ИСТОРИЯ. ЭТНОГРАФИЯ
№ .it', гч да л", да да да да «иь да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да
И.Г. Акманов, Р.Б. Зайтунов, С.Ф. Касимов, А.А. Даутов УДК 94 (470.57)
О ВХОЖДЕНИИ ЮГО-ВОСТОЧНЫХ БАШКИР В СОСТАВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы вхождения юго-восточных башкир в состав Русского государства. Данный процесс происходил в сложных социально-политических условиях противостояния башкир с Ногайской ордой и Сибирским ханством. Согласно текстам шежере, башкиры провели переговоры с царскими представителями относительно условий вхождения в состав Русского государства. Ключевыми аспектами данного договора стали признание правительством царя Ивана Грозного вотчинного права башкир на их земли, признание за ними свободы местного самоуправления, сохранение традиционной религии. В свою очередь, башкиры взяли на себя обязательства по выполнению военной службы за свой счет и выплате ясака. Таким образом, во второй половине XVI века были официально оформлены договорные отношения между башкирами и Русским государством.
Ключевые слова: башкиры, царь, ханство, шежере, Русское государство, орда, волости, земли, служба, тархан
Irek G. Akmanov, Rasikh B. Zaitunov, Salavat F. Kasimov, Azat A. Dautov ON SOUTH-EASTERN BASHKIRS' JOINING THE RUSSIAN STATE
Abstract
The article discusses the main stages of south-eastern Bashkirs' joining the Russian state. This process took place in a difficult socio-political environment of confrontation of Bashkirs with the Nogai Horde and Siberian khanate. According to the texts of the genealogical trees Bashkirs held talks with the Tsar's representatives regarding conditions of joining the
Акманов Ирек Гайсеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, историографии и источниковедения Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Зайтунов Расих Батырович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, историографии и источниковедения Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Касимов Салават Фитратович, доктор исторических наук (Уфа)
Даутов Азат Алтынбаевич, аспирант Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Irek G. Akmanov, Dr.Sc. (History), Professor at the Chair of the Russian History, Historiography and Source Studies, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
Rasikh B. Zaitunov, Cand.Sc. (History), Associate Professor at the Chair of the Russian History, Historiography and Source Studies, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
Salavat F. Kasimov, Dr.Sc. (History) (Ufa)
Azat A. Dautov, Postgraduate Student at the Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
© Акманов И.Г., Зайтунов Р.Б., Касимов С.Ф., Даутов А.А., 2017
Russian state. Key aspects of this agreement were the recognition of Bashkirs' patrimonial right on their lands by Tsar Ivan the Terrible, the recognition of the freedom of local self-government, the preservation of a traditional religion. In their turn, Bashkirs assumed the obligation to perform military service at their own expense and to pay tribute tax in kind. Thus, in the second half of the 16th century contractual relationship between Bashkirs and the Russian government were formally completed.
Key words: Bashkirs, tsar, khanate, shezhere, the Russian
До середины XVI века башкиры занимали большую территорию от среднего течения Волги в районе Саратова и Самары на западе, до реки Тобол на востоке, от бассейна р. Илек на юге до нижнего течения Сылвы и Чусовой на севере. Они входили в состав Ногайской орды, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств. Башкиры тогда жили 70-75 волостями на очерченной выше территории [6]. Эта страна еще до вхождения в состав Русского государства была известна, по-видимому, как Башкирия, т.е. страна башкир. В «Духовном завещании» царя Ивана Грозного своему преемнику, сыну Ивану, составленном в 1572 году, она официально именована Башкирдою [4, с. 134].
