14. Kasavina, N.A. (2017) Ekzistencial'nyj opyt kak problema filosofii i social'no-gumanitarnyh nauk. [Existential experience as a problem of philosophy and social and humanitarian Sciences].//Diss.. .dokt... filos..nauk. M.: IF RAN. 350 p.

15. Kurbanov, M.G. (2019) Perspektivy konsti-tuirovaniya sovremennogo islamovedeniya.

[Prospects for the Constitution of modern Islamic studies]//Islamovedenie. T. 10. № 3. PP.53-60.

16. Limen, O. (2007) Vvedenie v klassicheskuyu islamskuyu filosofiyu. [Introduction to classical Islamic philosophy]. M.: «Ves' Mir». 280 p.

17. Samarina, T.S. (2019) Fenomenologiya, nou-menologiya, postfenomenologiya religii. [Phenomenology, nomenology, postphenom-enology religion]. M.: IF RAN. 296 p.

18. Schimmel, A.-M. (1994) Deciphering the signs of God: a phenomenological approach to Islam. Albany: SUNY Press. 302 p.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Mavlyautdinov Ildar Safiullovich

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor, Department of Altai Studies

and Sinology

Kazan Federal University

e-mail: [email protected]

Принята к публикации: 10.04.2020

Submission Date: 2020.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.