Научная статья на тему 'О влиянии блогосферы на российскую публичную политику'

О влиянии блогосферы на российскую публичную политику Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
332
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернышев Юрий Георгиевич

In the article is examined a question, what new brought the Internet (and, in particular, blogs on the example of «Live Journal») into the sphere of public policy. The author separates and characterizes three basic directions of the use of blogs in the political fight: 1) the use of blogs for the information, the consolidation of supporters and coordination of their actions; 2) the propaganda and «running-in» of its ideas; 3) anti-propaganda, fight against the political opponents. Blogs begin to play ever more notable role in the social and political life. The process of the synthesis of blogs with traditional media and different means of mobile connection helps to at least partially compensate that scarcity of the freedom of speech and information, which exists now in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Influence of Blogosphere on the Russian Public Policy

In the article is examined a question, what new brought the Internet (and, in particular, blogs on the example of «Live Journal») into the sphere of public policy. The author separates and characterizes three basic directions of the use of blogs in the political fight: 1) the use of blogs for the information, the consolidation of supporters and coordination of their actions; 2) the propaganda and «running-in» of its ideas; 3) anti-propaganda, fight against the political opponents. Blogs begin to play ever more notable role in the social and political life. The process of the synthesis of blogs with traditional media and different means of mobile connection helps to at least partially compensate that scarcity of the freedom of speech and information, which exists now in Russia.

Текст научной работы на тему «О влиянии блогосферы на российскую публичную политику»

Ю.Г. ЧЕРНЫШЕВ

О ВЛИЯНИИ БЛОГОСФЕРЫ НА РОССИЙСКУЮ ПУБЛИЧНУЮ ПОЛИТИКУ

YURI TSCHERNYSHEV On the Influence of Blogosphere on the Russian Public Policy

In the article is examined a question, what new brought the Internet (and, in particular, blogs - on the example of «Live Journal») into the sphere of public policy. The author separates and characterizes three basic directions of the use of blogs in the political fight: 1) the use of blogs for the information, the consolidation of supporters and coordination of their actions; 2) the propaganda and «running-in» of its ideas; 3) anti-propaganda, fight against the political opponents. Blogs begin to play ever more notable role in the social and political life. The process of the synthesis of blogs with traditional media and different means of mobile connection helps to at least partially compensate that scarcity of the freedom of speech and information, which exists now in Russia.

Что нового привнес и еще привнесет Интернет в сферу политики? На наш взгляд, этот вопрос нуждается в серьезных исследованиях. Мы попытаемся проследить некоторые характерные тенденции, взяв в качестве примера использование в политике интернет-блогов (в основном - одного из наиболее популярных - «Живого Журнала»). Сейчас, когда разработка данной темы еще только начинается1, особенно важно проводить систематизацию и обобщение появляющегося материала.

1 Такие попытки предпринимались, например, в статьях В. Прибыловского «Интернет-блога как имитация реальной политики и свободы слова должны сыграть особую роль в начинающейся предвыборной гонке» (режим доступа:

Интернет-блоги (от англ. web-log - веб-журнал) впервые появились в США и получили распространение как личные сетевые дневники, в которых можно обсуждать то, что интересует автора и его друзей-подписчиков («френдов»). По сути, это было творческое развитие идеи интернет-форумов в сторону их индивидуализации, повышения прав и возможностей отдельных пользователей. По-видимому, популярность блогов связана с возросшим стремлением современного человека к самовыражению, к самостоятельному формированию своего круга общения и круга источников информации. Блоги просто предоставили для этого удобные технические возможности. Их использование позволяет быстро создавать новые социальные сети, не ограниченные государственными границами сообщества по интересам, увлечениям и симпатиям.

Термин «блогосфера» (автор неологизма - Брэд Грэм) появился еще в 1989 г. и обозначал «совокупность всех блогов», которых на тот момент было несравнимо меньше, чем сейчас. Тогда их было во всем мире всего несколько сотен, а сейчас, по оценке британской консалтинговой компании Gartner, более сотни миллионов1.

С какими же целями люди ведут свои блоги? На эту тему летом 2007 г. проводился опрос, в котором приняли участие 1012 человек. «Получение полезной информации» интересует 69% всех ответивших. Варианты «развлечься, отдохнуть» и «способст-

http://www.sovetnik.ru/pressclip/more/?id=21022) и О. Реута «Непреемник: ЖЖ-юзер» (режим доступа: http://www.russ.ru/politics/lyudi/nepreemnik_zhzh_yuzer), в докладе И.В. Черткова «Новые технологии в публичной политике: блогосфера и онлайн-сообщества» (доклад был представлен на обсуждение членам Российской ассоциации политической науки осенью 2007 г.), в материале И. Стечкина «Осторожно, блоги! По мотивам Т. Шаова» (http://stechkin.livejournal.com/8775.html; продолжение дано в следующих сообщениях этого автора), в интервью директора Центра интернет-политики МГИМО Д. Пескова и подборке материалов Р. Вылегжанина (режим доступа: http://realno.info/index/tag/%E1%EB%EE%E3% EE%F 1 %F4%E5%F0%E0) и др.

1 Режим доступа: http://www.adme.ru/business/2007/01/31/14708.html.

