Научная статья на тему 'О визите президента Чечни в Саудовскую Аравию'

О визите президента Чечни в Саудовскую Аравию Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щипков Даниил

"НГ-религии", М., 21 января 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О визите президента Чечни в Саудовскую Аравию»

мусульманских стран привела к поиску путей их сосуществования с местным населением, поставила на повестку дня вопрос об их интеграции в западноевропейскую среду. Однако прямой перенос “евроислама” на российскую почву был бы, наверное, не вполне корректным. Ведь в России большинство мусульман, в том числе и татары, — это коренное население страны с давно устоявшимся укладом жизни, имеющим к тому же специфику евразийского характера. Разумеется, нельзя при этом забывать известный постулат о том, что ислам един и он не может быть ограничен какими-то национальными или региональными границами. Тем не менее ислам, как правило, имеет этническую окраску, обусловленную историей народа, географией его расселения, местными традициями (адатом).

Но исламская мысль не стоит на месте. О необходимости нового осмысления учения ислама говорит сейчас муфтий Равиль Гай-нутдин, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, отмечая, что “слепой возврат к джадидизму не может полностью решить все современные проблемы ислама” (см.: “НГР” № 19 от 5 ноября 2003 г.). Несомненно одно: творческое наследие джадидов столь богато и многообразно, что оно предоставляет широкие возможности для новых исследований и разработок в этой области.

“НГ-религии”, М., 4февраля 2004г.

Даниил Щипков,

журналист

О ВИЗИТЕ ПРЕЗИДЕНТА ЧЕЧНИ В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ

В январе 2004 г. президент Чечни Ахмад Кадыров посетил Саудовскую Аравию (СА) с официальным визитом. Он встретился с наследным принцем Королевства СА Абдаллой, министром иностранных дел СА принцем Саудом аль-Фейсалом, членами торговопромышленной палаты города Джидды, президентом Исламского банка развития Ахмедом Мухаммедом Али и другими представителями саудовской элиты. Сам Кадыров расценил состоявшийся визит как положительный.

Еще с начала визита стало известно, что президент Чечни должен совершить малое паломничество к мусульманским святыням в

Мекке. Напомним, что большое паломничество (хадж) Кадыров, будучи муфтием Ичкерии, совершил еще в 1997 г. в составе делегации, сопровождавшей его нынешнего врага и бывшего президента республики Аслана Масхадова. С тех пор к имени Кадырова, по исламским традициям, следует прибавлять слово “хаджи”, что значит “человек, совершивший хадж”.

Главной целью состоявшегося визита Ахмада-хаджи в Королевство, куда он прибыл по приглашению наследного принца Абдаллы, было заявлено укрепление политических, экономических и культурных отношений между Чечней и СА. Одной из главных задач было привлечь саудовские инвестиции в экономику Чечни. Подтекст визита — переадресовать саудовские деньги с боевиков-ваххабитов на легальную чеченскую власть, а также получить официальное признание саудовской стороной нынешних государственных институтов Чечни. Последнее Кадырову явно удалось. Атмосфера всех встреч была крайне благожелательной — бывшего муфтия Чечни принимали как своего. СА признала в нем нового руководителя республики и даже обещала содействовать в различных гуманитарных и экономических проектах. Так, например, наследный принц Абдалла заявил, что арабские страны и СА осознают необходимость оказания помощи Чеченской Республике в социально-экономическом развитии. А саудовские бизнесмены заинтересовались возможностью сотрудничества в нефтяной отрасли. Достигнуты общие договоренности о спонсировании гуманитарных программ по восстановлению Чечни.

Однако восточное гостеприимство, оказанное Кадырову, еще не означает, что СА буквально завтра начнет вкладывать деньги в чеченскую экономику. Так, например, никаких конкретных договоров об инвестировании в чеченскую нефть, чего так активно добивался Кадыров, подписано не было. Вместо этого Кадыров определенно договорился только о создании культурного центра Чечни в Джидде, через который саудовская сторона будет получать информацию о происходящем в республике. Кроме того, Исламский банк развития с готовностью согласился финансировать образование в Чечне. Президент банка Ахмед Мухаммед Али уже в ходе встречи с Кадыровым принял решение направить в Чечню группу своих помощников для изучения на месте потребностей Чечни в восстановлении системы образования и заявил, что в первую очередь “исламские” деньги будут вложены в эту сферу.

