Научная статья на тему 'О ценностях воспитания'

О ценностях воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВЗРОСЛЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ценностях воспитания»



ИГТОРИЯ_

и ТЕОРИЯ

О ценностях воспитания

Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,

учитель средней школы, г. Хабаровск

1 Воспитание — процесс целенаправленного влияния на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания, М.: Новая школа, 1996. С. 10.

• воспитание • взросление • самостоятельность • ответственность • волевое поведение

• рефлексия

Всем нам известен старый народный афоризм: «Как учить и как лечить, у нас знают все». На медицинском аспекте этого афоризма останавливаться не буду, не наша сфера, а вот относительно того как учить и уж тем более как воспитывать много разного и от разных людей слышал. Пожалуй, только ленивый не ругал наше образование и не поучал учителей, как им учить и воспитывать детей. И сегодня не только в нашем несчастном постоянно реформируемом отечественном образовании, но и в главных ячейках общества — семьях, из которых в наши педагогические руки приходят дети, порой видишь такое, что оторопь берёт.

Сегодня уже весьма очевидным является тот факт, что всё наше образование семимильными шагами движется в сторону рафинированного обучения. Но несмотря на это, всё же вспомним, что образование включает в себя два неотъемлемых компонента: воспитание и обучение. В этой статье мы затронем некоторые принципиальные вопросы воспитания. Воспитание — это очень сложный, долгий и кропотливый, а часто и вовсе не безоблачный процесс, в котором факторов успеха слишком много. И не бывает такого, чтобы какое-то одно волшебное средство позволило получить желаемый результат. Именно от воспитания зависит, какие мотивы будут управлять человеком, какие ценностные установки будут регулировать его поведение, его отношение к людям, к своей стране, к способу заработка и своему труду, к своим родителям, к своим детям1, а не от того, насколько хорошо выпускник школы решает тесты ЕГЭ.

Наше время существенно отличается от того времени, в котором мы жили прежде. В призна-

-е-

ках нашего времени есть и положительное, а есть и то, что огорчает, например, отсутствие национальной идеи. Вот уже более двадцати лет её пытаются найти и пока найти её не получается. А если нет национальной идеи, то и нет педагогических ориентиров в воспитании детей.

Попытки реформаторов возвести в разряд доминирующих ценностей общества такие категории, как конкурентоспособность, успешность, предприимчивость, у многих людей вызывают серьёзные опасения. В современном толковании конкурентоспособный— значит, ориентированный на социальный успех, на более престижное и высокооплачиваемое место работы. Но тогда возникает вопрос: если это национальная ценность, то кто тогда должен дома строить, обеды готовить, детей воспитывать и выполнять множество других общественно значимых функций, в которых ценность конкурентоспособности является весьма сомнительной? Конкурентоспособность — ценность весьма специфическая. То, что является благом в экономике, не может автоматически стать благом в социальной жизни.

Успешный в незрелом подростковом восприятии — тот, кто может предъявить своему окружению атрибуты успешности (дорогая машина, квартира или дом в престижном районе и пр.), и тот, кто занят в деятельности, доходы от которой не позволяют предъявить эти атрибуты, априори считается неудачником2. Заигравшись с термином «успешность», как-то совершенно забыли про цену этого самого успеха, его нравственную сторону. Ведь к своему личному успеху можно идти по головам других людей,

не считаясь ни с чем. ^

А быть предприимчивым? Требование времени? Но покупать выполненные домашние задания у одноклассников — это тоже быть предприимчивым.

Безусловно, подобные лозунги, декларирующие эти и им подобные псевдоценности, являются не просто тупиковыми, а губительными. И педагоги-практики, не позволившие себя втянуть в подобные «инновации», понимая это, данные лозунги игнорируют и продолжают строить свою воспитательную работу в той системе координат, в которой росли сами.

В обсуждении ценностного поля воспитания детей предлагаю осмыслить желаемый результат взросления ребёнка, который должен быть получен к окончанию официального детства — завершению школьного периода его жизни. Это необходимо для понимания выстраивания путей психолого-педагогического сопровождения весьма непростого процесса взросления.

Начнём с банального утверждения: все взрослые были детьми, все дети должны стать взрослыми. То есть в процессе своего эволюционного развития на протяжении официального детства3 ребёнок должен приобрести черты и способности, которыми необходимо обла- _

дать взрослому человеку. 2 К сожмешь тжое тоспрмтае ныне

выходит далеко за пределы подростково-Взрослый — это не возрастная категория. Под взрос- го возраста.

лым мы понимаем человека, готового к самостоятель- 3 Период до окончания средней школы.

