УДК 621.31+338.5 (470+571) Г.П. Кутовой1
О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ПРОДОЛЖЕНИЯ РЕФОРМ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены ключевые проблемы функционирования российской электроэнергетики и рынка электрической энергии, основные цели и задачи реформирования отрасли на современном и перспективном этапе развития, что в конечном итоге должно привести к снижению тарифов на электроэнергию для потребителей. Представлены основные положения разработанной Концепции интеллектуальной энергетической системы России.
Ключевые слова: электроэнергетика, реформа, ценообразование на электроэнергию, интеллектуальная энергетическая система России (ИЭСР).
Начиная с 1992 г. в нашей стране реализован большой комплекс мер по реформированию электроэнергетики и формированию конкурентного рынка оборота электроэнергии (мощности).
Много сделано по реструктуризации, приватизации и реформированию энергетического комплекса нашей страны с переводом его на рыночные формы хозяйствования. Принято более полутора сотен законодательных актов по упорядочению положений и правил работы энергетических компаний в рыночной среде, и за 25 лет реформ накопился уже определенный опыт работы с потребителями энергоресурсов и услуг энергокомпаний.
Но реформа за 25 лет не получила своего логического завершения - остановилась перед решением самой главной задачи всех ранее предпринятых усилий. Создается впечатление, что мы забыли целевые задачи реформ в электроэнергетике: реструктуризация, приватизация, либерализованный рынок электроэнергии, частные, включая иностранные, инвестиции в развитие энергетических мощностей, усиление на этой базе конкуренции и снижение тарифов на электроэнергию для потребителей.
Последняя целевая задача должна быть венцом, конечным результатом реформы, а мы пока видим совершенно противоположный результат. Цены и тарифы постоянно только растут и
сегодня уже этот процесс не удается остановить лишь потому, что конкуренция производителей за договора с потребителями, о которой так много и долго говорили реформаторы, не работает. За эти 25 лет постсоветского реформирования электроэнергетики наша экономика по стране в целом не увеличила полезное электропотребление ни на 1 кВтч, но при этом, благодаря усилиям правительства, а не рыночным механизмам, установленная мощность электростанций увеличилась настолько, что стали уже ненужными (сверх необходимых резервов) свыше 30 млн кВт генерации, увеличились удельные расходы топлива на производство электроэнергии, снизилась загрузка установленных мощностей как в генерации, так и в электросетевом хозяйстве, возросли потери электроэнергии на ее передачу, существенно возросла численность производственного персонала в отрасли, увеличилась удельная стоимость строительства энергетических объектов по сравнению не только с дореформенным периодом, но и с аналогами строительства энергообъектов в ведущих зарубежных энергетических компаниях.
В итоге по всем технико-экономическим показателям отрасль за 25 лет ухудшила свое состояние, что, естественно, излишне обременило реальный сектор экономики ценами (тарифами) на электроэнергию, по оценке экспертов, не менее чем на 550 млрд рублей в год, в том числе
1 Георгий Петрович Кутовой - научный руководитель Центра экономических методов управления в энергетике Корпоративного образовательного и научного центра ЕЭС (НП «КОНЦ ЕЭС»), д.э.н., к.т.н., академик РАЕН, профессор, e-mail: GKutovoy@inbox.ru
только за счет перекрестного субсидирования населения и приравненных к ним группам потребителей почти на 300 млрд рублей [1]. Это как раз те финансовые ресурсы, которые уже сегодня можно и нужно направить на реальную поддержку промышленного сектора для реализации его инновационной перестройки и развития, так как отрасль ценами на энергоресурсы тормозит инновационное импортозамещение и развитие промышленности, снижает ее конкурентоспособность.
Как при этом не вспомнить крылатое выражение В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда...». Так вот, вечно актуальный российские вопрос - «кто виноват и что делать?» нам сегодня следует рассмотреть только во второй его части. Что сегодня нужно сделать, чтобы существенно уменьшить ценовое давление энергетики на промышленный сектор экономики и в энергообеспечении и энергоснабжении потребителей наступил баланс экономических интересов как производителей, так и потребителей энергоресурсов при обеспечении их законных прав на свободу предпринимательства?
Необходимо попытаться найти рациональные ответы для того, чтобы продолжить остановившиеся реформы в электроэнергетике и предложить должностным лицам, принимающим решения, рекомендации по механизмам здоровой конкуренции с участием не только производителей, но, что самое главное, с реальным участием в этих механизмах потребителей энергоресурсов для эффективной мотивации производителей на снижение своих производственных затрат.
