Научная статья на тему 'О ценах, платежеспособности и доходах, или как спасти российскую экономику'

О ценах, платежеспособности и доходах, или как спасти российскую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ценах, платежеспособности и доходах, или как спасти российскую экономику»

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Р.И.Нигматулин

О ЦЕНАХ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ДОХОДАХ, ИЛИ КАК СПАСТИ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Нигматулин Роберт Искандерович - академик РАН,

Председатель президиума Уфимского научного центра РАН.

Для российской экономики огромное значение имеют три макроэкономические проблемы: перспектива цен на энергоносители; установление сбалансированных тарифов, покрывающих издержки производства; проблема сбалансированности экономики и спасения отечественного производства.

Проблема первая. Как будут меняться цены на нефть? Время от времени нас предупреждают, что нефть подешевеет и нужно копить стабилизационный фонд. Но анализ имеющихся нефтяных ресурсов в осваиваемых глубинах с учетом возможностей современных технологий поиска и добычи показывает, что мир приближается к периоду, когда мировая добыча нефти будет сокращаться. Этот вывод следует из большинства сценариев, которые сейчас разрабатываются, в том числе американскими специалистами. А Россия подойдет к падению добычи нефти даже на несколько лет раньше, чем мир в целом. В то же время потребность в нефти сейчас резко возрастает в связи с бурной индустриализацией Китая и Индии. Население этих стран равно населению «пяти Европ». Китай уже стал вторым потребителем нефти в мире, расходуя 300 млн. т в год. Россия добывает 470 млн. т в год (3,2 т на душу), потребляя менее 140 млн. т в год (примерно 0,9 т на душу), а остальные 330 млн. т (2,3 т на душу) вывозит. Индустриальные страны Европы, Япония, Южная Корея потребляют 2,2 т на душу в год. Большинство названных стран всю эту нефть импортируют и платят 450-500 долл. за тонну, хотя себестоимость (издержки) ее производства составляет менее 100 долл. за тонну. Почти столько же 15 лет тому назад потребляла индустриальная Россия (2 т на душу в год). Падение потребления нефти свидетельствует о том, что в России произошла обвальная деиндустриализация.

Надвигающееся падение мировой добычи нефти и быстрый рост потребности в нефти Китая и Индии приводят к важному выводу: цена нефти на мировом рынке будет расти. А это значит, что мы должны вывозить столько нефти и газа, сколько необходимо, чтобы обеспечить импорт товаров (45 млрд. долл.) и

____________ ________ ______ о ценах, платежеспособности и доходах,

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА или как спасти российскую экономик»

оплату долгов (около 15 млрд. долл.). Для этого достаточно экспортировать 100-120 млн. т нефти вместо нынешних 330 млн. Нефть - самый надежный, высоколиквидный и дорожающий ресурс, и нет смысла конвертировать дорожающую нефть в дешевеющие доллары.

Ожидаемое падение мировой добычи нефти - это переломный период в истории; при свободном рынке нефтяными ресурсами будут обладать те страны и производители, которые наиболее эффективно используют их. Между тем эффективность использования нефти у нас низка, и мы рискуем потерять многие производственные возможности на собственной территории, так как при свободном перемещении капиталов и ресурсов Китай и юго-восток Азии обладают колоссальными преимуществами для получения инвестиций и энергоресурсов. Сегодня нефтегазовым компаниям России выгоднее вывозить нефть и газ на экспорт, чем снабжать отечественные производства и отечественных потребителей. В отличие от Китая и стран Юго-Восточной Азии, ориентированных на экспорт, российский производитель должен ориентироваться на внутренний рынок. Это, в свою очередь, означает, что для России особенно важно поднимать платежеспособность населения, более активно защищаться от избыточного импорта товаров и избыточного экспорта сырья.

Проблема вторая. У нас часто повторяют, что ВВП России растет быстрыми темпами и многих это успокаивает. Но чтобы заострить внимание на пагубности нынешнего экономического курса, следует со всей резкостью подчеркнуть: мы потеряли машиностроение и все производство товаров с высокой долей трудовых затрат. У нас работают сырьевые и полусырьевые отрасли: нефтедобыча, нефтепереработка, производство металлов, некоторые производства по их обслуживанию и те экономические сферы, которые занимаются экспортом сырья и импортом товаров потребления. Вот лишь некоторые примеры. Россия выпускала 125 гражданских самолетов в год, а сейчас мы выпускаем 5-6 штук и больше уже не в состоянии. Мы почти не шьем одежду, мало производим станков, электротехнических и радиотехнических товаров, в 20 раз сократили производство энергетического оборудования и мн. др. Сейчас уже дело не только в том, что нет покупательского спроса - рабочие ушли с заводов и никогда туда не вернутся. В строительном комплексе атомной промышленности было 76 тыс. рабочих, сейчас осталось всего 5 тыс. Выпускники авиационных университетов, в частности, в Уфе, Москве, Самаре, практически не идут работать в авиационную промышленность, которая многократно сократилась. Можно сказать, ее почти нет. В Уфе есть завод авиационных моторов (производит моторы для военных самолетов). Он сократил производство в 30 раз. В Уфе закрылся химический комбинат. Сейчас единственный химический завод там - это опытный завод Академии наук, на котором работают 200 человек. В десятки раз сократилось сельскохозяйственное машиностроение. Гибнет сель-

о ценах, платежеспособности и доходах, „ ____ „

или как спасти российскую экономику РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

ское хозяйство под успокоительные речи политиков о грядущих инвестициях и хороших темпах роста ВВП. Теперь, чтобы восстановить производство, необходимо будет заною восстанавливать рабочий класс, т.е. обучить юношей в ПТУ.

