Научная статья на тему 'О Туркестанской выставке В. В. Верещагина (на материале статьи в журнале "Семейные вечера")'

О Туркестанской выставке В. В. Верещагина (на материале статьи в журнале "Семейные вечера") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. ВЕРЕЩАГИН / В.В. КРЕСТОВСКИЙ / ВЫСТАВКА / КАРТИНЫ / ЖУРНАЛ / РЕЦЕНЗИЯ / БАТАЛИСТ / ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / КРИТИКА / EXHIBITION / PAINTINGS / MAGAZINE / REVIEW / BATTLEIST / HISTORY OF JOURNALISM / CRITICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарифуллина Светлана Валентиновна

В статье речь идёт о рецензии первой персональной выставки картин художника-баталиста В.В. Верещагина, посвящённой Туркестану и состоявшейся в 1874 г. в Санкт-Петербурге. Известный беллетрист и журналист В.В. Крестовский, современник В.В. Верещагина, предложил своё понимание быта азиатского народа и недостаточно известного русскому зрителю края, воспроизведённого талантливым художником, начинающим триумфальное шествие по миру. Рецензия Крестовского наполнена как восторгом от мастерства творчества художника, так и критическими замечаниями по поводу целесообразности детализации представления экзотического мира. Принимая во внимание всю значимость выставки новых полотен Верещагина для развития художественного вкуса подрастающего поколения, Крестовский, тем не менее, не преминул отметить сомнительный характер детализации творчества баталиста, часто вызывающей недоумения и возможные ложные выводы у зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the exhibition of Vasily Vereshchagin dedicated to Imperial Russia's Central Asian territories (based on the article in the magazine "Family Parties")

In the article we talk about the review of the first personal Vasily Vereshchagin’s paintings exhibition, that was devoted to Imperial Russia's Central Asian territories and held in 1874 in St. Petersburg. Vsevolod Krestovsky, the well-known fiction writer, journalist and a contemporary of Vasily Vereshchagin, offered his understanding of the life of the Asian people reproduced by a talented painter who begins the triumphal march around the world. Vsevolod Krestovsky's review is filled with both enthusiasm for the mastery of the artist’s work and criticism about the desirability of detailing the representation of the exotic world. Taking into account the importance of the exhibition of Vasily Vereshchagin's canvases for the development of the artistic taste of the younger generation, Vsevolod Krestovsky, nevertheless, did not fail to note the dubious nature of the detailing of the battle,often causing confusion and possible false conclusions from the viewer.

Текст научной работы на тему «О Туркестанской выставке В. В. Верещагина (на материале статьи в журнале "Семейные вечера")»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-192-194 УДК 75.03 ; 73

Шарифуллина Светлана Валентиновна

кандидат филологических наук, доцент Череповецкий государственный университет [email protected]

О ТУРКЕСТАНСКОЙ ВЫСТАВКЕ В.В. ВЕРЕЩАГИНА (на материале статьи в журнале «Семейные вечера»)

В статье речь идёт о рецензии первой персональной выставки картин художника-баталиста В.В. Верещагина, посвященной Туркестану и состоявшейся в 1874 г. в Санкт-Петербурге. Известный беллетрист и журналист В.В. Крестовский, современник В.В. Верещагина, предложил своё понимание быта азиатского народа и недостаточно известного русскому зрителю края, воспроизведённого талантливым художником, начинающим триумфальное шествие по миру. Рецензия Крестовского наполнена как восторгом от мастерства творчества художника, так и критическими замечаниями по поводу целесообразности детализации представления экзотического мира. Принимая во внимание всю значимость выставки новых полотен Верещагина для развития художественного вкуса подрастающего поколения, Крестовский, тем не менее, не преминул отметить сомнительный характер детализации творчества баталиста, часто вызывающей недоумения и возможные ложные выводы у зрителя.

Ключевые слова: В.В. Верещагин, В.В. Крестовский, выставка, картины, журнал, рецензия, баталист, история журналистики, критика.

