УДК 619:616.995.132:636.39
О ВИДОВОМ СОСТАВЕ НЕМАТОД СЫЧУГА И ТОНКОГО КИШЕЧНИКА КОЗ ВОСТОЧНОЙ МОНГОЛИИ
Д.Н. КУЗНЕЦОВ кандидат биологических наук
Центр паразитологии Института проблем экологии и эволюции
им. А.Н. Северцова Г. ДАНЗАН доктор биологических наук
Монгольский государственный университет образования
А.В. ХРУСТАЛЕВ старший научный сотрудник Всероссийский научно-исследовательский институт гельминтологии
им. К.И. Скрябина М. БАТЧИМЕГ аспирант Б.-О. УРЖИНБЯМБА соискатель
Монгольский государственный университет образования
А.П. АКСЕНОВ
соискатель Н.В. ЕСАУЛОВА кандидат ветеринарных наук Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина
Методом полного гельминтологического вскрытия были исследованы сычуги и тонкие кишечники 11 коз в возрасте от 3 до 6 лет из Восточной Монголии. Экстенсивность инвазии составила 100%, интенсивность инвазии - от 65 до 1811 экземпляров. Наиболее заражены были животные в возрасте 3-4 лет. Обнаружены нематоды Orloffia (=Ostertagia) bisonis (в том числе и минорная морфологическая форма этого вида - O. kasakhsta-nica), Orloffta dahurica (в том числе минорная форма O. buriatica), Marshallagia mongolica, Trichostrongylus probolurus, ^ colubriformis и Nematodirus oiratianus. Во всех случаях имела место смешанная инвазия представителями всех перечисленных таксонов. Наиболее часто у всех исследованных коз регистрировались O. dahurica и T. probolurus. На одном из участков сбора материала были также обнаружены спирураты Parabronema skrjabini. На основании изучения фактического материала ставится под сомнение видовая самостоятельность O. dahurica и
обсуждается возможность синонимизации О. йакипеа и О. Ыбо-тз.
Ключевые слова: нематоды, сычуг, тонкий кишечник, козы, Восточная Монголия.
Скотоводство традиционно является основополагающей отраслью хозяйства Монголии. В течение многих веков домашний скот был практически единственным источником существования для жителей Монголии. В современных условиях скотоводство, несмотря на появление других отраслей сельского хозяйства и развитие промышленности, продолжает играть важную роль в экономике страны. Общее поголовье скота, достигшее в социалистический период весьма существенного уровня в 23-25 млн. голов, за постсоциалистический период увеличилось до 30 млн. голов [2, 10].
Козы в Монголии составляют обычно около 1/5 смешанного стада, включающего также овец, крупный рогатый скот, лошадей, а в отдельных регионах - двугорбых верблюдов и яков. Однако в местностях с бедной кормовой базой доля коз в стаде существенно возрастает благодаря их способности довольствоваться кормами, плохо или совсем не поедаемыми другими видами скота [10]. Согласно официальной статистике в 1999 г. в Монголии насчитывалось 15,5 млн. голов коз, 70 % которых сосредоточены в районах Гоби и Алтая. На долю монгольских коз приходится 20 % производимого в мире кашемира [16].
В Монголии гельминтозы являются одной из основных причин падежа и снижения всех видов продуктивности домашних жвачных [11]. Сведений о гельминтах коз Монголии в литературе немного, наиболее современным и полным можно считать опубликован-
ное в 2001 г. исследование ^ Sharkhuu [16]. В этой работе приведены результаты гельминтологических вскрытий 236 коз разных возрастов из всех регионов Монголии, подразделяемой автором на три крупных природно-климатических зоны: лесо-степная, степная и гобийская (зона полупустыни и пустыни). Однако животные из степной зоны Монголии оказались наименее затронуты этим исследованием - здесь было вскрыто всего 39 коз, по 12-14 голов в каждой возрастной категории (козлята, молодняк от года до двух лет, взрослые). В более ранних публикациях сведений по гельминтофауне коз Монголии очень мало и касаются они главным образом западной части страны [8, 12]. Мы сочли уместным дополнить имеющиеся данные результатами своих исследований, проведенных в степной зоне Восточной Монголии, а также, основываясь на изучении довольно обширного фактического материала, обсудить некоторые вопросы таксономии обнаруженных нематод.
Материалы и методы
Сбор гельминтологического материала был проведен в июне-июле 2006 и 2007 гг. на территории Сухэбатор-ского аймака Республики Монголия в районе поселка Туменцогт (47°40' северной широты, 112°24' восточной долготы), а также в местности Баян-Хан (47°34' северной широты, 112°57' восточной долготы). Методом полного гельминтологического вскрытия по Скрябину [4] были исследованы сычу-
ги и тонкие кишечники 11 коз в возрасте 3-6 лет.
