Научная статья на тему 'О вере и верующих на примере жителей города Воронежа'

О вере и верующих на примере жителей города Воронежа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вера / религия / православие / общественное мнение / молитва / пост / faith / religion / Orthodoxy / public opinion / prayer / fasting

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романович Н. А.

В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного автором в городе Воронеже в июле 2017 г. Анализируются данные опроса жителей Воронежа на предмет их конфессиональной принадлежности и религиозного поведения. Автор сопоставляет полученные результаты с данными прошлых опросов, проведенных в 2002 и в 2006 гг., и приходит к выводу о существенном росте граждан, именующих себя православными. Автор изучает религиозное поведение православных респондентов: посещение храмов, исповедь, посты, чтение литературы и проч., выявляя количество тех, кто соблюдает церковные предписания. Исследование показало, что число православных превышает число собственно верующих, что свидетельствует о православии как о критерии культурной идентичности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FAITH AND BELIEVERS THROUGH THE EXAMPLE OF THE PEOPLE OF VORONEZH CITY

The article presents the results of a social study conducted by the author in the city of Voronezh in July 2017. Voronezh residents were questioned about their religious affiliation and behavior. The author compares the obtained results with the data of past surveys conducted in 2002 and in 2006 and concludes that there is a significant increase in number of citizens who call themselves Orthodox. The author studies traits of religious behavior of Orthodox respondents such as church attending, making confession, fasting, reading literature etc. which help to reveal the number of those who carry out devotional duties. The study showed that the number of people who consider themselves Orthodox exceeds the number of believers in general, which proves that Orthodoxy is a criterion of cultural identity of the population.

Текст научной работы на тему «О вере и верующих на примере жителей города Воронежа»

XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»

Романович Н.А.

доктор социологических наук, профессор кафедры Политологии и политического управления ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации» (Воронежский филиал)

О ВЕРЕ И ВЕРУЮЩИХ НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ВОРОНЕЖА

Аннотация: В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного автором в городе Воронеже в июле 2017 г. Анализируются данные опроса жителей Воронежа на предмет их конфессиональной принадлежности и религиозного поведения. Автор сопоставляет полученные результаты с данными прошлых опросов, проведенных в 2002 и в 2006 гг., и приходит к выводу о существенном росте граждан, именующих себя православными. Автор изучает религиозное поведение православных респондентов: посещение храмов, исповедь, посты, чтение литературы и проч., выявляя количество тех, кто соблюдает церковные предписания. Исследование показало, что число православных превышает число собственно верующих, что свидетельствует о православии как о критерии культурной идентичности населения.

Ключевые слова: вера, религия, православие, общественное мнение, молитва, пост.

В атеистическом Советском Союзе определение «верующий», пожалуй, имело право на существование, поскольку материализм в качестве государственной религии был индифферентен к нюансам веры человека, бросая его в общий котел репрессий. Это определение прочно укоренилось в обиходе, хотя сегодня из него почти выхолощено содержание, оно свидетельствует только об одном - человек не атеист. Но верить он может как в «высший космический разум», так и придумать свое собственное вероисповедание. Современное поднимающее голову язычество тоже относит своих адептов к «верующим». Сколько верующих в Воронеже?

Согласно социологическому исследованию, проведенному Институтом общественного мнения «Квалитас» в июле 2017 г. (опрошено 603 человека по репрезентативной для взрослого населения города Воронежа выборке), сегодня называют себя «верующими» 79% горожан1. И чаще всего это люди среднего возраста (30-49 лет), среди которых верующих насчитывается 86%, а вовсе не старики (75%). Атеистов в Воронеже - 18%. Количество неверующих растет вместе с ростом уровня материального положения (с 4% среди самых бедных до 30% среди самых богатых) и образования (от 0% до 20%).

Какие тенденции наблюдаются в ответах воронежцев на этот вопрос?

График 1. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

1 Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу под ред. Н.А.Романович. Воронеж: ИОМ «Квалитас», 2017-07. URL: http://qualitas.ru/ru/publications/bulletin/2017/July (дата обращения 11.09.2017).

39

Количество верующих в Воронеже выросло с 68% до 79% за период 2002-2017 гг. Но, следует отметить, что за последнее десятилетие оно мало изменилось, как, впрочем, и количество неверующих. Вера относится к числу ценностей, которые мало трансформируются с течением времени.