Имя Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) впервые громко прозвучало в 1868 г. после получения им высочайшей государственной награды - Георгиевского креста - «За храбрость и мужество во время обороны Самаркандской крепости». Примерно в это же время художник работал над Туркестанской серией картин, «принёсшей Верещагину всероссийский успех и мировое признание» [3, с. 11], а со временем явившейся его «визитной карточкой». В 1870 г. состоялась знаменитая выставка картин Верещагина в Петербурге, в доме Министерства Государственных Имуществ. Интересно, что картины и этюды баталиста занимали «особую залу» [5, с. 12], в других же были выставлены минералогические, зоологические, этнографические коллекции - этот факт подчёркивал несомненную «научную сторону» таланта живописца. Таким образом, к моменту проведения Полной Персональной выставки художника в Санкт-Петербурге в 1874 г., на страницах русских периодических изданий активно обсуждали исключительность таланта Верещагина, которая проявилась в способности передавать быт и нравы народов России с особой тщательностью, иллюстративностью, при этом не лишая их научной достоверности - таким образом, можно говорить об особом, со временем установившемся интересе художественных работ баталиста - «этнографическом, политическом, общественном» [6, с. 18]. «Путешествие признаю великою школою», -писал художник в автобиографии [2, с. 230], замечая, что «одинокие странствования» есть «не охота к перемене мест», не «жажда острых впечатлений», и даже «не страсть к экзотике», а вполне оформившееся в его сознании требование» к художнику -изучать материал непосредственно на месте, «не доверяясь свидетельствам третьих лиц» [3, с. 10].

В журнальной периодике отклик на состоявшуюся в Петербурге выставку можно обнаружить

и в «Русском Вестнике», и в «Современной Летописи», и в особенно заинтересовавшем нас журнале «Семейные вечера» (№5 за 1874).

В «Семейных вечерах» была размещена статья известного писателя-беллетриста второй половины XIX века В.В. Крестовского (1840-1895), посвящённая Туркестанской выставке картин В. В. Верещагина.

Интерес к «Семейным вечерам» определён, с исследовательской точки зрения, характером периодического издания: это детский журнал с картинками. В связи с этим мы задались вопросом о том, каким образом статья выдающегося писателя-беллетриста, посвящённая обзору совсем не детской серии картин, оказалась в детском иллюстрированном журнале.

Известно, что конец 1850-х - начало 1860-х гг. -эпоха расцвета журналистики, детской журналистики, в частности. В 1860-е гг. ежегодно возникали один-два детских журнала.

Подобные издания сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода: вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новые имена, новые произведения. Журнальные публикации формировали круг чтения ребёнка, развивали интерес к культуре, потребность в познании.

С развитием журналистики тесно связана и литература познавательной направленности; однако основной поток информации шёл в журнальной периодике.

В «детской» журналистике, как и во «взрослой», сталкивались два взгляда: целесообразность публикации на страницах периодических изданий произведений «на злобу дня» или, напротив, «сугубо эстетической направленности». Так, сторонники «эстетического направления» в детской журналистике были против привнесения в литературу для

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

© Шарифуллина С.В., 2019

192

О Туркестанской выставке В. В. Верещагина (на материале статьи в журнале «Семейные вечера»)

детей «несовершенств в жизни», видели роль чтения в детском возрасте в развитии эстетического вкуса, нравственного чувства, ума. Именно такую позицию занимал ежемесячный журнал М.Ф. Ростовской «Семейные вечера» (1864-1892), издававшийся в Санкт-Петербурге, и рекомендованный для библиотек средних учебных заведений.

В двух своих отделах - для младших и старших читателей он публиковал сказки, игры, рассказы, повести отечественных и зарубежных авторов, очерки о жизни замечательных людей, статьи по искусству, истории, естествознанию. Издатель журнала, известная писательница, сама активно выступала как автор стихов и повестей, публикуемых в издании. М.Ф. Ростовская не разделяла взглядов радикально настроенной интеллигенции и видела свою задачу в том, чтобы уберечь своих читателей от «новых людей», от нигилистов - это выражалось в отборе тематики исторических и современных материалов. В целом же журнал был разнообразен, давал много ценных познавательных материалов и потому смог просуществовать более двух десятилетий. Готовые подшивки «Семейных вечеров» расходились много лет спустя после выхода в свет чрезвычайно активно.

Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. «Семейные вечера» из номера в номер радовали своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались Владимир Даль, Евгения Тур, Николай Львов, Виктор Авенариус, Всеволод Крестовский.