Слово «блоггер» используется как калька с английского, хотя некоторые предпочитают писать его с одним «г». Согласно энциклопедическому систематизированному словарю-справочнику «Информатика» «блоггер [blogger] - пользователь, который ведет личный дневник в Интернете». Режим доступа: http:// slovari.yandex.ru/dict/informatica/article/info/info222.htm?text=%D0%B1%D0%BB% D0%BE%D0%B3%D0%B3%D0%B5%D1%80

вует общению, знакомствам» набрали почти равное число голосов, по 40% каждый. Еще четверть ответивших читают онлайн-дневники, «чтобы оставаться специалистом в своей области». Ситуация не сильно изменилась по сравнению с октябрем 2006 г., когда Suscribe.ru проводил аналогичное исследование. На первых местах там было «самовыражение» и «общение, знакомство с новыми людьми». 25,6% блогеров ведут дневники для того, чтобы расширять свой кругозор, и 19% - чтобы поддерживать экспертный уровень в своей области. Некоторые ведут дневники для «хранения полезных данных», «слива туда идей, чтоб не забыть их, и освободить место для новых» и т. д.1 Что же касается экспертных оценок по вопросу о мотивации, то, например, по мнению О. Реута, «в первом приближении в блогах важны две вещи. Социальные сети и собственно проявление феномена вебдваточканоль. Главное, однако, в них - разное. Определяющее в социальных сетях - люди, их общение. В вебдваточканоль - их привычка делиться контентом, продукт общения»2.

Один из наиболее популярных в России блог LiveJournal (Живой Журнал, сокращенно LJ или ЖЖ) начал работать 18 марта 1999 г.3 С января 2005 г. управляющей компанией всего LJ является Six Apart, однако кириллический сектор этого сервиса в 2006 г. был куплен компанией Sup-Fabrik, «Суп», службу блогов которой возглавляет Антон Носик. Таким образом, пишущие по-русски пользователи стали обслуживаться российской фирмой, хотя сам сервер продолжает оставаться на территории США. В конце 2007 г. «Суп» приобрел весь «Живой Журнал».

Российский сектор ЖЖ в последние годы стал одним из самых динамично развивающихся - сейчас в нем, по некоторым данным, уже более 1 млн. дневников и сообществ, в которых ежедневно появляются десятки тысяч записей. Большинство блогеров - жители крупнейших городов, где наиболее распространена интернет-связь. Помимо ЖЖ, получили развитие и сходные сервисы - Blogger.com, Blogs.mail.ru, Di-

1 Режим доступа: http://blogbook.ru/2007/07/22/sprosi-blogosferu-chast-1/

2 Режим доступа: http://www.russ.ru/politics/lyudi/nepreemnik_zhzh_yuzer

3 Подробнее см. в Википедии. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Живой_журнал; Gorny E. Russian LiveJournal: National Specifics in the Development of a Virtual Community. - Режим доступа: http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/ library/texts/en/gorny_rlj_2.htm

ary.ru, LiveInternet.ru, Lj.rossia.org, MySpace и др. Все больше становится других онлайн-сообществ: Odnoklassniki, VKontakte, MoiKrug и т.п. Наряду с блогами, существующими на общедоступных блог-хостингах, растет число standalone (автономных) блогов, большинство из которых используют сервисы Word Press, Movable Type и др. Однако количество дневников - не главная российская особенность. Главное - то, что многие дневники имеют не столько «приватную», сколько ярко выраженную общественно-политическую направленность. Разговоры о политике - одни из самых оживленных в ЖЖ. Создано уже несколько десятков «политических» сообществ - в частности, izbircom, org_ru_politics, politart, politic_ru, political_map, politics_ru, politclub, politjournal, politics, politicsforum, politideal, politika_ru, politkniga, politnauka, politone, politpressa_ru, politteh, preemnik_ru, preem-niku_net, prezident_2008, provokatory, ru_kremlin, ru_opposition, ru_politanalys, ru_politic, ru_politics, ru_politik, ru_vlast, russ_politics, svobodaslova, vybory2008 и др. По-видимому, этот «политический бум» в блогах связан с теми изменениями, которые происходили в последние годы в российском информационном пространстве.

В результате целой серии административных мер и «споров хозяйствующих субъектов» в России резко сократилось число СМИ, которые позволяли бы себе открыто придерживаться позиций, не совпадающих с официальной. Сократилась и вся сфера публичной политики - отменены всенародные выборы губернаторов, запрещена критика оппонентов во время выборов, отменен порог явки избирателей, не допущены к выборам некоторые оппозиционные политические партии и т.д. Ключевые политические вопросы решаются теперь преимущественно кулуарно, по линии бюрократической «вертикали». Все это способствовало «выдавливанию» критически мыслящих людей, имеющих активную гражданскую позицию, в сферы, пока еще не столь жестко контролируемые властью, - в частности, в сферу интернет-блогов. Блоги стали той «виртуальной кухней», на которой люди еще могут обсуждать то, что хотят, и говорить то, что думают.

Для систематизации материала об использовании блогов в политической борьбе было бы полезно выделить наиболее характерные тенденции. На наш взгляд, можно выделить три из них: 1) использование блогов для информирования, консолидации сторонников и координации их действий; 2) пропаганда и «обкатка»

своих идей; 3) контрпропаганда, борьба против политических оппонентов. Остановимся вкратце на каждой из этих тенденций.

Использование блогов политиками и политическими партиями для информирования, консолидации сторонников и координации их действий

За рубежом многие политики все шире используют блоги как средство коммуникации и повышения своей популярности. Есть дневники, открытые от имени Хиллари Клинтон, Ангелы Меркель, Сеголен Руаяль и даже Махмуда Ахмадинежада. Возрастает также информационная роль блогов как своеобразной альтернативы официальным СМИ. В частности, во время войны в Ираке появились блоги американских солдат, сообщавших о том, что реально происходило на театре военных действий. Появились и блоги, где знакомые и родные солдат стали размещать солдатские письма с описанием происходящего. Эти блоги нанесли мощный удар по «управлемой» прессе и пропагандистским инструментам администрации США. Блогерское движение распространилось во многом как форма протеста против давления администрации на СМИ. О возросшем влиянии блогерского сообщества рассказывает, в частности, статья в «New York Times» «Блоггеры как охотники за трофеями в службах новостей»1. Опрос, проведенный в США летом 2007 г. агентством Washington Profile, дал подтверждение этих данных: половина сотрудников Конгресса США считают, что политические блоги более полезны для ориентации в современной американской политике, чем традиционные средства массовой информации. С этим согласны и многие рядовые американцы: более трети из тех, кто читает политические блоги, называют просмотр политических телепередач «бессмысленной тратой времени»2.