Любопытно сравнить ответы воронежцев, как жителей крупного города, с мнением населения сел и малых городов Воронежской области, которые отвечали на этот вопрос в 2012 году1. Оказалось, что среди населения малых городов и сельских жителей число верующих несколько выше - 83%, чем в областном центре, а атеистов чуть меньше - 12%.

При попытке уточнить численность представителей различных конфессий в Воронеже мы столкнулись с парадоксом. Оказалось, что православных в Воронеже (88%) насчитывается больше, чем собственно верующих - 79%. Это не было ошибкой. Действительно, часть людей идентифицирует себя православными, но верующими себя не считает. Тогда возникает вопрос - что такое православие сегодня? Очевидно, что это культурный феномен с определенной атрибутикой, которую принимают и считают «своей» подавляющее большинство опрошенных. Но главный нонсенс - этот феномен не обязательно предполагает веру. Среди православных почти каждый десятый (9%) не считает себя верующим человеком!

Кроме православных в Воронеже проживают 1% мусульман и меньше 1% католиков и протестантов (график 2). Среди верующих также оказались отдельные представители иудаизма, язычества, встречались и такие нестандартные ответы, как: «Я верю в космос и энергию». Малый объем выборки не позволил попасть туда буддистам, которые тоже есть в Воронеже, но, видимо, не столь многочисленны.

2002 год 02006 год 2017 год

0.4% 0.3% 0.7% 0.3% 0,5%

Ислам Протестантизм

График 2. К какому вероисповеданию Вы себя относите?

За последние пятнадцать лет число православных в Воронеже увеличилось с 66% до 88%. Что касается остальных конфессий, то колебания их численности не выходят за границы погрешности измерения.

В целом по России, согласно результатам исследований различных социологических центров, число православных в стране сегодня колеблется в пределах 80%. Замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе так комментирует этот показатель: «Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит, в том числе,

1 Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу под ред. Н.А. Романович. Воронеж: ИОМ «Квалитас», 2012-06. URL: http://qualitas.ru/ru/publications/bulletin/2012/JuTy (дата обращения 10.09.2017).

40

цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности»1.

Какое содержание скрывается под именем православия? Ввиду невозможности «просканировать» состояние человеческих сердец, обратимся к внешней атрибутике поведения респондентов, которая предположительно должна соответствовать правилам, установленным Православной церковью. В свое время социолог Валентина Чеснокова предложила даже своеобразный «индекс воцерковленности», представляющий собой набор внешних маркеров, по которым можно судить о религиозном поведении человека, которое легче поддаётся фиксации и анализу, чем показатели религиозного сознания. Поэтому обратимся к изучению религиозного поведения воронежцев, называющих себя православными.

Прежде всего, православные люди должны посещать храмы и участвовать в церковных службах. При ответе на вопрос: «Как часто Вы посещаете храм?», - были получены ответы, представленные в таблице 1.

№ п/п Вопросы Ответы Как часто Вы посещаете храм? Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь ?

1 Реже, чем раз в год 21% 39%

2 Несколько раз в год 48% 19%

3 Раз в месяц и чаще 26% 4%

4 Никогда - 5% 5% 38%

Таблица 1. Как часто Вы посещаете храм?

Напомним, что на этот и последующие вопросы отвечали только те респонденты, которые считают себя православными.

Уже говорилось о том, что идентификация с православием не всегда гарантирует даже наличие веры, поэтому не приходится удивляться тому, что 5% респондентов никогда не посещали храм, а каждый пятый «православный» бывает там реже, чем один раз в год. И все же несколько раз в год заходят в храм почти половина воронежцев, считающих себя православными людьми (48%). Народное творчество метко «окрестило» их именем «захожане». Обычно они приходят на большие праздники или просто забегают в храм поставить свечку по какому-либо случаю.

В отличие от них прихожане приходят в храм зачастую каждую неделю, но не реже одного раза в месяц (26%). Среди прихожан преобладают женщины - 31% (18% -мужчины) и респонденты с несовершеннолетними детьми - 31% (24% - без детей). В храмах чаще других встречаются самые бедные (33%) и самые богатые (37%), а «проседает» число людей со средним достатком (23%).

Пять лет назад мы задавали этот же вопрос жителям Воронежской области (без областного центра) и получили следующие ответы:

Как часто Вы посещаете храм?

>- Реже, чем раз в год - 28%;

>- Несколько раз в год - 40%;

>- Раз в месяц и чаще - 19%;

>- Никогда - 13%.