Таксономическую принадлежность нематод определяли по комплексу морфологических признаков описанных в литературе [5, 14, 15].
Результаты и обсуждение
Все обследованные козы оказались заражены нематодами. Наиболее высокая интенсивность инвазии отмечена у животных в возрасте 3-4 лет. Общее количество нематод всех видов, обнаруженных в сычуге и тонком кишечнике обследованных животных, составило 65-1811 экз., в том числе самцов - 27-819, самок - 38-992 экз. До вида были определены только самцы, так как точная дифференциация самок для большинства обнаруженных видов нематод практически невозможна.
Были обнаружены нематоды Or-loffia (=Ostertagia) bisonis (в том числе и минорная морфологическая форма этого вида - O. kasakhstanica), OHoffш dahurica (в том числе, минорная форма O. buriatica), Marshallagia mongolica, Trichostrongylus probolurus, T. шЫЬП-formis, Nematodirus oiratianus. Во всех случаях имела место смешанная инвазия представителями всех перечисленных таксонов. Наиболее часто у всех исследованных коз встречались нематоды O. dahurica: как правило, мы обнаруживали несколько сотен экземпляров самцов мажорной (доминирующей) формы этого вида. Количество самцов минорной формы этого вида составило от 5 до 89 экз. У некоторых коз были также зарегистрированы более двухсот самцов T. probolurus. Количество обнаруженных самцов других видов насчитывало от единиц до не-
скольких десятков. Ни у одной из одиннадцати исследованных коз мы не обнаружили минорной морфологической формы M. mongolica.
В местности Баян-Хан у коз и содержавшихся с ними в одном стаде овец, кроме вышеперечисленных видов нематод, были найдены единичные экземпляры спирурат Parabronema skrja-Ыт. Эта нематода развивается с участием промежуточного хозяина - зоо-фильной мухи Lyperosia ШйЫт (южная коровья жигалка) [1, 5, 6]. Точно объяснить причины существования такого локального очага парабронемоза в Баян-Хане и отсутствия P. skrjabini у коз (а также у овец и крупного рогатого скота), исследованных нами в Ту-менцогте, нам не удалось. По данным литературы парабронемоз зарегистрирован во многих регионах, довольно сильно отличающихся по географическим характеристикам [1, 5)] поэтому очаговое распространение параброне-моза нельзя объяснить имеющимися небольшими различиями в ландшафте между двумя участками, на которых мы проводили сбор материала. Стадо в Баян-Хане расположено относительно обособленно, вдали от других участков выпаса домашних жвачных. По-видимому, это и является основной причиной изолированности обнаруженного нами очага парабронемоза.
Обнаруженные нами нематоды T. probolurus, M. mongolica и N. oiratianus относятся к доминирующим видам гельминтов коз в Монголии, а нематоды родов OHoffш, Marshallagia, Nema-todirus превалируют у жвачных в степном гельминтофаунистическом комплексе республики [11].
Следует отметить, что при просмотре большого количества экземп-
ляров самцов О. bisonis и О. dahurica нами не было выявлено каких-либо четких морфологических различий между ними, за исключением размерных характеристик. О. dahurica - более крупные особи, по основным морфо-метрическим параметрам (длина тела, максимальная ширина тела, длина спи-кул и т.п.) примерно в полтора раза превосходящие О. bisonis. Отличия между минорными формами этих видов - О. kasakhstanica и О. buriatica -также сводятся лишь к более крупным размерам последней.
По данным литературы О. bisonis и О. dahurica часто регистрируют у одних и тех же видов хозяев, в одних и тех же регионах [5, 11, 16]. В описаниях морфологии как О. Ы8от8, так и О. dahurica, сделанных разными авторами, есть противоречия, особенно в мерных характеристиках [3, 5, 7, 9, 13, 14]. В 1967 г. О.С. Карамендин, подробно изучив О. огОА и О. bisonis, пришел к выводу об их идентичности и
отметил заметное расхождение в размерах отдельных особей этого вида [7]. В.М. Ивашкин и др. (1989) в качестве критериев, позволяющих дифференцировать О. bisonis и О. dahurica друг от друга, называют длину спикул и длину рулька [5]. Причем, по данным этих авторов, спикулы О. bisonis короче, чем у О. dahurica, а рулек, наоборот, длиннее. Однако проведенные нами измерения не подтверждают, что рулек О. bisonis длиннее, чем у О. dahurica. Рулек у этих нематод вытянутый, по сравнению со спикулами имеет более нежную структуру. Вследствие этого далеко не всегда можно точно определить его границы, что, очевидно, и приводило к ошибкам в измерениях. Таким образом, основываясь на собственных наблюдениях и результатах анализа литературы, мы предполагаем, что О. dahurica - не самостоятельный вид, а лишь более крупная разновидность О. bisonis.