Постепенно пополняется список российских политиков, ведущих дневники в «Живом Журнале»: Виктор Алкснис (v_alksnis), Никита Белых (belyh), Гарри Каспаров (kasparov_ru - сообщество), Марина Литвинович (abstract2001), Леонид Невзлин (nevzlin), Валерия Новодворская (vnovodvorskaia), Евгений Ройзман (roizman), Виктор

1 Трейгер И. «Ух, че будет!..» - Режим доступа: www.nrs.com, цит. по: http://stechkin.livejournal.com/9114.html

2 Для ориентации в политике блоги полезнее телевидения, считают жители США. - Режим доступа: http://www.rocit.ru/news/shownews.php3?id=31467

Шендерович (shenderovich) и др.1 Весьма содержательные материалы (в основном критической направленности) публикуются в журнале Владимира Прибыловского2. Среди авторов дневников есть не только оппозиционеры, но и те, кто продвигает официозные взгляды. Так, например, свои журналы ведут многие пользователи, сотрудничающие с Фондом эффективной политики (ФЭП) Глеба Павловского, в частности, Максим Кононенко (mrparker, maxim-kononenko), Павел Данилин (leteha), Тимофей Шевяков (tarlith) и др. Ведут дневники Сергей Миронов (sergey_mironov) и Виталий Третьяков (v_tretyakov). На blogs.mail.ru открылся журнал Владимира Жириновского3. Кроме того, имеется масса дневников отдельных политических движений и партий - «Да» (ru_daproject), «Другая Россия» (anotherrussia), «Евразийский союз молодежи» (rossia3), национал-большевики (ru_nbp - закрыто), «Оборона» (ru_oborona), Партия развития (ru_partrazvi), «Российские радикалы» (radikaly), СПС (ru_sps), «Яблоко» (ru_yabloko), различные околовластные молодежные движения наподобие «Идущих вместе» (idushie_vmeste) и «Молодой гвардии» (molgvardia).

Во время выборов депутатов Государственной думы 2 декабря 2007 г. ЖЖ стал площадкой для обмена данными о разного рода неформальных опросах: «В то время как действовал запрет на публикацию данных exit-polls и других опросов избирателей в СМИ, в блогах пользователи Интернет активно делились информацией о том, кому отдали свой голос на выборах. Уже в полдень по московскому времени данные трех федеральных exit-polls были опубликованы на украинском портале Главред4. В ЖЖ действует единый анонимный опрос5 в дневнике пользователя sholademi. (...) Пример оказался заразительным, и подобные голосования стали возникать в большом количестве, например в журналах пользователей green410 и klerka. Однако опрос sholademi привлек наибольшее внимание: к 22.00. проголосовали больше 3 тыс. человек, причем чуть меньше трети сообщили, что не ходили на выборы вообще. Среди осталь-

1 См. на эту тему: Популярность интернет-блогов среди российских политиков увеличивается. - Режим доступа: http://www.newsland.ru/News/Detail/id/22127/

2 Режим доступа: http://anticompromat.livejournal.com/

3 Режим доступа: http://blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv/

4 Режим доступа: http://glavred.info/archive/2007/12/02/140354-1.html

5 Режим доступа: http://sholademi.livejournal.com/764889.html

ных голоса распределились следующим образом: СПС - 25,2% голосов, "Яблоко" - 12,6%, КПРФ - 10,7%, а "Единая Россия" не преодолела семипроцентный барьер, набрав всего 5,4% голосов. Надо отметить, что данные exit-polls также обильно размещались в блогах, сообществах и на форумах. Так, пользователь ashpi1 собрал в своем дневнике данные опросов избирателей на выходе из участков более чем в десяти городах России. В ЖЖ - сообществе "Политика в России"2 2 декабря появилось более двухсот записей, посвященных выборам, в том числе данные опросов, exit-polls, сообщения о нарушениях в ходе голосования и прогнозы пользователей ЖЖ. Популярны были также "виртуальные выборы". На молодежном ресурсе "В Контакте" в голосовании приняли участие 3230 человек, многие из которых в силу возраста еще не могли проголосовать на выборах в Государственную думу. По итогам этого опроса3 более 7% голосов набрали партии "Единая Россия" (24,9% голосов), СПС (20,5%), ЛДПР (13,9%), КПРФ (12,3%) и "Яблоко" (12,1%)»4. Как видим, политические предпочтения многих пользователей Интернета кардинально отличаются от официальных данных о результатах выборов. Следует учитывать, в частности, то, что эти пользователи, как правило, моложе, образованнее и урбанизированнее среднероссийского избирателя.

Многие дневники «партийно-политической направленности» используются политиками для привлечения сторонников, для предоставления им информации, для координации действий во время проводимых мероприятий. Во время подготовки «Русского марша», например, была распространена инструкция, призывавшая тысячи сторонников собраться на одной из станций московского метро. К счастью, этот сценарий, грозивший обернуться «ходынкой» (кто-то из критиков данного марша назвал его «Русский фарш»), был отменен. В день этого мероприятия российский сектор ЖЖ неожиданно перестал работать. Случайно это было или нет, но отключение одного из каналов связи явно повредило координации действий митинговавших.