Каждое башкирское племя имело свою коренную территорию проживания. Они также были неодинаковыми по численности, имели некоторые особенности в хозяйстве и быте. По-разному они оказались и в составе Русского государства. Если западные, центральные и юго-восточные башкиры добровольно вошли в состав последнего в середине XVI в., то зауральские башкиры, живущие в Сибирском ханстве, были присоединены к Русскому государству в 80-х гг. XVI в. -в первом десятилетии XVII в. Условия русского подданства для сибирских башкир оказались более тяжелыми по сравнению с европейскими. Жители не всех сибирских волостей стали вотчинниками своих земель. Более тяжелым оказался для них и ясак за землю. Все это было следствием того, что они вошли в состав Русского государства в ходе завоевания Сибирского ханства как население части территории последнего [8, с. 123-125].
Неодинаковой была также политическая активность башкир разных племен. Племена Мин, Юрматы, Усерган, Кыпсак, Бурзян и Тамьян не позже 1555 г. вслед за западными и северозападными башкирами откликнулись на грамоты Ивана IV.
В этой связи большой научный интерес представляет история юго-восточных башкир в XVI-XVII вв., ибо они тогда занимали значительную территорию края, были многочисленными и динамичными племенами. Все это обусло-
state, horde, volosts, lands, service, tarkhan
вило их заметное влияние на развитие всей Башкирии. Тем не менее до сих пор по этой проблеме нет конкретных исследований и об их истории мы судим только по общим трудам края. Данную статью мы и решили посвятить этой проблеме. Основными источниками по теме являются общие шежере юго-восточных башкир в двух вариантах. Имеются также индивидуальные шежере каждого из этих четырех племен: шежере Усерган - в двух, Кыпсак - в пяти, Бурзян - в двух, Тамьян - в одном вариантах, где лаконично подтверждаются и дополняются некоторые сюжеты их общих шежере [3].
Переломным политическим событием в истории Среднего Поволжья и Приуралья является захват Казанского ханства Русским государством в 1552-1556 гг. Он существенно ухудшил политическое положение Ногайской орды и Сибирского ханства, их населения.
Общеизвестно безысходное положение Ногайской орды в 50-х гг. XVI в. как следствие феодальной междоусобицы среди самих ногаев и сложных взаимоотношений с подвластными башкирами, а также с соседними народами и государствами. Свирепствовавшие в Орде к этому времени природные катаклизмы - засуха, голод и чума еще более ухудшили положение в Ногайской орде. По свидетельству очевидцев, там в 50-е годы зимы были «...зело лютые и студеные, весь скот их [ногайцев] помер, яко стада конские, так и других скотов, а на лето и сами исчезоча». В итоге - массовая гибель ногайцев. В первой половине 50-х гг. в Ногайской орде умерли, по одним данным, 100 тыс., по другим -1 млн человек. Так описывают общую обстановку в Ногайской орде участник завоевания Казанского ханства князь А.М. Курбский и английский путешественник Дженкинсон [8, с. 89-90]. Даже с учетом почти неизбежных преувеличений при описании подобных явлений, вышеперечисленные события на самом деле действовали в одном направлении: они вели эту страну к катастрофе.
Уцелевшая масса ногаев пыталась найти выход из этой сложной ситуации в переселении на юго-запад, на Кубань, а башкиры, в т.ч. юго-восточные, - в присоединении к Русскому го-
сударству. Тем более, что после захвата Казани Иван Грозный направлял к народам Урало-Поволжья, в т.ч. к башкирам, своих послов с грамотами с приглашением мирно войти в состав своего государства, обещая за это широкую автономию.
Об этом в шежере племени Юрматы говорится следующее: «... в год мыши, на второй день октября русские взяли город Казань. После этого Белый-бий стал падишахом. Был девятьсот шестьдесят первый год, когда во все земли были направлены послы с грамотами, [которые] известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи.
После того, как эти послы обошли [башкирские земли] и известили, год был девятьсот шестьдесят первый, т.е 1554-1555 год по христианскому календарю» [3, с. 33].
Основным препятствием вхождению башкир в состав Русского государства стала позиция ногайских правителей, которые, собираясь откочевать на Кубань, хотели насильно увести их туда.