Представляется, что решение такой системно сложной задачи в создавшихся к настоящему времени условиях потребует участия высококвалифицированных экспертов как со стороны отраслевых компаний, так и, что является определяющим, со стороны промышленных предприятий и независимых экспертов со стороны научных организаций. Необходимо исключить ситуацию, когда эксперты отраслевых энергетических компаний могли бы продолжить совершенствовать «рыночные механизмы» и соответствующую нормативно-правовую базу «под себя», то есть для продолжения практики выкачивания финансовых ресурсов из промышленного сектора экономики под лукавым лозунгом
опережающего (чего и зачем?) развития электроэнергетики.
Большинству аналитикам сегодня понятно, что оставаться в таком состоянии нельзя, так как сформированная к настоящему времени моноцентричная торговая система оптового рынка электроэнергии (мощности) с выводом на оптовый рынок практически всех ТЭЦ и соответствующее этой структуре ценообразование исказили ценообразование и мотивацию предпринимательства как в самой отрасли, так и в системе электро- и теплоснабжения промышленных предприятий. Это обусловило деградацию существующей системы централизованного энергоснабжения на базе комбинированного производства электро- и теплоэнергии со стихийным переходом к раздельному энергоснабжению с перерасходом топлива по сравнению с комбинированным производством электроэнергии и тепла не менее чем на 30%.
Региональные рынки электроэнергии без региональной генерации так и не стали конкурентными торговыми площадками, что является одним самых главных препятствий для создания мультицентричной конкурентной среды в электроэнергетике. Представляется, что сегодня необходимо безотлагательное продолжение рыночных реформ в сфере обращения электроэнергии и теплоэнергии с новой парадигмой системы защиты экономических интересов потребителей энергоресурсов: на рынке всегда прав потребитель как самый заинтересованный заказчик на покупку товара по справедливой цене и при высоком его качестве.
Сегодня можно констатировать, что в настоящее время электроэнергетика России превратилась в сдерживающий фактор развития экономики, снижающий ее конкурентоспособность и, следовательно, она уже сегодня выступает сдерживающим фактором эффективности социально-экономического развития нашей страны. Поэтому главнейшая задача в этой области заключается в том, чтобы развернуть вектор рыночных реформ в энергетике, поставив в центр внимания всех преобразований в торговой системе экономические интересы промышленных потребителей и сельского хозяйства как материальной основы решения всех социально-экономических проблем общества.
Представляется, что заниматься «рыночной декорацией» неправильно выстроенных торговых отношений в электроэнергетике бессмысленно. Необходимо принять альтернативную парадигму рыночных отношений - рынок должен быть построен в интересах потребителей с адекватным учетом интересов субъектов электроэнергетики, в первую очередь на розничных рынках электро- и теплоэнергии, а оптовый рынок со своими энергоресурсами и стоимостью электроэнергии должен в каждом розничном рынке присутствовать в качестве конкурентного балансирующего поставщика.
Такой подход должен обеспечить максимум энергоэффективности и объективно учитывать мотивацию коммерческой деятельности всех заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности, а не только энергетиков.
Именно такие цели поставлены в разработанной в нашей стране Концепции интеллектуальной энергетической системы России (ИЭСР), разработка которой велась с 2010 г. и к настоящему времени этот проект уже приобретает статус национального проекта [2, 3]. Прежде всего следует отметить, что рассматриваемый документ представляет собой результат очень глубокой научной и профессионально-прикладной работы, в которой авторы предложили по новому выстроить торгово-экономические отношения в сфере оборота электроэнергии. В новой парадигме выстроить такую архитектуру взаимоотношений между субъектами рынков электроэнергии и мощности, функционирование и развитие которой должно быть подчинено интересам потребителей при их активном моти-вационном поведении на рынке энергоресурсов.
