Научная статья на тему 'О целесообразности введения курортного сбора в России'

О целесообразности введения курортного сбора в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
42
Поделиться
Ключевые слова
курортный сбор / налог / санаторно-курортный комплекс / туристско-рекреационная отрасль / resort gathering / tax / a sanatorium complex / a tourist and recreational branch.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уберия А. Р.

Автор определяет целесообразность введения курортного сбора на территории РФ, а также рассматривает его историческую составляющую и опыт предшествующих лет

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уберия А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author determines the expediency of introducing a resort fee on the territory of the Russian Federation, and also considers its historical component and the experience of previous years

Текст научной работы на тему «О целесообразности введения курортного сбора в России»

Проанализировав опыт антикоррупционной деятельности Республики Сингапур, можно выявить следующие основные принципы:

- искренность ориентирования на снижение уровня коррупции;

- обеспечение всестороннего подхода;

- регулярное просматривание принятых процедур для выявления ненадежных звеньев.

В завершении можно утверждать, что только при помощи модернизации законодательства, жесткой управленческой «руки» и взращивание в гражданах непримиримости к любым проявлениям это зла Россия сможет бороться с коррупцией.

Список использованных источников:

1. Индекс восприятия коррупции-2016: положение России не изменилось // Трансперенси Интернешнл Россия // [Электронный ресурс]. URL: http://transparency.org.ru/researcMndeks-vospriyatiya-kormptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-

izmenilos. html ?sphrase_id=420

2. Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ // Российская газета. - 2013. - №7.- С.23-25.

3. Quah, Jon S.T. Combating Corruption in Singapore: What Can Be Learned? Journal of Contingencies and Crisis Management, — 2001. Vol. 9, № 1. — P.29-35.

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА

В РОССИИ

Уберия А.Р.,

Студент 1 курса бакалавриата, направление Бизнес-информатика, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиала, , г .Краснодар

Научный руководитель: Берлин С.И.,

д.э.н., профессор, заместитель по научной работе, профессор

кафедры «Экономика и финансы» Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, г. Краснодар Аннотация: Автор определяет целесообразность введения курортного сбора на территории РФ, а также рассматривает его историческую составляющую и опыт предшествующих лет.

Ключевые слова: курортный сбор, налог, санаторно-курортный комплекс, туристско-рекреационная отрасль.

Summary: The author determines the expediency of introducing a resort fee on the territory of the Russian Federation, and also considers its historical component and the experience of previous years.

Keywords: resort gathering, tax, a sanatorium complex, a tourist and recreational branch.

26 августа 2016 года было проведено заседание президиума Государственного совета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации. Одной из утвержденных В.В.Путиным мер [1] по итогам заседания является введение курортного сбора. Курортный сбор-это разновидность налога, уплачиваемого физическими лицами, прибывающими в курортную местность. Соответствующие нормативные акты должны устанавливать размер ставки, порядок уплаты и льготы по уплате курортного сбора. На данный момент концепция законопроекта предусматривает посуточное взимание сбора, сумму которого будут устанавливать власти субъектов РФ (не более 100-150 рублей в сутки).

Курортный сбор изначально планировалось ввести в пяти регионах, пользующихся наибольшим спросом у туристов - Краснодарский край, Алтайский край, Ставропольский край, Крым и Севастополь, но в свете последних событий, курортный сбор будет введен только в четырех регионах вследствие отказа Севастополя. Далее при успешном действии закона курортный сбор распространится на территорию всей страны. Срок проведения эксперимента - 2018-2022 годы. От уплаты данного налога будут освобождены дети, не достигшие 18 лет, ветераны, герои СССР или России, инвалиды и сопровождающие их лица, граждане, проживающие на данной территории, а также прибывшие учиться или работать, пострадавшим от радиации, больные туберкулёзом и тд.

Деньги от курортного сбора планируется направить на развитие санаторно-курортного комплекса России, рекламу рекреационных территорий, привлечение инвестиций, природоохранные мероприятия, то есть на повышение уровня комфортности пребывания отдыхающих. Курортная инфраструктура в России, несомненно, требует кардинального улучшения качества сервиса, благоустройство гостиниц и санаториев, ремонт дорог, увеличение территорий для отдыха и др. Прежде всего, с целью повышения конкурентоспособности с мировыми и европейскими курортами.

Но введение курортного сбора может привести к неоднозначным последствиям для туристско-рекреационной отрасли России. Рассмотрим отрицательные стороны данного действия.