В этой ситуации юго-восточные башкиры были вынуждены взяться за оружие, что также нашло отражение в их шежере: «Из-за страданий, [которые] одни [башкиры] испытывали от Бусай-хана, другие от ногайского мурзы, или Бирган-бия Актуша, из-за отсутствия [у них] справедливости, из-за многочисленности обид этого Бусай-хана и бия Актуша, схватив, передали царю России Ивану Васильевичу» [3, с. 78]. Таким образом, юго-восточные башкиры после падения Казани, по существу, восстали против ногайских властей.
Крупным событием и примером для ряда регионов башкир было принятие племенами Усер-ган, Бурзян, Кыпсак и Тамъян совместного решения о направлении ими посольства в Казань для переговоров с русскими властями о вхождении в состав Русского государства.
В монографии А.Н. Усманова отмечается о том, что первоначальное оформление принятия русского подданства башкирами происходило в Казани, где наместником русского царя Ивана Грозного был князь А.Б. Шуйский-Горбатый: «Оформление принятия русского подданства происходило в Казани... Как правило, каждое башкирское племя посылало свое посольство. не позже конца 1555 г. Русское подданство принимают и юго-восточные башкирские племена». Далее автор справедливо утверждает: «Одновременно присоединение к России группы племен
Юго-Восточной Башкирии - Бурзян, Кыпсак, Тамъян и Усерган - явилось важным и крупным событием для всей Башкирии, так как оно вызвало полный и решительный поворот населения основной части этой страны в пользу вхождения в состав Русского государства» [8, с. 111-113].
Об основных событиях, связанных с вхождением юго-восточных башкир в состав Русского государства, в их общем шежере говорится следующее: «... 2 октября 1552 года [Иван Грозный] окончательно взял [город] в свои руки... После этого башкиры четырёх племен. послали к этому царю Ивану одинаково знатных людей. Он сам желал их прибытия. 1-ый из них от племени Усерган князь Бикбау. 2-ой от племени Бурзян князь Искэбий. 3-ий от племени Кып-сак князь Мешавле Каракузяк. 4-ый из Тамьяна князь Шагали Шакман. Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известными Ивану Грозному, затем обратились с нижайшей просьбой отмерить [башкирам] ихние земли, воды и выдать им [на владение этими землями] грамоту. По их [т.е. башкирских послов] просьбе, он великий царь Иван Грозный, своим указом [повелел] эти земли отмерить, то есть определить их границы. Для этого в Ногайскую и Сибирскую дороги направил повелительные письма... И в 1564 году согласились платить ясак, - положенный Грозным ясак [состоял] из лошадей и куниц и лисиц и разного другого ясака, - который, посоветовавшись разделили между собой» [3, с. 73].
В другом варианте общего шежере четырех юго-восточных племен имеются некоторые новые суждения. Прежде всего, в нем говорится о резком недовольстве юго-восточных башкир политикой ногайских властей - деятельностью Бусай-хана и Актуша-бия в частности, о сопротивлении башкир, о принятии ими русского подданства: «. этого Бусай-хана и бия Актуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу. Стали подданными великого князя Ивана Васильевича. Все мы, будучи в согласии [между собой], уплатили наш ясак в городе Казани, и царь Иван Васильевич обещал другими повинностями, [учрежденными] без нашего согласия, не причинять башкирскому народу страданий. Составили указную [в смысле договорную] грамоту, [в которой] особо написали о наших землях и религии, дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию, и чтобы мы, [башкирские] роды, стали нести искреннюю службу; [согласившись]
на эти оговоренные между нами условия, взяв друг у друга подписи, нашу грамоту в городе Казани записали в книгу [дословно в тетрадь]. Записанная в эту книгу [т.е. договорная] грамота все еще у нас на руках. И кроме того, подписанное управителем казны письмо, полученное нами после уплаты, то есть доставки указанного ясака в 1567 и 1586 годах, до сего времени у нас на руках. А затем по причине того что, доставлять ясак в Казанскую крепость из-за дальности [расстояния] далеко, для того, чтобы управитель казны был близко, с нашего согласия, на наших землях великий царь построил крепость Уфу. И после этого в 1648 году, согласно данной на основе мусульманской религии клятве, верно служа великому царю, воевали Ригу, Азов и победили его [т.е. царя] врага». По разрешению русского царя «... земли, воды и леса, оставшиеся им в наследство, от их отцов и дедов, были закреплены за башкирами племен Усерган, Кыпсак, Та-мьян и Бурзян, по их полному согласию между собой с определенными границами» [3, с. 73, 79].
