Научная статья на тему 'О ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

О ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭТИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕРЕПИСКА / СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосова О.А., Соколина Е.Н.

Жизнь в цифровом мире невозможна без знания современных информационных технологий, умения эффективно использовать их в профессиональной деятельности и в быту. Развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на жизнь общества, создание новых видов коммуникаций, развитие общественного сознания и культуру. Неотъемлемой составляющей общей культуры современного человека должна стать цифровая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

УДК 008:002

Федосова О.А.

канд. пед. наук, доцент, Соколина Е.Н. старший преподаватель ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России

Г. Рязань, РФ

О ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Аннотация

Жизнь в цифровом мире невозможна без знания современных информационных технологий, умения эффективно использовать их в профессиональной деятельности и в быту. Развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на жизнь общества, создание новых видов коммуникаций, развитие общественного сознания и культуру. Неотъемлемой составляющей общей культуры современного человека должна стать цифровая культура.

Ключевые слова

Цифровая культура, информационные технологии, информация, цифровая этика, электронная переписка, сетевой этикет.

В настоящее время в развитых странах активно идут процессы цифровизации всех аспектов общественной жизни. В Российской Федерации курс на цифровизацию взят еще в 2017 году. Выступая на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г., президент РФ В.В. Путин сказал: «Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний».

На сегодняшний день нет однозначного научного определения понятия «цифровая культура». В современных научных исследованиях приводятся различные толкования этого термина. Очевидно, цифровая культура, как составляющая общей культуры, содержит систему ценностных ориентиров, характерных для общества в период его цифровой трансформации. Так в исследовании, проведенном специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации «Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления» дается следующее определение: «Цифровая культура - система ценностей, установок, норм и правил поведения» [1].

Нам представляется наиболее полным следующая трактовка этого понятия: «Цифровая культура -набор принципов и компетенций, характеризующих преимущественное использование информационно-коммуникационных цифровых технологий для взаимодействия с обществом и решения задач в профессиональной деятельности» [2]. Специалистом является человек, который обладает, знает, как использовать инструменты, предлагаемые нам современными информационными технологиями, вне зависимости от того, имеет ли он профильное образование в области IT.

Информационные технологии проникли во все сферы жизни человека. Будущее за Интернетом вещей, распределенными сетями, автоматизацией и экономикой роботов. Информации становится все больше и больше, и обработка данных может помочь в создании лучших социальных сервисов и повсеместному внедрению инноваций. Большая доля общения, как делового, так и личного, происходит в сети, что определяет особенности мышления и поведения поколения.

Практически в любых сферах деятельности мы сталкиваемся с необходимостью хранить, искать и анализировать большие объемы информации. Чтобы грамотно использовать информацию и получать осмысленные результаты, нужна цифровая культура. То есть человек, обладая знаниями в этой области,

понимает, какие алгоритмы подходят для обработки и анализа данных, какие задачи можно ставить в области данных, какие технологии подходят для решения этих задач и каким результатам можно доверять.

При этом цифровая культура сегодня нужна абсолютно всем специалистам, как в технических, так и в гуманитарных профессиональных областях. Статистический анализ и обработка больших данных важны в любой работе. От специалистов в области коммуникации требуются навыки работы с графическими редакторами, системами CMS, HTML-разметкой и другими цифровыми инструментами. Филологу нужно уметь анализировать тексты, биоинформатику - обрабатывать последовательности ДНК. Без знаний в области цифровой культуры уже невозможно стать востребованным специалистом практически в любой профессии.

Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы - это проявления информационной культуры современного человека. Цифровая культура является частью информационной культуры. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в цифровом поведении человека: в навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; в знании особенностей информационных потоков в своей профессиональной деятельности. На рис.1 представлена структура базовых ценностей и принципов цифровой культуры.

коммуникация - широкое использование цифровых каналов для взаимодействия

данные - принятие решений на основе анализа цифровых данных

Рисунок 1 - Структура базовых ценностей и принципов цифровой культуры

Для учебных заведений социальным заказом общества следует считать обеспечение высокого уровня цифровой культуры студента. В процессе развития цифровой культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления необходимо уделить внимание информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Список использованной литературы:

1. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под редакцией Шклярук М.С., Гаркуши Н.С.; РАНХиГС, 2020, URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/cm (Дата обращения: 17.01.2022)

2. KMDA: Цифровая трансформация, консалтинг, стратегии, технологии. Что такое цифровая культура? / URL: https://komanda-a.pro/blog/digital_culture (Дата обращения: 17.01.2022)

© Федосова О.А., Соколина Е.Н., 2022

Структура базовых ценностей и принципов цифровой культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.