Эта новая парадигма построения коммерческих, технических, социальных и экологических отношений в электроэнергетике предусматривает решение взаимосвязанных по срокам и по содержанию подпрограмм исходя в первую очередь из необходимости повышения энергетической и экономической эффективности реального сектора экономики при оптимальном эффектив-
ном функционировании и развитии электроэнергетической системы как средства повышении эффективности всей экономики. Это значит, что необходимо как можно быстрее, с использованием уже сегодня доступных материальных, интеллектуальных и технических возможностей уйти от сложившейся неэффективной, сверхзатратной системы экономических отношений в энергетике, в которой практически игнорируются экономические интересы и законные права потребителей.2
В рассматриваемом документе совершенно справедливо перечислены внутренние проблемы функционирования энергетики в настоящее время и определены основные вызовы и драйверы перехода к интеллектуальной энергетике. Но вместе с тем перечень внутренних проблем функционирующей энергетики, приведенных в рассматриваемом документе, следовало бы дополнить [4] отсутствием:
- методики прогнозирования спроса на электроэнергию и мощность, основанной, в том числе на параметрах экономического развития страны;
- единой методологии технико-экономических обоснований и оценки экономической эффективности сооружения объектов электроэнергетики;
- системы определения и актуализации величины нормативного резерва генерирующих отраслей и запасов пропускной способности электросетевых объектов;
- методических рекомендаций по формированию схем и программ развития (СиПР) электроэнергетики субъектов РФ;
- взаимосвязи между принимаемыми решениями по выдаче технических условий (заключения договоров техприсоедине-ния) с СиПР ЕЭС и СиПР СРФ;
- координации между СиПР СРФ и схемами теплоснабжения городов (муниципальных образований) с СиПР ЕЭС.
2 Резервы генерации в ЕЭС составляют в настоящее время 80 ГВт вместо 20 ГВт по нормам советского периода, то есть с превышением в четыре раза, а в теплоснабжении установленная мощность всех теплоисточников превышает фактическую загрузку по теплу более чем в три раза. Если учесть, что для выдачи мощности электростанций и распределения их до потребителей были построены десятки тысяч километров линий электропередач при отсутствии адекватного вывода из работы (демонтажа) старого энергетического оборудования и сетей, то в условиях стагнации спроса на энергоресурсы приведенные факты явились основным фактором роста цен (тарифов).
Обоснования перехода от экстенсивного развития энергетики к интенсивному за счет средств и способов ее интеллектуализации не вызывает возражений. Основные функциональные свойства ИЭСР, перечисленные в экономическом (рыночном), технологическом и информационном контурах с адаптивной системой управления не вызывают возражений, кроме лишь того, что в рыночном контуре указанное «многообразие взаимосвязанных торговых площадок» представляется слишком общим выражением, так как думается более целесообразным вести речь об ОРЭМ и о превращении региональных энергетических рынков (РЭР) в действительно конкурентные рынки (площадки) с конкуренцией всех типов генерации, включая все коге-неративные электростанции и ВИЭ, выдающие свою энергию и мощность в распределительную электрическую сеть на территориях соответствующих субъектов РФ. Правила работы таких конкурентных РЭР, как торговых площадок, предстоит разработать фактически заново. При этом представляется целесообразным рассмотреть вариант создания таких конкурентных региональных рынков электроэнергии, в которых торговые операторы этих рынков были бы филиалами коммерческого оператора ОРЭМ. Это могло бы снять очень многие вопросы по согласованию совместной работы и отработке правил конкуренции поставок электроэнергии с ОРЭМа на каждый региональный рынок с учетом экономических и технических особенностей на каждом из них.
По перечню приоритетных областей развития ИЭСР до 2020 г. есть два замечания. Во-первых, предложение о развитии «умной сети» как базовой инфраструктуры ИЭСР поставить в качестве первоочередного мероприятия на шаг вперед относительно адекватного развития других субъектов энергетической системы для обеспечения их интеграции вызывает возражение. Принятие такого принципа требует серьезного обоснования, так как в условиях большой неопределенности с динамикой спроса на электроэнергию это связано с риском создания излишков в электросетевом хозяйстве, что в условиях стагнации спроса на электроэнергию дорого обойдется потребителю, так как будет обременять транспортный тариф на электроэнергию.
Работа в этой области, безусловно, должна быть постоянной, но нельзя слишком забегать вперед, чтобы не превратить этот процесс в банальное повышение стоимости электроэнергии для потребителя без явных для него экономических выгод.