Статьи по искусству были посвящены различным направлениям, тенденциям и явлениям в культурной жизни России и зарубежья. Потому логичным видится обращение одного из ярчайших представителей эпохи 1860-1880-х годов Всеволода Крестовского к искусству современному, животрепещущему - выставке картин художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина.

Всеволод Владимирович Крестовский известен широкой аудитории как автор романа «Петербургские трущобы», изданного в 1865 г. и с огромным успехом принятого в обществе, а также антинигилистической дилогии «Кровавый пуф» (1875), состоящей из двух романов - «Панургово стадо» и «Две силы», в которых писатель иллюстрирует «картину пореформенной русской жизни, с ее довольно резкими полюсами, показывает «крайнюю степень нравственного падения людей, торжество ненависти» и открывает читателю «глобальный мировоззренческий конфликт, который существует уже тысячелетия» [1, с. 234]. Писатель-беллетрист выступал как участник целого ряда военных кампаний, официальный летописец и историк Ямбург-ского уланского полка, наконец, как военный журналист (в 1877 г., в эпоху русско-турецкой войны,

Крестовский был послан официальным корреспондентом на территорию театра военных действий).

Таким образом, можно говорить о созвучных поисках двух художников, абсолютно погружённых в «военную атмосферу» писателя и журналиста Всеволода Крестовского и художника-баталиста Василия Верещагина.

Как уже было отмечено ранее, особое место в творчестве Крестовского занимают произведения в жанре военной публицистики. А многие дневники и записки писателя и журналиста раскрывают его талант непревзойдённого рассказчика, этнографа и бытописателя. Статья В.В. Крестовского в «Семейных вечерах», называемая «Выставка картин г. Верещагина (Туркестан)», представляет собой «популярный» искусствоведческий разбор картин, входящих в названную серию.

По мнению автора статьи, помимо удовольствия, которое вынесет зритель с выставки, он ещё и «обогатит, и, так сказать, иллюминует, этнографические сведения о наших отдалённых окраинах, которые в последнее время вообще вызывают неподдельный интерес в образованном обществе» [4, с. 12]. Знаменательное начало статьи, приведённое в цитате, убеждает нас в значимости просвещенческой функции журналистики и указывает на роль проводника в мире баталистической живописи, которую с успехом реализует Крестовский как журналист.

Представляя детальный разбор картин, Крестовский отмечает, что перед зрителем - «целая эпопея степной войны», талантливо воссозданная, охватывающая «по возможности всю жизнь и всю природу Туркестана, со всеми их типическими особенностями»: «эпопея тех тяжких трудов, лишений и доблестных подвигов, живые описания которых так редко приходится встречать в печати, ибо официальные донесения, несмотря на весь свой интерес, не передают нам тех красок, которые только и можно бы встретить в талантливом рассказе или на картине» [4, с. 12]. Крестовский отмечает и «большой драматизм», которым исполнен любой «момент боевой жизни», и тяжёлое впечатление, получаемое от созерцания «ужасной среднеазиатской действительности, нравов и древнего обычая». Таким образом, «художественная сторона выставки» практически безупречна: перед зрителем «достаточно всем известная кисть и манера» г. Верещагина.

Примечательно, что автор статьи не ставит перед собой цель безудержно восхвалять живописца. При том что Крестовский «достаточно впечатлён» увиденным, он пишет и о недостатках, не касающихся художественной значимости. Так, например, в рецензии отмечается, что картины представляют собой «громадные полотна», при этом сюжет вполне мог быть отражён и на «полотнах самых скромных размеров». Этим картины, по мнению критика, не удовлетворяют требованиям искусства.

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

193

Дальше - резче. «Громадные размеры полотна» абсолютно не оправданы, по мнению Крестовского: никакой драмы, никакого особенного движения не заявлено художником, фигуры среднеазиатских обывателей не выписаны, а представляют лишь «этнографический интерес». Единственное оправдание заявленных масштабов Крестовский видит в тщательнейшем выписывании «замечательно резной работы дверей», но и те «уместились бы на полотне значительно меньших размеров» [4, с. 12].

