О влиянии Ф.М. Достоевского на творчество Лу Синя
Ван Сяохуань,
к. филол.н., доцент кафедры русского языка института иностранных языков Шэньянского политехнического университета
E-mail: yuliawang4200@mail.ru
Ф.М. Достоевский является одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, одним из выдающихся представительных писателей русской литературы 19-го века. Лу Синь - известный писатель, мыслитель, революционер, педагог, один из основоположников современной китайской литературы. Сам Лу Синь признал о влинии на себя Достоевского и отметил, что он «великий дознаватель человеческих душ». Прочитав произведения двух писателей, легко можно заметить их тесную связь в некоторых отношениях, но в то же время существует и очень очевидная разница. В статье мы пробуем проанализировать произведения двух мастеров в раскрытии темы, описании психологию персонажей, патологической общественной жизни, создании литературных образов «маленького человека».
Ключевые слова: творчество Достоевского, творчество Лу Синя, общественная жизнь, маленький человек, тема.
о с
U см
Лу Синь (25.09.1881-19.10.1936, настоящее имя Чжоу Шужэнь) - известный писатель, мыслитель, революционер, педагог, борец за демократию, один из основоположников современной китайской литературы. В ранние годы он уехал в Японию учиться в Сэндайской медицинской академии. В 1918-ом году он публиковал «Дневник сумасшедшего» под псевдонимом «Лу Синь». [1]
Лу Синь внес значительный вклад во многие области, такие как литературное творчество, литературная критика, идеологические исследования, исследования истории литературы, переводы, теория искусства, а также сопоставление и исследование древних книг. Он оказал большое влияние на развитие китайского общества, мысли и культуры после Движения Четвертого мая и хорошо известен в литературных кругах, особенно в Корее и Японии. Он был высоко оценен китайским правительством после 1949 года. Сам Мао Цзэдун всю жизнь был поклонником писаний Лу Синя. По словам Мао Цзэдуна, сам Лу Синь - направление новой культуры китайской нации. [2, с. 336]
Ф.М. Достотоевский и Лу Синь - всемирно известные мастера литературы. Опытные читатели могут заметить, что Достоевский оказывает огромное влияние на творчество Лу Синя.
Серая тема, мрачный тон, описание патологической общественной жизни и демонстрация боли и несчастий простых людей - это основные характеристики творчества Лу Синя и Достоевского [3, с. 119]. Статья «Цзи Вай Цзи • Сяо Инь» Лу Синя - это предисловие к роману китайского перевода «Бедные люди». В ней Лу Синь отметил, что Достоевский - «жестокий гений, великий дознаватель человеческих душ», что Достоевский иногда ставил персонажей своих произведений в невыносимые и невообразимые ситуации, делая их неспособными ни к чему [4]. Под душевными пытками Достоевский отправлял персонажей на преступление, приводил героев к безумию или самоубийству. В основе творений Достоевского лежат жизненные страдания. В его работах, таких как «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мёртвого Дома» и т.д., изображаются устрашающие картины ада под Царским деспотизмом России. Два сборника рассказов Лу Синя «Нахан» («Призыв к оружию») и «Паньхуан» («Блуждание») представляют собой мрачные галереи полуколониального и полуфеодального старого Китая. В изображении гнева, беспокойства Лу Синь в какой-то степени даже превосходил Достоевского [3, с. 119].
Что касается спасения страдавших от боли жизни, то Достоевский всегда надеялся на рели-
гию. В отличие от Достоевского, Лу Синь больше сосредоточился на будущем жизни: жизнь под его пером не кажется безнадежной, а как будто свет слабо проявляется в темноте. Не удивительно, что в рассказе «Лекарство» Лу Синь подал венок на могилу революционера Ся Юй, в рассказе «Родина» он сердечно желает новому поколению «новой жизни, которой мы не жили». В общем, все творчество Лу Синя перекликается с сильным голосом той же эпохи: старая система обязательно будет разрушена и обязательно наступит новая эра.
Характеристика творчества Лу Синя заключается в том, что он всегда внимательно и подробно изображал маленьких людей, особенно их характер и психологию. Хотя социальная природа старого Китая и России была разной, первая была полуфеодальной и полуколониальной бедной и слабой страной, а вторая - капиталистической державой, но сущностно они были одинаковыми с точки зрения варварства и отсталости. В статье «Вспоминая Вэй Суюань» Лу Синь написал: «На стене также есть большой портрет Достоевского. Я его уважаю и восхищаюсь.» [10] В истории литературы Достоевский был первым, кто привнес психиатрические знания в сферу литературы. Его анализ патологической психологии персонажа был проведен как минимум на тридцать лет раньше, чем у Фрейда. Лу Синь явно позаимствовал и развил тему «маленьких людей» Достоевского и добавил большое количество оскорбленных и поврежденных интеллектуальных образов в свою галерею персонажей. Почти все фигуры Лу Синя могут найти соответствие в работах Достоевского. Например, Девушкин в романе «Бедные люди» и Кун Ицзи в рассказе Лу Синя «Кун Ицзи», они просто пара бедных братьев. Во-первых, Девушкин был государственным служащим тридцать лет, но он не мог даже жениться на невестке. А Кун Иджи тоже был один, старый холостяк. Во-вторых, у Де-вушкина одежда была оборвана, ему даже купить пуговицу было не по карману. А Кун Иджи «носил длинный халат, но халат был грязным и порванным». В-третьих, для Девушкина счастье заключалось в том, чтобы пить немножко водки в одиночестве. Кун Иджи тоже любит пить, он является постоянным гостем кафе Сяньхэн. В- четвёртых, речь у Девушкина была полна книжного стиля, в то время как Кун Ицзи был полон «чего-то подобного». Кроме того, под пером Лу Синя ряд деградированных интеллектуалов-персонажей, как Лу Вэйфу, Вэй Ляньи, Хуан Шэн и др, схожи с честными и добрыми персонажами пера Достоевского, такими как Мешкин, Иван и другие. Два мастера подчеркивали, что эти «маленькие люди», которых презирает высший класс и забывают другие, сохраняют чистую и прекрасную человечность. Их внутренняя доброта составляет чрезвычайно сильный контраст с их униженным положением. Автор тонкими и яркими мазками глубоко изобразил их души и раскрыл правду и красоту этих людей, которые провалились на дно, вызывая у лю-
дей жалость, депрессию и удушье. Эти два мастера не украшали этих людей, а изображали их как в реальной жизни. Эти люди были написаны как группа несчастных существ, раздавленных жизнью. Они отличаются своей слабостью и компро-миссностью, осторожностью и угнетённостью. Это группа несчастных людей, которые бедны и никому не нужны. Лу Синь воспринял слабость и послушание этих маленьких людей как проявление раболепия и строго упрекнул их, одновременно сочувствуя им и злясь на них за бездействие.