Работа выполнена при поддержке грантов РФФИ 07-04-90005, 08-04-00191, 08-0400209.
Авторы благодарят руководство Совместной Российско-Монгольской комплексной биологической экспедиции РАН и АНМ, а также лично начальника Восточно-Степного стационара экспедиции Л. Жаргалсайхана за всестороннюю помощь в проведении исследований.
Литература
1. Гагарин В.Г. Гельминтозы овец Киргизии. - Фрунзе: Изд. АН Киргизской ССР, 1963. - С. 373-374.
2. Жирнов Л.В., Гунин П.Д., Адъяа Я., Бажа С.Н. Стратегия сохранения копытных аридных зон Монголии. - М., 2005. - С. 266.
3. Ивашкин В.М. Гельминты сельскохозяйственных животных Монгольской Народной Республики. - М.: Изд. АН СССР, 1955. - С. 115-118.
4. Ивашкин В.М., Контримавичус В.Н., Назарова Н.С. Методы сбора и изучения гельминтов наземных млекопитающих. - М.: Наука, 1971. - 124 с.
5. Ивашкин В.М., Орипов А.О., Сонин М.Д. Определитель гельминтов мелкого рогатого скота. - М.: Наука, 1989. - С. 180-183, 231-233.
6. Карабаев Д.К. // Тр. Ин-та ветеринарии Казахского филиала ВАСХНИЛ. - Алма-Ата: Казахское гос. изд-во, 1957. - Т. VIII. - С. 459-472.
7. Карамендин О.С. // Тр. Ин-та зоологии АН Казахской ССР. - Алма-Ата: Казахское гос. изд-во, 1967. - Т. XXVII. - С. 169-181.
8. Копырин А.В. // Раб. по гельминтол. Сб., посвящ. 30-летию науч.-пед. и обществ. деятельности К.И. Скрябина и 15-летию Всес. ин-та гельминтол. - М.: Изд. ВАСХНИЛ, 1937. - С. 296-301.
9. Скрябин К.И., Шихобалова Н.П., Шульц Р.С. Трихостронгилиды животных и человека. Основы нематодологии. - М.: Изд. АН СССР, 1954. - Т. III. -C. 134-136, 148-149.
10. Чумичев Д.А., Жуковская Н.Л. Страны и народы. Зарубежная Азия. Восточная и Центральная Азия. - М.: Мысль, 1982. - С. 34-35.
11. Шарху Г. Гельминты домашних и диких жвачных животных и разработка мероприятий по борьбе с основными гельминтозами в Монгольской народной республике: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. - М., 1986. - 51 с.
12. Шумакович В.Е. // Сб. раб. по гельминтол., посвящ. 30-летию науч.-пед. и обществ. деятельности К.И. Скрябина и 15-летию Всес. ин-та гельминтол. - М.: Изд. ВАСХНИЛ, 1937. - С. 625-636.
13. Becklund W. W., Walker M.L. // J. Parasitol. - 1967. - V. 53, N 6. - P. 12731280.
14. Drozdz J. // Syst. Parasitol. - 1995. - V. 32, N 2. - P. 91-99.
15. Hoberg E.P., Abrams A. // J. Parasitol. - 2001. - V. 87, N 5. - P. 11811184.
16. Sharkhuu T. // Vet. Parasitol. - 2001. - V. 101. - P. 161-169.
About specific structure of nematodes of abomasum and thin intestines of goats
in Eastern Mongolia
D.N. Kuznetsov, G. Danzan, A.V. Khrustalev, M. Batchimeg, B.-O. Urjinbyamba, A.P. Aksyonov, N.V. Esaulova
Abomasum and intestines of 11 goats aged 3-6 years from Eastern Mongolia were investigated through total helminthological autopsy. The intensity of infection was 65-1811 species under 100 % prevalence. The animals aged 3-4 years were the most infected. Nematodes of the species Orloffia (=Ostertagia) bisonis (including the minor morph O. kasakhstanica), O. dahurica (including the minor morph O. buriati-ca), Marshallagia mongolica, Trichostrongylus probolurus, T. colubriformis and Ne-matodirus oiratianus were recorded. Mixed infection with all reported species was observed in all cases. O. dahurica and T. probolurus were dominant species in all investigated goats. In goats from one collection site Parabronema skrjabini was also found. The reexamination of O. dahurica specimens found questions the independent status of this species. The possibility of O. dahurica and O. bisonis synonymization is discussed.