Крестовский «полемизирует» с Верещагиным и по поводу точности изображения Самаркандского зиндана. Объясняя нам, что «зиндан - это подземная тюрьма, в которую спускали по верёвке через небольшое отверстие сверху, и которая ныне засыпана и сравнена с землёю по велению русских властей» [4, с. 13], Крестовский не допускает возможности изображать её в качестве «общей тьмы», которая «не позволяет вам различить ни выражения лиц этих людей, ни каких-либо аксессуаров этой тюрьмы» [4, с. 14], хотя не может не заметить, что «впечатление на вас сделано». В качестве серьёзной недоработки писатель отмечает «не совсем удачно сделанные подписи к картинам» [4, с. 14], вследствие чего не «объясняется мысль художника» - картины заявлены Верещагиным лишь под своими порядковыми номерами.

И всё же Крестовский благодарен Верещагину за «живость и необыкновенную наглядность» представленной выставки, «за счастливую мысль представить общественному вниманию во всей совокупности результаты его многолетних художественных работ в малоизвестной и столь интересующей нас стране» - и в этом, по заверению писателя, «большая заслуга и перед наукою, и перед обществом» [4, с. 14].

Таким образом, Крестовский, как нам видится, представляет на страницах «Семейных вечеров» детальный разбор творчества выдающегося художника-баталиста, реализует желание участвовать в общем движении воспитания вкуса подрастающего поколения, обращая внимание взыскательного читателя, а, наверняка, и зрителя, на творчество «даровитого художника», «вызывающего сочувствие неутомимо-трудящегося баталиста». Значение картин В. В. Верещагина, входящих в так называемую «Туркестанскую серию», переоценить невозможно: они, по заверению журналиста, «в высшей степени удачно передают оригинальные, типические стороны среднеазиатских нравов и быта», а сама выставка «необыкновенно живо и наглядно знакомит вас с природой, бытом и типами Средней Азии» - в этом, - ни много, ни мало -«заслуга и перед наукою, и перед обществом».

С 70-х годов XIX века В.В. Верещагин становится, как бы сегодня сказали, медийной личностью - об этом можно судить по частотности обращения к его персоне, к его творчеству в периодических изданиях, как основных и ведущих средствах распространения информации. Примечательно, что на страницах газет и журналов, по словам критика и публициста В.В. Стасова, «недовольных Верещагиным было гораздо меньше, чем тех, кто симпатизировал живописцу» [5, с. 23]. Наглядным примером служит анализируемая статья В.В. Крестовского, которая носит, несомненно, положительную коннотацию, касающуюся выставки известного баталиста в Петербурге и его творчества в целом.

Библиографический список

1. Андреева В.Г. О национальном своеобразии русского романа второй половины XIX века. -Кострома: КГУ 2016. - 492 с.

2. Верещагин В.В. Автобиография II Переписка В.В. Верещагина и В.В. Стасова I под ред. А.К. Лебедева. - М.: Искусство, 1950. - 423 с.

3. Верещагин В.В. Наполеон I в России I вступит. ст. В.А. Кошелева и А.В. Чернова. - Тверь: Созвездие, 1993. - 286 с.

4. Крестовский В.В. Выставка картин г. Верещагина (Туркестан) II Семейные вечера.- 1874. - №5.

5. Стасов В.В. Василий Васильевич Верещагин II Вестник изящных искусств. - 1883. - Т. 1. -Вып. 1-2.

6. Письмо из Петербурга [О выставке работ В.В. Верещагина] II Русский Вестник. - 1880. -Т. 146. - Кн. 3.

References

1. Andreeva V.G. O nacional'nom svoeobrazii russkogo romana vtoroj poloviny XIX veka. -Kostroma: KGU, 2016. - 492 s.

2. Vereshchagin V.V. Avtobiografiya II Perepiska VV Vereshchagina i V.V. Stasova I pod red. A.K. Lebedeva. - M.: Iskusstvo, 1950. - 423 s.

3. Vereshchagin V.V. Napoleon I v Rossii I vstupit. st. V.A. Kosheleva i A.V CHernova. - Tver': Sozvezdie, 1993. - 286 s.

4. Krestovskij V.V. Vystavka kartin g. Vereshchagina (Turkestan) II Semejnye vechera.- 1874. - № 5.

5. Stasov V.V Vasilij Vasil'evich Vereshchagin II Vestnik izyashchnyh iskusstv. - 1883. - T. 1. -Vyp. 1-2.

6. Pis'mo iz Peterburga [O vystavke rabot V.V. Vereshchagina] II Russkij Vestnik. - 1880. -T. 146. - Kn. 3.

Вестник КГУ № 2. 2019

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.