Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 4(12). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)
3. Kazakevitch О.А. 1996 - Minor aboriginal peoples of Russia: language and ethnic self-identification//Ethnicity and language community; an interdisciplinary and methodological comparison. Udine:Forum, 1996, 307-323.
4. Кенин-Лопсан M. 1993 - Алгыши тувинских шаманов. Кызыл: "Новости Тувы", 1995.
5. ОСЯ 1993 - Кузнецова А.И., Казакевич О.А., Иоффе Л.Ю., Хелимский Е.А. Очерки по селькупскому языку. Тазовский диалект. М„ 1993.
6. Чернецов В.Н. 1987 - Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987.
О ВАЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСЧЕЗАЮЩИХ КУЛЬТУР И ЯЗЫКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ20
В. В. Видякина аспирант, Томский государственный педагогический университет
"Гибок язык человека, речей в нем - край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направлениям", - эти слева великого старца Гомера, наверное, всегда будут современны, во всех веках. (Кале-нова 1979а: 162) А лингвистическим наукам, следовательно, суждена долгая жизнь. Ученые, посвятившие свои жизни этим наукам, - великие труженики. Их работа нередко скромна и внешне малоприметная, длится годами, и результаты могут сказаться порой лишь через несколько десятилетий, а посему терпение и упорство, умение работать в коллективе - не последние качества в характерах этих исследователей. (Каленова 19796: 154)
Ученые-томичи сумели принести "свой камень" в строение отечественной науки о языке.
Андрей Петрович Дульзон - из тех людей, которых всю жизнь влекло к себе малоизвестное, неразгаданное. Тяготение к "бельм пятнам", желание непременно докопаться до истины, довести исследование до конца. (Каленова 1979в: 156)
"Душа человека в его делах" - писал Ибсен. Какую же нужно было иметь щедрую душу, чтобы оставить после себя дело - спасенный для истории и для науки язык целого народа! Какую же нужно было иметь мудрую душу, чтобы зажечь искру в душах томских ученых, занимающихся изучением и фиксацией языков, которые можно сравнить с материками, уходящими под воду. А ведь они уносят с собой сложную и многовековую историю аборигенов Сибири, их быт, особенности развития. К сожалению, к этому материку прикреплен и язык васюганских угров, который не имеет собственной письменности, и только в памяти поколений хранятся их сказки и предания, и сам язык, богатый, своеобразный и неповторимый, медленно погружается в небытие.
Пожалуй никто так не чувствует процесс исчезновения языка, боль от осознания потери традиции и национальной культуры, как сами ханты. (Рогожина, Шаламова, 1988: 43) Ассимиляция южных хантов практически завершена, большинство групп восточных хантов (за исключением, может быть, ваховских)
также близки к этой черте, лишь северные ханты имеют сегодня реальные шансы на сохранение своего языка и культуры. (Напольских 1997: 80) Работа по фиксации и описанию языков сможет хотя бы на какое-то время задержать или в некоторых случаях даже повернуть вспять процесс утраты... языка. (Потапов, 1997: 13)
В настоящей статье мы обратимся к истории и культуре малочисленной нации васюганских угров. Изучение истории поможет нам определить место васю-ганцев среди другого хантыязычного населения и других народов, граничащими с ними. А главное, поможет не только увидеть особенности данного диалекта и соотнести их с языком-основой, но и вместе с тем распознать новые черты, которые диалект приобрел, отчасти в результате взаимодействия с языками других групп, а также под влиянием окружающих неродственных языков, а отчасти в ходе самостоятельного развития. Знание причины возникновения специфических особенностей восточнохантыйских диалектов безусловно поможет нам при его описании. К числу этих особенностей относятся: а) сингармонизм гласных в вах-васюганском наречии и отсутствие его в сургутском; б) наличие огубленных заднеязычных согласных в сургутском диалекте и отсутствие их в вах-васюганском; в) различие четырех форм прошедшего времени в вах-васюганском наречии, вместо двух в сургутском. (Терешкин , 1966: 340-341)
Ханты восточной группы (васюганские, ваховские и александровские) ныне проживают в Каргасокском и Александровском районе Томской области и Нижневартовском районе Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области.
