Научная статья на тему 'О ВАРИАНТЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗМОЖНЫХ СФЕР ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОПИСАНИЙ ВАКАНСИЙ'

О ВАРИАНТЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗМОЖНЫХ СФЕР ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОПИСАНИЙ ВАКАНСИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРОСЫ К API / ВАКАНСИИ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Диков М. Е., Широбокова С. Н.

В статье рассмотрен вариант формализации задачи определения востребованности направлений подготовки и возможных сфер трудоустройства выпускников через сопоставление получаемых в рамках обучения навыков и требований рынка труда на основе семантического анализа описаний вакансий. Формализованная модель используется для дальнейшей алгоритмизации решения и программной реализации в рамках модуля комплексного инструментария дистанционной профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE VARIANT OF FORMALIZATION OF THE TASK OF DETERMINING THE DEMAND FOR TRAINING AREAS AND POSSIBLE AREAS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES BASED ON SEMANTIC ANALYSIS OF JOB DESCRIPTIONS

The article considers a variant of formalization of the task of determining the demand for training areas and possible areas of employment of graduates by comparing the skills obtained in the framework of training and the requirements of the labor market on the basis of semantic analysis of job descriptions. The formalized model is used for further algorithmization of the solution and software implementation within the module of the complex tools of remote career guidance.

Текст научной работы на тему «О ВАРИАНТЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗМОЖНЫХ СФЕР ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОПИСАНИЙ ВАКАНСИЙ»

О варианте формализации задачи определения востребованности направлений подготовки и возможных сфер трудоустройства выпускников на основе семантического анализа описаний вакансий

М.Е. Диков, С.Н. Широбокова

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ)

имени М.И. Платова, Новочеркасск

Аннотация: В статье рассмотрен вариант формализации задачи определения востребованности направлений подготовки и возможных сфер трудоустройства выпускников через сопоставление получаемых в рамках обучения навыков и требований рынка труда на основе семантического анализа описаний вакансий. Формализованная модель используется для дальнейшей алгоритмизации решения и программной реализации в рамках модуля комплексного инструментария дистанционной профориентации.

Ключевые слова: запросы к API, вакансии, востребованность направлений подготовки, профориентация, цифровизация профориентационной деятельности, формализованная модель.

Проблематика эффективной профориентации и профессионального самоопределения является актуальным предметом исследования многих авторов, поскольку качество трудовой жизни во многом определяется правильностью выбора профессии в соответствии со способностями и интересами человека [1-2], эффективным трудоустройством и конкурентоспособным положением на рынке труда [3-4]. В современных условиях всеобщей цифровизации для продвижения профориентационной информации важно использовать новые каналы коммуникации с потенциальными абитуриентами, в первую очередь цифровые [5-6]. В эпоху роста спроса на различные онлайн-сервисы, в том числе, в сфере профессионального самоопределения [7-8], актуально создание инструментария дистанционной профориентации, предоставляющего актуальную аналитическую информацию о востребованности направлений подготовки на основе мониторинга рынка труда [9]. Цель создания - помочь, например, абитуриенту оценить востребованность предлагаемых

М Инженерный вестник Дона, №5 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n5y2022/7631

образовательным учреждением направлений подготовки, а выпускнику -выбрать возможные сферы трудоустройства.

На рис. 1 приведена концептуальная схема взаимодействия потенциальных категорий пользователей с инструментарием дистанционной профориентации. Основная идея: на основе анализа материалов образовательных программ для каждого направления подготовки выделить перечень осваиваемых навыков, технологий, который затем можно сопоставить с требованиями в вакансиях, публикуемых на различных информационных ресурсах [9-10]. Наличие пересечений дает возможность составить список наименований профессий из вакансий, по которым может трудоустроиться выпускник определенного направления подготовки.

Источники данных

ж 60

НеайНи^ег ТрудВсем

Эире^оЬ

Потенциальные пользователи

¿м

• Центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации

> Руководители образовательных учреждений

• Центры занятости населения

• Отделы содействия трудоустройства выпускников

■ Приемные комиссии учебных заведений

' Лица, которым требуется переквалификация

• Выпускники вузов

Центральный , сервер

¡Справочник »направлений | подготовки

»Названия

(профессий

■из

'вакансий

► Соответствия ■профессий «направлениям 'подготовки

1 _/

г- Клие 1 \ нтски №еЬ-сай > е приложения ' □ т Мобильное приложение л

Рис. 1. - Концепция инструментария определения востребованности направлений подготовки и возможных сфер трудоустройства выпускников на

основе анализа описаний вакансий

Для дальнейшей алгоритмизации задачи необходимо формализованное описание предметной области [11]. Представим модель вакансий, опубликованных в сети Интернет, в формализованном виде.