В первую очередь сбор приведет, естественно, к увеличению стоимости путевок и проживания во всех категориях средств размещения. У одних лиц подорожание отдыха может не вызвать затруднений, но на граждан с более низким уровнем дохода окажет существенное влияние. Люди с ограниченными финансовыми средствами могут потерять возможность отдыха, лечения, профилактики и тд. Граждане уже предпочитают отдых за границей отдыху на нашем черноморском побережье, так как стоимость отдыха в России уже дороже, чем отдых на некоторых заморских курортах. «На фоне того, что зарубежные курорты активно применяют практику введения льгот и бонусов для российских

туристов, мы, напротив, вводим дополнительные сборы» - отметил на заседании Виталий Мутко, вице-премьер РФ. Примером может служить вновь налаживающиеся отношения между Россией и Турцией, где последняя из них привлекает туристов бюджетными ассигнованиями в отрасль туризма, снижением налога на прибыль средств размещения и, соответственно, снижением цен и улучшением сервиса, когда Россия существенно в этом отстает. Курортный сбор также будет распространяться и на иностранных туристов, став для них дополнительным бременем и оттолкнув от российских курортов, что окажет негативное влияние на репутацию России в туристическом направлении. Все названные факторы приведут к снижению конкурентоспособности российского санаторно-курортного и туристского комплексов как на отечественном, так и на международном рынках туристско-рекреационных услуг [2].

Также нельзя не упомянуть о такой насущной проблеме как коррупция различных уровней. Так как курортный сбор имеет налоговую природу, то всегда найдутся физические и юридические лица, которые предпримут попытку от него уклониться, а это повлечет за собой коррупционные процессы и незаконное предпринимательство туристско-рекреационного бизнеса. В РФ известно немало опытов создания различных фондов, которые повлекли за собой правонарушения и убытки.

При разработке методов взимания курортного сбора непосредственно встает вопрос - как собирать курортный сбор с частного сектора? Большинство граждан РФ, прибывающих на территорию курорта, останавливаются в домах/квартирах частных владельцев. Для их контроля потребуется наем множества лиц, что повлечет затраты определенных размеров. Со стороны владельцев же начнутся обманы (приехал родственник и тд.). Вопрос о регулировании этой проблеме с трудом поддается решению.

Следует отметить, что идея введения курортного сбора в России отнюдь не нова, данный опыт имеет достаточно большую историю. Закон «О курортном сборе с физических лиц»[3] действовал с 1991 по 2004 год и его размер рассчитывался как 5% от МРОТ. Закон был отменен по причине его неэффективности - поступления он обеспечивал весьма незначительные и они практически полностью шли на его же содержание. Позже об этом заговорили в 2011 году, но экономисты опасались, что доход от этого сбора будет минимален, но вызовет множество затруднений. В следующий раз вопрос о курортном налоге поднял в 2014 году Дмитрий Медведев, но министерства его не поддержали, так как пришли к выводу, что его администрирование выйдет гораздо дороже, чем доход, который он может принести. Так чем же отличается нынешняя ситуация?

Если курортный сбор будет введен в РФ, то потребуются большие затраты на его администрирование, так как для функционирования фонда

требуются изменения в компьютерной программе 1С, наём дополнительных сотрудников и др. (расчеты представлены в табл.1)._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование Расходы в месяц(руб.) Расходы в год(руб.)

Директор фонда 40 000 480 000

Заместитель директора 35 000 420 000

Главный бухгалтер 35 000 420 000

Секретарь 20 000 240 000

Специалист №1 20 000 240 000

Специалист №2 20 000 240 000

Итого: 2 040 000

Внесение изменений в 1С 10 000 000

Итого: 12 040 000

Помимо этого, введение курортного сбора потребует изменения во многих законодательных актах: Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Гражданский Кодекс, ФЗ «Об обязательном социальном страховании...» и

др.

Граждане свое мнение относительно введения налога уже выразили, пройдя голосование на сайте «РГ» (Российская Газета). 93% участников опроса высказались против данного сбора, 2% воздержались, и только 5% готовы заплатить курортный сбор. Результаты говорят сами за себя.

В заключение, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что введение курортного сбора на территории РФ будет нецелесообразно и малоэффективно. Он принесет довольно малую сумму в бюджеты поселений, но снизит конкурентоспособность российского туристско-рекреационного комплекса, усугубит отток туристов от российских курортов, даст возможность для новых правонарушений и потребует большие денежные средства на его администрирование.

Список использованных источников:

1. Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов // [Электронный ресурс] URL http://kremlin.ru/ Дата обращения: 01.04.2017 19:00.

2. О курортном сборе с физических лиц: Закон РСФСР от 12 января 1991 г. №2018-1 // Консультант Плюс.

3. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 82-95.