Во-вторых, целесообразно обеспечить преимущественный подход к работам в первую очередь по активации потребителей как субъектов ИЭСР, чтобы они увидели реальную пользу для себя и стали драйверами преобразования сети в интеллектуальную сеть. Речь в данном случае идет об уже существующих потребителей, с которыми и нужно отрабатывать все механизмы мотивации для их нового статуса. Что же касается так называемых новых потребителей, которые обращаются с просьбами о технологическом доступе к сети, то для них уже сегодня необходимо разрабатывать такие технические условия доступа, в которых нужно прописывать требования по их оснащению всеми необходимыми устройствами автоматизации режимов электропотребления как активных субъектов ИЭСР. При этом представляется целесообразным разработать такой механизм привлечения адекватных финансовых ресурсов новых потребителей энергии в качестве инвесторов развития распределительных сетей, который бы обеспечивал электросетевую компанию необходимыми для ее развития финансовыми средствами, а потребитель - инвестор мог бы стать акционером сетевой компании или, при желании, продать купленные им ценные бумаги электросетевой компании (конвертируемые облигации или акции) на фондовом рынке, вернув деньги в свой профильный бизнес.
Поэтому представляется целесообразным в качестве первого приоритета в области развития ИЭСР принять «интеграцию потребителей в ИЭСР», поменяв ее в очередности с «умной сетью». Это предложение обосновывается тем, что развитие систем измерения, учета и управления нагрузкой у потребителя и соответствующих потребительских сервисов для обеспечения интеграции потребителя в ИЭСР является тем первым «кирпичиком», с которого нужно начинать строить всю структуру интеллектуальной системы. Именно успешное решение в первую очередь мотивации потребителя как актив-
ного участника рынка, а также успешная интеграция в ИЭСР распределенной генерации и микросетей, обеспечат успешный старт нового этапа реформ электроэнергетики.
Для того чтобы успешно реализовать ИЭСР как национальный проект представляется необходимым уже на стартовом этапе:
1. Образовать Координационный центр перспективного планирования и развития интеллектуальной энергетической системы России (КЦ ИЭСР) с правами и полномочиями принимать нормативные решения в рамках своих уставных полномочий, обязательные к исполнению всеми юридическим лицами, работающими в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики независимо от их организационного статуса и форм собственности.3
2. Разработать целевую программу инновационного переустройства, реконструкции и модернизации действующих электроэнергетических систем и централизованных систем теплоснабжения городов для вывода из энергобаланса устаревших фондов с установленной мощностью генерирующего оборудования не менее 40 ГВт в течение пяти лет с мерами, исключающими риски нарушения надежности электроснабжения потребителей.4
3. Разработать целевую программу инновационного переустройства, реконструкции и модернизации действующих систем теплоснаб-
жения городов на базе применения энергоустановок когенерации и тригенерации различного типа, включая ВИЭ, для вывода из энергобаланса устаревших фондов с установленной мощностью не менее 20-30% за пятилетний период.5
4. Образовать внебюджетный целевой фонд поддержки реализации национальной программы ИЭСР под патронажем Минэнерго России, Минэкономики России, Минфина России, Мин-прома России, ФАС России и КЦ ИЭСР за счет централизации сбора финансовых средств (например 0,01%) со стоимости каждой полезно потребленной единицы энергии.6
5. Реализация Национальной программы ИЭСР должна осуществляться на основе и в рамках реализации целевых программ (пп. 2, 3) как их технологическая основа и регламентироваться перманентно на пятилетний период.
6. Разработать проект Положения о конкурентных региональных рынках электроэнергии с участием всех типов когенеративных энергоустановок и электростанций независимо от величины их установленной мощности, организационно-правовой формы и собственности с учетом особенностей их участия на рынках теплоэнергии в городах и ценообразования на электроэнергию и тепло при комбинированном их производстве с механизмами участия активного потребителя на территориях субъектов РФ.7
3 В перечень функций КЦ ИЭСР предлагается включить функции координации работ по перспективному планированию и проектированию развития электроэнергетических систем и систем теплоснабжения, что, во-первых, учитывает предложение о создании специального центра компетенций для организации перспективного планирования развития ЕЭС и, во-вторых, совмещение функций перспективного планирования развития с функциями координации работ по реализации национального проекта ИЭСР представляется эффективным решением. Рационально рассмотреть создание отраслевого Министерства электроэнергетики и теплоснабжения, что для нашей страны представляется очень эффективным решением, так как позволит снять практически все вопросы мониторинга и согласования, а также реализовать административный ресурс по координации реализации национального проекта ИЭСР.
