Научная статья на тему 'О. В. Джененко. Модель фрика (made freak) как чужого / другого'

О. В. Джененко. Модель фрика (made freak) как чужого / другого Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О. В. Джененко. Модель фрика (made freak) как чужого / другого»

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

О. В. Джененко

МОДЕЛЬ ФРИКА (MADE FREAK) КАК ЧУЖОГО / ДРУГОГО*

O.V. Dzhenenko Model freak (made freak) as someone else's / another

Слово «freak» переводится с английского языка как «урод». Фри-ками называли людей с редкими заболеваниями, накладывающими отпечаток на внешность. В психиатрии этим термином обозначают чрезмерную, доходящую до фанатизма, приверженность определенному виду деятельности, что сохранилось только в медицинском профессиональном кругу.

В обыденной жизни смысловой диапазон этого слова достаточно широк и может варьироваться от непохожести на других и безобидной чудаковатости до необычного, экстравагантного внешнего вида и вызывающего, зачастую эпатажного поведения. Таких фриков, в отличие от фриков с психофизическими отклонениями, называют made freaks (искусственные фрики), т.е. понятие «фрик» (made freak) можно соотнести с понятием «чудак», которое объясняется посредством указания на странность поведения и внешности такого человека. Эта странность может либо забавлять, либо отталкивать людей, однако в ряду экстравагантных чудаков фриков отличает цель: его внешность и поведение должны обеспечить внимание окружающих. Как современная субкультура «фрики» - это объединения людей, отличающиеся, кроме

* Джененко О.В. Модель фрика (made freak) как Чужого / Другого // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 12, ч. 5. - Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2017/12-5/17.html 198

Модель фрика (made freak) как чужого / другого

необычного, экстравагантного внешнего вида и эпатажного поведения, мировоззрением, основывающимся на отказе от социальных стереотипов.

Субкультура фриков, объединившая и политизированных последователей хиппи, и молодежных групп пацифистов, не имеет никакой конкретной философии. Представив миру так называемую психоделическую музыку и свой взгляд на рок музыкантов, фрики, как субкультура, начинают формироваться в 1980-1990-е годы на основе музыкальных направлений и стиля участников музыкальных групп, использующих для создания сценических образов экстравагантную одежду, окраску волос, пирсинг, татуировки, пластические операции, вживление имплантатов и т.д.

Сознательное изменение своей внешности до нереального образа, балансирующего на грани между стилем, китчем и дурновкусием, а также эпатажное поведение являются у современных фриков основными признаками принадлежности к этой субкультуре. Создать типичную модель фрика невозможно - настолько уникальны их образы.

Впоследствии это позволило им объединиться под общим понятием фрик-сцена для создания шоу-программ и популяризации движения. Большую известность получили представители этого направления, солисты музыкальных групп и вокалисты Мэрилин Мэнсон, Бьёрк, Бой Джорж, Леди Гага, Жанна Агузарова и др.

Фрики - чаще всего экстраверты, открытые и общительные, любящие весело провести время, поэтому неудивительно, что они быстро превратились в неотъемлемую частью клубной культуры.

Для фриков отсутствуют возрастные критерии. Например, российский стилист Сергей Зверев, известный своим выражением «Звезда в шоке», уже преодолел свой 50-летний рубеж. Причиной популярности в шоу-бизнесе, давно превзошедшей успех стилиста, явился его экстравагантный образ, который привлекает зрителя и тем самым позволяет ему постоянно участвовать в различных программах.

Переформатирование индивида в искусственного фрика есть творческий акт, предопределяющий изменение его внешнего вида и мышления, а также его эпатажное поведение в качестве протеста против стереотипного социального поведения. Все это позволяет определить инаковость фрика относительно его социального окружения, его модель как Чужого.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.