Д.В. Верин-Галицкий. О ценностях воспитания

ной (независимой от родителей или опекунов) жизни, к самостоятельной трудовой деятельности, к решению возникающих проблем, к принятию ответственности за себя иза других людей, кпринятию роли мужа (жены), отца (матери). Ребёнок должен стать взрослым — это главное основание, и от него мы отталкиваемся в наших рассуждениях, а взросление принимаем как главный процесс детства и его смысл.

О взрослых чертах характера и способностях

Невозможно объять необъятного. Можно представить большой список черт характера, которые мы хотели бы привить нашим детям. Но пожелав многого, можно не получить ничего (вспомним пример с идеалом гармонично развитой личности советской школы — идеал сделали целью образования в стране на пути к коммунизму, а цель оказалась очень неконкретной, практически недостижимой, хотя и была весьма привлекательной). Поэтому необходимо выделять главное, понятное, вполне приземлённое. Имея небольшой набор базовых черт и способностей, проще выстраивать методы их формирования.

Что мы отнесём к таким главным составляющим (конструктам) взрослого человека? Самостоятельность и ответственность (черты характера), способность к волевому поведению и способность к рефлексии. Этот набор черт и способностей взрослого человека — вне политики, вне какого-то конкретного социального устройства. Да разве кто посмеет сказать, ^ что ребёнок не должен становиться самостоятельным и ответственным? Или что он должен быть безвольным и неспособным к анализу своих поступков, своей жизни и всего происходящего вокруг? И если самостоятельность и ответственность в данной модели базовых конструктов взрослого не вызывают каких либо вопросов (взрослый априори должен быть самостоятельным в своих мыслях и поступках, а также ответственным за свои поступки), то выбор таких конструктов, как способность к волевому поведению и способность к рефлексии, стоит объяснить.

Взрослый не только должен уметь добиваться поставленных целей, не пасовать перед трудностями, не сворачивать в сторону как под влиянием внешних сил, так и под влиянием своей слабости, своего неумения, своих страхов, но он ещё должен иметь потенциал жизненной устойчивости, чтобы не ломаться в тяжёлых ситуациях, которые нет-нет, да и случаются. И то, и другое — это проявление воли, а воля — это один из очень важных механизмов управления нашей жизнью. Поэтому волю надо воспитывать, и желательно с младенческого возраста.

«Ребёнку необходимо преодолевать объективно возникающие на разных этапах онтогенеза преграды, естественные барьеры»4. Преодоление этих преград и естественных барьеров есть не что иное, как инструмент фор-

мирования способности к волевому поведению. Пре-

4 фелъдштейн Д.И. Психология пятствия на жизненном пути ребёнка не должны вос-

взросления. М.: «^шта» 1999. С 185. приниматься им как искусственно созданные или

о

игровые. Они должны быть частью его жизни, и тогда это преодоление действительно будет иметь для него смысл. Поэтому развитие воли в трудовых усилиях, в преодолении трудностей самого различного характера (в спорте, в походах, в занятиях музыкой и пр.) в воспитании будущего взрослого играет очень важную роль.

Воля отвечает за то, как человек будет распоряжаться своей жизнью (ведь «первоочередная задача воли — выжить»5) и как его личная жизнь будет влиять на жизнь окружающих его людей («развитие нравственных стремлений связано с развитием воли»6). Нравственностьиволявзрослого человека взаимозависимы: от воли зависит устойчивость поведения всоот-ветствии с нравственными установками, а нравственность управляет содержанием волевого поведения7.

Для понимания необходимости формирования рефлексивной способности начнём издалека. Поведением и поступками человека управляют внешние и внутренние регуляторы, которые и направляют поведение и поступки по тому или иному пути.

Внешние регуляторы поведения — мораль, религия, нормы поведения принятые в обществе. Они являются ориентирами, отправными точками, но если положения внешних регуляторов личностно не будут приняты, то регуляторами поведения они не станут, хотя декларативно и будут обозначены.

Внутренние регуляторы поведения — личностно принятые нравственные установки8, рефлексия, совесть.

Изобразим схематически внутренние регуляторы, покажем их взаимозависимости и опишем их.

-е-

Формирование нравственных установок имеет несколько путей, отметим основные для детского и подросткового возрастов.

• В раннем возрасте и примерно до 10—11 лет нравственные установки ребёнка формируются через оценочные суждения значимых взрослых.

• В подростковом возрасте происходит осмысление вербально принятых установок, формируется личное отношение к нравственным категориям и нормам по-

5 Чалидзе В. Иерархический человек. М.: «Терра», 1991. С. 27.

6 Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // «Вестник воспитания», 1896. http://ushinskiy.ru/jspui/han-<11е/123456789/138.