4 Реализация такой программы обновления основных производственных фондов в энергетике с учетом пересмотра инвестиционных программ электросетевых компаний позволит снизить цены (тарифы) для конечных потребителей энергии на 25-30%, или не повышать их в течение пяти лет. Сэкономленные финансовые средства можно было бы централизовать в специальном внебюджетном фонде поддержки реализации проекта национальной программы ИЭСР. Но если Правительство РФ не готово пойти на такой радикальный шаг, то можно предложить другой путь использования накопившихся резервов в электроэнергетике - на ближайшие 5-7 лет ввести механизм энергетического стимулирования развития промышленного и сельскохозяйственного производства за счет установления льготных цен (тарифов) на энергоресурсы на новые и приростные объемы производства, то есть устанавливать так называемые цены (тарифы) экономического роста - не выше 25% от обычно применяемых значений. Для этого достаточно внести поправку в основы ценообразования на электроэнергию [5].
5 Программа разрабатывается в рамках полномочий субъектов РФ и муниципальных образований, и представляется в Правительство РФ Минэнерго РФ и КЦ ИЭСР для утверждения.
6 Реализация программ обновления основных производственных фондов согласно предложений по вышеизложенным пп. 2 и 3 должна по своим результатам привести к относительному снижению цен (тарифов) на энергоресурсы для потребителей и предлагаемый целевой сбор не должен приводить к повышению стоимости используемой энергии потребителями. Величина такого сбора должна уточняться каждый год в рамках бюджетного регламента.
7 Это ключевое мероприятие повышения конкурентной эффективности торгово-экономических отношений активного потребителя, существующих ТЭЦ, блок-станций промышленных предприятий и появляющихся разного типа генераций как между собой, так и с поставками на региональные рынки электроэнергии с ОРЭМа.
7. Принять поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике», разрешающей всем типам ТЭЦ независимо от их установленной мощности и форм собственности работать в качестве субъектов на конкурентном региональном рынке электроэнергии и мощности с учетом:
а) работы на рынках теплоэнергии в городах;
б) особенностей ценообразования на электроэнергию и тепло при их комбинированном производстве;
в) возможности их участия в качестве субъектов ОРЭМ на рынке системных услуг, предоставляя для системного использования свои недогруженные по теплу конденсационные мощности (хвосты).
Внести соответствующие поправки в положение об ОРЭМ.
8. Разработать положение об активном потребителе электроэнергии (для всех типов потребителей) на розничном рынке электроэнергии с полным набором оснащения его системами измерений, учета электропотребления и передачи информации на системные центры ее обработки, взаимодействия систем регулирования режимов работы энергосистем и электрических систем внешнего электроснабжения потребителя, обеспечения системных центров питания потребителей программными продуктами взаимодействия алгоритмов системной автоматики и АСУТП потребителя с возможностью для него ценозависимого управления спросом на электроэнергию, а также обеспечением возможности для потребителя участвовать в регулировании показателей качества электроэнергии.
В составе проекта Положения в качестве приложения к нему должен быть согласованный перечень пилотных проектов для отработки окончательных нормативных документов.
9. Разработать положение о формировании источников финансирования объектов капитального строительства в электросетевом комплексе Российской Федерации исходя из следующих принципиальных положений:
9.1. Инвестиционные программы в электроэнергетике должны формироваться отдельно для уже созданных и эксплуатируемых производственных фондов с учетом строительства новых объектов для замещения выбывающих из баланса энергообъектов и отдельно для строи-
тельства новых энергобъектов в целях энергообеспечения прироста спроса на энергоресурсы новыми энергетическими нагрузками. Для указанных инвестиционных программ должны по-разному формироваться источники финансирования. В первом случае инвестиционная программа должна финансироваться за счет цен (тарифов) на электроэнергию, а для другой инвестиционной программы необходимо привлечение средств с рынка капиталов.
9.2. Инвестиционные программы развития ЕЭС России должны разрабатываться в рамках долгосрочного стратегического планирования и энергетической политики государства по оптимизации ТЭБа страны с учетом условий евразийской экономической интеграции на принципах проектного финансирования.
9.3. В распределительном электросетевом комплексе страны целесообразно инвестиционные программы формировать отдельно:
а) для повышения эффективности уже функционирующих систем внешнего энергоснабжения реализацией имеющихся резервов в электросетевом комплексе для льготного доступа к сетям новых потребителей, с включением соответствующих капвложений в тариф на транспорт электроэнергии (мощности);
б) для развития электросетевого комплекса на уровне МРСК и субъектов РФ в целях обеспечения доступа новых энергопотребителей к сетям энергосистем за счет привлечения средств самих потребителей с обеспечением их прав и экономических интересов как инвесторов. Акционерная форма хозяйствования и электросетевых компаний и энергопотребителей позволяет решить эту проблему на принципах инвестиционного доступа к сети в рамках действующего законодательства.
