н. с. Лысак
о творчестве художника рейхета
Статья посвящена анализу творческого наследия художника. Ключевые слова: изобразительное искусство; мотив творчества; портрет в интерьере; модель.
N. S. Lysak
About the Work of Painter Reichet
The paper deals with the artistic heritage of the artist. Key words: art; motif of creativity; portrait in interior; model.
В старинном здании XVIII в. на Большой Морской улице, в самом центре Петербурга, находится «Голубая гостиная». До 1917 г. здесь располагалось Императорское Общество поощрения художеств, чья главная задача состояла в «содействии успехам изящных искусств в России». В залах общества выставлялись художники, составившие славу отечественного искусства: И. Е. Репин, Н. К.Рерих, В. А. Серов, К. П. Петров-Водкин, К. С. Малевич, А. Н. Самохвалов, В. М. Орешников, А. А. Мыльников и многие другие.
Каждый месяц в галерее проводятся персональные или тематические выставки известных петербургских художников, чье творчество пользуется постоянным вниманием всех, кто интересуется ленинградской-петербургской школой живописи.
Здесь прошла выставка В. И. Рейхета, приуроченная к 85-летию со дня рождения художника и 250-летию Российской Академии
художеств, на которой были представлены ранее не экспонировавшиеся живописные и графические работы этого известного мастера, народного художника России.
Виктор Иосифович Рейхет выразил в своем творчестве тенденцию отечественного изобразительного искусства 1970-х - 1980-х гг.: усложнение композиционно-пластической структуры, расширение границ образного диапазона жанров, их тесное соотношение и синтез, когда портрет или пейзаж поднят до уровня сюжетной картины. Мастер с большой мерой выразительности воплотил природу и внутренний мир человека в психологически правдивых портретах философа В. Ф. Рябова (1979), скульптора О. К. Комова, физика В. М. Федорова, литовского скульптора И. И. Бурнейка (все 1986); запоминаются яркие персонажи в картинах на военную тему «В партизаны» (1963), «В ожидании» (1965), «Проводы» (1967), «Победа» (1981); также он создал большое количество лирических пейзажей, всегда сохраняя в них эмоциональность, свежесть и остроту восприятия момента. Он говорил, что художественное произведение передает не только содержание мотива, но и те настроения и переживания, какие художник вложил в изображаемый им сюжет, чтобы зритель испытал те же ощущения, что и художник, который созерцал природу и создавал ее образ.
С поэтической теплотой и задушевностью воспринимает живописец простой и будничный мотив из деревенской жизни, запечатленный в картине «Вечером в Кишарино» (1989). Развивая пространственные планы пейзажа расстановкой деревянных бревенчатых домов с огородами и палисадниками, определяя центр композиции группой деревьев, живописец вводит жанровый мотив - возвращающееся с пастбища стадо коров, выделенное черными и белыми цветовыми пятнами, с идущей рядом одинокой женской фигуркой в красной одежде и белом платке. Их диагональное движение направляет взгляд зрителя в глубь полотна, давая возможность спокойно, не торопясь, проникнуться ритмом размеренного, патриархального бытия.
Разнообразие и энергия красочной лепки, богатство и насыщенность колористического звучания - все призвано вызвать в ду-
ше городского жителя глубокий эмоциональный отклик, ностальгию по земле, заложенную в нас генетически и иногда вдруг поднимающуюся тоскливой щемящей волной и будоражащую забытые в житейской суете душевной струны.
Среди портретов близких и дорогих людей, родственных по духовным устремлениям и восприятию окружающего мира, часто можно увидеть образ жены - искусствоведа Л. Г. Ореховой: «Лариса» (1969), «Портрет жены» (1975, 1986), «Лето» (1986). Художник включает модель в природную среду, расширяет рамки портретного жанра. Это написанный в Паланге на фоне берез портрет жены (1975) с колористической звучностью, разноцветьем, свободной манерой письма и сочным, пастозным мазком. Органичной слитности образа человека и пейзажа, удивительной правдивости и легкости в передаче солнечного дня, летнего воздуха, пронизанного игрой света и бликов сада, на фоне которого изображены жена и внучка, художник достигает в произведении «Лето».
В полной мере эмоциональная и изобразительная стихия красок проявилась у Рейхета в портрете-картине «Верочка с яблоком» (1992), исполненном ощущения трепетности и радости бытия, где мастер дает волю своему темпераменту и жизнелюбию, создавая художественный образ метафорического звучания, олицетворяющего юность, непосредственность, вечную женственность. По-своему интерпретируя тему написанного во время отдыха в Баден-Бадене портрета в интерьере, пространственно-композиционная ритмика которого строится на простом и ясном чередовании горизонталей и вертикалей, автор акцентирует внимание на стройной фигурке двенадцатилетней внучки, свободно сидящей на тахте с яблоком в руке. С любовью прорисовывая гибкие, плавные линии силуэта золотисто-бронзового от загара тела, бережно и тщательно моделированного всеми оттенками янтарно-коричневой, розовой гаммы, он подчеркивает теплоту и пульсацию холодными тенями, падающими на плечи от синей подушки, жемчужно-серебристым цветом ткани, играющей рефлексами на ее коленях.
Обрамленное прядями темных волос, лицо привлекает наш взгляд выражением безмятежного покоя, ничем не омраченной
юности, счастливой взволнованности, в своей неповторимости перенесенным на холст. Фрагментарность композиции со срезанными рамой предметами и стенами, весь живописно-поэтический строй художественного произведения: вибрирующая и трепещущая бликами и тенями зелень, струящийся воздух, смягчающий и растворяющий очертания фигуры и вещей... Так мастер создает ощущение летнего зноя снаружи и притягательности прохладной тени в комнате, которые, наполняя пространство, сублимируются в эмоциональную энергию, одухотворяющую «живую» и «неживую» материю.
Сотканный из энергично и смело разработанных полутонов и тонких цветовых переходов, колорит картины представляет собой яркую и звучную симфонию, где обостренно-чувственное авторское соприкосновение кисти и краски с холстом рождает то особое, экспрессивное, свойственное манере В. Рейхета, фактурное своеобразие картины, когда художник не пишет, а лепит из красочного «месива» сложный живописный рельеф. Он то широким движением протягивает густую вязкость, то закручивает ее, то вдруг обрывает, делает жидкой, почти прозрачной, превращая в пластическую субстанцию, вдохновенную эмоцию творца. Сам мастер говорил, что сила эмоционального воздействия живописи определяется не только содержанием, но и формой выражения.