Множество вакансий a-го сервиса может быть описано следующим образом:

Vacanciesa = {vacancy-1}, i = l,Ia, a = 1,b, где Ia - общее количество вакансий на a-м сервисе, b - общее количество сервисов.

Общее множество всех вакансий со всех сервисов представлено в виде:

Vacancies = Uba=1Vacanciesa,

Каждый элемент множества может быть представлен определенным набором свойств, которые могут заинтересовать будущих соискателей и определяют важность вакансии. Данные свойства можно представить в виде модели:

vacancyi =< Idi.SIdi.URLi.Nmi.SMini.SMaxi.SCi.Cmpi.EMPi.AKSi.Regi.Lati.Lngi >,

где Idi - уникальный идентификатор вакансии, SIdi - уникальный идентификатор сервиса, URLt - ссылка вакансии на сервисе, Nmt -наименование вакансии (профессии), SMint - минимальная заработная плата, SMaxi - максимальная заработная плата, SCi - график работы для данной вакансии (вахтовый метод, гибкий график, сменный график и т.д.), Cmpt -информация о компании, которая предоставляет вакансию, EMPi - занятость для данной вакансии (полная, удаленная и т.д.), AKSt - множество ключевых навыков для данной вакансии, Reg^ - регион данной вакансии, Lati - широта данной вакансии, Lngt - долгота данной вакансии.

Множество направлений подготовки может быть представлено в виде следующей модели:

Directions = {directionj], j = 1,J, где J - общее количество направлений подготовки.

Каждый элемент множества может быть представлен определенным набором свойств, которые определяют модель направления подготовки (в контексте решаемой задачи):

IИгесИоп=< ldj.Cldj.NmDj, ULj.AKSj.APPj >, где М] - уникальный идентификатор направления подготовки, СМ] - код направления подготовки, МтБ] - наименование направления подготовки, иЬ] - ступень образования, АКБ) - множество ключевых навыков, которые можно освоить, обучаясь на данном направлении, АРР) - множество наименований потенциальных профессий.

Общее множество наименований всех профессий представим, как:

Professions = {Nmk}, k = 1, К, где K - общее количество наименований профессий.

Подмножество наименований потенциальных профессий для j-го направления подготовки опишем, как:

APPj = {Nml},l = 1,Lj, APPj с Professions, Наименование профессии Nmt из i-й вакансии добавляется в подмножество APPj в случае, если выполняется следующее условие: APPj = APPj U {Nm^}, если AKSt П AKSj Фф и Nmt £ APPj . Обозначим множество регионов, как:

Regions = {region?.}, г = 1,R, где отдельный элемент множества описывается следующим образом:

regionr =< Idr,NmRr >, где Idr - уникальный идентификатор региона, NmRr - наименование региона, R - количество регионов, вакансии которых представлены на сервисах.

Рассмотрим две основные задачи анализа востребованности направлений подготовки на рынке вакансий.

Анализ распределения востребованности направления подготовки по регионам. Обозначим направление подготовки, по которому требуется проанализировать востребованность, как:

directiond Е Directions,

и

Далее необходимо получить множество наименований потенциальных профессий из йЬтесИопй:

АРРй = {Мт%}, к = Т/К1, где Ка - общее количество наименований потенциальных профессий для выбранного направления подготовки йЬгесИопа.

Множество вакансий в регионах в соответствии с выбранным направлением подготовки:

Уасапс1еза = {расапсур},р = 1,Ра, где Рй - общее количество вакансий, для которых выполняется условие:

Ыт^ е АРРй.

Подмножество вакансий, относящихся к г-му региону, обозначим, как:

Vacancies? = {vacancy^},t = l,Trd, где Trd - общее количество вакансий в регионе regionr по направлению подготовки directiond, для которых выполняется условие:

Reg?t = regionr.

Анализ распределения востребованности направлений подготовки в регионе. Обозначим регион, по которому требуется проанализировать востребованность разных направлений подготовки, как:

regionr Е Regions.

Подмножество вакансий, относящихся к региону regionr:

Vacanciesr = {vacancyf},t = 1,Tr, где Tr - общее количество вакансий в регионе regionr.

Подмножество вакансий в регионе regionr, соответствующих направлению подготовки direction:

VacanciesJ = {vacancyft}, j = 1,J, t = 1,TrJ, где Tr]' - количество вакансий в регионе regionr для выпускника направления подготовки direction^, для которых выполняются условия: Nmjt Е APPj;

— -ynz-tirynT

Ijt

Regrit = regionr.