Оба мастера были великими новаторами. Их творческий путь показывает, что искусство - это оригинальность, а оригинальность и новаторство - это жизнь искусства. Достоевского можно назвать предшественником Лу Синя в описании патологического персонажа, он дал Лу Синю бесценный художественный опыт. Под влиянием Достоевского Лу Синь придал свой непревзойденный стиль, что свидетельствует о зрелости творчества писателя.
Литература
1. https://baijiahao.baidu. com/s?id=1645743466721042013&wfr=spider&-for=pc (Дата обращения: 01.04.2022)
2. Мао Цзэдун. Антология Мао Цзэдун II /Мао Цзэдун. - Пекин: Издательство народа,1991. -698 с.
3. Се Наньдоу. Лусинь и Ф.М. Достоевский // Китайская литература. - 1986. - № 1. - С. 119125.
4. http://www.ziyexing.com/luxun/luxun_zw_jwj/ luxun_zw_jwj_25.htm (Дата обращения: 02.04.2022)
5. Лу Синь. Полное собрание сочинений / Лу Синь. - Пекин: Издательство народной литературы, 2005. - 10125 с.
6. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах, Том 1 / Ф.М. Достоевский. -Москва: Наука, 1973. - 522 с.
7. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах, Том 3 / Ф.М. Достоевский. -Москва: Наука, 1973. - 546 с.
8. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах, Том 4 / Ф.М. Достоевский. -Москва: Наука, 1973. - 329 с.
9. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах, Том 6 / Ф.М. Достоевский. -Москва: Наука, 1973. - 426 с.
10. https: // baike.baidu.com/item/%E5%BF%86%E 9%9F%A6%E7%B4%A0%E5%9B%AD%E5%9 0%9B/1930365?fr=aladdin (Дата обращения: 03.04.2022)
ON THE INFLUENCE OF F.M. DOSTOYEVSKY ON THE CREATIVITY OF LU XUN
Wang Xiaohuan
Shenyang Ligong University
F.M. Dostoevsky is one of the most significant and famous Russian writers and thinkers in the world, one of the outstanding represent-
ee о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
ative writers of Russian literature of the 19th century. Lu Xun is a famous writer, thinker, revolutionary, teacher, one of the founders of modern Chinese literature. Lu Xun himself acknowledged Dos-toevsky's influence on himself and noted that he was "a great interrogator of human souls." Having read the works of two writers, one can easily notice their close connection in some respects, but at the same time there is a very obvious difference. In the article we try to analyze the works of two masters in revealing the topic, describing the psychology of characters, pathological social life, creating literary images of the "little man".
Keywords: Dostoevsky's work, Lu Xun's work, social life, little man, topic.
References
1. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1645743466721042013&w-fr=spider&for=pc (Date of the application: 01.04.2022)
2. Mao Zedong. Anthology of Mao Zedong II / Mao Zedong. - Beijing: People's Press, 1991. - 698 p.
3. Xie Nandou. Lu Xun and F.M. Dostoevsky // Chinese literature. - 1986. - № 1. - P. 119-125.
4. http://www.ziyexing.com/luxun/luxun_zw_jwj/luxun_zw_jwj_25. htm (Date of the application: 02.04.2022)
5. Lu Xun. Complete collection of works of Lu Xun / Lu Xun. - Beijing: People's literature Press, 2005. - 10125 p.
6. Dostoevsky F. M. Complete collection of works of F.M. Dostoevsky in thirty volumes, Vol. 1 / F.M. Dostoevsky. - Moscow: Science, 1973. - 522 p.
7. Dostoevsky F. M. Complete collection of works of F.M. Dostoevsky in thirty volumes, Vol. 3 / F.M. Dostoevsky. - Moscow: Science, 1973. - 546 p.
8. Dostoevsky F. M. Complete collection of works of F.M. Dostoevsky in thirty volumes, Vol. 4 / F.M. Dostoevsky. - Moscow: Science, 1973. - 329 p.
9. Dostoevsky F. M. Complete collection of works of F.M. Dostoevsky in thirty volumes, Vol. 6 / F.M. Dostoevsky. - Moscow: Science, 1973. - 426 p.
10. https: // baike.baidu.com/item/%E5%B-F % 8 6 % E 9 % 9 F % A 6 % E 7 % B 4 % A 0 % E5%9B%AD%E5%90%9B/1930365?fr=aladdin (Date of the application: 03.04.2022)
o d
u
CM