1 Скрипунов Антон. «Индекс веры»: сколько на самом деле в России православных. / РИА Новости. Россия сегодня. Дата обновления: 23.08.2017. URL: https://ria.ru/religion/20170823/1500891796.html (дата обращения 11.10.2017).

Отталкиваясь от результатов опроса, нельзя сказать, что прихожан в сельской местности больше, их скорее меньше, чем в крупных городах. Возможно, это связано не только с желанием людей посещать храмы, но и с недостатком необходимого количества храмов в сельской местности, а также с необходимостью долго добираться до них по бездорожью.

Исповедь и причастие - важнейшие атрибуты Православной церкви. Добровольный отказ от них ставит под сомнение принадлежность человека к православной вере. Люди, называющие себя православными, озадачили своими ответами на вопрос: «Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь?» (таблица 1). Среди них 38% никогда не приступали к исповеди и причастию. По мере увеличения возраста респондентов число таких ответов становится больше в два раза (с 24% среди молодежи до 48% среди пожилых горожан).

А как часто полагается причащаться? Здесь нет ограничений, но есть сложившаяся практика и некоторые соборные решения. Первые христиане причащались ежедневно, поскольку подвергались опасности быть схваченными и замученными за веру в любой момент. В средние века на IV Вселенском Соборе было принято решение причащаться хотя бы раз в три воскресных дня с угрозой отлучения для тех. кто не выполняет это правило. Это правило никто не отменял, и сегодня ему стараются следовать 4% воронежцев, причащаясь раз в месяц и чаще. Оскудение веры в Синодальный период в России привело к практике обязательного причащения хотя бы однажды в год. Следуют этой практике сегодня 19% воронежцев, причащаясь несколько раз в год. А остальные 39% жителей города, которые при этом почему-то именуют себя православными, приступают к исповеди и причастию реже, чем раз в год.

В 2012 г. такой же вопрос мы задали жителям Воронежской области (без областного центра - Бюллетень 2012-06). Вот какие ответы мы тогда получили: Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь?

>- Реже, чем раз в год - 35%;

>- Несколько раз в год - 20%;

>- Раз в месяц и чаще - 6%;

Никогда - 39%.

С учетом поправки на погрешность измерения евхаристическая жизнь населения сел и малых городов Воронежской области мало чем отличается от жизни представителей областного центра.

Немаловажный атрибут жизни православного человека - это пост. Вообще-то, соблюдение постов Православная церковь с момента своего основания признавала делом добровольным. Но порядок в церковной жизни, как, впрочем, и везде, начинается с дисциплины. Поэтому пост рассматривается как добровольное подчинение себя церковной дисциплине. Согласно церковному календарю, есть четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты. К однодневным православным постам относятся среда и пятница: они установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. В соответствии с церковным уставом, во время поста прекращается употребление "скоромных" или мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, в том числе яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу. Кроме того, православные христиане в эти дни ограничивают себя в зрелищах и развлечениях.

В таблице 2 представлены ответы населения на вопрос относительно соблюдения постов.

Не соблюдают никакие посты 69% жителей Воронежа, называющих себя «православными». Мужчины особенно неохотно ограничивают себя в пище. Если среди женщин не соблюдают посты 50% опрошенных, то среди мужчин - 75%.

г. Воронеж Воронежская область (малые города и села)

Иногда пощусь, но 19% 23%

нерегулярно

Только Великий пост 10% 8%

Все многодневные посты 1% 3%

Все многодневные посты, а 1% 2%

также среду и пятницу

Не соблюдаю никаких постов 69% 65%

Габлица 2. Соблюдаете ли Вы посты?

Только 2% православных горожан стараются следовать предписаниям РПЦ (постятся не только в многодневные посты, но также и в среду, и в пятницу - 1%, соблюдают все многодневные посты - 1% опрошенных). Подобный строгий пост практикуют пожилые люди, преимущественно женщины. Каждый десятый опрошенный признался, что соблюдает только Великий пост (10% ). Но зачастую православные респонденты отвечали: «Иногда пощусь, но нерегулярно» - 19%.

В целом практика постных дней у провинциалов мало чем отличается от практики жителей областного центра. Результаты опросов свидетельствуют, что жители сел и малых городов постятся строже (5% из них соблюдают все посты, а в Воронеже - только 2% ), но погрешность измерения не позволяет утверждать это уверенно, так как разница в показателях не значительна (таблица 2).