1 Режим доступа: http://ashpi.livejournal.com/46355.html

2 Режим доступа: http://novayagazeta.ru/data/2007/92/10.html

3 Режим доступа: http://vkontakte.ru/club611708

4 Режим доступа: http://www.cityspb.ru/city/91939.html

Приведем еще один пример координации через ЖЖ действий, которые в данном случае можно расценить как экстремистские: «10 мая возле эстонского посольства Евразийский союз молодежи выразит протест против антисоветских действий беспозвоночного руководства Польши. (...) Во время пикета активисты ЕСМ планируют натравить на эстонское посольство червей, клопов, тараканов, муравьев, многоножек, глистов и тарантулов, а также закидать здание гнидами. Лидер Евразийского союза молодежи Павел Зарифуллин прокомментировал это так: "Мы купили два ящика разных насекомых и мешок с гнидами". Лозунги: "Ты будешь выть, Европа! Лизать надо наши сапоги! Ветеранам пиво, Качиньскому в рыло! Слава победе, бейте витрины!". Начало: 19.00. Адрес: м. Арбатская, Малый Кисловский переулок, дом 5» (dagida. Date: 2007-05-08 06:44)'.

В последнее время в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах оппозиционные партии и движения пытались проводить «Марши несогласных» (см., например, сообщество namarch_ru). Власть жестко реагировала на эти попытки, запрещая шествия, задерживая активистов и разгоняя людей с помощью дубинок ОМОНа. В официальных СМИ об этом либо не сообщали, либо давали одностороннюю информацию. Поэтому ЖЖ стал первоклассным источником сведений о происходящем: многие участники маршей, имеющие свои журналы, весьма оперативно выставляли там фотографии и видеоролики, рассказывали обо всем «глазами очевидцев».

Любопытно отметить, что дефицит доступа к СМИ сказался и на КПРФ: «Руководство КПРФ призвало членов партии вести блоги - личные дневники в сети Интернет, - сообщает РИА "Новости". - По мнению зампреда КПРФ Ивана Мельникова, блоги начинают играть существенную роль в избирательной работе. "Интернет-дневники являются источником многих полезных мыслей, идей и статей", - заявил Мельников на съезде КПРФ 15 декабря. В президентской кампании, считает зампред КПРФ, грамотной информационной политике распространения идей в Интернете должно быть уделено больше внимания "с целью создания мультипликативного информационного эффекта от наших действий". Кроме того, Мельников отметил качественную работу сайта партии в пе-

1 Режим доступа: http://community.livejournal.com/ru_politics/6922393.html

риод выборов в Госдуму. По словам Мельникова, сайт "фактически стал центром передачи оперативной информации в регионы"»1.

Не обошла вниманием растущую популярность ЖЖ и Демократическая партия России, которая назвала свой печатный орган «Живым журналом». В пресс-релизе ДПР отмечалось, что это издание станет «открытым непартийным проектом, направленным на популяризацию ЖЖ-сообщества». Демократы уточнили, что «издание не будет излишне политизированным» и «будет посвящено всем без исключения сферам общественной и культурной жизни, обсуждаемым пользователями "Живого Журнала"». Тираж издания - 100 тыс. экземпляров, распространяться оно будет на территории Москвы и Санкт-Петербурга. «В редакционный совет издания должны войти смотрители самых популярных ЖЖ-сообществ, а также так называемые "тысячники" (большинство из которых, кстати, за последние несколько месяцев успели трудоустроиться либо в "Суп", занимающийся обслуживанием ЖЖ, либо в New Media Stars Константина Рыкова)»2.

Следует отметить, что упомянутые «тысячники» имеют довольно большую аудиторию подписчиков (от 1-3 тыс. и до 15 тыс. «френдов»). Многие из этих авторов нередко используют свои журналы для пропаганды тех или иных идей. После обсуждения данной темы в ЖЖ нами были отмечены следующие 50 «политизированных тысячников»: abstract2001, alex_lebedev, allan999, amalgin, another_kashin, avrom, beekjuffer, dolboeb, doppel_herz, el_cambio, ev-gen_v, galerist, galkovsky, goblin_gaga, golishev, haeldar, holmogor, juliy, karimova, kbke, krylov, langobard, leteha, m_gaidar, maskodagama, matilda_don, maxim-kononenko, maxim_sokolov, mithgol, moska, nardep, oleg_kozyrev, olshansky, pioneer_lj, recepter, redshon, roizman, sapojnik, scandal_max, shenderovich, sholademi, shorec, stilo, tapirr, tarlith, trankov, vnovodvorskaia, yarowrath, yashin, yellow_reporter . Надо заметить, однако, что реальное число читателей журнала бывает, как прави-

1 «Аффтар, пиши истчо!» - Режим доступа: http://www.kasparov.ru/ material.php?id=4763B04F309E9 См. также: Геннадий Зюганов выдвинулся во второй тур президентских выборов. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ doc.aspx?DocsID=836961

2 Демократическая партия России назвала свой печатный орган «Живым журналом». - Режим доступа: http://news.siona.ru/politic/id_12984/

3 Режим доступа: http://ashpi.livejournal.com/29908.html

ло, значительно меньше, чем число записанных «френдов». Иногда популярность бывает заработана не столько глубоким по смыслу контентом, сколько разного рода пиар-ухищрениями. Об этом справедливо говорит один из пользователей: «Как и в случае с нынешней популярностью в СМИ, чаще всего она достигается не за счет содержательности и глубины записей, но за счет их скандальности. У популярного автора ЖЖ постепенно происходит подмена понятий. Он пишет (возможно, неосознанно), ориентируясь на популярность, т.е. на скандал. В результате постинги становятся все ярче, все провокативнее, и все глупее»1. Разумеется, это относится не ко всем из названных выше авторов. С другой стороны, есть и такие «недотысячники», которые пишут о политике умно, содержательно, интересно. Им не нужна «толпа», и они не гонятся за рейтингами. Но политическое влияние их журналов не меньше, а намного больше, чем у иных «тысячников».

Как бы ни относиться к тем или иным политикам и пользователям ЖЖ, нужно признать, что приводимая в их блогах информация во многом восполняет те пробелы, которые стали уже традиционными для контролируемых властью СМИ.