Разработанная формализованная модель позволяет выделить основные компоненты и взаимосвязи данных с сервисов по поиску вакансий и направлений подготовки, является основой программной реализации. Разработка данного инструментария будет способствовать развитию культуры осознанного построения траектории получения образования, информационной поддержке принятия абитуриентами решений по более обоснованному выбору будущей процессии, а для выпускников учебных заведений - выбору места трудоустройства в соответствии с полученной профессией.

Литература

1. Диннер И.В. Профориентация и профессиональное самоопределение в контексте непрерывного профессионального развития: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Омск, 2018. 233 с.

2. Manuel Emiliano Quiroga-Garza, David Leonardo Flores-Marín, Raúl René Cantú-Hernández, Irma Elisa Eraña Rojas, Mildred Vanessa López Cabrera. Effects of a vocational program on professional orientation // Heliyon, vol. 6, Issue 4, April 2020. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844020307052.

3. Гриненко С.В. Маркетинговые исследования как инструмент мониторинга миграции выпускников системы профессионального образования // Инженерный вестник Дона, 2012, №2. URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n2y2012/761.

4. Мисиченко Н.Ю. Разработка информационных систем поддержки трудоустройства выпускников вуза // Инженерный вестник Дона, 2010, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/277.

5. Ezenkwu C.P, Johnson E.H., Jerome O.B. Automated Career Guidance Expert System Using Case-Based Reasoning Technique // Computing, Information Systems, Development Informatics & Allied Research Journal, Vol. 8, No. 1, March, 2017. Pp. 81-88. URL: researchgate.net/publication/314286511.

6. Лукин В.В., Дикарев В.А. Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы // Вестник университета, 2018, № 8. С. 135-138.

7. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2021, №4 (44). С.128-136.

8. Землянухина Н.С. Профессиональная ориентация в условиях цифровизации: проблемы и возможности // Профессиональная ориентация, 2021, № 4. С. 10-13.

9. Диков М.Е., Широбокова С.Н. Концептуальная идея инструментария анализа потенциальных возможностей трудоустройства выпускников различных направлений подготовки // Актуальные вопросы теории и практики в современной науке: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Новочеркасск, 9-10 апр. 2022 г. Новочеркасск: Лик, 2022. C.104-106.

10. Жевакин Д.М., Широбокова С.Н., Диков М.Е. О проектировании информационной системы подбора подходящих вакансий // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сб. матер. V Всеросс. (с междунар. участием) науч.-практ., метод. конф. для научно-педагогического сообщества. Москва, 2020. С. 141-146.

11. Широбокова С.Н., Жевакин Д.М., Диков М.Е., Перекрестова Т.И. Формализованная модель формирования рейтинга вакансий и выделения требований рынка труда к ключевым профессиональным компетенциям // Перспективы науки, 2020, № 9 (132). С. 28-32.

References

1. Dinner I.V. Proforientaciya i professional'noe samoopredelenie v kontekste nepreryvnogo professional'nogo razvitiya [Career guidance and professional self-determination in the context of continuous professional development]: dis. ... candidate of economic sciences: 08.00.05. Omsk, 2018. 233 p.

2. Manuel Emiliano Quiroga-Garza, David Leonardo Flores-Marín, Raúl René Cantú-Hernández, Irma Elisa Eraña Rojas, Mildred Vanessa López Cabrera. Heliyon, vol. 6, Issue 4, April 2020. URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844020307052.

3. Grinenko S.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/761.

4. Misichenko N.Yu. Inzhenernyj vestnik Dona, 2010, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/277.

5. Ezenkwu C.P, Johnson E.H., Jerome O.B. Computing, Information Systems, Development Informatics & Allied Research Journal, Vol. 8, No. 1, March, 2017. Pp. 81-88. URL: researchgate.net/publication/314286511.

6. Lukin V.V., Dikarev V.A. Vestnik universiteta, 2018, № 8. Pp. 135-138.

7. Gromova E.M., Berkutova D.I., Gorshkova T.A. Professional education in Russia and abroad, 2021, №4 (44). Pp.128-136.

8. Zemlyanukhina N.S. Professional'naya orientaciya, 2021, № 4. Pp. 10-13.

9. Dikov M.E., Shirobokova S.N. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki v sovremennoj nauke: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novocherkassk, 9-10 april 2022. Novocherkassk: Lik, 2022. Pp.104106.

10. Zhevakin D.M., Shirobokova S.N., Dikov M.E. odelirovanie i konstruirovanie v obrazovatel'noj srede: sb. mater. V Vseross. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt., metod. konf. dlya nauchno-pedagogicheskogo soobshchestva. Moscow, 2020. Pp. 141-146.

11. Shirobokova S.N., Zhevakin D.M., Dikov M.E., Perekrestova T.I. // Science Prospects, 2020, № 9 (132). Pp. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.