Проблема третья. Экономика должна быть сбалансированной. Балансов в экономике много, но главные балансы, которые мы должны учитывать и которые должен знать каждый гражданин - это балансы трех макроэкономических компонентов.

Первый компонент - издержки производства. Второй - цена. Для сбалансированности и рентабельности цена должна быть примерно на 10% выше издержек производства. Третий компонент - оплата труда, или заработная плата. Она должна быть сбалансирована с ценами так, чтобы, во-первых, фонда зарплаты хватило выкупить все произведенные товары, во-вторых, чтобы в фонде зарплаты не было избытка, который приводил к дефициту товаров и услуг (это имело место в последние 20 лет советской власти). Сейчас у нас аномально занижены заработные платы. Так, доля зарплаты в транспортных расходах у нас составляет 20%, в других странах - 50%. Таким образом, доля заработной платы в транспортных издержках в России занижена в 2,5 раза. Так же обстоит дело в сельском хозяйстве и большинстве отраслей производства. Доля зарплаты в ВВП у нас занижена в два раза. Утверждается, что, если ее поднять, возникнет инфляции. Так ли это?

Заработная плата основной части населения настолько занижена, что она давит на цены жизнеобеспечивающих товаров и услуг (хлеб, услуги ЖКХ, электричество, тепло и транспорт). Это давление так сильно, что цены на товары и услуги указанных отраслей стали ниже, чем издержки. Все производственники жалуются на недофинансирование, из-за чего не происходит в необходимой мере обновления основных фондов. На это жалуются и сельские труженики, и работники ЖКХ, и энергетики, и, наконец, транспортники. Эти четыре главные жизнеобеспечивающие отрасли экономики особенно сильно страдают от недофинансирования из-за аномально заниженной заработной платы всех трудящихся, которые пользуются товарами и услугами этих отраслей. Недофинансирование угнетает экономику и раздирает страну, так как потребитель - рабочий, учитель, врач - негодует из-за роста цен. Партии левой ориентации требуют, чтобы, например, квартплата не превышала 10% доходов семьи, чтобы не дорожали хлеб, тепло, электричество, услуги транспорта. Но это усугубляет недофинансирование жизнеобеспечивающих отраслей и трудящихся, работающих в этих отраслях. Возникают дисбаланс и внутреннее противоречие, которые разрушают производство подобно тому, как несбалансированный ротор, вращаясь, разрушает машину. Чтобы спасти производства, надо сбалансировать экономику, подняв платежеспособность населения и сделав его способным платить сбалансированные цены, покрывающие производственные издержки.

л____________„„„ Г. . . о ценах, платежеспособности и доходах,

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА или как спасти российскую экономику

В России самый дешевый хлеб - менее 20 руб. за кг, что равно стоимости одного литра бензина. И большинство населения больше заплатить не может. В других странах (со сбалансированной экономикой) хлеб стоит 3 долл. за кг, что равно стоимости четырех литров бензина. При таких ценах, как у нас, аграрный сектор обеспечивать свое производство не может. В Европе, Америке и Японии плата за метро или автобус составляет 2 долл. (3 литра бензина); в России люди едва могут платить 15 руб. (менее 1 литра бензина). Транспортник, таким образом, не может компенсировать износ техники, получать нормальную зарплату. Весь мир платит за киловатт-час электроэнергии дома и на производстве 0,1 долл.; мы платим около 1 руб., или 0,03-0,04 долл. И хотя это недофинансирование отчасти (только отчасти) для внутреннего потребителя компенсируется заниженной стоимостью газа - основного топлива в нашей электроэнергетике, но из-за заниженной (несбалансированной) цены на электроэнергию у нас не строятся и не обновляются электростанции. А это грозит авариями и энергетическим голодом в стране с холодным климатом.

То же самое происходит в ЖКХ. Нет стран, где за квартиру платили бы 50 долл. в месяц, везде платят 300-400 долл. Мы ругаем бесхозяйственность в ЖКХ (часто справедливо), но даже если мы наведем идеальный порядок в ЖКХ, оно не сможет содержать наше жилье за 50-100 долл. в месяц. Жилье будет разрушаться.