Молитва - это живое общение с Богом и без неё немыслима никакая религия, а не только православная. Относительно регулярности молитвы в апостольских посланиях дается очень простая рекомендация: «молитесь непрестанно». Но такая рекомендация представляется большинству верующих неосуществимой, поэтому Православная церковь установила элементарные правила утренних и вечерних молитв. Предполагается, что молитва должна быть регулярной, как приемы пищи, ведь «молитва для души все равно, что пища для тела». О том, насколько регулярно прибегают к молитве жители Воронежа и области, свидетельствует таблица 3.

г. Воронеж Воронежская область (малые города и села)

В редких случаях 45% 36%

Регулярно 39% 48%

Не молюсь 16% 16%

Таблица 3. Молитесь ли Вы Богу?

Регулярно молятся 39% воронежцев, причисляющих себя к Православной церкви. Если среди женщин так поступает каждая вторая (51%), то среди мужчин только каждый пятый (22%). Правда, мы не стали конкретизировать понятие «регулярно», предоставив это совести самих респондентов. По мере накопления груза прожитых лет к регулярной молитве прибегают все больше опрошенных (от 23% среди молодежи до 57% среди пожилых людей). Чаще других молятся самые бедные (63%) и самые богатые (50%), а середнячки «проседают» (34%). Работники сферы культуры зачастую не чужды регулярной молитвы (57%), а среди представителей промышленного производства - только 15% пытаются молиться регулярно.

В редких случаях прибегают к молитве 45% православных воронежцев. Чаще всего так поступает молодежь (59%), особенно учащиеся и студенты (64%). Очевидно, перед экзаменом или зачетом. Такая практика (молитвы в экстренных случаях) распространена

среди работников сферы госуправления (67%) и домохозяек (68%). И, наконец, вообще не молятся 16% горожан, называющих себя православными. Судя по ответам провинциалов, они чаще регулярно молятся Богу (48%), чем жители областного центра (39%).

Православная церковь рекомендует ежедневное чтение Евангелия помимо прочей церковной литературы. Предполагается, что такое чтение обогащает душу и насыщает сердце мудростью, при этом по мере духовного роста человека уже знакомые ранее страницы открывают ему нечто новое. Серафим Саровский, читавший Евангелие каждый день, уверял, что не только душа, но и тело таким образом «услаждается и оживотворяется». В древности часто практиковалось заучивание Евангелия и других книг наизусть. Например, в монастыре св. Пахомия всякий приходящий в обитель должен был непременно выучить на память Псалтырь и Евангелие. Часто ли читают религиозную литературу воронежцы?

Как показано в таблице 4, сегодня почти каждый десятый православный горожанин читает, по его собственному утверждению, религиозную литературу регулярно (9% ). Женщины это делают в три раза чаще (12%), чем мужчины (4%). Среди пожилых людей число читателей литературы увеличивается до 18%.

г. Воронеж Воронежская область (малые города и села)

Да, изредка 27% 33%

Да, регулярно 9% 15%

Нет, не читаю 65% 53%

Таблица 4. Читаете ли Вы Евангелие и другую религиозную литературу?

Изредка раскрывают Евангелие и другие религиозные книги 27% воронежцев. По мере увеличения возраста респондентов число таких ответов увеличивается с 14% до 34%. Зачастую так отвечали работники культуры (62%), здравоохранения (42%) и воронежские безработные (40%). Люди с высшим образованием листают страницы подобных книг чаще остальных.

Совсем не читают религиозную литературу 65% воронежцев, именующих себя православными. Как показано в таблице 4, в селах и малых городах Воронежской области к религиозной литературе обращаются чаще (47%), чем в областном центре (35%).

Православная телекомпания «Союз», учрежденная Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви на базе собственной телестудии, имеет одну из крупнейших на Урале эфирную сеть, уступающую только «Первому каналу» и «России». Тематика передач канала различна: есть религиозные программы, а есть и просветительские, познавательные, культурные, исторические, краеведческие, воспитательные и т.п. Телеканал вещает не только в России, но и в странах СНГ, Европы, Северной Америке. Пользователям интернета доступна круглосуточная on-line трансляция передач телеканала. Бюджет православного телеканала «Союз» формируется исключительно из добровольных пожертвований, что является уникальным для России явлением. Телеканал «Союз» является по сути реальным общественным телевидением, так как его существование полностью зависит от его зрителей. О степени популярности среди населения телеканала «Союз» свидетельствует таблица 5.

г. Воронеж Воронежская область (малые города и села)

Да, смотрю изредка 24% 29%

Да, смотрю регулярно 3% 9%

Нет, не смотрю 73% 62%

Таблица 5. Смотрите ли Вы православный телеканал «Союз»?

