УДК 72.03 (470.54) ЗВАГЕЛЬСКАЯ В. Е.
О творчестве архитектора академика Юлия Осиповича Дютеля
Статья посвящена творчеству архитектора академика Ю. О. Дютеля, мастера высокого профессионального уровня архитектурных решений, владевшего композиционными приемами разных стилей и оказавшего большое влияние на застройку Екатеринбурга. Ключевые слова: Ю. О. Дютель, творчество, архитектурные объекты, влияние композиционных приемов, история архитектуры.
ZVAGELSKAYA V. E.
WORK ABOUT ACADEMIC ARCHITECT JULIA OSIPOVICH DYUTELYA
The article is devoted to the work of the architect of Yuri O. Dyutel. He is master of the high professional level of architectural solutions. Y. O. Dyutel owned compositional techniques of different styles and had a great influence on the development of Yekaterinburg.
Keywords: Y. O. Dyutel, creativity, architectural objects, the effect of compositional techniques, the history of architecture.
Звагельская
Валерия
Евгеньевна
кандидат искусствоведения, профессор УралГАХА
В истории архитектуры Урала второй половины XIX — начала XX в. имя Юлия Осиповича Дютеля было связано с яркими и разнообразными по назначению архитектурными объектами в географии ряда городов.
Юлий Осипович Дютель (Юлий Фредерик, Иоганн) родился в 1824 г. в Санкт-Петербурге в обрусевшей немецкой семье среднего достатка, типичной для немецкого состава населения Санкт-Петербурга XIX в. В 1840 г. он становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. В 1847 и 1848 гг. награждался серебряными медалями за живописные и архитектурные работы. В 1850 г. Ю. О. Дютель получил звание художника и возможность в качестве пансионера продолжить обучение в Европе. До 1855 г. работал в Испании над созданием копий ансамбля — строений, павильонов и плана парка, а затем собственно знаменитого дворца Альгамбра. Эта уникальная работа была преподнесена с эскизами, чертежами и макетами в дар Академии художеств.
По возвращении в Санкт-Петербург Ю. О. Дютель поступил на службу при Управлении Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги. К этому периоду его творчества относились проекты станционных и вокзальных сооружений и доходных домов.
В 1857 г. Ю. О. Дютелю было присуждено звание академика архитектуры за проект монументального мемориального ансамбля — кладбища воинов, павших под Севастополем.
В течение 1860-х — начала 1880-х гг. творчество Ю. О. Дютеля связано с работой
в Санкт-Петербурге. Сведения о его проектах и постройках этого периода требуют специального исследования.
С 1880-х гг. начинается новый этап его творчества, связанный с переездом на Урал. Причины такого переезда из столицы в провинцию неизвестны. На Урале деятельность Ю. О. Дютеля отразилась, в основном, в градостроительных проектах и объектах для трех городов — Ирбита, Перми и Екатеринбурга.
В Ирбите деятельность Ю. О. Дютеля была направлена на участие в градостроительнопланировочном устройстве торгового центра, в разработке проектов общественных зданий и жилых домов. К числу первых относилось здание женской гимназии, возведенное в 1882 г. Архитектура каменного двухэтажного здания объемной композицией и открытой узорочной кирпичной кладкой фасада была характерна для «кирпичного» стиля, массово утвердившегося в застройке не только Ирбита, но и других городов. Ю. О. Дютель неоднократно в своих постройках основывался на выразительных возможностях этого направления и умело варьировал его декоративные приемы. Самый значительный проект учебного здания Ю. О. Дютеля — Марьинская гимназия в г. Перми. Здание возводилось в несколько этапов, начиная с 1887 г., и состояло из нескольких взаимосвязанных объемов. Первый, возведенный в 1887 г., — основной учебный корпус, в 1895 г. — гимназическая церковь, в 1897 г. — гимназический пансионат. Ю. О. Дютель максимально использовал в композиции и силуэте многочастного объема
Иллюстрация 1. Здание Мариинской гимназии. Пермь. 1887-1897 гг. Арх. Ю. О. Дю-тель
здания особенности его положения на понижающемся рельефе участка в центре города рядом с Театральной площадью.
Авторство Ю. О. Дютеля установлено в публикациях еще дореволюционного периода (Иллюстрация 1). Так, краевед В. С. Верхоланцев писал, что 24 июля 1884 г. приступили к постройке огромного каменного здания для гимназии по плану ирбит-ского архитектора Ю. О. Дютеля [2].
Иллюстрация 2. Здание концертного зала И. З. Маклецкого. Екатеринбург. 1990 г. Арх. Ю. О. Дютель
Иллюстрация 3. Эскизный проект нового театра в г. Екатеринбурге. 1897 г. Арх. Ю. О. Дютель
Иллюстрация 4. План 1-го этажа нового театра в г. Екатеринбурге. 1897 г. Арх. Ю. О. Дютель
Иллюстрация 5. Усадьба С. Е. Тупиковой. Екатеринбург. 1890-е гг. Арх.: Ю. О. Дю-тель, С. С. Козлов, А. С. Чирковский, Е. М. Косяков
Иллюстрация 6. Фрагменты фасада усадьбы С. Е. Тупиковой. Екатеринбург. 1890-е гг. Арх.: Ю. О. Дютель, С. С. Козлов, А. С. Чирковский, Е. М. Косяков
Следует отметить, что из описания В. С. Верхоланцева Ю. О. Дютель еще числился ирбитским архитектором.