Из всего сказанного следует, что нужно четко представлять, сколько стоит по минимуму наше жизнеобеспечение по сбалансированным ценам, т.е. по ценам, покрывающим затраты жизнеобеспечивающих производств. Подобно тому как энергетик знает, сколько нужно топлива, чтобы получить 1 киловатт-час электроэнергии, так же и правительство должно знать, сколько стоит минимальное обеспечение жизни по сбалансированным ценам. Правительство и общество должны понимать, что зарплата - не только плата за труд, но и главный источник инвестиций для компенсации износа средств производства и его модернизации. Подчеркиваю, именно сбалансированная зарплата, а не кредиты.

Главный инвестор экономики - народ, получающий сбалансированную зарплату, т.е. достаточную, чтобы оплачивать жизнеобеспечивающие товары и услуги по сбалансированным (покрывающим издержки производства) ценам. Расчет минимальных затрат на поддержание современной жизни показывает, что минимальная зарплата, способная оплачивать по сбалансированным ценам питание, поддержание жилья, тепло, электричество и транспорт, равно стоимости 1000 литров бензина, что при нынешних ценах на бензин равно 17 тыс. руб. или 600 долл. в месяц. При этом цены на хлеб должны быть такими, чтобы на указанную минимальную зарплату можно было купить 250 кг хлеба.

Указанная минимальная зарплата нынешним правительственным стратегам кажется нереальной. Однако и теория, и мировая практика свидетельствуют:

о ценах, платежеспособности и доходах, ____ „

или как спасти российскую экономику РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

как невозможен вечный двигатель, так невозможна и самоподдерживающаяся, не разрушающаяся экономика с зарплатами ниже указанной. Кстати, в индустриальных странах Европы, в США и Канаде минимальная зарплата составляет 1000-1500 долл. в месяц, что равно стоимости 1500 литров бензина или 400 кг хлеба.

Таким образом, для того чтобы спасти транспорт, сельское хозяйство, ЖКХ, энергетику, чтобы преодолеть заниженные тарифы и недофинансирование, нужно поднять долю оплаты труда в валовом внутреннем продукте (ВВП). Сделать это можно только за счет сокращения сверхдоходов очень богатых, получаемых главным образом за счет экспорта природных ресурсов и присвоения природной ренты. Не предлагаю разорять мультимиллионеров, но уровень их доходов, которые выводятся из отечественной экономики или тратятся на роскошь, неподъемен для страны. Мы живем как неразумная семья, которая все заработанное отдает одному ребенку, а родителям и остальным детям не хватает даже на пропитание. Ни в одной стране с благополучной экономикой нет такого де-цильного коэффициента, равного отношению доходов 10% населения, получающих наибольшие доходы, к 10% населения, получающих наименьшие доходы. У нас он официально равен 15, а по уточненным оценкам ученых даже 35. В странах с нормальной экономикой он не превышает 5-6. Там знают, что если децильный коэффициент больше 8, то это вызывает не только социальные проблемы, но и разрушение экономики. Избыток сверхдоходов, сосредоточенный в руках 3% населения, должен быть переведен в зарплату для того, чтобы компенсировать необходимое повышение цен на транспортные услуги, на продукты сельского хозяйства, на услуги жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, чтобы сбалансировать издержки производства, в том числе на оплату труда в этих отраслях.

Только так можно сбалансировать экономику и создать условия для экономического роста в нашей стране. Других способов нет. Я настаиваю на том, что килограмм хлеба должен стоить столько же, сколько стоят 4 литра бензина. Если бензин, как сейчас, стоит 17 руб., или 0,6 долл. за литр, то хлеб должен стоить около 2,5 долл. или 70 руб. за килограмм. Для того чтобы хлеб стал дешевле, надо сделать дешевле бензин, тем более, что по издержкам на его производство стоимость бензина можно довести до 10 руб. за литр. Для этого необходимо сократить (нормализовать) прибыль с бензина на внутреннем рынке, минимизировать налоги с производителей и поставщиков бензина, контролировать издержки на его производство. Все это делается во всех развитых странах. Тогда хлеб может стоить 40 руб. за кг, а минимальная зарплата составлять 10 тыс. руб. в месяц.

В прошлом году правительство проводило монетизацию некоторых услуг и товаров. Оно оценило ее в 150 млрд. руб. в год. Это ничтожная сумма, и

™ . о ЦЕНАХ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ДОХОДАХ,

РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА или как спасти российскую экономику

больше у правительства денег нет, потому что оно «не смеет» перераспределить сверхдоходы. А реальная монетизация, способная сбалансировать экономику, требует 2000 млрд., т.е. 2 трлн. руб. Эти 2 трлн. руб. в экономике России есть, руководству государства нужна лишь политическая воля для того, чтобы их перевести в заработные платы трудящихся, которые смогли бы оплачивать равновесные, или как мы говорим, сбалансированные цены. Тогда эти 2 трлн. руб. станут инвестициями в жизнеобеспечивающие отрасли. Такова основная идея спасения экономики и ее инвестирования. Для реализации этой идеи нужен совершенно другой социально-экономический курс, другая налоговая политика. Конечно, не должно быть скачков цен и изменений действующих правил, но преобразования надо проводить решительно, ясно осознавая необходимость сбалансированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.