9.4. Поддержание мотивации субъектов электроэнергетического комплекса к развитию своего профильного бизнеса с учетом тенденций укрепляющегося мирового тренда на развитие малой и средней по мощности когенерации различного типа, включая ВИЭ, должно быть в центре энергетической политики государства. Необходимо снять противоречия между энергокомпаниями сложившейся системной энергетики и промышленными предприятиями по строительству собственной генерации, мотивируя
их к участию в строительстве когенеративных электростанций для промышленных предприятий за их счет, или с участием собственных средств, с использованием механизмов лизинга, долевого участия с последующей эксплуатацией этих блок-электростанций на условиях аутсорсинга. Возможны варианты финансовых схем энергосервисных контрактов. Но для того чтобы такого рода финансовые схемы были интересны для системных энергокомпаний, должен быть очень четкий критерий отказа от оплаты энергокомпаниям содержания не прошедших конкурсный отбор устаревших энергетических мощностей.
9.5. Для оптимизации развития электросетевого комплекса, кроме мер предусмотренных в утвержденной Стратегии электросетевого комплекса РФ, целесообразно снять законодательный запрет для электросетевых компаний иметь на своем балансе электростанции так называемой распределенной генерации, что позволит в ряде случаев существенно повысить надежность электроснабжения потребителей, отказаться от строительства дорогостоящих ЛЭП и ПС, повысить качество электроэнергии в центрах питания и снизить потери в электрических сетях. В этом случае электросетевые кампании могли
бы принять участие в развитии промышленной, коммунальной и сельскохозяйственной энергетики, конкурируя с системными энергокомпаниями в этой сфере.
9.6. Представляется особо важным мероприятием при любом варианте реализации ИЭСР - безотлагательно организовать переподготовки ведущих энергетических кадров промышленных предприятий, чтобы как можно быстрее поставить все вопросы активизации потребителей на рынках электроэнергии на нормальную научно-практическую основу. Для этих целей необходимо повышение квалификации специалистов-энергетиков промышленных предприятий проводить совместно со специалистами электросетевых компаний по одной и той же программе.
9.7. Основным механизмом реализации положений Национального проекта ИЭСР должны стать договора между государством и бизнесом, в которых государство берет на себя создание системы максимального благоприятствования, а бизнес - обязательства по обеспечению и достижению заданий программы и целевых ее критериев в заданные сроки со взаимной ответственностью за неисполнение своих обязательств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кутовой Г.П. Становление форм и методов государственного регулирования электроэнергетики в ходе реформ экономических отношений и приватизации. Аналитический обзор / прил. к журналу «Энергетик», М., № 12, 2015.
2. Бердников Р.Н., Дементьев Ю.А., Моржин Ю.И., Шакарян Ю.Г. Концепция интеллектуальной энергетической системы России //Энергия единой сети, № 4, 2012.
3. Основные положения концепции реализации национального проекта интеллектуальной энергетической системы России. Минэнерго России / НИИ, РЭА, ИНЭИ РАН, М. 2016.
4. Совершенствование системы перспективного планирования в электроэнергетике. Минэнерго России (ДРЭ), М. 2016.
5. Постановление Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 ««О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Поступила в редакцию 16.03.2017 г.
G.P. Kutovoy8
ON THE AIMS AND OBJECTIVES OF FURTHER REFORMS IN ELECTRIC POWER INDUSTRY AND ELECTRICITY PRICING FOR REAL ECONOMY CONSUMERS
The paper considers the key problems of Russian electric power industry and market performance, primary aims and objectives of industry reforms at the current and future stages of development to ultimately reduce electricity tariffs for consumers. The main provisions of the developed Concept of Russian Smart Grid are specified.
Key words: electric power industry, reform, electricity pricing, Russian Smart Grid (RSG).
8 Georgy P. Kutovoy - Academic Director of the Center of Economic Management Methods in Power Engineering at the Corporate Education and Research Center of the Unified Energy System, Doctor of Economy, PhD in Engineering, Academician of the RANS (Russian Academy of Natural Sciences), Full Professor, e-mail: GKutovoy@inbox.ru