Пропаганда и «обкатка» своих идей

Поскольку многие оппозиционные движения и партии находятся в дезинтегрированном состоянии, для них очень важно сейчас выработать системы идей и ценностей, которые были бы привлекательны для возможно большего числа сторонников.

Продолжается, например, имеющий долгую историю диалог сторонников СПС и «Яблока». СПС пытается обновить свой имидж, ищет новые идеи и технологии. В этом отношении характерны высказывания Никиты Белых в дискуссии на тему «Зачем политики живут в Живом Журнале?». Он, в частности, отметил: «Экспертные оценки зачастую бывают очень интересные. (...) Я многие вещи, о которых говорю на встречах с избирателями, на разного рода "круглых столах", дублирую в полном варианте у себя в ЖЖ. (...) У "Единой России" или у кого-то из представителей верхнего эшелона власти нет проблем с озвучиванием своих мыс-

1 Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/k7kot_b/virtual_diary.shtml

лей, нет проблем с подачей информации, и нет риска того, что эта информация будет каким-то образом модифицирована, переврана или еще что-то»1. Созвучно, однако, и мнение члена фракции «Единая Россия» в Госдуме Александра Лебедева: «Некоторые вещи, увы, можно только здесь обсуждать. Плюс я тут мнение получаю живое. Если я в газете публикую большую статью, как я узнаю, как к ней относятся? На сайте это не размещают... Поэтому для меня первое - это дефицит СМИ, а второе - это живая реакция»2.

Поиск новых идей идет и среди политиков националистического толка. Так, например, сторонники «Движения против нелегальной миграции» развернули бурную активность во время событий в Кондопоге. В журналах и сообществах ЖЖ публиковались разного рода призывы к изгнанию из России всех «понаехавших». Отдельные пользователи пытались пропагандировать не только ксенофобию, но и «белый расизм», однако последний не встретил большой поддержки среди читателей.

В блогах часто проходят серьезную критическую обкатку тезисы, пропагандируемые в официальных СМИ. Недавно правительственная «Российская газета» была вынуждена заблокировать возможность комментировать на ее сайте «письмо деятелей культуры» президенту Путину, в котором они просили его остаться на третий срок. Дело в том, что газета ежедневно стала получать десятки писем с требованиями опубликовать опровержение информации, содержавшейся в письме президенту. Этот сюжет так комментировался в польской прессе: «"Флэш-моб мастеров культуры" - такое название получила акция, разрастающаяся в российском Интернете. Началось все с того, что "Российская газета" опубликовала 16 октября обращение к Владимиру Путину. В письме, под которым стояли четыре подписи -в том числе известного кинорежиссера Никиты Михалкова и знаменитого скульптора Зураба Церетели, - адресованном главе государства от имени "более чем 65 тыс. художников, скульпторов, графиков, актеров театра, народного творчества", авторы умоляли президента

1 Дискуссия проходила на радио «Эхо Москвы». - Режим доступа: http:// www.sps.ru/?id=206905&cur_id=219644&PHPSESSID=yoyo; См. также статью «Никита Белых начинает "жечь" и "креативеть"». - Режим доступа: http://www.sps.ru/?id= 206905&cur_id=210949.

2 Аксенов П. Зачем политикам «Живой Журнал?». - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk

остаться на третий срок. (...) Три дня спустя после публикации в "Российской газете" содержанием обращения к Путину возмутился писатель и сценарист Олег Козырев. "Они утверждают, что написали письмо от имени всех представителей творческих профессий в России. Я, Олег Козырев, сценарист и писатель, не разрешал им выступать от моего имени", - возмутился он в письме главному редактору. Копию письма Олег Козырев опубликовал в своем личном блоге. Еще в тот же день по его примеру с требованиями опубликовать опровержение выступили несколько десятков блогеров. Инициатива уже приобрела размеры лавины»1. Можно констатировать, что в результате акция Михалкова - Церетели в блогах подверглась уничтожительной дискредитации.

Подобные флэш-мобы зачастую возникают стихийно и подчас ограничиваются только интернет-пространством. Выплескивая эмоции перед экранами мониторов, многие блогеры отнюдь не торопятся выразить свою позицию «в реале» - на митинге, на уличной демонстрации. Есть, впрочем, и другая тенденция - когда разного рода манифестации предпринимаются в основном для того, чтобы тут же «пропиарить» их в блогах. Они рассчитаны не столько на каких-то случайных прохожих, сколько на заранее приготовленные фото- и телекамеры, моментально передающие «картинку» в блоги. Эксперты расходятся в мнениях, чего здесь больше - вреда или пользы для эффективного выражения политической позиции. Как бы то ни было, это те тенденции, которые надо учитывать при исследовании современной публичной политики.

Правозащитные организации пока не используют все возможности блогов. Эксперт «Правозащитной сети» М. Смирнова так прокомментировала развитие правозащитных ресурсов в ЖЖ: «Есть тематические сообщества, которые заинтересованы в правах человека. Есть сообщество Молодежного правозащитного движения, порядка 40-50 пользователей. Есть группа правовой поддержки жертв политических репрессий - замечательная группа, у которой вообще нет веб-сайта, только сообщество в ЖЖ. Они очень активно работают в блогах. Если у них проходит какая-то акция, то

1 Писальник А. «Противники Владимира Путина митингуют в Интернете» // Rzeczpospolita. - Warszawa - 23.07.2007. - Режим доступа: http://www.uk2 watch.com/countries/article.jsp?14808

в режиме реального времени через каждые полчаса идут обновления: кто задержан, какие меры приняты, когда суд и т.д. У меня тоже есть сообщество, я сама создавала его. Оно посвящено координации усилий жителей разных городов по проведению уличных акций. Я вижу несколько направлений развития этого ресурса. Например, информационное: можно дублировать некоторую информацию с сайтов, но менее формально и в доступной форме. В ЖЖ, плюс ко всему, это бы решало проблему интерактива для тех сайтов, у которых нет ресурсов, чтобы поддерживать собственный форум. Времени бы уходило гораздо меньше. (...) ЖЖ синтезирует функции форума, онлайн-консультации, рассылки и т.д. Публикуя информацию в ЖЖ, ты как бы отправляешь ее в рассылку всем пользователям»1. Но, повторяем, говорить о широком и эффективном использовании ЖЖ правозащитниками пока вряд ли можно. Есть журналы andy-hro-org - Андрея Блинушова, seringvar - Игоря Сажина, tanial - Татьяны Локшиной, marchenk - Артема Марченко-ва и др., однако в целом эти ресурсы пока разрозненны2.