7 Более подробно о взаимозависимости воли и нравственности см.: Верин-Га-лицкийД.В. «О нравственном воспитании». Журнал «Социальная педагогика». 2012. № 3. С. 119-125.

8 Из всех установок (мировоззренческих, поведенческих и пр.) системообразующими в поведении человека являются нравственные установки.

Д.В. Верин-Галицкий. О ценностях воспитания

ведения — установки приобретают более зрелый характер. Особое место в этом процессе занимает совместная длительная во времени детская деятельность, в которой в проживании множества ситуаций и проявляются ценности и нормы, наполняясь личностным смыслом.

• У верующих всех возрастов нравственные установки формируются через религиозные заповеди в аксиоматической форме.

На формирование установок важную роль может оказывать контекст среды, в которой протекает жизнедеятельность ребёнка, а также другие факторы (литература, кинематограф и пр.).

В современном мире, наполненном информационной агрессией, быстрой сменяемостью событий, вечным страхом у людей «что-то не успеть», проблема развития рефлексивных способностей очень актуальна: надо останавливаться, приводить мысли в порядок, охватывать нужное-ненужное и избавляться от ненужного. Увлечение же гонкой современности может увести туда, откуда уже не выбраться.

Подросток воспринимает мир «здесь и сейчас», а не через призму своего жизненного опыта. Ведь в подростковый период происходит накопление этого опыта, это время проб и ошибок, время набивания шишек и синяков, время, которое имеет свою скорость протекания. Формирование подросткового опыта, нравственных установок происходит под влиянием очень большого количества факторов и агентов среды, в которой протекает его жизнедеятельность. В силу только формирующегося опыта он пока не обладает «взрослой» способностью фильтрации этих влияний, которые обрушиваются на него сильнейшим потоком.

Рефлексия как способность человека к анализу и осмыслению своих поступков, произошедших жизненных ситуаций, окружающего мира является основанием грамотного проектирования своего поведения, своей жизни. Рефлексия является одним из очень важных регуляторов поведения человека, и в качестве этого регулятора возникает лишь на основе накопленного жизненного опыта, развитости интеллектуальной сферы, личностных установок. Рефлексия — это фильтр, который пропускает из внешней среды различные виды влияний, позволяет принимать нужное и отсекать ненужное, а в нужное время заставляет останавливаться. «Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку... человек без тормоза — это испорченная машина» (А.С. Макаренко). Сформированная у человека способность к рефлексии выполняет функцию защиты.

Отметим, что можно быть вполне рефлексирующим, но при соответствующем векторе нравственных установок совершать весьма циничные поступки по отношению к другим людям. В процессе рефлексии у человека могут формироваться новые нравственные установки. То есть от установок зависит характер рефлексии, но и результатом рефлексии могут быть установки. Поэтому важно процессы принятия ребёнком установок и развития его рефлексивности вести параллельно.

о

Высшим регулятором поведения является совесть, которая определяет, как человек может позволить себе поступать в отношении других людей. Совесть даёт команду поступать так, а не иначе. Совесть — это механизм внутренней оценки своих поступков в соответствии с личностными нравственными установками. То есть внутренняя направленность совести определяет внешний вектор нравственности человека9.

Совесть как регулятор поведения — это очень сложная конструкция. На её формирование влияет множество факторов, и невозможно вычленить один из них, доминирующий в развитии совести, которому следует уделять особое педагогическое внимание.

Какой бы заманчивой ни казалась идея воспитания совести, прямо ставить эту задачу и педагогически её реализовывать нельзя. Это приведёт к опошлению самой категории «совесть». Но совесть как регулятор управления поведением человека зависит от личностных нравственных установок и развитости рефлексивной способности человека, и это вполне очевидно. При этом установки можно формировать, а способность к рефлексии развивать, что совершенно естественным образом скажется на развитии совести ребёнка.

Стоит отметить, что в известных педагогических системах А.С. Макаренко и И.П. Иванова воспитанию самостоятельности, ответственности, развитию воли и рефлексивной способности отводилось весьма достойное место.

Детство очень быстротечно. Но отпечаток на будущей жизни оставляет весьма ощутимый. Если в детстве не сформировать те взрослые черты характера и способности, о которых мы говорим, а также не сформировать у ребёнка нравственные установки и адекватное понимание взрослости10, то выйдя за порог школы, это будет сделать весьма затруднительно, а может быть, и невозможно. Поэтому очень важно успевать делать всё своевременно.

-е-

9 «Совесть» категория внутринаправленная — «от себя — к себе». Нравственность имеет внешнюю направленность — «от себя — к людям».

10 Неадекватное понимание взрослости: употребление спиртных напитков, курение, вседозволенность и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.