Этот район Западной Сибири рассматривается как одно географическое целое, входящее в Западно-Сибирскую равнину. Рельеф края слабо всхолмленный с развитой системой рек и болот, среди которых особенно выделяется Большое Васюганское Болото. Климат резко континентальный. Растительность в основном болотная и лесная, частично луговая. Большая часть территории входит в зону тайги, переходящей в
В.В. Видякина. О важности изучения исчезающих культур и языков Западной Сибири
верховьях Ваха в лесотундру. Фауна млекопитающих насчитывает до 37 видов, большинство из них являются промысловыми. (Кулемзин, Лукина, 1977: 3-4) Следовательно, группа восточных хантов сохраняют старый охотничье-рыболовческий уклад, в котором знакомство в оленеводством не играет значительной роли. (Напольских, 1997: 77)
Историческое прошлое названных групп изучено недостаточно. Вероятно, раньше всего предки хантов заселяли верховья Васюгана и постепенно продвигались вниз по его течению, освоили Васюганско-Ва-ховское Приобье, а затем и Вах. (Лукина, 1972)
Этническая история исследуемых хантов, заселявших Сургутское Приобье (реки Салым, Пим, Аган, Юган, Тромъюган, Вах, Васюган), связана как с соседними группами этого народа так и с окружающим неугроязычным населением. Освоения края русскими началось в самом конце XVI в.. (Кулемзин, Лукина, 1977: 4-5) Уже в первой половине XVII веке на этих территорриях русскими было учтено более двух тысяч остяков - ясачных плательщиков. Есть, однако, серьезные основания предполагать, что на большей части данного региона (кроме, может быть, Ляпина и Салыма) ханты являются поздними пришельцами, вытеснившими местное исконное население, прежде всего - предков селькупов. Об этом свидетельствуют, во-первых, хантыйские предания о приходе предков восточных хантов с запада, с Нижней Конды, Иртыша, Назыма, "Средней" Оби (ниже впадения Иртыша) и с северо-запада - с Казыма и Нижний Оби. Во-вторых, согласно русским документальным материалам, ханты Кодского княжества, кодские остяки ("Средняя" Обь ниже устья Иртыша и выше устья Казыма) в качестве активных союзников участвовали в покорении русскими Западной Сибири в конце XVI-начале XVII века, при этом острие военной активности кодских остяков было направлено прежде всего на восток - вверх по Оби, на Сургут, Нарым, Вах, Томь -именно с их участием было разделено в 1619 году после смерти князя Бардака татаро-селькупское Сургутское княжество и в конце XVI- начале XVII века разгромлена селькупская Пегая Орда, что, вероятно, и привело к установлению хантыйского контроля над Сургутским Приобьем (волости по р.Вах были пожалованы кодским хантыйсим князьям грамотой царя
Федора Ивановича еще в 1594 году - видимо, еще до фактического разгрома Пегой Орды). (Напольских, 1997: 78) В конце XIV в. васюганские ханты входили в Васюганскую, александровские - в Лунпукольскую, а ваховские - в Ваховскую волости. Сургутского уезда, Тобольской губерни.
В начале XX в. васюганские ханты (586 человек) входили в Васюганскую инородчкскую волость Томского округа и занимали территорию верхнего и среднего течения Васюгана и некоторых его притоков -Черталы, Ягнлъяха, Егольъяха, Нюрольки.
В этот период между васюганскими, ваховскими и александровскими хантами существовали тесные контакты, что наглядно проявляется в ориентации их брачных связей. Судя по данным З.П. Соколовой 95% браков васюганско-ваховских хантов заключалось внутри их групп, а остальные - с хантами Агана, Тром-Югана и представителями других народов. Анализ показывает, что наиболее тесные брачные связи существовали между васюганцами и александровцами, с одной стороны, и между александровцами и вахов-цами - с другой. Таким образом, александровские ханты являлись как бы промежуточным звеном между васюганскими и ваховскмими, что вполне соответствует их территориальному положению. Подобная же картина наблюдается и в пофамильном составе. Некоторые фамилии были общими для васюганцев и александровцев (Карауловы, Кутамкины, Ахчимкины, Миткины), а другие - общими для александровцев с ваховцами (Могульчины, Пулины, Камины, Прасины, Кунины). (Кулемзин, Лукина, 1977: 6-8)
Итак, васюганско-ваховские ханты проживают в непосредственном соседстве друг с другом и были связаны исторически. Они были очень близки по языку и представляли замкнутую эндогамную общность.
Культура и история народа находят свое отражение в языке. Для владения языком достаточно знаний его структуры и семантики, а для описания языка необходимо еще и знакомство с обществом, говорящем на этом языке, с его законами, традициями, нравственными нормами и, конечно, историей. Только тогда для ученого станет доступным толкование языковых явлений, специфических особенностей, архаических черт данного конкретного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каленова. Т. Колосья в поле.//Любимый город. Нов. Зап. Сиб. кн. из. Томск, 1979а. -233 с.
2. Каленова Т. О материках, уходящих под воду....//Любимый город. Нов. Зап. Сиб. кн. из. Томск, 19796. - 233 с.
3. Каленова Т. Последователи Даля.//Любимый город. Нов. Зап. Сиб. кн. из. Томск, 1979в. - 233 с.
4. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX- начале XX вв. Издательство Томского университета. Томск, 1977. - 223 с.
5. Лукина Н.В. Об этнических связях васюганско-ваховских хантов.//Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972.
6. Напольских В,В, Введение в историческую уралистику. - Ижевск: Удмуртский институт истории УрО РАН, 1997. - 268 с.
7. Потапов В.В. К современному состоянию проблемы вымирающих языков в некоторых регионах мира.//ВЯ №5, 1997.
8. Рогожина И. В., Шаламова H.H. Исчезающие языки на пороге XXI века.//Вестник педагогического университета. Изд.: ТГПУ, 1998. с. 42-46.
9. Терешкин Н.И. Хантыйский язык.//Языки народов СССР. Т. 3. - М., 1966. - с. 319-343.