Итак, политики зачастую используют блоги не только как «рупор» для пропаганды своих идей, но и как своеобразные фокус-группы для обкатки, проверки на прочность тех или иных программных положений.

Контрпропаганда, борьба против политических оппонентов

В контрпропагандистской борьбе ЖЖ используется, пожалуй, наиболее эффективно. Применяемые приемы в основном повторяют те, что используются в традиционных СМИ (сатира, компромат, дезинформация, переключение внимания, психологическое давление на оппонентов и т.д.), однако в блогах они приобретают определенную специфику. Сказывается, в частности, синдром относительной анонимности и безнаказанности (авторы, как правило, скрываются за вымышленными именами - «никами», и их довольно трудно привлечь к ответственности за оскорбления, клевету и т.п.).

1 Презентация-вступление эксперта «Правозащитной сети» М. Смирновой на семинаре по информационным технологиям в работе правозащитников, октябрь 2006 г. - Режим доступа: http://www.hro.org/disk/research/lj.pdf

2 Подробнее см.: режим доступа: http://ashpi.livejournal.com/32098.html

Борьба в интернет-пространстве различных политических групп характерна не только для России. В качестве примера можно привести сообщение о том, что весной 2007 г. МИД Израиля начал мобилизацию добровольцев для войны в интернет-блогах: «Министерство иностранных дел Израиля начало войну за имидж страны на крупнейшем в сети интернет-сайте обмена видеороликами You-Tube, переполненном антиизраильскими роликами и комментариями, сообщает NEWSru Israel со ссылкой на газету Maariv. Отдел МИДа по связям с общественностью и пропаганде инициировал программу, предусматривающую произраильскую пропаганду на интернет-блогах, с упором на видеоматериалы. Для этих целей МИД мобилизует тысячи добровольных помощников, как в Израиле, так и за рубежом, которые должны будут с помощью специальной программы отыскивать в сети антиизраильские публикации и моментально реагировать на них. (...) По словам заместителя гендиректора МИДа Авива Шир-Она, "информационная война в Интернете ведется уже больше двух лет, и мы уделяем ей особое внимание"»1.

Для «слива компромата» в блогах зачастую используются недавно созданные журналы, владельцы которых «виртуальны», не известны публике. После того как компромат размещен в журнале какого-нибудь «Иванова», на него начинают активно ссылаться уже в других журналах и даже в СМИ.

Иронично-критичное отношение к политике и политикам весьма распространено среди блогеров. Разумеется, здесь проявляется не только чья-то «партийность», но и объективно обусловленная «аберрация зрения» типичного блогера, на которую обращает внимание О. Кашин: «Из поля зрения среднестатистического бло-гера часто выпадают самые заметные в "офлайновой" жизни явления, события и люди - а самые незначительные, но по каким-то причинам описываемые в блогах вещи, напротив, делаются наиболее обсуждаемыми. Переговоры в Катаре по поводу "газового ОПЕК" не имеют никаких шансов в борьбе с очередным пикетом из десятка активистов - блогосфера будет обсуждать именно пикет, а не переговоры. Потому что у пикетчиков есть свои блоги, а у переговорщиков - нет. Ярче всего этот перекос был виден во время

1 МИД Израиля мобилизует добровольцев для войны в интернет-блогах. -Режим доступа: http://www.newsru.com/world/15may2007/izrail_internet.html

онлайн-конференций Владимира Путина и Дмитрия Медведева -блогосфера фактически не заметила ничего из сказанного всерьез президентом и первым вице-премьером, зато долго и оживленно обсуждала их ответы на шутливые вопросы блогеров (Путина, в частности, спрашивали, как он относится к тому, чтобы использовать для охраны границ России огромных человекоподобных роботов, а Медведева - что он думает о Медведе, персонаже популярной в ЖЖ картинки "Превед!", на которой Медведь приветствует занимающуюся любовью в лесу парочку)»1. Когда-нибудь, видимо, именно блоги станут одним из главных источников информации по теме «Политический юмор при В. Путине».

Довольно распространены в ЖЖ попытки оказать психологическое давление на оппонентов. Если какой-то автор последовательно придерживается «неугодной» позиции, он может подвергнуться массированной атаке групп виртуальных хулиганов, использующих личные оскорбления, угрозы, брань, замусоривание его журнала (спам) и т.п. Все чаще встречается и так называемый троллинг (от англ. trolling) - размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, оскорбления и т. п.2 Все чаще в этих целях используются «роботы», «боты», автоматически засыпающие намеченную жертву соответствующими комментариями.

Такие эпизоды заставляют вспомнить знаменитую статью об интернет-бригадах, которую написали А. Полянская (stilo), А. Кривов и И. Ломко. Там были собраны наблюдения о деятельности «бригад» на форумах Рунета. Авторы пришли к выводу о возможной координации этой деятельности околовластными структурами - в частности, ФЭПом. Заметим попутно, что сотрудничающие с данным фондом пользователи присутствуют в числе модераторов крупнейшего «политического» сообщества ЖЖ - ru_politics и среди блогеров сервиса ljplus.

