Научная статья на тему 'О творчестве художника Рейхета'

О творчестве художника Рейхета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / мотив творчества / портрет в интерьере / модель. / art / motif of creativity / portrait in interior / model.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лысак Николай Семенович

Статья посвящена анализу творческого наследия художника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Work of Painter Reichet

The paper deals with the artistic heritage of the artist.

Текст научной работы на тему «О творчестве художника Рейхета»

н. с. Лысак

о творчестве художника рейхета

Статья посвящена анализу творческого наследия художника. Ключевые слова: изобразительное искусство; мотив творчества; портрет в интерьере; модель.

N. S. Lysak

About the Work of Painter Reichet

The paper deals with the artistic heritage of the artist. Key words: art; motif of creativity; portrait in interior; model.

В старинном здании XVIII в. на Большой Морской улице, в самом центре Петербурга, находится «Голубая гостиная». До 1917 г. здесь располагалось Императорское Общество поощрения художеств, чья главная задача состояла в «содействии успехам изящных искусств в России». В залах общества выставлялись художники, составившие славу отечественного искусства: И. Е. Репин, Н. К.Рерих, В. А. Серов, К. П. Петров-Водкин, К. С. Малевич, А. Н. Самохвалов, В. М. Орешников, А. А. Мыльников и многие другие.

Каждый месяц в галерее проводятся персональные или тематические выставки известных петербургских художников, чье творчество пользуется постоянным вниманием всех, кто интересуется ленинградской-петербургской школой живописи.

Здесь прошла выставка В. И. Рейхета, приуроченная к 85-летию со дня рождения художника и 250-летию Российской Академии

художеств, на которой были представлены ранее не экспонировавшиеся живописные и графические работы этого известного мастера, народного художника России.

Виктор Иосифович Рейхет выразил в своем творчестве тенденцию отечественного изобразительного искусства 1970-х - 1980-х гг.: усложнение композиционно-пластической структуры, расширение границ образного диапазона жанров, их тесное соотношение и синтез, когда портрет или пейзаж поднят до уровня сюжетной картины. Мастер с большой мерой выразительности воплотил природу и внутренний мир человека в психологически правдивых портретах философа В. Ф. Рябова (1979), скульптора О. К. Комова, физика В. М. Федорова, литовского скульптора И. И. Бурнейка (все 1986); запоминаются яркие персонажи в картинах на военную тему «В партизаны» (1963), «В ожидании» (1965), «Проводы» (1967), «Победа» (1981); также он создал большое количество лирических пейзажей, всегда сохраняя в них эмоциональность, свежесть и остроту восприятия момента. Он говорил, что художественное произведение передает не только содержание мотива, но и те настроения и переживания, какие художник вложил в изображаемый им сюжет, чтобы зритель испытал те же ощущения, что и художник, который созерцал природу и создавал ее образ.

С поэтической теплотой и задушевностью воспринимает живописец простой и будничный мотив из деревенской жизни, запечатленный в картине «Вечером в Кишарино» (1989). Развивая пространственные планы пейзажа расстановкой деревянных бревенчатых домов с огородами и палисадниками, определяя центр композиции группой деревьев, живописец вводит жанровый мотив - возвращающееся с пастбища стадо коров, выделенное черными и белыми цветовыми пятнами, с идущей рядом одинокой женской фигуркой в красной одежде и белом платке. Их диагональное движение направляет взгляд зрителя в глубь полотна, давая возможность спокойно, не торопясь, проникнуться ритмом размеренного, патриархального бытия.

Разнообразие и энергия красочной лепки, богатство и насыщенность колористического звучания - все призвано вызвать в ду-

ше городского жителя глубокий эмоциональный отклик, ностальгию по земле, заложенную в нас генетически и иногда вдруг поднимающуюся тоскливой щемящей волной и будоражащую забытые в житейской суете душевной струны.

Среди портретов близких и дорогих людей, родственных по духовным устремлениям и восприятию окружающего мира, часто можно увидеть образ жены - искусствоведа Л. Г. Ореховой: «Лариса» (1969), «Портрет жены» (1975, 1986), «Лето» (1986). Художник включает модель в природную среду, расширяет рамки портретного жанра. Это написанный в Паланге на фоне берез портрет жены (1975) с колористической звучностью, разноцветьем, свободной манерой письма и сочным, пастозным мазком. Органичной слитности образа человека и пейзажа, удивительной правдивости и легкости в передаче солнечного дня, летнего воздуха, пронизанного игрой света и бликов сада, на фоне которого изображены жена и внучка, художник достигает в произведении «Лето».

В полной мере эмоциональная и изобразительная стихия красок проявилась у Рейхета в портрете-картине «Верочка с яблоком» (1992), исполненном ощущения трепетности и радости бытия, где мастер дает волю своему темпераменту и жизнелюбию, создавая художественный образ метафорического звучания, олицетворяющего юность, непосредственность, вечную женственность. По-своему интерпретируя тему написанного во время отдыха в Баден-Бадене портрета в интерьере, пространственно-композиционная ритмика которого строится на простом и ясном чередовании горизонталей и вертикалей, автор акцентирует внимание на стройной фигурке двенадцатилетней внучки, свободно сидящей на тахте с яблоком в руке. С любовью прорисовывая гибкие, плавные линии силуэта золотисто-бронзового от загара тела, бережно и тщательно моделированного всеми оттенками янтарно-коричневой, розовой гаммы, он подчеркивает теплоту и пульсацию холодными тенями, падающими на плечи от синей подушки, жемчужно-серебристым цветом ткани, играющей рефлексами на ее коленях.

Обрамленное прядями темных волос, лицо привлекает наш взгляд выражением безмятежного покоя, ничем не омраченной

юности, счастливой взволнованности, в своей неповторимости перенесенным на холст. Фрагментарность композиции со срезанными рамой предметами и стенами, весь живописно-поэтический строй художественного произведения: вибрирующая и трепещущая бликами и тенями зелень, струящийся воздух, смягчающий и растворяющий очертания фигуры и вещей... Так мастер создает ощущение летнего зноя снаружи и притягательности прохладной тени в комнате, которые, наполняя пространство, сублимируются в эмоциональную энергию, одухотворяющую «живую» и «неживую» материю.

Сотканный из энергично и смело разработанных полутонов и тонких цветовых переходов, колорит картины представляет собой яркую и звучную симфонию, где обостренно-чувственное авторское соприкосновение кисти и краски с холстом рождает то особое, экспрессивное, свойственное манере В. Рейхета, фактурное своеобразие картины, когда художник не пишет, а лепит из красочного «месива» сложный живописный рельеф. Он то широким движением протягивает густую вязкость, то закручивает ее, то вдруг обрывает, делает жидкой, почти прозрачной, превращая в пластическую субстанцию, вдохновенную эмоцию творца. Сам мастер говорил, что сила эмоционального воздействия живописи определяется не только содержанием, но и формой выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.