Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ЭТИКЕТНЫХ ТРАДИЦИИ НА СИТУАЦИЮ С ПАНДЕМИЕЙ'

О ВЛИЯНИИ ЭТИКЕТНЫХ ТРАДИЦИИ НА СИТУАЦИЮ С ПАНДЕМИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биоэтика / коронавирус / вакцинация / ислам / этикет / проксемика / краудинг

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тельман Эмиралиевич Кафаров

В докладе разбираются некоторые национальные, региональные и конфессиональные и иные составляющие этикета, которые положительно или отрицательно влияют на процессы противостояния пандемии и вакцинации. Для этого используется категориальный аппарат проксемики, предлагающей различные матрицы социального дистанцирования людей. Показывается нежелательность различных биоэтических дискуссий, которые в экстремальных и стрессовых условиях пандемии снижают эффективность борьбы с коронавирусом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ЭТИКЕТНЫХ ТРАДИЦИИ НА СИТУАЦИЮ С ПАНДЕМИЕЙ»

О ВЛИЯНИИ ЭТИКЕТНЫХ ТРАДИЦИИ НА СИТУАЦИЮ С

ПАНДЕМИЕЙ

Тельман Эмиралиевич Кафаров

доктор философских наук, профессор, зав. каф. философии и истории Дагестанского государственного медицинского университета

АННОТАЦИЯ

В докладе разбираются некоторые национальные, региональные и конфессиональные и иные составляющие этикета, которые положительно или отрицательно влияют на процессы противостояния пандемии и вакцинации. Для этого используется категориальный аппарат проксемики, предлагающей различные матрицы социального дистанцирования людей. Показывается нежелательность различных биоэтических дискуссий, которые в экстремальных и стрессовых условиях пандемии снижают эффективность борьбы с коронавирусом.

Ключевые слова: биоэтика; коронавирус; вакцинация; ислам; этикет; проксемика; краудинг

Этикет - важнейшая составляющая практической этики. Этикет - это определенная система правил, принятых в конкретном обществе, установленный порядок поведения где-либо и нормы взаимоотношения людей различного социального, правового и интеллектуального статуса. Можно сказать, что этика отвечает за моральное сознание, а этикет - за нравственную практику. Поэтому по-настоящему воспитанным может считаться человек, который искренне соблюдает этикетные нормы, понимая, что через них он проявляет свое уважение к окружающим. В плане сказанного, этикетные регуляторы поведения человека также является важнейшими составляющими и биоэтики.

Цель настоящего доклада - показать, в какой мере этикетные традиции влияют на эпидемическую ситуацию, как, в одних случаях, они способствуют успешному противодействию пандемии, а в других - напротив, препятствуют этому.

Прежде всего, необходимо отметить, что во-многом, эпидемические процессы непосредственно зависят от коммуникативных особенностей конкретных культур,

144

различной метрики социального дистанцирования в них, присутствия или, напротив, отсутствия «контактных» форм общения, таких, как объятия, рукопожатия, столь различающиеся в тех или иных культурах и регионах.

В связи со сказанным мы хотим обратить внимание на такую важную и интересную отрасль социальной психологии и семиотики как проксемика (от лат. ргох1таге - приближаться), изучающая способы структурирования пространства в человеческом общении. Она непосредственно рассматривает поднятые нами вопросы социального и личного дистанцирования и их национально-культурные и региональные различия. Именно проксемика предложила известную типологию и метрологию дистанцирования людей в общении: интимное - между родственниками и близкими людьми (0-0,5 м.); личностное - между людьми в повседневном общении (0,5-1,2 м.); социальное - при формальном и светском общении (1,2-3,66 м.); общественное - во время публичных мероприятий (от 3,66м.). Понятно, что данная пространственная метрика общения зависит от многих переменных, в то числе от национальной, культурной и конфессиональной принадлежности. Европейские и североамериканские народы, основное население умеренного и холодного климата используют больше личностного пространства, а народы Южной Америки, славянские люди, население большинства мусульманских стран и население жаркого климатического пояса предпочитают более тесные контакты в общении [1, с.76-81].

Мы не будем останавливаться на тонкостях проксемики, только подчеркнем, что одной из глубинных причин успешного противоборства населения Юго-восточной Азии является их большая дистанцированность в самой культуре общения, что достаточно жестко вписано в этикетные нормы. Люди предпочитают не подходить близко друг к другу, издалека проявляют свою уважительность к другому человеку, чтобы нечаянно не коснуться партнера, особенно его головы, что в этих культурах рассматривается как серьезное нарушение этикетных норм взаимодействия. Мусульманский же этикет предпочитает более тесные формы общения людей, для него касаться другого тела, обнимать человека или крепкое рукопожатие с использованием обеих рук - это проявление уважительности к нему, а стремление к социальному дистанцированию японца или корейца в общении скорее воспринимается как проявление высокомерия.

Также не следует забывать, что такому сближению людей способствуют и коллективные формы богослужения,

145

которые существуют в исламе, где верующие, независимо от социального и имущественного положения, находятся рядом друг с другом, совершают одни и те же действия, их взоры одинаково обращены к Всевышнему, что символизирует единство и равенство всех братьев и сестер по вере и культуре.