По теме «Действуют ли бригадники в Живом Журнале?» нами был проведен своеобразный опрос, давший довольно богатый мате-

1 Кашин О. Интернет: здесь маленькие кажутся большими. Политические возможности блогосферы - феномен XXI века. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ ng_politics/2007-04-26/6_internet.html

2 Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Троллинг

риал по данной проблеме1. Попытки определенной группы пользователей навязать выгодную власти точку зрения проявлялись особенно явно во время таких знаковых событий, как избиение Марины Литвинович, убийства Анны Политковской и Александра Литвинен-ко. Во всех этих случаях усиленно пропагандировалась одна и та же мысль, оправдывающая насилие над представителями оппозиции: «Так им и надо, они это заслужили!». Вбрасывались и явно искусственные версии: например, что М. Литвинович «сама себя избила», что убийство А. Политковской «заказал» Л. Невзлин (дабы сделать из нее «российского Гонгадзе») и т.п.

Поскольку Интернет все еще остается «территорией относительной свободы», не прекращаются попытки ввести цензуру в бло-гах. Вероятно, именно в этом ключе стоит рассматривать нашумевший конфликт депутата В. Алксниса с оскорбившим его сотрудником ФЭПа Т. Шевяковым. Этот «театр двух актеров» включал в себя взлом журнала v_alksnis, массу новых оскорблений и даже публичный диспут2. Закончилось все тем, что прокуратура Москвы возбудила уголовное дело о распространении оскорбительных и клеветнических высказываний в Интернете3. Сам депутат Госдумы прокомментировал это так: «Если кто думает, что СОРМ - это выдумки и страшилка, то, очевидно, в недалеком будущем многим из них придется убедиться в

1 Режим доступа: http://ashpi.livejournal.com/5752, http://ashpi.livejournal.com/ 3262, http://ashpi.livejournal.com/12868, http://ashpi.livejournal.com/13175. Дискуссия «Действуют ли "бригадники" в Живом Журнале?» была начата для того, чтобы попытаться выяснить, что реально происходит в политическом секторе Живого Журнала: откуда берутся клоны, флэш-мобы, спам и т.д. Мнения высказывались диаметрально противоположные; участвовали люди с разными политическими взглядами. Многие высказывали сомнения в том, что «бригады», описанные в статье, существуют. Однако некоторые признают их существование, другие - рассказывают о реально имеющих место флэш-мобах - когда сторонники одной идеологии целенаправленно собираются и «глушат» своих оппонентов в ЖЖ.

2 Подробнее см.: Белкин И., Варванин В. Как депутат Алкснис в жэжэ вляпался. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/articles/2007/02/25/alksnis/ Авторы этого материала, впрочем, высказывают сомнения в достоверности картины происходящего: «Объем текста, скорость его появления и обилие цитат из российского законодательства заставляют всерьез усомниться в достоверности происходящего. Создается впечатление, что на "ЖЖ Алксниса" работает целая группа людей. Или все это, включая взлом и реакцию на него, было подготовлено заранее».

3 См: Коммерсант. - М., 2007. - 19 апреля.

обратном. Сотни молодых людей "отметились", оскорбляя меня, не осознавая, что они совершают УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ!!!, которое зафиксировала аппаратура СОРМ. И теперь они все на крючке, и я не исключаю, что через некоторое время эти материалы будут использованы в соответствующих целях, в том числе, чтобы сделать некоторых "посговорчивее"»1. В последнее время действительно участились сообщения о попытках силовых структур оказать давление на авторов, пишущих в ЖЖ и в различных интернет-форумах.

В условиях сворачивания свободы СМИ уход в ЖЖ выглядел как «виртуальная эмиграция» части интеллектуалов, пытавшихся найти площадку для свободного выражения своих взглядов. Весьма характерно, что после продажи кириллического сектора ЖЖ российской кампании «Суп» и подключения к обслуживанию сервиса ^1ш2 произошел уход некоторых авторов теперь уже из ЖЖ в GreatestJournal и другие блоги, неподконтрольные российским властям. К этому подтолкнуло и введение разного рода технических новшеств, позволяющих вести поиск по всем комментариям пользователя, отслеживать посещение им страниц, определять 1Р (номер) его компьютера, его местонахождение и т.д. Вся эта информация наряду с «закрытыми» записями (которые на деле оказываются легкодоступными) может быть использована как своеобразное «досье» на автора блога.

«Исход» из ЖЖ, конечно, свидетельствует о неблагополучной ситуации, о тревожных настроениях в сфере российского коммуникативного пространства3. Многие пользователи Интернета хотели бы

1 Цит по: Белкин И., Варванин В. Как депутат Алкснис в жэжэ вляпался. -Режим доступа: http://www.lenta.ru/articles/2007/02/25/alksnis/

2 По поводу методов работы данного сервиса давно уже высказывались претензии. Об имеющих политическую подоплеку манипуляциях со счетчиком см.: http://ashpi.livejournal.com/13443.html; об использовании «сотрудниками» паролей пользователей см.: http://community.livejournal.com/sup_ru/230791.html

3 Распространяются даже предположения о том, что фракция «Единая Россия» готовит законопроект о «Суверенном Интернете» с ликвидацией доменов .га и ^ и переводом сайтов, которые лояльны власти, в домен (эти слухи распространяет Ярослав Греков, который пишет под ником moska) - см.: Это будет проект «каюк Рунету». - Режим доступа: http://www.stringer.ru/Publication.mhtml? Part=38&PubID=8746. На практике же вопрос о регулирования Интернета действительно обсуждается, но не в столь радикальном ключе. «Эту сферу регулировать надо. При этом никакой цензуры в Интернете быть не может. Это моя принципиальная позиция», - заявил журналистам председатель СФ Сергей Миронов.

