Научная статья на тему 'О важности изучения исчезающих культур и языков Западной Сибири'

О важности изучения исчезающих культур и языков Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Importance of Studying Disappearing Languages and Cultures of Western Siberia

In this article we deal with the history of the ostyak people, their culture and traditions, because culture and tradishions reflect language and people. Before investigating the language of concrete people it is important to study their culture and traditions to interpret the peculiarities of the language.

Текст научной работы на тему «О важности изучения исчезающих культур и языков Западной Сибири»

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 4(12). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)

3. Kazakevitch О.А. 1996 - Minor aboriginal peoples of Russia: language and ethnic self-identification//Ethnicity and language community; an interdisciplinary and methodological comparison. Udine:Forum, 1996, 307-323.

4. Кенин-Лопсан M. 1993 - Алгыши тувинских шаманов. Кызыл: "Новости Тувы", 1995.

5. ОСЯ 1993 - Кузнецова А.И., Казакевич О.А., Иоффе Л.Ю., Хелимский Е.А. Очерки по селькупскому языку. Тазовский диалект. М„ 1993.

6. Чернецов В.Н. 1987 - Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987.

О ВАЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСЧЕЗАЮЩИХ КУЛЬТУР И ЯЗЫКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ20

В. В. Видякина аспирант, Томский государственный педагогический университет

"Гибок язык человека, речей в нем - край непочатый. Царство словесное неистощимо по всем направлениям", - эти слева великого старца Гомера, наверное, всегда будут современны, во всех веках. (Кале-нова 1979а: 162) А лингвистическим наукам, следовательно, суждена долгая жизнь. Ученые, посвятившие свои жизни этим наукам, - великие труженики. Их работа нередко скромна и внешне малоприметная, длится годами, и результаты могут сказаться порой лишь через несколько десятилетий, а посему терпение и упорство, умение работать в коллективе - не последние качества в характерах этих исследователей. (Каленова 19796: 154)

Ученые-томичи сумели принести "свой камень" в строение отечественной науки о языке.

Андрей Петрович Дульзон - из тех людей, которых всю жизнь влекло к себе малоизвестное, неразгаданное. Тяготение к "бельм пятнам", желание непременно докопаться до истины, довести исследование до конца. (Каленова 1979в: 156)

"Душа человека в его делах" - писал Ибсен. Какую же нужно было иметь щедрую душу, чтобы оставить после себя дело - спасенный для истории и для науки язык целого народа! Какую же нужно было иметь мудрую душу, чтобы зажечь искру в душах томских ученых, занимающихся изучением и фиксацией языков, которые можно сравнить с материками, уходящими под воду. А ведь они уносят с собой сложную и многовековую историю аборигенов Сибири, их быт, особенности развития. К сожалению, к этому материку прикреплен и язык васюганских угров, который не имеет собственной письменности, и только в памяти поколений хранятся их сказки и предания, и сам язык, богатый, своеобразный и неповторимый, медленно погружается в небытие.

Пожалуй никто так не чувствует процесс исчезновения языка, боль от осознания потери традиции и национальной культуры, как сами ханты. (Рогожина, Шаламова, 1988: 43) Ассимиляция южных хантов практически завершена, большинство групп восточных хантов (за исключением, может быть, ваховских)

также близки к этой черте, лишь северные ханты имеют сегодня реальные шансы на сохранение своего языка и культуры. (Напольских 1997: 80) Работа по фиксации и описанию языков сможет хотя бы на какое-то время задержать или в некоторых случаях даже повернуть вспять процесс утраты... языка. (Потапов, 1997: 13)

В настоящей статье мы обратимся к истории и культуре малочисленной нации васюганских угров. Изучение истории поможет нам определить место васю-ганцев среди другого хантыязычного населения и других народов, граничащими с ними. А главное, поможет не только увидеть особенности данного диалекта и соотнести их с языком-основой, но и вместе с тем распознать новые черты, которые диалект приобрел, отчасти в результате взаимодействия с языками других групп, а также под влиянием окружающих неродственных языков, а отчасти в ходе самостоятельного развития. Знание причины возникновения специфических особенностей восточнохантыйских диалектов безусловно поможет нам при его описании. К числу этих особенностей относятся: а) сингармонизм гласных в вах-васюганском наречии и отсутствие его в сургутском; б) наличие огубленных заднеязычных согласных в сургутском диалекте и отсутствие их в вах-васюганском; в) различие четырех форм прошедшего времени в вах-васюганском наречии, вместо двух в сургутском. (Терешкин , 1966: 340-341)

Ханты восточной группы (васюганские, ваховские и александровские) ныне проживают в Каргасокском и Александровском районе Томской области и Нижневартовском районе Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области.