Для юго-восточных башкир, наряду с земельными угодьями и религией, не менее важным был вопрос об официальном закреплении их власти на местах. Башкиры стремились, чтобы, как и раньше, они управляли своими волостями. Это пожелание башкир также было услышано русским царем, что видно из двух общих шежере.
В первом из них говорится: «Башкир [дословно башкирское общество] приняли [в русское подданство] с [условием верной службы царю]: после принятия в подданство [царь], оказав милость, наградил их самих [т.е. послов] тархан-ским званием». Согласие башкир принять звание тархана означало, что они обязались нести службу русскому царю, в т.ч. продолжали управлять своими волостями.
В другом варианте общего шежере имеется также утверждение юго-восточных башкир о своем согласии нести службу русскому царю: «. чтобы мы [башкирские] роды стали нести искреннюю службу». В данном случае башкиры дали обязательство нести русскому царю честную службу [7, с. 51-53].
Кроме двух общих шежере этих четырех юго-восточных племен сохранились 10 их индивидуальных шежере. Тексты большинства из них очень лаконичны. Некоторые из них не имеют письменного текста [5, с. 12]. Однако в целом они подтверждают, что основным услови-
ем их вхождения в состав Русского государства было официальное закрепление за ними их земельных владений [3].
Как видно, шежере юго-восточных башкир, особенно два общих, полно отражают их переговоры с русскими властями в Казани о вхождении в Русское государство, о заключении равноправного договора с последним.
О заключительном этапе вхождения башкир в состав Русского государства определенно выразился один из крупных историков России XIX в. Н.М. Карамзин: «.весной 1557 года царь Иван милостиво принял в Москве старейшин [башкир] и дал им жалованные грамоты». В Никоновской летописи под 1557 годом также говорится: «.башкирцы пришли, добив челом, и ясак платили» [4, с. 236].
В башкирских преданиях и некоторых шеже-ре также рассказывается о поездках посольств башкир в Москву, о принятии их царем Иваном IV, о вручении им жалованных грамот, которые подтверждали принятие русского подданства и закрепление за ними земель в вотчинное владение. В шежере башкир племени Юрматы есть следующее известие: «Когда вступили в шестьдесят второй год [1554-1555 г. по христианскому календарю], от Белого-бия царя пришел купец. Меня, Татигача, старосту Азная, потом Илчекея Тимера с Кармышом известил [и мы] сто куниц ясака на [йорт] доставили в Москву [и] заплатили царю. Но, находя, [что] доставлять ясак в Москву тяжело, просили [позволения] платить ясак в Казань. Доставив книгу в Казань, платили [ясак]» [3, с. 33-34].
Этот отрывок из шежере подтверждает факт поездки башкир-юрматынцев в Москву, конкретно говорит о доставке туда ясака, а также о реальности событий, описанных Н.М. Карамзиным, и сведений, содержащихся в Никоновской летописи от 1557 г.
Царь Иван Грозный заключил равноправный договор с ними о вхождении в Русское государство, закрепил за ними их огромные земельные угодья на вотчинном праве, обещал не вмешиваться в религиозную жизнь, не облагать их новыми повинностями без их согласия, построил крепость Уфу на их земле для уплаты ясака, сохранил их власть на местах (волостях).