И еще один момент. В проксемике есть понятие «краудинг», которым обозначается стресс, вызванный нехваткой пространства в общении с точки зрения самого человека, когда ему кажется, что вокруг него столпилось много людей [2]. Можно утверждать, что эпидемическая ситуация во всем мире расширяет границы краудинга, особенно в личностном, общественном и публичном общении, о которых мы говорили выше.

Очевидно, что в условиях пандемии должны быть введены в проксемическую метрику общения соответствующие поправки, естественно, в сторону увеличения и ужесточения.

Необходимо заметить, что мусульманские страны существенно отстают от среднемировых темпов вакцинации, что можно объяснить не только социально-экономическими причинами; к сожалению, на это влияют и некоторые факторы культурного, духовного и конфессионального порядка. Например, мягко выражаясь, не способствовали общему успеху в противоборстве с пандемией и некоторые нежелательные биоэтические дискуссии, в которые были вовлечены не только ученые, алимы, имамы, но и рядовые мусульмане. Во-первых, это споры о том, является или не является вакцинация вмешательством в ДНК человека, что недопустимо по религиозным и нравственным канонам. Во-вторых, полемика о том, используются или не используются в современных антиковидных препаратах абортивные материалы, поскольку, хорошо известно крайне отрицательное отношение всех религий к абортам, рассматривая их как «бунт против Всевышнего». Поэтому они считают допустимой аборты лишь в крайне редких случаях, связанных с угрозой жизни, изнасилованием и т.д. Не секрет, что все без исключения западные и отечественные специалисты признают факт использования абортивных культур при производстве вакцин, но имеются существенные расхождения в его оценке.

В-третьих, мы также считаем вредной, несвоевременной и мешающей вакцинации вообще вынесение в информационное пространство обсуждения вопроса о халяльности антивирусных препаратов, тем более, дискуссию в СМИ на эту тему в условиях самой пандемии. Следует подчеркнуть, что Коран и Сунна однозначно

146

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-144-148

допускают использование нехаляльной пищи и лекарств в экстремальных условиях, угрожающих самой жизни.

Дагестанцы в этом аспекте не представляют исключения; темпы вакцинации существенно ниже по сравнению с общероссийскими, что можно дополнительно объяснить, как особенностями национального горского менталитета, включая нетерпимость ко всякой личностной регламентации, поразительным пренебрежением к собственному здоровью, публичностью всех религиозных и светских обрядов, чрезвычайной мобильностью населения, так и недостатками в организации социального дистанцирования и вакцинации. В целом, все конфессий активно включились в борьбу с пандемией, хотя необходимо сказать о том, что не всегда их действия оперативны и эффективны, особенно в последнее время, когда проявляются некоторые моменты «привыкания» к чрезвычайной эпидемической ситуации. Так, например, хотя с 27 января до 1 апреля 2022 г. в республике введен особый режим работы даже для всех поликлинических отделений, где временно прекращен врачебный прием населения, мечети продолжают свою работу и пятничные намазы проводятся по обычному сценарию и без всяких ограничений.

И еще один важный биоэтический вопрос. Согласно хронобиологии и медицинской проксемике, существует тесная корреляция между близостью здоровых людей к больному и скоростью его выздоровления. Следовательно, важным является открытость лечебных учреждений для физических и эмоциональных контактов больных с посетителями, чтобы они не чувствовали себя заброшенными и одинокими, конечно же, не противоречащих санитарным и эпидемическим нормам. Поэтому, в условиях пандемии, когда действует строгий карантинный режим, необходимо представить все возможности для виртуального общения в режиме онлайн. Для этого лечебные учреждения должны быть обеспечены эффективной связью, в том числе, ш-й.

И, наконец, необходимо также отметить и то, что мусульмане значительно реже участвуют в ковид-диссидентском движении, особенно это касается отношения к стратегии самоизоляции и дистанцирования, реализуемой государством. Объясняется это многими причинами: и коллективистским духом ислама, и слабой выраженностью в нем личностного начала, в том числе, протестного характера, и высоким авторитетом имамов мечетей, и другими.

www.tsdi.uz

May 12, 2022

www.tma.uz

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-144-148

В данном докладе я коснулся лишь некоторых вопросов, которые находятся на стыке философии, медицины, биологии, исламоведения, теологии и биоэтики. Мне, как заведующему кафедрой философии и истории медицинского университета, поднятые вопросы особенно близки, и их непременно надо обсуждать с коллегами на теоретических, методологических семинарах и особенно при проведении занятий с будущими врачами.

REFERENCES

1. Гузикова М. О., Фофанова П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации. Учебное пособие /М. О Гузикова, П. Ю. Фофанова. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. - С. 76-81.

2. Проксемика - это невербальное общение / [Эл. ресурс]. URL.: https://www.syl.ru/article/310908/proksemika-eto-neverbalnoe-obschenie-ponyatie-oblasti-sotsialnoy-psihologii-vzaimoraspolojenie-sobesednikov

www.tsdi.uz

May 12, 2022

www.tma.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.