Этот район Западной Сибири рассматривается как одно географическое целое, входящее в Западно-Сибирскую равнину. Рельеф края слабо всхолмленный с развитой системой рек и болот, среди которых особенно выделяется Большое Васюганское Болото. Климат резко континентальный. Растительность в основном болотная и лесная, частично луговая. Большая часть территории входит в зону тайги, переходящей в

В.В. Видякина. О важности изучения исчезающих культур и языков Западной Сибири

верховьях Ваха в лесотундру. Фауна млекопитающих насчитывает до 37 видов, большинство из них являются промысловыми. (Кулемзин, Лукина, 1977: 3-4) Следовательно, группа восточных хантов сохраняют старый охотничье-рыболовческий уклад, в котором знакомство в оленеводством не играет значительной роли. (Напольских, 1997: 77)

Историческое прошлое названных групп изучено недостаточно. Вероятно, раньше всего предки хантов заселяли верховья Васюгана и постепенно продвигались вниз по его течению, освоили Васюганско-Ва-ховское Приобье, а затем и Вах. (Лукина, 1972)

Этническая история исследуемых хантов, заселявших Сургутское Приобье (реки Салым, Пим, Аган, Юган, Тромъюган, Вах, Васюган), связана как с соседними группами этого народа так и с окружающим неугроязычным населением. Освоения края русскими началось в самом конце XVI в.. (Кулемзин, Лукина, 1977: 4-5) Уже в первой половине XVII веке на этих территорриях русскими было учтено более двух тысяч остяков - ясачных плательщиков. Есть, однако, серьезные основания предполагать, что на большей части данного региона (кроме, может быть, Ляпина и Салыма) ханты являются поздними пришельцами, вытеснившими местное исконное население, прежде всего - предков селькупов. Об этом свидетельствуют, во-первых, хантыйские предания о приходе предков восточных хантов с запада, с Нижней Конды, Иртыша, Назыма, "Средней" Оби (ниже впадения Иртыша) и с северо-запада - с Казыма и Нижний Оби. Во-вторых, согласно русским документальным материалам, ханты Кодского княжества, кодские остяки ("Средняя" Обь ниже устья Иртыша и выше устья Казыма) в качестве активных союзников участвовали в покорении русскими Западной Сибири в конце XVI-начале XVII века, при этом острие военной активности кодских остяков было направлено прежде всего на восток - вверх по Оби, на Сургут, Нарым, Вах, Томь -именно с их участием было разделено в 1619 году после смерти князя Бардака татаро-селькупское Сургутское княжество и в конце XVI- начале XVII века разгромлена селькупская Пегая Орда, что, вероятно, и привело к установлению хантыйского контроля над Сургутским Приобьем (волости по р.Вах были пожалованы кодским хантыйсим князьям грамотой царя

Федора Ивановича еще в 1594 году - видимо, еще до фактического разгрома Пегой Орды). (Напольских, 1997: 78) В конце XIV в. васюганские ханты входили в Васюганскую, александровские - в Лунпукольскую, а ваховские - в Ваховскую волости. Сургутского уезда, Тобольской губерни.

В начале XX в. васюганские ханты (586 человек) входили в Васюганскую инородчкскую волость Томского округа и занимали территорию верхнего и среднего течения Васюгана и некоторых его притоков -Черталы, Ягнлъяха, Егольъяха, Нюрольки.

В этот период между васюганскими, ваховскими и александровскими хантами существовали тесные контакты, что наглядно проявляется в ориентации их брачных связей. Судя по данным З.П. Соколовой 95% браков васюганско-ваховских хантов заключалось внутри их групп, а остальные - с хантами Агана, Тром-Югана и представителями других народов. Анализ показывает, что наиболее тесные брачные связи существовали между васюганцами и александровцами, с одной стороны, и между александровцами и вахов-цами - с другой. Таким образом, александровские ханты являлись как бы промежуточным звеном между васюганскими и ваховскмими, что вполне соответствует их территориальному положению. Подобная же картина наблюдается и в пофамильном составе. Некоторые фамилии были общими для васюганцев и александровцев (Карауловы, Кутамкины, Ахчимкины, Миткины), а другие - общими для александровцев с ваховцами (Могульчины, Пулины, Камины, Прасины, Кунины). (Кулемзин, Лукина, 1977: 6-8)

Итак, васюганско-ваховские ханты проживают в непосредственном соседстве друг с другом и были связаны исторически. Они были очень близки по языку и представляли замкнутую эндогамную общность.

Культура и история народа находят свое отражение в языке. Для владения языком достаточно знаний его структуры и семантики, а для описания языка необходимо еще и знакомство с обществом, говорящем на этом языке, с его законами, традициями, нравственными нормами и, конечно, историей. Только тогда для ученого станет доступным толкование языковых явлений, специфических особенностей, архаических черт данного конкретного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каленова. Т. Колосья в поле.//Любимый город. Нов. Зап. Сиб. кн. из. Томск, 1979а. -233 с.

2. Каленова Т. О материках, уходящих под воду....//Любимый город. Нов. Зап. Сиб. кн. из. Томск, 19796. - 233 с.

3. Каленова Т. Последователи Даля.//Любимый город. Нов. Зап. Сиб. кн. из. Томск, 1979в. - 233 с.

4. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX- начале XX вв. Издательство Томского университета. Томск, 1977. - 223 с.

5. Лукина Н.В. Об этнических связях васюганско-ваховских хантов.//Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972.

6. Напольских В,В, Введение в историческую уралистику. - Ижевск: Удмуртский институт истории УрО РАН, 1997. - 268 с.

7. Потапов В.В. К современному состоянию проблемы вымирающих языков в некоторых регионах мира.//ВЯ №5, 1997.

8. Рогожина И. В., Шаламова H.H. Исчезающие языки на пороге XXI века.//Вестник педагогического университета. Изд.: ТГПУ, 1998. с. 42-46.

9. Терешкин Н.И. Хантыйский язык.//Языки народов СССР. Т. 3. - М., 1966. - с. 319-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.