Очевидно, что Кадыров действует в строгой согласованности с Кремлем, о чем свидетельствует переданное им наследному принцу Абдалле послание президента Путина. А это означает, что его визит находился в рамках российской политики на сближение с мусульманским миром, чего Россия с ее 14-миллионным мусульманским населением так активно добивается, в том числе и через вступление в Организацию Исламская конференция. И здесь видна еще одна немаловажная задача этого визита — создание образа цивилизованного российского ислама и борьба с радикальными и экстремистскими движениями в нем.

Известно, что ваххабизм, с которым в последнее время ожесточенно борются российские спецслужбы в Чечне, является официальной идеологией Саудовского Королевства. Поэтому абсурдным выглядит тот факт, что высокопоставленные собеседники президента Чечни в СА интересовались, “кто такие так называемые ваххабиты, что они из себя представляют” (это известно со слов Кадырова). Кроме того, еще одним событием, сопутствовавшим поездке Кадырова, стало заявление известного мусульманского богослова Мухаммеда Али Сабуни, выступившего с осуждением чеченских боевиков и назвавшего их действия не имеющими “ничего общего с джихадом, священной войной за ислам”. Так саудовская сторона дала понять, будто не имеет ничего общего с ваххабизмом, который принято отождествлять с исламским терроризмом и экстремизмом.

Можно, конечно, рассуждать о том, что ваххабизм, как и ислам, бывает разный, о том, что ваххабизм не равен экстремизму и терроризму. Однако ясно одно: идеологию чеченских сепаратистов, равно как и идеологию Королевства, называют ваххабитской не случайно (хотя сами ваххабиты предпочитают называть себя просто мусульманами), а для религиозного обоснования своей деятельности чеченские сепаратисты используют в том числе и идеи мусульманского реформатора XVIII в. Мухаммеда Ибн-Абд-аль-Ваххаба. В этом свете обещание СА помочь с налаживанием системы образования в Чечне выглядит не таким уж безобидным. Несмотря на то что в официальных заявлениях саудовской стороны речь идет о возрождении образования в целом и нигде не упоминается вопрос финансирования духовного образования, понятно, что без возрождения последнего Саудовское Королевство давать деньги на образование не будет.

Таким образом, положительный эффект от визита Кадырова выглядит несколько омраченным. Если саудовские власти будут пе-

речислять деньги в Чечню, как делали это и раньше, и начнут свою помощь с финансирования сферы образования, то “ваххабитского” влияния избежать по-прежнему не удастся. При этом утверждение, что все это делается для противодействия идеям исламского терроризма и экстремизма, кажется не столь уж очевидным.

“НГ-религии”, М., 21 января 2004г.

ОТКРОВЕНИЯ ТЕРРОРИСТКИ: “Я ДОГАДЫВАЛАСЬ, ЧТО ДОЛЖНА СОВЕРШИТЬ ТЕРАКТ ПУТЕМ САМОУБИЙСТВА”

Генпрокуратура завершила предварительное следствие по делу 23-летней шахидки Заремы Мужахоевой. Ее задержали 9 июля 2003 г. в Москве на 1-й Тверской-Ямской улице возле “Мон-кафе” со взрывным устройством в сумке. При попытке его обезвредить погиб взрывотехник ФСБ Георгий Трофимов. Мужахоевой предъявлено обвинение по трем статьям — терроризм, попытка убийства и транспортировка взрывчатки. Однако, как это ни парадоксально, защита смертницы намерена добиваться в суде оправдательного приговора. Она ссылается на то, что, по Уголовному кодексу, лицо, своевременно предупредившее о теракте и способствовавшее его предотвращению, освобождается от уголовной ответственности. Следствие же уверено: Зарема Мужахоева пришла на Тверскую, чтобы совершить теракт. Вокруг этого и разгорится борьба на предстоящем суде. Ожидая суда в камере “Лефортово”, Зарема Мужахоева ответила на вопросы “Известий”.

Вопрос: Когда, с кем и на чем вы приехали в Москву? Кто вас встретил, куда отвез?

Ответ: Я прилетела из Ингушетии одна вечером 3 июля 2003 г., по своему паспорту. Во Внукове меня никто не встречал, но перед отлетом я получила инструкции от Руслана: доехать на такси до Павелецкого вокзала за 800 рублей, зайти в кафе “Русь”, там меня будут ждать. Таксист еще удивился, когда я не спросила, сколько будет стоить дорога. А у меня просто были четкие инструкции. О цели поездки мне сначала не говорили, но я догадывалась, что должна совершить теракт путем самоубийства. Месяц назад меня уже готовили к теракту в Моздоке, где я должна была подорвать автобус с военными... (Мужахоева говорит о подрыве автобуса с летчиками Моздокского воен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.