Однако такая политика Ивана IV не являлась односторонней уступкой русской власти башкирам, как оценивали ее дореволюционные историки [3, с. 81-145]. Башкиры, в свою очередь, пош-
ли навстречу интересам Русского государства по ряду серьезных вопросов. В результате юго-восточная часть Русского государства расширилась далее на восток более чем на 1100 верст, достигла реки Тобол. Кроме того, в лице башкир Русское государство приобрело многочисленное воинственное население, которое обязалось своими силами охранять юго-восточные окраины страны, выплачивать ясак за землю и участвовать во всех войнах. Через земли башкир поток русского населения при поддержке властей по более удобному пути двинулся в пределы Сибири для приобретения еще более обширных земельных угодий.
Таким образом, вхождение юго-восточных башкир в состав Русского государства было одним из самых крупных политических событий в истории нашей страны, ибо оно как бы создало предпосылки для превращения России в самую крупную по территории страну в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII - первой половине XVIII в. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 257 с.
2. Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006. 504 с.
3. Башкирские шежере / под ред. Р.Г. Кузеева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1960. 304 с.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т. 8. М.: Книга, 1989. 200 с.
5. Кузеев Р.Г. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству - поворотный путь в истории края // Историческое значение добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству: материалы научной конференции. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. 136 с.
6. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. М., 1936. № 28, 30, 31; Т. 3., М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. № 546, 550, 574. 632 с.
7. Рынков П.И. Топография Оренбургской губернии, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии. Уфа: Китап, 1999. 312 с.
8. Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Московскому государству. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1960. 198 с.
REFERENCES
1. Akmanov, A.N. Bashkiriya v sostave Rossiyskogo gosudarstva v XVII - pervoj polovine XVIII v. [Bashkiria in the Structure of the Russian State in the 17th - First Half of the 18th Century]. Sverdlovsk, Publishing house of the Ural University, 1991, 257 p. (In Russ.).
2. Asfandiyarov, A.Z. Bashkiriya posle vkhozhdeniya v sostav Rossii (vtoraya polovina XVI - pervaya polovina XIX v.) [Bashkiria after Joining the State of Russia (Second Half of the 16th - First Half of the 19th Century)]. Ufa, Kitap press, 504 p. (In Russ.).
3. Bashkirskie shejere [Bashkir Shezhere]. Ed. R. Kuzeyev. Ufa, Bashkir publishing house, 1960. 304 p. (In Russ.).
4. Karamzin, N.M. Istoriya gosudarstva Rossiyskogo [History of the Russian State]. Book 2, Vol. 8. Moscow, Kniga press, 1989, 200 p. (In Russ.).
5. Kuzeyev, R.G. Dobrovol'noe prisojedinenie Bashkirii k Russkomu gosudarstvu - povorotnyj put' v istorii kraya [Bashkiria's Voluntary Joining the Russian State as a Turning Way in the Regional History]. In: Istoricheskoe znachenie dobrovol'nogo prisoedineniya Bashkirii k Russkomu gosudarstvu: materialy nauchnoj konferentsii [Historical Significance of Bashkiria's Voluntary Joining the Russian State: Proceedings of the Scientific Conference]. Ufa, Bashkir publishing house, 1982. 136 p. (In Russ.).
6. Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR. Ch. 1 [Materials on the History of the Bashkir ASSR. Part 1. Nos 28, 30, 31]. Moscow, 1936; Vol. 3. No 546, 550, 574. Moscow, Leningrad, the Academy of Sciences of the USSR press, 1949. 632 p. (In Russ.).
7. Rychkov, P.I. Topografiya Orenburgskaya, to jest' obstoyatel'noe opisanie Orenburgskoj gubernii [Topography of Orenburg, that is a Detailed Description of the Orenburg Province]. Ufa, Kitap press, 1999, 312 p. (In Russ.).
8. Usmanov, A.N. Prisoedinenie Bashkirii k Moskov-skomu gosudarstvu [Bashkiria's Joining the Moscow State]. Ufa, Bashkir publishing house, 1960, 198 p. (In Russ.).