найти блог-сервис для свободного обсуждения общественно-политических проблем - сервис, не подверженный цензуре и манипуляциям околовластных структур. После того как стало известно об окончательной продаже Живого Журнала «Супу», многие пользователи ЖЖ (в том числе, естественно, американские) решили, что их могут сделать объектом политических манипуляций, и стали искать запасные площадки. Это породило новые дискуссии: «Никто не хочет даже задуматься над проблемой доверия. Кто хоть в чем-то не доверяет "Супу" - те, стало быть, истерят. Это удобная позиция, но чреватая в конечном счете развалом бизнеса, который держится именно на том, что людям приятно и комфортно общаться в определенном месте, не в последнюю очередь потому, что они доверяют или просто согласны терпеть его администрацию»; «Произошло следующее. ЖЖ купила компания, которой я не доверяю. В условиях, когда СМИ в России находятся под идеологическим контролем государства, ЖЖ является важным элементом сохранения свободы слова и вообще разномыслия. Я полагаю, что Суп имеет практическую возможность эту свободу существенно ущемить, злоупотребляя своими администраторскими правами»; «Лично я (как и многие) опасаюсь, что свободная площадка для обмена политическими мнениями, критики режима и пр. может быть прикрыта. А это едва ли не последняя такая площадка, оставшаяся в России или, точнее, доступная для россиян». «СУП и ЖЖ выступают в роли террористов, взявших твоих друзей в заложники». «Вообще же претензии пользователей к Супу триедины, и можно их подытожить так: 1) большая вероятность того, что они будут плясать под дудку ГБ в плане раскрытия личной информации, засуспенжива-ния аккаунтов и в переспективе внедрения на компьютеры пользователей нежелательного ПО (паранойя, ага) как бонус от ГБ или от рекламодателей, которое, кроме того что делает не совсем поймешь что, еще и притормаживает систему и ест траффик; 2) эта самая реклама -не только явная, но и скрытая; 3) некоторые навязчивые услуги, от которых невозможно отказаться. (. ) В один момент вся эта уютно сложенная соц. сеть может быть прикрыта одним волевым решени-

Так он прокомментировал прошедшее в комиссии СФ по информационной политике обсуждение модельного закона «Об Интернете». С. Миронов сообщил, что в марте 2008 г. он проведет парламентские слушания на эту тему. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/articles/2008/01/29/model/

ем. (...) В идеале хотелось бы на самом деле иметь сервис, который объединял бы разные блоги. То есть читать вы можете по потокам RSS, писать - тоже должны быть какие-то решения, да и потом главное ведь, чтобы все люди, которые входят в вашу соц. сеть, могли легко найти и комментировать друг друга. В общем, будущее где-то в этом направлении...»1.

К сказанному можно добавить, что «интернетизация» мировой политики приводит к тому, что любые серьезные проблемы в «национальных» секторах блогосферы немедленно получают резонанс во всем мире. Политологи Маргарет Кек из Университета Джона Хопкинса и Катрин Сиккинк из Университета Миннесоты обратили внимание на то, что политические активисты, неспособные изменить положение в своих странах, все чаще обращаются к помощи блогов, чтобы привлечь внимание мировой общественности и таким образом повлиять на свои власти. Они назвали это явление «эффектом бумеранга» - увеличение давления внутри страны приводит к увеличению внешнего давления на эту страну. Первые образцы этого явления уже известны: так, арест известного китайского блогера привел к тому, что многие государства выразили Пекину свою озабоченность этим фактом2.

Среди недостатков блогов как средства коммуникации часто называют то, что их аудитория ограничена кругом активных пользователей Интернета. Однако степень ограниченности аудитории блогов не следует преувеличивать. Во-первых, число пользователей Интернета в России стремительно растет (сейчас их, по некоторым данным, 28 млн., а к 2010 г. ожидается 50 млн.). Во-вторых, аудитория блогов имеет непосредственную связь с интеллектуальной и политической элитой, и она способна служить мощным ретранслятором информации. По некоторым данным, около 10% пользователей составляют журналисты, пишущие по общественно-политической тематике. Все чаще наблюдается «выход в реал» того, что происходит в виртуальном пространстве.

«Традиционные» СМИ сейчас все более синтезируются с блогами, развивая через Интернет параллельные каналы обратной связи с читателями. Как заметил Антон Носик, блоги принесли

1 Режим доступа: http://ashpi.livejournal.com/47427.html

2 Блоги набирают обороты. По материалам: Washington ProFile. - Режим доступа: http://www.podrobnosti.ua/society/2007/07/12/439775.html.

с собой новые способы распределения читательского внимания: «Например, человек читает авторский блог популярного журналиста, а не газету, в которой тот работает. Такие факты уже есть. И читатели сами формируют свою личную газету из таких вот авторских блогов. Это, собственно, и есть Web 2.0 - система формирования и создания ресурсов под свои личные потребности»1. Вероятно, этот процесс синтеза блогов с традиционными СМИ и различными средствами мобильной связи способен будет хотя бы частично снять тот дефицит свободы слова и информации, который существует сейчас в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, блоги начинают играть все более заметную роль в общественно-политической жизни. Стихийно сложившаяся на данный момент блогосфера, на наш взгляд, нуждается в окультуривании, в очищении ее хотя бы от наиболее вызывающих форм хамства и экстремизма (если, конечно, не путать последний с цивилизованным выражением оппозиционных взглядов). Однако делать это должны не столько чиновники, сколько сами участники интернет-сообществ. Интернет - лишь средство, которое можно использовать в самых разных целях. Поэтому нужно бороться не с ним, а с теми общественными проблемами, которые он отражает.

1 Носик А. В блогосфере люди становятся прозрачными // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. - М., - 16 апреля 2007 г. - № 14 (620).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.