Почти каждый четвертый житель областного центра (24%) хотя бы изредка, но смотрит православный телеканал «Союз». Причем бедные люди это делают чаще (31%), чем богатые (20%). Самые редкие его зрители - учащиеся и студенты (7%).

Регулярными зрителями телеканала «Союз» можно назвать 3% горожан. Среди пожилых людей число постоянных зрителей возрастает до 5%.

Никогда не смотрели этот телеканал 73% воронежцев. Это может быть связано не только с отсутствием интереса, но и с тем, что спутниковые телеканалы есть далеко не у всех горожан, поскольку требуют дополнительных расходов. Тем не менее, в сельской местности и малых городах Воронежской области телеканал «Союз» смотрят чаще (38%), чем в областном центре (27%).

Выводы.

1. Казалось бы, существует явное противоречие между людьми, называющими себя православными и их религиозным поведением, которое далеко не у всех соответствует церковным канонам. Но священнослужители часто возражают против подобного противопоставления качества и количества верующих по формальным оценкам. В частности, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов говорит: «Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна». Иными словами, все правильно делает, но все напрасно.

2. В этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Вполне резонно предположить, что конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность. Просто соль должна быть соленой, если апеллировать к евангельскому тексту, иначе она ни на что не годится, как только выбросить её вон. А немногочисленная православная паства должна быть таковой по духу, а не по букве, чтобы предохранить общество от разложения.

3. А тех людей, которые называют себя православными, но в церковь не заходят или заходят редко, можно рассматривать как потенциальную паству. По мнению протоирея Павла Великанова, потенциальная паства открыта к взаимодействию, намерение таких людей прийти в храм может в свое время стать поступком, у них нет сознательной предубежденности против Православной церкви. Таким образом, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент из пассивной паствы может превратиться в активных прихожан.

Литература:

1. Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу под ред. Н.А. Романович. Воронеж: ИОМ «Квалитас», 2017-07. URL: http://qualitas.ru/ru/publications/bulletin/2017/July (дата обращения 11.09.2017).

2. Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу под ред. Н.А. Романович. Воронеж: ИОМ «Квалитас», 2012-06. URL: http://qualitas.ru/ru/publications/bulletin/2012/Juтy (дата обращения 10.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Скрипунов Антон. «Индекс веры»: сколько на самом деле в России православных. / РИА Новости. Россия сегодня. Дата обновления: 23.08.2017. URL: https://ria.ru/religion/20170823/1500891796.html (дата обращения 11.10.2017).

References:

1. Ezhemesyachnyj Byulleten' sociologicheskih soobshchenij po g. Voronezhu pod red. N.A.Romanovich. Voronezh: IOM «Kvalitas», 2017-07. URL: http://qualitas.ru/ru/publications/bulletin/2017/July (data obrashcheniya 11.09.2017).

2. Ezhemesyachnyj Byulleten' sociologicheskih soobshchenij po g. Voronezhu pod red. N.A.Romanovich. Voronezh: IOM «Kvalitas», 2012-06. URL: http://qualitas.ru/ru/publications/bulletin/2012/Jutu (data obrashcheniya 10.09.2017).

3. Skripunov Anton. «Indeks very»: skol'ko na samom dele v Rossii pravoslavnyh. / RIA Novosti. Rossiya segodnya. Data obnovleniya: 23.08.2017. URL: https://ria.ru/religion/20170823/1500891796.html (data obrashcheniya 11.10.2017).

ABOUT FAITH AND BELIEVERS THROUGH THE EXAMPLE OF THE PEOPLE OF

VORONEZH CITY

Romanovich N.A.

Doctor of Sociology, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract: The article presents the results of a social study conducted by the author in the city of Voronezh in July 2017. Voronezh residents were questioned about their religious affiliation and behavior. The author compares the obtained results with the data of past surveys conducted in 2002 and in 2006 and concludes that there is a significant increase in number of citizens who call themselves Orthodox. The author studies traits of religious behavior of Orthodox respondents such as church attending, making confession, fasting, reading literature etc. which help to reveal the number of those who carry out devotional duties. The study showed that the number of people who consider themselves Orthodox exceeds the number of believers in general, which proves that Orthodoxy is a criterion of cultural identity of the population. Keywords: faith, religion, Orthodoxy, public opinion, prayer, fasting.

Для цитирования: Романович Н.А. О вере и верующих на примере жителей города Воронежа// Архонт, 2018. № 2(5). С. 39-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.