География его творчества постоянно расширялась. По проектам Ю. О. Дютеля было возведено более 20 церквей в различных городах Пермской губернии.
С 1899 г. Ю. О. Дютель занял должность городского архитектора Екатеринбурга, на которой прослужил вплоть до переезда в Варшаву в середине 1900-х гг.
Екатеринбургский период его творчества был очень плодотворным и типологически разнообразным.
Так, кроме ряда общественных сооружений — первой части западного торгового корпуса гостиного двора (1889-1906), сиротско-воспитатель-ного дома (1897-1899), каменного корпуса городской больницы (1904), концертного зала И. З. Маклецкого (1900-1901), который является уникальным для исторического архитектурного наследия Урала в целом (Иллюстрация 2), первого эскизного проекта нового городского театра, датируемого 1897 г. (Иллюстрации 3, 4), Ю. О. Дютель принимал заказы на составление проектов жилых домов. Как правило, это были дома особнякового типа. Тем не ме-
Иллюстрация 7. Лепной потолок, карнизы и плафон в усадьбе С. Е. Тупиковой. Екатеринбург. 1890-е гг. Арх.: Ю.О. Дютель, С. С. Козлов, А. С. Чирковский, Е. М. Косяков
Иллюстрация 8. Лепные карнизы и потолки в усадьбе С. Е. Тупиковой. Екатеринбург. 1890-е гг Арх.: Ю. О. Дютель, С. С. Козлов, А. С. Чирковский, Е. М. Косяков
Иллюстрация 9. Дом Э. Ф. Филитц. Екатеринбург. 1896 г. Арх. Ю. О. Дютель
Иллюстрация 10. Дом Э. Ф. Филитц. Екатеринбург. 1896 г. Арх.: Ю. О. Дютель
нее участки по характеру застройки сохраняли усадебные черты, со многими флигелями и службами, а также их расположением по периметру. К их числу относится усадьба С. Е. Тупиковой, для которой Ю. О. Дютель спроектировал дом с фасадом, обращенным на Торговую площадь (ныне — площадь 1905 года) и ворота со стороны Ук-тусской улицы (ныне — улица 8 Марта). Стилистика декора фасада с его тщательной прорисовкой отдельных деталей, наличники окон и карнизы представляют собой вариации «барочного» стиля (Иллюстрации 5, 6). Примечателен и тонкий орнаментальный рисунок плафона потолка фризов и карнизов интерьеров (Иллюстрации 7, 8).
В целом во второй половине 1890-х гг. в творчестве Ю. О. Дютеля все большее место начинают занимать образцы жилых домов: дача И. И. Симанова (1893) на берегу городского пруда, перестройка дома И. З. Маклецкого на Клубной улице и др. Среди них следует отметить деревянный дом и усадьбу в целом Э. Ф. Филитц на углу Крестовоздви-женской и Водочной улиц (1896) (Иллюстрации 9, 10). Этот редкий для архитектора образец деревян-
ного зодчества представляет собой живописную композицию с угловым объемом, увенчанным шатровым верхом. Дом расположен на обширном усадебном участке, включавшем корпуса винокуренного завода, жилых домов, служб и пивной лавки. Здесь Ю. О. Дютель применил в композиции эффектный угловой акцент башенного типа с резным верхом (1896). Вся резная декорация фасадов отличается тонкой проработкой рисунка деталей. В 1890-е гг. Ю. О. Дютель строил и перестраивал с изменением фасадов целый ряд жилых домов (пример перестройки жилого дома И. З. Маклецкого на Клубной улице (1898), дома Злоказова на Офицерской улице (1896).
Одна из последних построек Ю. О. Дютеля в Екатеринбурге — здание Народного дома, возведенное в перспективе последнего квартала Главного проспекта (приблизительно на том месте, где сейчас находится мемориальный комплекс с Вечным огнем).
В середине 1900-х гг. Ю. О. Дютель переехал в Варшаву, где скончался в 1908 г. Судя по прошениям
0 вспомоществовании, которые супруга Ю. О. Дютеля в этот период отправляла в Академию художеств, последние годы своей жизни он бедствовал и заказов не имел. Так трагически закончилась жизнь одного из ярких зодчих Урала второй половины XIX в.
Список использованной литературы
1 Архив Российской академии художеств. Личное дело Ю. О. Дютеля.
2 Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1913.
3 Журналы Екатеринбургской городской думы. Екатеринбург, 1897.
4 Отчет Екатеринбургской городской думы за 1899 г. Екатеринбург, 1900.